kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы З - С на конце приставок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок изучается в разделе "Морфемика. Орфография. Культура речи". На занятие отводится 1 час. Урок разработан с учетом требований ФГОС: работа в парах, индивидуальная, в группах; работа с текстом, словосочетанием, ане с отдельными словами; домашнее задание дается на выбор. На уроке проводится пропедевтика словообразовательного разбора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы З - С на конце приставок»

Буквы З и С на конце приставок

Цели

личностные:

формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся  к новому учебному материалу;


предметные: умение находить в тексте орфограмму; знание и умение выбирать согласные З – С на конце приставок; умение определять морфему, в которой находится орфограмма; объяснять ее и графически обозначать;


метапредметные:

- обеспечение  развития  у учащихся умений  планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

- содействие  развитию умения  самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников,  

- строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;


регулятивные:

- умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение контролировать выполненную работу в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;


коммуникативные:

- развитие  умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение  работать в парах и в группе.



познатвательные:

-  создание условий  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание),  умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;

Тип урока: урок формирования умений и навыков.



Основные методы обучения:

проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, самоконтроль, наглядно-вербальный, диалогический, эвристический, творческий.



  1. Разминка.

Орфоэпическая разминка. Работа в парах.

Задание. Правильно произнесите слова вслух друг другу. Подчеркните те слова, которые вы обычно произносите по-другому. Запомните правильный вариант произношения.

Избало ́ванный ребёнок, так повелось и ́здавна, исче ́рпать терпение.



Словообразовательная разминка.

Определите, от какого слова, с помощью какого суффикса образовано данное слово: исследовать - ___________________________________;

беззвездный - ___________________________________.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Новый материал.

А. Наблюдение над языковым материалом. Работа в группах.



Рассмотрите слова, выделите приставки, сравните их написание. Объясните, почему в одних приставках на конце пишется З, а в других –С.



Разбежаться далеко

вспахать поле

беззвездное небо

раздать брошюры

исписать тетради

низвергается водопад

ниспадает штора

исследовать шоссе



Каждая группа выступает со своим объяснением.

Б. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 30, п. 83.

- Правильно ли вы сформулировали название орфограммы и правило? Составьте таблицу/схему.



В. Игра «Четвертый лишний»:

1 (не видно) ни зги

2 (новое) здание

3 (крепкое) здоровье

4 (розовый) рассвет

- Запись в орфографический словарь!



  1. Закрепление.

А. Восстановите предложения, подбирая подходящие по смыслу приставки на З – С.

  1. Масло зашипело, затрещало и вдруг ____пыхнуло на сковородке пламенем. (Н.Н. Носов «Мишкина каша»). 2. Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и ____говаривали. Только они ____говаривали не просто, как другие ребята, а ____сказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет. (Н.Н. Носов «Фантазёры»). 3. Обшивка постепенно ___лезлась, пружины повыскакивали, спинка отвалилась, диван ___сыпался на кусочки, и вся диванная начинка вместе с пружинами полетела в трубу. (Н.Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос»). 4. Я сначала молча терпел, а потом как не вытерплю:

- Пошел вон отсюда! - кричу. - Ты ___пугал мне всю рыбу! 5. На Шурика злюсь, прямо ___бить готов. (Н. Н.Носов «Калоша»).


Б. Образуйте от данных глаголов глаголы с приставкой С:

Бежать - __________; тереть - __________; мыть - _______; жечь - _______; дать - _______; бить - _______.

- Сделайте вывод о написании приставки С. Относится ли написание данной приставки к изучаемой орфограмме?


  1. Рефлексия.

- С какой орфограммой познакомились?


  1. Самоконтроль.

Знаю ли я правило о правописании слов с приставкой на З - С?

Как я себя оцениваю

Допишите предложение: на конце приставки пишется буква З, если _______________________________________________

Допишите предложение: на конце приставки пишется буква С, если _______________________________________________.

Приставка _____________ пишется без изменений.

Знаю

Не знаю

Сомневаюсь

Умею ли я правильно писать слова с буквами З – С на конце приставок?

Как я себя оцениваю

На конце приставки пишется З:______________________________

На конце приставки пишется С: __________________________

  1. Беззвездное небо; 2. расположиться на привале; 3. бесшумный ветер; 4. водопад низвергается; 5. безвкусный морс; 6. безбрежное море; 7. рассмотреть картину; 8. исправить ошибку.

Знаю

Не знаю

Сомневаюсь


Самопроверка:

Допишите предложение: на конце приставки пишется буква З, если после приставки стоит звонкая согласная.

Допишите предложение: на конце приставки пишется буква С, если после приставки стоит глухая согласная.

Приставка С- пишется без изменений.


На конце приставки пишется З: 1, 4, 5, 6.

На конце приставки пишется С: 2,3, 7, 8.


  1. Домашнее задание.

П. 83, тетрадь для теории, словарные слова, задание на выбор: 1) упр. 444; 2) карточка.


Карточка.

Прочитать текст, вставить подходящие по смыслу приставки; выписать словосочетания с изучаемой орфограммой, графически её обозначить.


У меня под окном палисадник с невысокой чугунной оградой. Зимой дворник убирает улицу и ___гребает за ограду снег, а я бросаю в форточку кусочки хлеба для воробьев. Как только эти пичуги увидят на снегу угощение, так сейчас же ___летаются с разных сторон и ___саживаются на ветках дерева, которое растёт перед окном. Они долго сидят, ___покойно поглядывают по сторонам, но ___пуститься вниз не решаются. Должно быть, их пугают проходящие по улице люди.

Но вот один воробей набрался храбрости, ___летел с ветки и, усевшись на снегу, принялся клевать хлеб. За ним ___летел второй, третий, четвертый… И скоро вся воробьиная стая уже сидит на снегу и клюёт хлеб.

Вдруг откуда-то сверху слетает какой-то странный ___трёпанный воробьишка и садится на ветку рядом с торчащим на суку мякишем. Хвост у этого воробьишки коротенький, будто ощипанный, загривок ___ъерошенный, на спине одно пёрышко сломано и торчит кверху.

Потом я случайно ___глянул на него ___коса, заморгал ___пуганно глазками, нижняя челюсть у него отвисла, лапы ___жались сами собой, и Стёпка ___валился вниз, словно подстреленный из ружья. Не долетев полпути до земли, он неожиданно ___трепенулся, замахал крылышками и полетел, постепенно набирая высоту, куда-то по косой линии через улицу.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буквы З - С на конце приставок

Автор: Карачимова Виктория Николаевна

Дата: 08.03.2016

Номер свидетельства: 303152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по теме "Буквы З и С на конце приставок" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-bukvy-z-i-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "229494"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441741366"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Разработка  урока и презентация по теме  " Правописание З-С на конце приставок" "
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-pravopisaniie-z-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "104293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402681466"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Правописание букв з и с на конце приставок "
    ["seo_title"] => string(45) "pravopisaniie-bukv-z-i-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "216732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433135011"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе    по теме: «Буквы З и С на конце   приставок»."
    ["seo_title"] => string(83) "konspiektotkrytoghourokaporusskomuiazykuv5klassiepotiemiebukvyzisnakontsiepristavok"
    ["file_id"] => string(6) "293387"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455467521"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технологическая карта урока "Буквы з и с на конце приставок""
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaiakartaurokabukvyzisnakontsiepristavok"
    ["file_id"] => string(6) "271013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451345192"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства