умение применять правило правописания гласных о, ё после шипящих в корне слова; получит возможность научиться подбирать примеры с орфограммой «Правописания гласных о, ё после шипящих в корне слова». | Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи; Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы. | Личностные УУД: Ценностное отношение к умению определять гласный после шипящего в корне слова. Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. |
Этап 1. Мотивация к деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Доброе приветствие. Оценка готовности к уроку -Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подарите друг другу лучик счастья, добра. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы добры, приветливы и ласковы. | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. | Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания | | -Уметь слушать собеседника (Коммуникативные УУД) -Мотивация учебной деятельности. (Личностные УУД) |
Этап 2. Учебно-познавательная деятельность(10 мин) Цель: -повторить сведения о правописании безударных гласных корня, проверяемых ударением и чередующихся гласных -формирование и развитие учебно-познавательного интереса к получению новых знаний. Создание проблемной ситуации: Цель: подвести детей к формулированию темы и постановка задач урока. | Задание 1 (на карточках) -У вас на столах лежат карточки с записанными на них словами. Все ли слова будут однокоренными? 1. Выросли, подрастать, оросили, росточек 2. Растение, растяпа, возраст, растительный 3. Роскошный, подросли, вырос, выращенный Задание 2 (тест в электронной презентации) Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-(-лож-); -рос-, -раст-, -ращ- Задание 3 Вставьте пропущенные буквы, обозначьте часть слова, в которой пропущена буква, объясните правописание. Как поняли задание, что получите в результате выполнения задания? Н-чной ш-пот б-жит в л-су ж-луди -Почему в словах желудь и шепот вы вставили разные буквы? - Почему? Ведь это орфограмма-гласная в корне слова? -Ребята, давайте точно определим, что мы можем сделать, а что нет. | Записывают в тетради ответы на задания Устное представление результатов Будут вставлены буквы, выделены морфемы, устно мы объясним, почему вставили эту букву Вписывают в карточку пропущенные буквы, объясняют правописание. -Можем проверить безударную гласную в корне слова, знаем правило. Не можем точно определить о или ё нужно писать в корне слова. | Работа в парах (друг другу проговаривают правило выбора) Индивидуальная работа Работа в группах Фронтальная работа | Установить, от чего зависит выбор гласной, распознать однокоренные слова, сформулировать правило о правописании чередующихся гласных о- а Создать ситуацию затруднения при выявлении затруднений (определении границы «знания-незнания) | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Познавательные УУД: Уметь находить нужную информацию, соотносить результат своей деятельности с образцом Регулятивные УУД: Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности анализировать собственную работу. |
Этап 3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность 1. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. 2. Решение учебной задачи(7 мин) Цель: направить на поиск гипотез решения проблемы 3. Первичное закрепление (Применение полученных знаний на практике)10 мин Цель: - Научиться применять знания на практике, обозначать орфограмму, отличать ее от других; | На слайде появляется список слов: желтый, шелк шорты, челн, черный…..и др. -Итак, мы не знаем как определить, какую букву о или ё писать в корне слова, под ударением, и обратите внимание на то, после каких звуков стоят о,ё Значит, какая перед нами стоит задача? Итак, наша учебная задача –научиться писать буквы о,ё после шипящих в корне слова. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. Задание «Давай подумаем» Языковой материал для наблюдения -Можно ли сказать, что под ударением звук о после шипящих всегда записывается одной и той же буквой. Задание Буквы е и о после шипящих в корне | Шелк – шелковистая | шов | Щеки – щека | капюшон | Шепот – шепчет | крыжовник | Желтый – желтеть | шорох | Шерстка – шерстяной | шорты | Работая в парах, попробуйте определить закономерность выбора буквы о или ё. Представление результатов. Организует обсуждение результатов. -Как можем проверить наши предположения? -Читайте, с. 112. -Наши предположения верны? Давайте определим, как мы будем действовать, выбирая для написания букву о или ё в словах: Ш-пот ж-луди Проверяем работу алгоритма. Ч-рный. -Итак, мы решили учебную задачу? Вы теперь знаете, какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, Что нужно сделать, чтобы определить, о или е? Упр.№ 313. -Прочитайте задание. -Что необходимо сделать? -Что получите в результате выполнения задания. -Какой шаг алгоритма уже сделан? Наблюдает, как учащиеся действуют по алгоритму.. Представьте результаты. Упр. №314 (с.112 учебник) -Прочитайте задание. -Как поняли задание? Что получите в результате выполнения задания Что получите в результате выполнения задания. Самопроверка по результату). | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Выяснить, «Открыть» способ определения гласной о-ё после шипящих в корне слова. («Я должен узнать какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, научиться определять какую букву писать….…»). -Нет. Может записываться буквой о и буквой ё Анализируют материал для наблюдений -1.Подбираем родственные слова, выделяем корень. 2.Орфограмма в корне после шипящего. 3Подбираем родственные слова и формы слова, где звук о не слышится. 4.Такое слово есть- пишу ё. 5.Такого слова нет- пишу о. -Да. -Да. Я узнал какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих… «Я умею…», «Я знаю как Воспроизводят алгоритм. Те, кто не запомнил, не может воспроизвести, читают алгоритм. Выполняют упр. №313. Представляют результаты с проговариванием алгоритма: шепот – шептать орфограмма в корне, После шипящего Есть слово, где звук о не слышится- шептать. Пишу ё. и т. д. -Запишем слова, вставим пропущенные буквы. Вспомним правила для написания слов. | Фронтальная работа Индивидуальная Работа в парах Работа в группах | Знать условия выбора букв о-ё после шипящих в корнях Уметь находить слова с данной орфограммой Уметь находить слова с изучаемой орфограммой, отличать их от слов с другими орфограммами, обозначать орфограмму на письме. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем . Регулятивные УУД). Уметь находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
Этап 4. Подведение итогов 3 мин. | -Какое возникло затруднение в начале урока? -О чем мы договаривались узнать на уроке, какие знания получить? -Чему научиться? -Какие знания получили? Чему научились? -Раньше об этом знали? -Умели? Вы стали грамотнее, чем раньше? Мы достигли цели урока? Получили запланированные результаты? -Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения? Вам понравилась исследовательская работа в группе, в паре? Чем? Грамотному человеку необходимы эти знания? Вам были необходимы эти знания? Какое значение имеют для вас полученные знания? | -Не знали какую букву о или ё вставить в слова. - Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, -Научились определять, какую букву, о или ё, писать в корне слова после шипящих -Нет. -Да, такие слова встречаются часто теперь мы знаем, как их писать. -Мы наблюдали за словами, сравнивали их, делали предположения, выводы, строили алгоритм деятельности, действовали по алгоритму, классифицировали слова. Ответы детей……. | | Умение обобщать информацию по теме. успешность применения правил, алгоритмов при решении орфографических задач. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). |