Просмотр содержимого документа
«Буквы з и с на конце приставок»
Буквы З - С на конце приставок
Цели урока:
Познавательные: сообщить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
вспомнить навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память;
Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Тип урока - урок объяснения нового материала.
Методы и приёмы обучения - опрос, беседа, работа со схемой.
План урока
Организационный момент 1-2 мин.
Повторение пройденного на прошлых уроках 5-6 мин.
Подготовка к восприятию нового материала 5 мин.
Объяснение нового материала - 10 мин.
Закрепление нового материала - 15 мин.
Подведение итогов урока - 2-3 мин.
Домашнее задание - 2 мин.
Оценка работы учащихся - 2 мин.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята, садись. Отметим отсутствующих на уроке.
Сегодняшний урок мы начнем с повторения материала, пройденного на прошлых уроках. {Цель: проверить усвоение теоретического материала по теме «Морфемика". }
Ребята, посмотрите на доску. Мы будем вспоминать изученную теорию, отгадывая кроссворд. Если вы правильно ответите на все вопросы, по горизонтали получится слово! Я задаю вопрос, тот, кто знает ответ, поднимает руку и выходит к доске.
Вопросы:
1) часть изменяемого слова без окончания;
2) морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;
3)гласный, который в одной и той же морфеме в некоторых случаях отсутствует, т.е. чередуется с нулем звука.
4) морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов;
5)значимая часть слова, которая образует формы слова;
6) главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов;
7) при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют …
Сейчас записываем в тетрадях число, классная работа. Проведем небольшую орфографическую работу. Записываем под диктовку слова, один человек работает у доски. Выделяем приставки в словах.
{Цель: повторить сведения из фонетики о том, что в определённых позициях глухие согласные могут озвончаться, звонкие – оглушаться}.
Учитель:Как называется замена звонкого согласного звука парным ему глухим?
Ученик: Оглушение.
Учитель: Как называется замена глухого согласного звука парным ему звонким?
Ученик:Озвончение.
Игра. Устно. Замените начальный согласный парным ему глухим или звонким (по цепочке). {Цель: повторить парные звонкие и глухие согласные, развивать внимание, слуховую память}.
Дом - том, балка - палка, тело - дело, плеск - блеск, фляга - влага, кости-гости, год - кот, дрова - трава, почка-бочка, горка - корка, злой - слой, шалость - жалость, колос - голос, жар - шар, доска - тоска, точка - дочка.
Учитель: Итак, теперь мы можем перейти к изучению нового материала. Ребята, посмотрите на доску
Материал для наблюдения.
разрезать растаять
вздрогнуть всходить
бездонный бескрайний
Прочитайте слова.
Учитель:Есть ли в них приставки? Выделите их. Один человек выделяет у доски.
Сравните пары слов, записанных в разных столбиках. Чем отличаются в них приставки?
Ученик: В одном столбике приставки заканчиваются на з, а в другом - на с.
Учитель:Сравните произношение и написание конечной согласной в приставках. Определите, перед каким согласным стоит приставка?
Ученик: В первом столбике приставка стоит перед звонким согласным, а во втором - перед глухим.
Стихотворение
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, раз-, через-, из- и без-,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки - это непоседы.
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Наша с вами задача – определить: при каком условии в этих приставках пишется –З, а при каком условии –С.
Пробуем составить схему
РА РА
БЕ С + глух.согл. БЕ З + звон. согл.
И И
ВО ВО
растолкать разглядеть
бесшумный безжалостный
испечь издать
возгордиться воспротивиться
Учитель:Попробуем сделать вывод. Когда же в этих приставках пишется З, а когда С?
Ученик: В приставках, оканчивающихся на –З, -С, перед звонким согласными и гласными пишется –З, перед глухими согласными –С.
Учитель: Отличайте от слов с с- ( сбить, сдать, сгиб и т.д.) и слов, начинающихся с з ( здесь, здание, здоровье, и др. ) Сверим наш вывод с тем правилом, которое написано в учебнике.
Ученик читает вслух правило.
Стихотворение
Букву «С» в приставке пишем,
Коль за ней глухую слышим.
Букву «З» тогда напишем,
Если звонкую услышим.
Теперь потренируемся применять это правило на практике. Письменно в тетрадях, работаем по цепочке.
Упр.423 (стр.175) Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с (см.образец - орфограмма № 11).
Образец устного рассуждения. В слове бесшумный приставка бес- стоит перед буквой ш, которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква «эс».
Диктант на замену. Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным. {Цель: развивать умение осуществлять синонимическую замену существительного с предлогом прилагательным с применением знаний по изучаемой орфограмме}
.
Ночь без сна Бессонная ночь
Труд без пользы Бесполезный труд
Небо без звёзд Беззвёздное небо
Зима без снега Бесснежная зима
Мотор без шума Бесшумный мотор
Ребенок без забот Беззаботный ребенок
Дорога без конца Бесконечная дорога
Плач без звука Беззвучный плач
Распределительный диктант. Выпишите слова с приставками на з-, с- в два столбика.
{Цель: отрабатывать умение применять способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание}
1) Ласковым словом и камень ра…топишь.
2) Бе…донную бочку водой не наполнишь.
3) Кашу маслом (не)и…портишь.
4) Моря веслом (не)ра…плещешь.
5) Маленькое дело лучше большого бе…делья.
6) Огонь тушат пока (не)ра…горелся.
Творческая работа
Составить связный текст на тему: “В зимнем лесу”, используя слова и словосочетания: бесшумный, безоблачный, безжизненный, беззвучный, раздвинул кусты, разъярённый волк, избежать встречи, вскрикнуть от испуга.
ЛИБО
упр 427(стр.175)
Составьте предложения на тему «Урок русского языка», используя данные слова и словосочетания.
По ра..писанию, ра..дать тетради, ра..крыть, (с, з)тереть с доски, и..правление ошибок, ра..борчиво, в..помнить и ра..сказать, ра..смотреть таблицу, во..питывать внимание.
Подводим итог урока. Правописание каких согласных мы сегодня проходили? В какой морфеме? Что нужно сделать, чтобы определить какую букву писать?