Просмотр содержимого документа
«Буквы е-и в корнях с чередованием»
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас присутствуют гости, улыбнемся им. А теперь улыбнемся друг другу. Ну вот, теперь мы со всем легко справимся.
Учитель: А сейчас на уроке русского языка я предлагаю отправиться в путешествие. Но путешествие будет не не в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный мир русского языка. Мы отправляемся в одну из его частей – держим курс на территорию Морфемики. Хочу заметить, что за успешное выполнение заданий во время путешествия активные будут отмечаться звёздами-оценками.
Учитель:Какая морфема является “фундаментом” слова? (корень)
Ребята, внимание на экран !
2. Актуализация знаний
1. Фронтальная работа.
Учитель: Что изучает морфемика? ( Части слова)
Учитель:Какая морфема является “фундаментом” слова? (корень)
- От чего зависят условия выбора их написания? - 1)суффикс А, 2)последующие согласные Щ, СТ
3. Выявление места и причины затруднения
Учитель: Какие слова мы исключили? (Ученики: собирать, соберут)
Учитель: Запишите их в тетрадь. Выделим корень.
Ученики называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.
Учитель: Какая же гласная в корне этого слова? (Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.)
Учитель: Какое фонетическое явление мы наблюдаем?
Ученики: Чередование звуков Е-И.
Учитель: Что такое чередование звуков?
Ученики: Это замена одного звука другим.
Учитель: (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием, опознавать среди других слов с похожими орфограммами, употреблять в речи
Учитель: Сформулируем тему урока. Запишем в пропущенную строчку.
Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.
- Что мы должны сделать, чтобы научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием?
5. Реализация построенного проекта.
Создание проблемной ситуации.
Учитель:Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я
предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом в парах. Слова какой части речи вы видите на зелёных карточках № 1?
Ученики: Это глаголы.
Учитель: Определите их вид.
Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?
Учитель: Подберите к каждому глаголу видовую пару - глагол на розовой карточке № 2?
Запишите в тетрадь парами.
Проверьте . Оцените себя. Лист самооценки.
СЛАЙД № 8
РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ
РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ
ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ
ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ
ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ
РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ
ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ
Учитель:Выделим корни глаголов с чередованием.
СЛАЙД № 8
-ТЕР - -ТИР-
- БЕР- - БИР-
- ПЕР - -ПИР-
- ДЕР- -ДИР-
- МЕР- - МИР-
- СТЕЛ - - СТИЛ –
- ЖЕГ - - ЖИГ-
Учитель: Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!
Ученики (после обсуждения в группах): В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида и.
Учитель: Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи?
Определите части речи. Внимание на экран.
СЛАЙД № 9
ИЗБИРАТЕЛИ
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ
Учитель: Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?
Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.
Учитель:Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?
Ученики (читают правило): Правильный.
Учитель:Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?
Давайте выработаем алгоритм наших действий.
Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание
СЛАЙД № 10
Ученики зачитывают алгоритм, шаги появляются на слайде.
Выделяю в слове (корень).
Ставлю (ударение).
Нахожу (безударную гласную в корне).
Вспоминаю (корни с чередованием Е-И).
Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
Если (есть суффикс А, пишу И), если ( нет – Е).
Составление кластера
Правило ослика ИА
Есть А пиши И
Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?
Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет
графическое выделение
6. Физкультминутка
7. Первичное закрепление.
1. Учебник, стр. 113, упр. 648 Выборочное комментированное письмо
Ребята, на столах у вас лежат Листы самооценки .Оцените себя.
2) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону.
Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на слайде).
Слова читает учитель, дети подбирают варианты со СЛАЙДА № 10
СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ,УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.
СЛАЙДА № 10
ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ
БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ
УД_РАТЬ
ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ
Самопроверка по эталону на СЛАЙДЕ № 11
СЛАЙДА № 11 Ребята,проверяем.
БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ
ЗАПИРАТЬ кабинет
ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО
ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА
УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ
3). Ребята, Вини Пух написал своему другу ослику ИА письмо. Оно лежит перед вами. Ваша задача – найти в нем слова с нашей орфограммой. Подчеркните эти слова. Потом мы проверим, сколько слов вы обнаружили. Надеюсь, вы будете внимательными следопытами.
СЛАЙД № 12
Здравствуй, ослик ИА!
Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!
Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с
чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:
1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ
2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ
3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ
4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ
5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА
ПРОДИРАЕТ
6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ
7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ
8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ
5. Самостоятельная работа – проверочный тест – и
самооценка результата усвоения нового знания.
1.В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква и?
А) заж…гать, зап…рать, вым…рать, раст…рать
Б) ст…лить, забл…стел, наб…рать, переж…гать
В) соб…ру, выт…реть, разд…ру, вым…реть
Г) бл…стать, зам…реть, пр…драться, расст…латься
2. В каком ряду во всех словах не месте пропуска пишется буква Е?
А) бл…стеть, зам…реть, раст…реть
Б) соб…рать, бл…стит, заж…гать
В) взб…реется, взб…рается, раст…реть
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А) л…сица, в…твей, гр…да
Б) зол...то, в…черня, р…скошная
В) прот…рает, пол…жить, разв…дить
СЛАЙД № 14
1. А 2. А
3. Б
9. Рефлексия учебной деятельности.
1.Фронтальный опрос.
Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Ученики перечисляют.
Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Мы её достигли?
Ученики: Да.
2. Работа с диагностической картой.
Учитель: Оцените свою работу по диагностической карте
Моё умение
Моя метка
?
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?
+ -
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте
+
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме
Домашнее задание :Составить словосочетания с глаголами с чередующимися е-и в корне