kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Буквы о/е после шипящих в суффиксах существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Буквы о/е после шипящих в суффиксах существительных»

Форма занятия: урок изучения нового материала.

Оборудование:

      - карточки с дидактическим заданием;

      - сигнальные карточки;

      - таблица;

Цель:

Обучающая цель: познакомить с условием выбора гласных о/е после шипящих в суффиксах существительных, уметь находить орфограмму в слове, графически выделять, тренироваться в написании, учиться разграничивать орфограмму в разных морфемах;

           Развивающая цель: создание условий для развития памяти, внимания, логики  учащихся; умения классифицировать, обобщать;

Воспитывающая цель: воспитание любви к природе родного края.

1 этап:

     Начинаем урок с разминки. Запишите диктовку:

         1)Желудь, тяжелый, капюшон, четкий.

         2)Большой, птенцов, лучом, хорошего. 

   Подчеркните «четвертое лишнее». Объясните свой выбор.

- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

- В какой морфеме можно встретить орфограмму «О/Е после шипящих»?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Какую цель поставим перед собой, работая по теме?

2 этап:

- Слова, записанные на доске, запишите в столбик, сгруппировав.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Буквы о/е после шипящих в суффиксах существительных»»

«Буквы о/е после шипящих в суффиксах существительных»

Форма занятия: урок изучения нового материала.

Оборудование:

- карточки с дидактическим заданием;

- сигнальные карточки;

- таблица;

Цель:

Обучающая цель: познакомить с условием выбора гласных о/е после шипящих в суффиксах существительных, уметь находить орфограмму в слове, графически выделять, тренироваться в написании, учиться разграничивать орфограмму в разных морфемах;

Развивающая цель: создание условий для развития памяти, внимания, логики учащихся; умения классифицировать, обобщать;

Воспитывающая цель: воспитание любви к природе родного края.

1 этап:

Начинаем урок с разминки. Запишите диктовку:

1)Желудь, тяжелый, капюшон, четкий.

2)Большой, птенцов, лучом, хорошего.


Подчеркните «четвертое лишнее». Объясните свой выбор.


- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

- В какой морфеме можно встретить орфограмму «О/Е после шипящих»?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Какую цель поставим перед собой, работая по теме?


2 этап:

- Слова, записанные на доске, запишите в столбик, сгруппировав.


Дружок, ракушек, корешок, лужок, овражек, песочек.


- Исходя из темы урока, поясните, какие условия необходимо выделить графически? (шипящую, гласную после нее, морфему)

- Подумайте, при каком условии в суффиксах существительных после шипящих пишется О или Е?

- Сверьте свой вывод с правилом в учебнике (чтение правила вслух).

- От чего зависит написание гласной в суффиксе существительных после шипящей?

Анализ примеров в правиле.

- Обратите внимание на правильное графическое выделение орфограммы (обращение к форзацу в учебнике).

- Прокомментируйте написание гласных в примерах на доске (1-2 учащихся выходят к доске).


3 этап:

Но есть слова-исключения, в которых после шипящих в суффиксе под ударением пишется ё: СТАЖЁР, ДИРИЖЁР, ТРЕНАЖЁР (повесить таблицу).

- Каково лексическое значение этих слов?

- Составьте и запишите с данными словами словосочетания, укажите главное слово.

- Зачитайте словосочетания. Назовите их вид.


4 этап:

Значения суффиксов с гласными о/е после шипящих разнообразны. Познакомимся с некоторыми. Приготовьте сигнальные карточки. Работать с ними будем стоя. Так совместим получение знаний и физкультминутку. Устно объясняйте правописание гласной в суффиксе.

Образуйте от данных существительных однокоренные слова:


1) –ОК/ЕК: орех 2) –ОНОК: волк 3) –ОНОК-: река

пастух заяц шапка

старик медведь книга

- Каково значение суффиксов?

- Каким способом образованы существительные?

- Расскажите друг другу, когда после шипящих в суффиксе существительных пишутся гласные О/Е.


5 этап:

Начинаем работать в группах.

1 группа: Выполнить упражнение из учебника № 302 в соответствии с заданием.

2 группа:

  • Запишите фразеологизмы, обозначив орфограмму;

  • Пользуясь фразеологическим словарем, устно объясните их значения;

  • Составьте 2 сложных предложения, постройте схемы.


Бить ключ..м как Мамай прош..л

С чуж..го голоса много воды утеч..т

Денежный меш..к калач..м не заманишь

Извиваться уж..м от больш..го ума


3 группа: 4 группа:


Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Спишите, расставляя знаки препинания (3 группа-1абзац, 4 группа – 4 абзац).

Выделите орфограммы.



1)Осень славная пора.2)Беру рю..зак с поклаж..й и отправляюсь в лес за чудесами.3)Вот на тр..пинку выск..чил лягуш..нок а там м..лькнул еж..нок.4)В кустах зам..чаю суетливую белку.5)Быстро скач..т она делает прыж..к за прыжком.

6)Осень грибная пора.7)Под ногами борович..к.8)Я не сразу увидел его потому что к шляпке пр..лип ч..рный комоч..к грязи.9)Нагнулся ра..двинул траву и срезал целую семейку.10)Я сл..жил грибы в меш..к где уже лежали ж..луди.

11)По кольц..вой дороге возвр..щаюсь домой после праздника души.


  • Выполните тестовые задания:



Задания для 3 группы (1 абзац)

Задания для 4 группы (2 абзац)

  1. Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми.

1.Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми

2.Укажите номер и вид сложного предложения.

2. Укажите номера и вид сложных предложений.

  1. Постройте схему 1 предложения.

  1. Постройте схему 1 предложения.

  1. Укажите количество букв, звуков в словах: осень, славная

4. Укажите количество букв, звуков в словах: его, грибная


- Проверим тестовую работу (открыть внутреннюю доску);

- Если ваш ответ правильный, ставьте «+» напротив номера задания. Подсчитайте количество правильных ответов.


7 баллов – «5»,5-6 баллов – «4»,4 балла – «3»

- В соответствии с количеством полученных баллов поставьте отметку за работу. Поднимите руки, кто получил «3»? «4»? «5»?


6 этап:


- Послушаем отчет о работе ребят 2 группы.

- Выборочно проверим работу 1 группы (открыв учебники).

- Послушаем текст ребят 3-4 групп.


Работа со всем классом (на карточках напечатан текст).


- Какова тема текста?

- Зачитайте заголовки текста.

- Почему в тексте 3 абзаца?

- Как вы думаете, какое предложение абзаца определяет тему? Докажите, обратившись к тексту.

- Что еще можно увидеть в лесу?

- Предлагаю дома изложить свои наблюдения в мини-сочинении «Прогулка в лес», используя слова, над которыми работали в течение урока.


7 этап. Рефлексия.

Подведение итогов урока.


Д/з

  1. Учить правило

  2. Упр. 304


































3 группа: 4 группа:


Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Спишите, расставляя знаки препинания (3 группа-1абзац, 4 группа – 4 абзац).

Выделите орфограммы.



1)Осень славная пора.2)Беру рю..зак с поклаж..й и отправляюсь в лес за чудесами.3)Вот на тр..пинку выск..чил лягуш..нок а там м..лькнул еж..нок.4)В кустах зам..чаю суетливую белку.5)Быстро скач..т она делает прыж..к за прыжком.

6)Осень грибная пора.7)Под ногами борович..к.8)Я не сразу увидел его потому что к шляпке пр..лип ч..рный комоч..к грязи.9)Нагнулся ра..двинул траву и срезал целую семейку.10)Я сл..жил грибы в меш..к где уже лежали ж..луди.

11)По кольц..вой дороге возвр..щаюсь домой после праздника души.


  • Выполните тестовые задания:



Задания для 3 группы (1 абзац)

Задания для 4 группы (2 абзац)

  1. Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми.

1.Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми

2.Укажите номер и вид сложного предложения.

2. Укажите номера и вид сложных предложений.

  1. Постройте схему 1 предложения.

  1. Постройте схему 1 предложения.

  1. Укажите количество букв, звуков в словах: осень, славная

4. Укажите количество букв, звуков в словах: его, грибная






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Буквы о/е после шипящих в суффиксах существительных»

Автор: Андреева Наталия Александровна

Дата: 21.03.2022

Номер свидетельства: 602750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Гласные буквы после шипящих "
    ["seo_title"] => string(35) "glasnyie-bukvy-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "146417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419172414"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Буквы О и Е после шипящих в наречиях "
    ["seo_title"] => string(48) "bukvy-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-nariechiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "242155"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445409567"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок по теме "Буква О-Е после шипящих в наречиях" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-po-tiemie-bukva-o-ie-poslie-shipiashchikh-v-nariechiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "242160"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445410743"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему: " Гласные о и е после шипящих  в суффиксах существительных" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-glasnyie-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "182290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425487423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства