kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы е-и в корнях с чередованием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 5 классах на тему :" Буквы е-и  в корнях с чередованием".Урок построен с требованиями ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы е-и в корнях с чередованием»

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас присутствуют гости, улыбнемся им. А теперь улыбнемся друг другу. Ну вот, теперь мы со всем легко справимся.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Учитель: А сейчас на уроке русского языка я предлагаю отправиться в путешествие. Но путешествие будет не не в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный мир русского языка.   Мы отправляемся в одну из его частей – держим курс на территорию Морфемики. Хочу заметить, что за успешное выполнение заданий во время путешествия активные будут отмечаться звёздами-оценками. 

Учитель: Какая морфема является “фундаментом” слова? (корень)

Ребята, внимание на экран !

2. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа.

    Учитель: Что изучает морфемика? ( Части слова)

Учитель: Какая морфема является “фундаментом” слова? (корень)

Ребята, внимание на экран !

Подр..сли быстро, сл..зать с крыши, предл..гать чашку чая, собирать цв..ты, соберу гр..бы

Игра «4-ый лишний»

  1. Выращивать, собирать, росток, растение.

  2. Прилагать, сложить, отложить, соберет.

Беседа:- Какая орфограмма объединяет эти слова? -о – а в корнях с чередованием

- Какие корни с чередованием вам известны? - 1)лаг, лож, кас, кос, 2)рос, раст, ращ

- От чего зависят условия выбора их написания? - 1)суффикс А, 2)последующие согласные Щ, СТ

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель: Какие слова мы исключили? (Ученики: собирать, соберут)

Учитель: Запишите их в тетрадь. Выделим корень.

Ученики называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.

Учитель: Какая же гласная в корне этого слова? (Ученики: Непроверяемая. А может, чередующаяся.)

Учитель: Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередование звуков Е-И.

Учитель: Что такое чередование звуков?

Ученики: Это замена одного звука другим.

Учитель: (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием, опознавать среди других слов с похожими орфограммами, употреблять в речи


Учитель: Сформулируем тему урока. Запишем в пропущенную строчку.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.


- Что мы должны сделать, чтобы научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием?

5. Реализация построенного проекта.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я

предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом в парах. Слова какой части речи вы видите на зелёных карточках № 1?

Ученики: Это глаголы.

Учитель: Определите их вид.

Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ?

Учитель: Подберите к каждому глаголу видовую пару - глагол на розовой карточке № 2?

Запишите в тетрадь парами.

Проверьте . Оцените себя. Лист самооценки.

СЛАЙД № 8

РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

Учитель: Выделим корни глаголов с чередованием.


СЛАЙД № 8

-ТЕР - -ТИР-

- БЕР- - БИР-

- ПЕР - -ПИР-

- ДЕР- -ДИР-

- МЕР- - МИР-

- СТЕЛ - - СТИЛ –

- ЖЕГ - - ЖИГ-

Учитель: Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!

Ученики (после обсуждения в группах): В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида и.

Учитель: Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов. А как же мы будем поступать со словами других частей речи?

Определите части речи. Внимание на экран.

СЛАЙД № 9

ИЗБИРАТЕЛИ

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ

Учитель: Как видите, чередование букв Е-И происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?

Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание

СЛАЙД № 10


Ученики зачитывают алгоритм, шаги появляются на слайде.

  1. Выделяю в слове (корень).

  2. Ставлю (ударение).

  3. Нахожу (безударную гласную в корне).

  4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И).

  5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

  6. Если (есть суффикс А, пишу И), если ( нет – Е).


Составление кластера


Правило ослика ИА

Есть А пиши И




Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?

Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет

графическое выделение



6. Физкультминутка

7. Первичное закрепление.

1. Учебник, стр. 113, упр. 648 Выборочное комментированное письмо

Ребята, на столах у вас лежат Листы самооценки .Оцените себя.

2) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону.

Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на слайде).

Слова читает учитель, дети подбирают варианты со СЛАЙДА № 10

СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ,ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ,УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ.

СЛАЙДА № 10

ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ

БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ

УД_РАТЬ

ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ

Самопроверка по эталону на СЛАЙДЕ № 11

СЛАЙДА № 11 Ребята,проверяем.

БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ

ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ

ЗАПИРАТЬ кабинет

ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО

ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА

УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ

УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ

3). Ребята, Вини Пух написал своему другу ослику ИА письмо. Оно лежит перед вами. Ваша задача – найти в нем слова с нашей орфограммой. Подчеркните эти слова. Потом мы проверим, сколько слов вы обнаружили. Надеюсь, вы будете внимательными следопытами.

СЛАЙД № 12

Здравствуй, ослик ИА!

Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!

Винни Пух.

СЛАЙД № 13 Проверяем

Собираюсь, запираю, застилает, собираются, заблестели, зажигают, блистательная

4) Устная работа. Сигнальные карточки Е и И

Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с

чередованием и назвать его, объяснив правописание корня:

1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ

2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ

3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ

4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ

5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА

ПРОДИРАЕТ

6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ

7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ

8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ


5. Самостоятельная работа – проверочный тест – и

самооценка результата усвоения нового знания.

1.В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква и?

А) заж…гать, зап…рать, вым…рать, раст…рать

Б) ст…лить, забл…стел, наб…рать, переж…гать

В) соб…ру, выт…реть, разд…ру, вым…реть

Г) бл…стать, зам…реть, пр…драться, расст…латься

2. В каком ряду во всех словах не месте пропуска пишется буква Е?

А) бл…стеть, зам…реть, раст…реть

Б) соб…рать, бл…стит, заж…гать

В) взб…реется, взб…рается, раст…реть

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) л…сица, в…твей, гр…да

Б) зол...то, в…черня, р…скошная

В) прот…рает, пол…жить, разв…дить

СЛАЙД № 14

1. А 2. А

3. Б

9. Рефлексия учебной деятельности.

1.Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.


2. Работа с диагностической картой.

Учитель: Оцените свою работу по диагностической карте


Моё умение

Моя метка

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?


+ -

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте


+

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме


Домашнее задание :Составить словосочетания с глаголами с чередующимися е-и в корне






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буквы е-и в корнях с чередованием

Автор: Равилова Аниса Равильевна

Дата: 30.04.2021

Номер свидетельства: 579631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Правописание корней с чередованием гласных А-О"
    ["seo_title"] => string(56) "pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-a-o-1"
    ["file_id"] => string(6) "275558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452597353"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Открытый урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_pravopisaniie_biezudarnykh_ghlasnykh_v_kornie_slo"
    ["file_id"] => string(6) "353935"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477934135"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Правописание корней - гор-, -гар-. "
    ["seo_title"] => string(94) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-pravopisaniie-korniei-ghor-ghar"
    ["file_id"] => string(6) "198642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428427078"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока на тему "Правописание е-и в корнях с чередованием" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "150275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420460331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства