Учебник: Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская, часть 2. М. «Просвещение». 2013.
Тип урока: изучение нового материала, постановка и решение учебных задач.
Общедидактические цели:
- формирование универсальных учебных действий,
- создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, индивидуальную, в парах).
Планируемые результаты:
личностные:
обеспечение значимости решения учебных задач, увязывание их с реальными жизненными ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
метапредметные:
регулятивные: составление плана последовательности действий, развитие мотивации к познавательной деятельности,
познавательные: развитие навыков морфемного разбора, умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание-рассуждение в устной и письменной форме, развитие культуры правильной речи;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборке информации, формирование навыков работы в парах, в группе.
Мультимедийное оборудование, презентация, учебник. музыка к динамической паузе, раздаточный материал, оценочные листы.Тема урока: «Буквы о – а в корне -лаг- -лож-»
Учебник: Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская, часть 2. М. «Просвещение». 2013.
Тип урока: изучение нового материала, постановка и решение учебных задач.
Общедидактические цели:
- формирование универсальных учебных действий,
- создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, индивидуальную, в парах).
Планируемые результаты:
личностные:
обеспечение значимости решения учебных задач, увязывание их с реальными жизненными ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
метапредметные:
регулятивные: составление плана последовательности действий, развитие мотивации к познавательной деятельности,
познавательные: развитие навыков морфемного разбора, умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание-рассуждение в устной и письменной форме, развитие культуры правильной речи;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборке информации, формирование навыков работы в парах, в группе.
Просмотр содержимого документа
«Буквы о – а в корне -лаг- - -лож-»
Учитель русского языка и литературы Мокрушина Елена Арташовна
Предмет: русский язык.
Класс: 5
Тема урока: «Буквы о – а в корне -лаг- - -лож-»
Учебник: Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская, часть 2. М. «Просвещение». 2013.
Тип урока: изучение нового материала, постановка и решение учебных задач.
Общедидактические цели:
- формирование универсальных учебных действий,
- создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, индивидуальную, в парах).
Планируемые результаты:
личностные:
обеспечение значимости решения учебных задач, увязывание их с реальными жизненными ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
метапредметные:
регулятивные: составление плана последовательности действий, развитие мотивации к познавательной деятельности,
познавательные: развитие навыков морфемного разбора, умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание-рассуждение в устной и письменной форме, развитие культуры правильной речи;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборке информации, формирование навыков работы в парах, в группе.
Мультимедийное оборудование, презентация, учебник. музыка к динамической паузе, раздаточный материал, оценочные листы.
Этап урока
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
Универсальные действия
Организационный момент.
Слайд: светлый пейзаж.
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания, эмоциональный настрой.
Весело звенит звонок,
Начинается урок.
Прогоните грусти тень
И ответьте: добрый день?
Запись (число, классная работа)
Отвечаем: добрый день,
Ведь учиться нам не лень.
Мотивация к познавательной и аналитической деятельности
Устное сообщение учителя. Определение целей и задач урока.
Слайд:
Повторение,
проверка,
изучение,
закрепление
- Для чего?
Включение в деловой ритм.
Знать, использовать при выполнении домашней работы.
Личностные : самоопределение;
регулятивные
целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Актуализация знаний.
Проверка выполнения домашнего задания.
Устанавливает правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания, выявляет и устраняет в ходе проверки обнаруженные пробелы.
Слайд: «выплывание» в соответствии с ответами.
Как определить условия написания приставок на з и с?
При написании какой приставки не действует это правило?
Как пишутся слова здесь, здание и здоровье?
По упр. 446.
- Доказать, что … текст.
- ..форма записи?
— Почему слова Алый Мак начинаются с прописных букв?
- Этот текст представляет собой сказку, рассказ, басню или притчу?
Диктант по упр. 440.
Слайд: правильный вариант.
Организует взаимопроверку, анализ ошибок и работу над ними.
Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
.
Аргументированно высказывают своё мнение.
Доказательство: это текст, потому что предложения связаны по смыслу и расположены в определенной последовательности, текст имеет тему (разговор девочек с Алым Маком) и идею, главную мысль (память о Великой Отечественной войне).
Диалог.
Слова Алый Мак начинаются с прописных букв, потому что в данном тексте это имя собственное.
Текст — притча, иносказательный рассказ.
+ - в оценочный лист.
Написание диктанта.
Взаимопроверка.
Выполняют работу над ошибками.
Вносят результат в оценочный лист.
Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
Лингвистическая разминка.
Задание. Замените существительные с предлогами прилагательными с приставками.
Человек без сердца, ночь без звёзд, работа без пользы, вещество без примесей, местность без воды, гласный без ударения, дорога без конца, положение без выхода, деспот без жалости.
— Можно ли сделать обратную замену (превратить прилагательные с приставками в существительные с предлогами) в следующих случаях? Почему? Безмятежная улыбка, безмолвное согласие, беспечный юноша.
Записывают полученный вариант словосочетаний, объясняя правописание изученной орфограммы.
Нельзя, лексическое значение слова мятеж не соответствует данному, во втором случае способ образования- приставочно-суффиксальный, в третьем – нет приставки.
Изучение темы урока.
(с учётом изучения материала в начальной школе)
Микроисследование №1.
Микроисследование №2.
Озвучивает тему и цель урока. Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.
- В течение нескольких уроков мы будем изучать варианты морфем в корне. Начнём с чередований букв о и а в корне –лаг- - -лож-. Понаблюдаем за изменением гласных в корне и сделаем вывод (раздаточный материал:
Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Слайд с поэтапным выведением материала (алгоритм)
- Попробуйте найти в орфографическом словаре слова на букву л с корнем -лаг- (имеются в виду слова с тем же значением корня, что мы рассматриваем).
Таких слов в словаре нет. Значит, слова с этим корнем существуют только с приставками.
Как правильно: ложить книгу – положить книгу? Покласть книгу – класть книгу?
Обратите внимание: есть слова положить, класть. Это так называемые супплетивные формы, т. е. образованные от разных корней, но имеющие одинаковое значение. Есть и другие слова с супплетивными формами: человек — люди, ребёнок — дети, я — мне, он — ему.
Вывод: Гласные корней всех слов, кроме глагола предположим и прилагательного предложный, безударные. После корня -лож- стоят разные буквы: е, и, н, после корня -лаг- — буква а.
Итак, в корне –лаг -лож- в безударном положении пишется а, если за корнем тоже стоит а; пишется о, если за корнем нет буквы а (суффикса а).
Значит, пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующимися гласными в корне нельзя.
Строят схему – алгоритм.
Делают запись
Положить книгу - класть книгу - супплетивные формы
Регулятивные : планирование, прогнозирование;
познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Сильные учащиеся – онлайн-тесты по теме (Интерактивные дидактические материалы». 5 класс. «Планета»)
Онлайн-тесты (по желанию)
// Деятельность учащихся-консультантов.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
Динамическая пауза.
Выборочный диктант.
Организует деятельность по применению новых знаний.
Слайд с поэтапным выведением материала (эталон)
Слово с изучаемой орфограммой: ложный, сложить, лагерь.
Слово с гласной а в корне: выложить, слагаемое, изложение.
Слово с гласной о в корне: Вагон, уложили, излагать.
Слово с чередующейся гласной в корне: троллейбус, маршрут, предполагали.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Сложить, слагаемое, уложили, предполагали.
Оценочный лист.
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения личностные : самоопределение
Творческая работа.
Слайд: светлый пейзаж (из первого этапа урока)
Описать пейзаж с использованием слов с изученной орфограммой.
Проверка выборочного диктанта.
Консультации и предложение выступить с лучшими работами.
Работа в парах и индивидуально (в зависимости от уверенности учащегося в успешности работы)
Слушают, комментируют, редактируют.
Подведение итогов
- Можно ли безударные гласные в корне -лаг лож- проверять ударением?
- Подведите итоги в оценочном листе.
Развёрнутые ответы.
Подводят итоги. Выставляют оценку.
Домашнее задание
Работа над ошибками в самостоятельной работе, словарик.