kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы о – а в корне -лаг- - -лож-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Буквы о – а в корне  -лаг- -лож-»

Учебник: Русский язык.  5 класс. Т.А. Ладыженская, часть 2. М. «Просвещение». 2013. 

Тип урока: изучение нового материала, постановка и решение учебных задач.

  Общедидактические цели:

    -  формирование универсальных учебных действий,

    - создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через разнообразные формы организации познавательной  деятельности (фронтальную, индивидуальную, в парах).

 Планируемые результаты:

   личностные:

обеспечение значимости решения учебных задач, увязывание их с реальными жизненными ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

   метапредметные:

   регулятивные:  составление плана последовательности действий, развитие мотивации  к познаватель­ной деятельности,

   познавательные:  развитие  навыков  морфемного разбора, умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание-рассуждение в устной и письменной форме, развитие культуры правильной речи;

   коммуникативные: инициативное сотрудничество в  поиске и сборке информации, формирование навыков работы в парах, в группе.

предметные:

учащиеся научатся правильно вы­членять корень  -лаг- -лож-; применять правило написания ва­риантов корня; строить рассуждение.

Мультимедийное оборудование, презентация, учебник. музыка к динамической паузе, раздаточный материал, оценочные листы.Тема урока: «Буквы о – а в корне  -лаг- -лож-»

Учебник: Русский язык.  5 класс. Т.А. Ладыженская, часть 2. М. «Просвещение». 2013. 

Тип урока: изучение нового материала, постановка и решение учебных задач.

  Общедидактические цели:

    -  формирование универсальных учебных действий,

    - создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через разнообразные формы организации познавательной  деятельности (фронтальную, индивидуальную, в парах).

 Планируемые результаты:

   личностные:

обеспечение значимости решения учебных задач, увязывание их с реальными жизненными ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

   метапредметные:

   регулятивные:  составление плана последовательности действий, развитие мотивации  к познаватель­ной деятельности,

   познавательные:  развитие  навыков  морфемного разбора, умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание-рассуждение в устной и письменной форме, развитие культуры правильной речи;

   коммуникативные: инициативное сотрудничество в  поиске и сборке информации, формирование навыков работы в парах, в группе.

предметные:

учащиеся научатся правильно вы­членять корень  -лаг- -лож-; применять правило написания ва­риантов корня; строить рассуждение.

Мультимедийное оборудование, презентация, учебник. музыка к динамической паузе, раздаточный материал, оценочные листы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы о – а в корне -лаг- - -лож-»

Учитель русского языка и литературы Мокрушина Елена Арташовна

Предмет: русский язык.

Класс: 5

Тема урока: «Буквы о – а в корне -лаг- - -лож-»

Учебник: Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская, часть 2. М. «Просвещение». 2013.

Тип урока: изучение нового материала, постановка и решение учебных задач.

Общедидактические цели:

- формирование универсальных учебных действий,

- создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через разнообразные формы организации познавательной деятельности (фронтальную, индивидуальную, в парах).

Планируемые результаты:

личностные:

обеспечение значимости решения учебных задач, увязывание их с реальными жизненными ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

метапредметные:

регулятивные: составление плана последовательности действий, развитие мотивации к познаватель­ной деятельности,

познавательные: развитие навыков морфемного разбора, умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание-рассуждение в устной и письменной форме, развитие культуры правильной речи;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборке информации, формирование навыков работы в парах, в группе.

предметные:

учащиеся научатся правильно вы­членять корень -лаг- -лож-; применять правило написания ва­риантов корня; строить рассуждение.

Мультимедийное оборудование, презентация, учебник. музыка к динамической паузе, раздаточный материал, оценочные листы.


Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Организационный момент.

Слайд: светлый пейзаж.

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания, эмоциональный настрой.

Весело звенит звонок,

Начинается урок.

Прогоните грусти тень

И ответьте: добрый день?

Запись (число, классная работа)




Отвечаем: добрый день,

Ведь учиться нам не лень.


Мотивация к познавательной и аналитической деятельности

Устное   сообщение учителя.   Определение целей и задач урока.

Слайд:

Повторение,

проверка,

изучение,

закрепление

- Для чего?

Включение в деловой ритм.






Знать, использовать при выполнении домашней работы.

Личностные : самоопределение;

регулятивные 

целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний.

Проверка выполнения домашнего задания.


Устанавливает правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания, выявляет и устраняет в ходе проверки обнаруженные пробелы.

Слайд: «выплывание» в соответствии с ответами.


Как определить условия написания приставок на з и с?

При написании какой приставки не действует это правило?

Как пишутся слова здесь, здание и здоровье?

По упр. 446.

- Доказать, что … текст.

- ..форма записи?


— Почему слова Алый Мак начинаются с прописных букв?




- Этот текст представляет собой сказку, рассказ, басню или притчу?




Диктант по упр. 440.


Слайд: правильный вариант.

Организует взаимопроверку, анализ ошибок и работу над ними.





Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

.

Аргументированно высказывают своё мнение.

Доказательство: это текст, потому что предложения связаны по смыслу и расположены в определенной последовательности, текст имеет тему (разговор девочек с Алым Маком) и идею, глав­ную мысль (память о Великой Отечественной войне).

Диалог.

Слова Алый Мак начинаются с прописных букв, потому что в данном тексте это имя собственное.

Текст — притча, иносказа­тельный рассказ.


+ - в оценочный лист.


Написание диктанта.



Взаимопроверка.

Выполняют работу над ошибками.

Вносят результат в оценочный лист.

Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков


Лингвистическая разминка.



Задание. Замените существительные с предлогами прилага­тельными с приставками.

Человек без сердца, ночь без звёзд, работа без пользы, вещество без примесей, местность без воды, гласный без ударения, дорога без конца, положение без выхода, деспот без жалости.

— Можно ли сделать обратную замену (превратить прилага­тельные с приставками в существительные с предлогами) в следующих случаях? Почему? Безмятежная улыбка, безмолвное согласие, беспечный юноша.

Записывают полученный вариант словосочетаний, объясняя правописание изученной орфограммы.

Бессердечный человек, беззвёздная ночь, бесполезная работа, беспримесное вещество, безводная местность, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, безжалостный деспот.


Выполняют словообразовательный анализ.

Нельзя, лексическое значение слова мятеж не соответствует данному, во втором случае способ образования- приставочно-суффиксальный, в третьем – нет приставки.


Изучение темы урока.

(с учётом изучения материала в начальной школе)




Микроисследование №1.

































Микроисследование №2.



Озвучивает тему и цель урока. Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

- В течение нескольких уроков мы будем изучать вариан­ты морфем в корне. Начнём с чередований букв о и а в кор­не –лаг- - -лож-. Понаблюдаем за изменением гласных в корне и сделаем вывод (раздаточный материал:


прилагательное, выложить, положение, полагаться, положить, зало­жить, предполагать, слагаемое, предположим).

Составьте план действий проведения наблюдений.

Прилагательное, выложить, положение, полагаться, положить, зало­жить, предполагать, слагаемое, предположим, предложный, изложение.


Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации.















Слайд с поэтапным выведением материала (алгоритм)



- Попробуйте найти в орфографическом словаре слова на букву л с корнем -лаг- (имеются в виду слова с тем же значением корня, что мы рассматриваем).

Таких слов в словаре нет. Значит, слова с этим корнем сущест­вуют только с приставками.

Как правильно: ложить книгу – положить книгу? Покласть книгу – класть книгу?

Обратите внимание: есть слова положить, класть. Это так называемые супплетивные фор­мы, т. е. образованные от разных корней, но имеющие одинаковое значение. Есть и другие слова с супплетивными формами: чело­век — люди, ребёнок — дети, я — мне, он — ему.

В парах.

Составляют план действий.

Прочитать.

Расписать в группы по вариантам морфем.

Проследить зависимость.


Выявляют закономерность, определяют алгоритм объяснения написания чередующихся гласных.

1)Прилагательное, полагаться, предполагать, слагаемое,

2) выложить, положение, положить, зало­жить, предположим, предложный, изложение.

+ или – в оценочный лист.

Вывод: Гласные корней всех слов, кроме глагола предположим и прилагательного предложный, безударные. После корня -лож- стоят разные буквы: е, и, н, после корня -лаг- — буква а.

Итак, в корне –лаг -лож- в безударном положении пишет­ся а, если за корнем тоже стоит а; пишется о, если за корнем нет буквы а (суффикса а).

Значит, пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующимися гласными в корне нельзя.

Строят схему – алгоритм.

Делают запись




Положить книгу - класть книгу - супплетивные фор­мы



Регулятивные : планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации



Закрепление изученного.














Работа с учебником.









Установление осознанности ситуации.

Регулирование правильности построения высказываний учащихся.













Упр. 447 — комментированное письмо.






Упр. 448.

Деятельность консультанта//


Чтение правила (§ 84, с. 32—33).


Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

12 слов


Ответ. Сочетания слов:

возложить венок, предложить по­мощь, проложить путь.


Оценочный лист.




Сильные учащиеся – онлайн-тесты по теме (Интерактивные дидактические материалы». 5 класс. «Планета»)



Онлайн-тесты (по желанию)

// Деятельность учащихся-консультантов.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Динамическая пауза.




Выборочный диктант.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Слайд с поэтапным выведением материала (эталон)

Слово с изучаемой орфограммой: ложный, сложить, лагерь.

Слово с гласной а в корне: выложить, слагаемое, изложение.

Слово с гласной о в корне: Вагон, уложили, излагать.

Слово с чередующейся гласной в корне: троллейбус, маршрут, предполагали.


Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Сложить, слагаемое, уложили, предполагали.


Оценочный лист.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения личностные : самоопределение

Творческая работа.

Слайд: светлый пейзаж (из первого этапа урока)

Описать пейзаж с использованием слов с изученной орфограммой.


Проверка выборочного диктанта.


Консультации и предложение выступить с лучшими работами.


Работа в парах и индивидуально (в зависимости от уверенности учащегося в успешности работы)



Слушают, комментируют, редактируют.

Подведение итогов


- Можно ли безударные гласные в корне -лаг лож- про­верять ударением?

- Подведите итоги в оценочном листе.


Развёрнутые ответы.


Подводят итоги. Выставляют оценку.


Домашнее задание



Работа над ошибками в самостоятельной работе, словарик.

§ 84, справочник. Упр. 449, по желанию – упр. 450 (редактировать рассказ).


Рефлексия.


Организует рефлексию.

Самый трудный этап урока?

Степень понимания материала?

Готовность к выполнению домашнего задания?


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Смайлики и устные высказывания.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование


Спасибо за работу. До встречи. Удачного продолжения дня.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буквы о – а в корне -лаг- - -лож-

Автор: Мокрушина Елена Рташовна

Дата: 06.12.2015

Номер свидетельства: 262657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Чередование а-о в корнях лаг- - лож- (конспект+интерактивная доска) "
    ["seo_title"] => string(72) "chieriedovaniie-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-konspiekt-intieraktivnaia-doska"
    ["file_id"] => string(6) "202274"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429202755"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по русскому языку по теме «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-bukvy-o-a-v-kornie-lag-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "107452"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403258117"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-""
    ["seo_title"] => string(30) "bukvy-o-a-v-korniakh-lagh-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "252230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447345572"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок русского языка в 5 классе "Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-bukvy-o-a-v-korniakh-lagh-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "252240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447347311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства