"Части речи" открытый урок по русскому языку в 3 классе
"Части речи" открытый урок по русскому языку в 3 классе
Урок русского языка в 3 классе
Программа «Перспектива»
УМК .Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык
Тема: Части речи
Цель: систематизировать знания учащихся о частях речи
Планируемые результаты: учащиеся научатся представлять части речи как группы слов, каждая из которых строится на основе общности вопросов и значений; различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы
Просмотр содержимого документа
«"Части речи" открытый урок по русскому языку в 3 классе »
?
Урок русского языка в 3 классе
Программа «Перспектива»
УМК .Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык
Тема: Части речи
Цель: систематизировать знания учащихся о частях речи
Планируемые результаты: учащиеся научатся представлять части речи как группы слов, каждая из которых строится на основе общности вопросов и значений; различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы
Коммуникативные - составлять научные высказывания с опорой на алгоритм
соотносить мнение партнёра со своим,
высказывать свою оценку
Предметные умения -провести наблюдение над именем существительным, прилагательным, глаголом
учиться распределять по группам части речи на основе общности вопросов и значений
распознавать имена существительные, имена прилагательные , глаголы среди других частей речи;
развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся
Субъект- субъектный характер обучения на уроке: учитель выступает ни в роли наставника, а вместе с детьми ищет пути решения.
На уроке осуществлялся системно - деятельностный подход, это практикоориентированный урок-- развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности, обретение социального опыта. Если по прежним стандартам ученик знал что это такое, а теперь он должен знать, как это сделать. Акцент в обучении смещён на деятельность, умение переносить теоретические знания в практику.
Своей задачей на уроках сегодня я считаю воспитание творчески мыслящего, инициативного ученика.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения проблемы
Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные. В статье Морфологический разбор можно посмотреть многие дополнительные характеристики частей речи.
Самостоятельные части речи (включают слова, называющие предметы, их действия и различные признаки):
Имя существительное
Глагол
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Наречие
Причастие
Деепричастие
Слова категории состояния
Служебные части речи (не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними):
Предлог
Частицы
Союзы
Междометия, звукоподражательные слова.
Частицы – это служебные слова, которые придают смысловые или эмоциональные оттенки отдельным словам или предложениям: ни, не, -нибудь, -либо, -то
Союз – это неизменяемая служебная часть речи, служащая для соединения членов предложения
Предлог – это неизменяемая служебная часть речи, применяемая для соединения слов: к, в, с, из, на, у,
Какой алгоритм действий нужно выполнить, чтобы определить, какой частью речи является слово?
1.Задать вопрос
2.Что обозначает слово
3. Определить к какой части речи относится слово
1.Что обозначает 2.Отвечает на вопросы 3.Грамматические категории
На какие группы можно разделить всё многообразие слов, которые мы изучили?
Ход урока
Оборудование: мяч
Мотивация учения.
Дорогие ребята, я рада видеть вас на уроке русского языка и надеюсь, что каждый из вас будет внимателен, окажет поддержку и помощь друг другу.
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, учителя нашей школы. Давайте порадуем гостей хорошей работой.
Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей).
Гости к нам пришли не с пустыми руками, (пакеты -раздаю группам)
Разворачивают пакеты и раскладывают слова по группам ( существительные, прилагательные глаголы, предлоги, местоимения, частицы)
На какие группы вы разбили слова?
Какая тема урока?
Проблемный вопрос.
Как определить часть речи?
Что помогло вам разложить слова на группы?
Как вы смогли это сделать?
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 3) Думает, считает, ученик, знает.
Как вы находили лишнее слово?
Значит, следующий признак – это то, что обозначает слово?
Можно ли из данных слов составить словосочетания. Какие?
Холодная зима
Какое слово главное, почему?
Почему имя прилагательное имеет такое название?
А что если б не было имени прилагательного? ( читаем текст, дополняем именем прилагательным)
Для чего нужны разные части речи?
Игра в мяч (доскажи словечко)
Кудрявая, белоствольная (берёза)
Могучий, раскидистый (дуб)
Хитрая, рыжая (лиса)
Яркое, жгучее (солнце) – орфограммы какие в словах?
Узнай предмет по действию:
Бегает, прыгает, лает кто? (собака)
Прыгают, чирикают, дерутся кто? ( воробьи)
Свищет, дует, воет что? Ветер – орфограммы?
Как можно определить к какой части речи относится слово. Алгоритм :
1.Что обозначает слово 2.Отвечает на какие вопросы 3.Грамматические категории – это самостоятельные части речи (таблица)
Какой алгоритм действий нужно выполнить, чтобы определить, какой частью речи является слово?
1.Задать вопрос
2.Что обозначает слово
3. Определить к какой части речи относится слово
Все ли слова имеют общее основное значение ?
Ко всем словам можно задать вопрос?
Рефлексия
Опираясь на таблицу, закончи предложения.
Теперь я умею определять…
Я знаю, что в русском языке…
-Части речи работают в предложении ,каждая выполняет свою роль .И от этого наша речь становится грамотной, красивой.Я желаю вам быть всегда мудрыми и внимательными