kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Буквы о, ё после шипящих в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Буквы о, ё после шипящих в корне", 5 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Буквы о, ё после шипящих в корне слова"»

Макрушина Ольга Юрьевна

Предмет: Русский язык

Класс: 5 класс

Тип урока: изучение нового материала


Технологическая карта урока по теме: «Буквы о, ё после шипящих в корне слова»


Предмет

Русский язык

Класс – 5

Тема

Буквы о, ё после шипящих в корне слова


Цель

Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по «открытию» способа определения написания гласных о, ё после шипящих в корне слова, на основе анализа и сравнения слов


Образовательные: Создать условия для понимания правописания букв о, ё после шипящих в корне слова. Совершенствовать умение объяснять написание слов с изученными ранее орфограммами.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие: Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.


Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

умение применять правило правописания гласных о, ё после шипящих в корне слова; получит возможность научиться подбирать примеры с орфограммой «Правописания гласных о, ё после шипящих в корне слова».


Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

Личностные УУД: Ценностное отношение к умению определять гласный после шипящего в корне слова. Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.


Методы обучения

Проблемно – диалогическое обучение, технология оценивания образовательных результатов.

Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания.

Формы организации деятельности учащихся


Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, работа в парах

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение


Ресурсы:

- основные


- дополнительные



. «Русский язык. 5 класс», М., «Дрофа»,


- карточки с заданиями к уроку, электронная презентация

Организационная структура урока

Этапы

Деятельность

учителя


Деятельность

учеников

Методы обучения / технологии обучения / формы организации деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Этап 1. Мотивация к деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


Доброе приветствие. Оценка готовности к уроку

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подарите друг другу лучик счастья, добра. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы добры, приветливы и ласковы.


Выполняют самооценку готовности по критериям:

правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.

Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания



-Уметь слушать собеседника

(Коммуникативные УУД)

-Мотивация учебной деятельности.

(Личностные УУД)



Этап 2. Учебно-познавательная деятельность(10 мин)


Цель:

-повторить сведения о правописании безударных гласных корня, проверяемых ударением и чередующихся гласных


-формирование и развитие учебно-познавательного интереса к получению новых знаний.

















Создание проблемной ситуации:

Цель: подвести детей к формулированию темы и постановка задач урока.






Задание 1 (на карточках)

-У вас на столах лежат карточки с записанными на них словами. Все ли слова будут однокоренными?

1. Выросли, подрастать, оросили, росточек

2. Растение, растяпа, возраст, растительный

3. Роскошный, подросли, вырос, выращенный

Задание 2 (тест в электронной презентации)

Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-(-лож-);

-рос-, -раст-, -ращ-


Задание 3

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте часть слова, в которой пропущена буква, объясните правописание.


Как поняли задание, что получите в результате выполнения задания?

Н-чной

ш-пот

б-жит

в л-су

ж-луди



-Почему в словах желудь и шепот вы вставили разные буквы?

- Почему? Ведь это орфограмма-гласная в корне слова?

-Ребята, давайте точно определим, что мы можем сделать, а что нет.







Записывают в тетради ответы на задания



Устное представление результатов














Будут вставлены буквы, выделены морфемы, устно мы объясним, почему вставили эту букву


Вписывают в карточку пропущенные буквы, объясняют правописание.










-Можем проверить безударную гласную в корне слова, знаем правило.

Не можем точно определить о или ё нужно писать в корне слова.



Работа в парах (друг другу проговаривают правило выбора)








Индивидуальная работа













Работа в группах












Фронтальная работа



Установить, от чего зависит выбор гласной, распознать однокоренные слова, сформулировать правило о правописании чередующихся гласных о- а















Создать ситуацию затруднения при выявлении затруднений (определении границы «знания-незнания)


Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.


Познавательные УУД:

Уметь находить нужную информацию, соотносить результат своей деятельности с образцом



Регулятивные УУД:

Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности анализировать собственную работу.




Этап 3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


1. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.













2. Решение учебной задачи(7 мин)


Цель: направить на поиск гипотез решения проблемы





















































3. Первичное закрепление

(Применение полученных знаний на практике)10 мин


Цель:

- Научиться применять знания на практике, обозначать орфограмму, отличать ее от других;







На слайде появляется список слов: желтый, шелк шорты, челн, черный…..и др.

-Итак, мы не знаем как определить, какую букву о или ё писать в корне слова, под ударением, и обратите внимание на то, после каких звуков стоят о,ё


Значит, какая перед нами стоит задача?


Итак, наша учебная задача –научиться писать буквы о,ё после шипящих в корне слова.


Организует формулирование темы урока учащимися.


Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.


Задание «Давай подумаем»

Языковой материал для наблюдения

-Можно ли сказать, что под ударением звук о после шипящих всегда записывается одной и той же буквой.




Задание

Буквы е и о после шипящих в корне

Шелк – шелковистая

шов

Щеки – щека

капюшон

Шепот – шепчет

крыжовник

Желтый – желтеть

шорох

Шерстка – шерстяной

шорты



Работая в парах, попробуйте определить закономерность выбора буквы о или ё.

Представление результатов.

Организует обсуждение результатов.


-Как можем проверить наши предположения?

-Читайте, с. 112.

-Наши предположения верны?

Давайте определим, как мы будем действовать, выбирая для написания букву о или ё в словах:

Ш-пот

ж-луди


Проверяем работу алгоритма.

Ч-рный.


-Итак, мы решили учебную задачу?

Вы теперь знаете, какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…,

Что нужно сделать, чтобы определить, о или е?




Упр.№ 313.

-Прочитайте задание.

-Что необходимо сделать?

-Что получите в результате выполнения задания.




-Какой шаг алгоритма уже сделан?

Наблюдает, как учащиеся действуют по алгоритму..

Представьте результаты.


Упр. №314 (с.112 учебник)

-Прочитайте задание.

-Как поняли задание?

Что получите в результате выполнения задания

Что получите в результате выполнения задания.

Самопроверка по результату).









С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.




Выяснить, «Открыть» способ определения гласной о-ё после шипящих в корне слова.

(«Я должен узнать какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, научиться определять какую букву писать….…»).







-Нет. Может записываться буквой о и буквой ё













Анализируют материал для наблюдений



















-1.Подбираем родственные слова, выделяем корень.

2.Орфограмма в корне после шипящего.

3Подбираем родственные слова и формы слова, где звук о не слышится.

4.Такое слово есть- пишу ё.

5.Такого слова нет- пишу о.

-Да.




-Да. Я узнал какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…

«Я умею…»,

«Я знаю как


Воспроизводят алгоритм.

Те, кто не запомнил, не может воспроизвести, читают алгоритм.


Выполняют упр. №313.

Представляют результаты с проговариванием алгоритма: шепот – шептать орфограмма в корне,

После шипящего

Есть слово, где звук о не слышится- шептать.

Пишу ё. и т. д.







-Запишем слова, вставим пропущенные буквы.

Вспомним правила для написания слов.









Фронтальная работа







Индивидуальная




































Работа в парах








































Работа в группах












Знать условия выбора букв о-ё после шипящих в корнях

Уметь находить слова с данной орфограммой









































































Уметь находить слова с изучаемой орфограммой, отличать их от слов с другими орфограммами, обозначать орфограмму на письме.


Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем . Регулятивные УУД).










Уметь находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).


Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).


Этап 3.

Контроль и оценка результатов деятельности


3 мин.

Просит учащихся оценить свою работу






Самооценка: учащиеся ставят себе оценку, пишут ключевую фразу или предложение, которое бы отражало их настроение на уроке и их знания по данной теме.

Индивидуальная


Коммуникативные УУД:

*уметь отвечать на вопросы учителя в письменной форме,

*слышать и понимать речь других.


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Этап 4. Подведение итогов


3 мин.

-Какое возникло затруднение в начале урока?

-О чем мы договаривались узнать на уроке, какие знания получить?

-Чему научиться?

-Какие знания получили? Чему научились?



-Раньше об этом знали?

-Умели? Вы стали грамотнее, чем раньше?

Мы достигли цели урока? Получили запланированные результаты?

-Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?

Вам понравилась исследовательская работа в группе, в паре? Чем?

Грамотному человеку необходимы эти знания? Вам были необходимы эти знания? Какое значение имеют для вас полученные знания?

-Не знали какую букву о или ё вставить в слова.

- Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…,


-Научились определять, какую букву, о или ё, писать в корне слова после шипящих


-Нет.

-Да, такие слова встречаются часто теперь мы знаем, как их писать.


-Мы наблюдали за словами, сравнивали их, делали предположения, выводы, строили алгоритм деятельности, действовали по алгоритму, классифицировали слова.

Ответы детей…….


Умение обобщать информацию по теме.



успешность

применения правил, алгоритмов при решении орфографических задач.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).


Этап 5. Информирование о домашнем задании


Рефлексия


2 мин.

П.39, упр. 316


Объясняет правила выполнения дом. задания, отвечает на вопросы




Задают вопросы по дом. заданию


Индивидуальная


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Буквы о, ё после шипящих в корне слова"

Автор: Макрушина Ольга Юрьевна

Дата: 03.12.2019

Номер свидетельства: 530003

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Гласные буквы после шипящих "
    ["seo_title"] => string(35) "glasnyie-bukvy-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "146417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419172414"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Презентация к уроку русского языка на тему"Написание букв о - ё в корне слова после шипящих. Речевые формы благодарности и ответные реплики на них".. "
    ["seo_title"] => string(169) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-na-tiemu-napisaniie-bukv-o-io-v-kornie-slova-poslie-shipiashchikh-riechievyie-formy-blaghodarnosti-i-otvietnyie-riepliki-na-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "179292"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424969357"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Буквы О и Е после шипящих в наречиях "
    ["seo_title"] => string(48) "bukvy-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-nariechiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "242155"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445409567"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок по теме "Буква О-Е после шипящих в наречиях" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-po-tiemie-bukva-o-ie-poslie-shipiashchikh-v-nariechiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "242160"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445410743"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства