«Буквы о/е после шипящих в суффиксах существительных»
«Буквы о/е после шипящих в суффиксах существительных»
«Буквы о/е после шипящих в суффиксах существительных»
Форма занятия: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- карточки с дидактическим заданием;
- сигнальные карточки;
- таблица;
Цель:
Обучающая цель: познакомить с условием выбора гласных о/е после шипящих в суффиксах существительных, уметь находить орфограмму в слове, графически выделять, тренироваться в написании, учиться разграничивать орфограмму в разных морфемах;
Развивающая цель: создание условий для развития памяти, внимания, логики учащихся; умения классифицировать, обобщать;
Воспитывающая цель: воспитание любви к природе родного края.
1 этап:
Начинаем урок с разминки. Запишите диктовку:
1)Желудь, тяжелый, капюшон, четкий.
2)Большой, птенцов, лучом, хорошего.
Подчеркните «четвертое лишнее». Объясните свой выбор.
- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?
- В какой морфеме можно встретить орфограмму «О/Е после шипящих»?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Какую цель поставим перед собой, работая по теме?
2 этап:
- Слова, записанные на доске, запишите в столбик, сгруппировав.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Буквы о/е после шипящих в суффиксах существительных»»
«Буквы о/е после шипящих в суффиксах существительных»
Форма занятия: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- карточки с дидактическим заданием;
- сигнальные карточки;
- таблица;
Цель:
Обучающая цель: познакомить с условием выбора гласных о/е после шипящих в суффиксах существительных, уметь находить орфограмму в слове, графически выделять, тренироваться в написании, учиться разграничивать орфограмму в разных морфемах;
Развивающая цель: создание условий для развития памяти, внимания, логики учащихся; умения классифицировать, обобщать;
Воспитывающая цель: воспитание любви к природе родного края.
1 этап:
Начинаем урок с разминки. Запишите диктовку:
1)Желудь, тяжелый, капюшон, четкий.
2)Большой, птенцов, лучом, хорошего.
Подчеркните «четвертое лишнее». Объясните свой выбор.
- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?
- В какой морфеме можно встретить орфограмму «О/Е после шипящих»?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Какую цель поставим перед собой, работая по теме?
2 этап:
- Слова, записанные на доске, запишите в столбик, сгруппировав.
- Исходя из темы урока, поясните, какие условия необходимо выделить графически? (шипящую, гласную после нее, морфему)
- Подумайте, при каком условии в суффиксах существительных после шипящих пишется О или Е?
- Сверьте свой вывод с правилом в учебнике (чтение правила вслух).
- От чего зависит написание гласной в суффиксе существительных после шипящей?
Анализ примеров в правиле.
- Обратите внимание на правильное графическое выделение орфограммы (обращение к форзацу в учебнике).
- Прокомментируйте написание гласных в примерах на доске (1-2 учащихся выходят к доске).
3 этап:
Но есть слова-исключения, в которых после шипящих в суффиксе под ударением пишется ё: СТАЖЁР, ДИРИЖЁР, ТРЕНАЖЁР (повесить таблицу).
- Каково лексическое значение этих слов?
- Составьте и запишите с данными словами словосочетания, укажите главное слово.
- Зачитайте словосочетания. Назовите их вид.
4 этап:
Значения суффиксов с гласными о/е после шипящих разнообразны. Познакомимся с некоторыми. Приготовьте сигнальные карточки. Работать с ними будем стоя. Так совместим получение знаний и физкультминутку. Устно объясняйте правописание гласной в суффиксе.
Образуйте от данных существительных однокоренные слова:
1) –ОК/ЕК: орех 2) –ОНОК: волк 3) –ОНОК-: река
пастух заяц шапка
старик медведь книга
- Каково значение суффиксов?
- Каким способом образованы существительные?
- Расскажите друг другу, когда после шипящих в суффиксе существительных пишутся гласные О/Е.
5 этап:
Начинаем работать в группах.
1 группа: Выполнить упражнение из учебника № 302 в соответствии с заданием.
2 группа:
Запишите фразеологизмы, обозначив орфограмму;
Пользуясь фразеологическим словарем, устно объясните их значения;
Составьте 2 сложных предложения, постройте схемы.
Бить ключ..м как Мамай прош..л
С чуж..го голоса много воды утеч..т
Денежный меш..к калач..м не заманишь
Извиваться уж..м от больш..го ума
3 группа: 4 группа:
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Спишите, расставляя знаки препинания (3 группа-1абзац, 4 группа – 4 абзац).
Выделите орфограммы.
1)Осень славная пора.2)Беру рю..зак с поклаж..й и отправляюсь в лес за чудесами.3)Вот на тр..пинку выск..чил лягуш..нок а там м..лькнул еж..нок.4)В кустах зам..чаю суетливую белку.5)Быстро скач..т она делает прыж..к за прыжком.
6)Осень грибная пора.7)Под ногами борович..к.8)Я не сразу увидел его потому что к шляпке пр..лип ч..рный комоч..к грязи.9)Нагнулся ра..двинул траву и срезал целую семейку.10)Я сл..жил грибы в меш..к где уже лежали ж..луди.
11)По кольц..вой дороге возвр..щаюсь домой после праздника души.
Выполните тестовые задания:
Задания для 3 группы (1 абзац)
Задания для 4 группы (2 абзац)
Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми.
1.Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми
2.Укажите номер и вид сложного предложения.
2. Укажите номера и вид сложных предложений.
Постройте схему 1 предложения.
Постройте схему 1 предложения.
Укажите количество букв, звуков в словах: осень, славная
4. Укажите количество букв, звуков в словах: его, грибная
- Проверим тестовую работу (открыть внутреннюю доску);
- Если ваш ответ правильный, ставьте «+» напротив номера задания. Подсчитайте количество правильных ответов.
7 баллов – «5»,5-6 баллов – «4»,4 балла – «3»
- В соответствии с количеством полученных баллов поставьте отметку за работу. Поднимите руки, кто получил «3»? «4»? «5»?
6 этап:
- Послушаем отчет о работе ребят 2 группы.
- Выборочно проверим работу 1 группы (открыв учебники).
- Послушаем текст ребят 3-4 групп.
Работа со всем классом (на карточках напечатан текст).
- Какова тема текста?
- Зачитайте заголовки текста.
- Почему в тексте 3 абзаца?
- Как вы думаете, какое предложение абзаца определяет тему? Докажите, обратившись к тексту.
- Что еще можно увидеть в лесу?
- Предлагаю дома изложить свои наблюдения в мини-сочинении «Прогулка в лес», используя слова, над которыми работали в течение урока.
7 этап. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Д/з
Учить правило
Упр. 304
3 группа: 4 группа:
Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Спишите, расставляя знаки препинания (3 группа-1абзац, 4 группа – 4 абзац).
Выделите орфограммы.
1)Осень славная пора.2)Беру рю..зак с поклаж..й и отправляюсь в лес за чудесами.3)Вот на тр..пинку выск..чил лягуш..нок а там м..лькнул еж..нок.4)В кустах зам..чаю суетливую белку.5)Быстро скач..т она делает прыж..к за прыжком.
6)Осень грибная пора.7)Под ногами борович..к.8)Я не сразу увидел его потому что к шляпке пр..лип ч..рный комоч..к грязи.9)Нагнулся ра..двинул траву и срезал целую семейку.10)Я сл..жил грибы в меш..к где уже лежали ж..луди.
11)По кольц..вой дороге возвр..щаюсь домой после праздника души.
Выполните тестовые задания:
Задания для 3 группы (1 абзац)
Задания для 4 группы (2 абзац)
Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми.
1.Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми
2.Укажите номер и вид сложного предложения.
2. Укажите номера и вид сложных предложений.
Постройте схему 1 предложения.
Постройте схему 1 предложения.
Укажите количество букв, звуков в словах: осень, славная
4. Укажите количество букв, звуков в словах: его, грибная