Данный урок изучается в разделе "Морфемика. Орфография. Культура речи". На занятие отводится 1 час. Урок разработан с учетом требований ФГОС: работа в парах, индивидуальная, в группах; работа с текстом, словосочетанием, ане с отдельными словами; домашнее задание дается на выбор. На уроке проводится пропедевтика словообразовательного разбора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буквы З - С на конце приставок»
Буквы З и С на конце приставок
Цели
личностные:
формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу;
предметные: умение находить в тексте орфограмму; знание и умение выбирать согласные З – С на конце приставок; умение определять морфему, в которой находится орфограмма; объяснять ее и графически обозначать;
метапредметные:
- обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
- содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников,
- строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
регулятивные:
- умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение контролировать выполненную работу в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коммуникативные:
- развитие умения слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в парах и в группе.
познатвательные:
- создание условий для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание), умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;
Задание. Правильно произнесите слова вслух друг другу. Подчеркните те слова, которые вы обычно произносите по-другому. Запомните правильный вариант произношения.
Избало ́ванный ребёнок, так повелось и ́здавна, исче ́рпать терпение.
Словообразовательная разминка.
Определите, от какого слова, с помощью какого суффикса образовано данное слово: исследовать - ___________________________________;
А. Наблюдение над языковым материалом. Работа в группах.
Рассмотрите слова, выделите приставки, сравните их написание. Объясните, почему в одних приставках на конце пишется З, а в других –С.
Разбежаться далеко
вспахать поле
беззвездное небо
раздать брошюры
исписать тетради
низвергается водопад
ниспадает штора
исследовать шоссе
Каждая группа выступает со своим объяснением.
Б. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 30, п. 83.
- Правильно ли вы сформулировали название орфограммы и правило? Составьте таблицу/схему.
В. Игра «Четвертый лишний»:
1 (не видно) ни зги
2 (новое) здание
3 (крепкое) здоровье
4 (розовый) рассвет
- Запись в орфографический словарь!
Закрепление.
А. Восстановите предложения, подбирая подходящие по смыслу приставки на З – С.
Масло зашипело, затрещало и вдруг ____пыхнуло на сковородке пламенем. (Н.Н. Носов «Мишкина каша»). 2. Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и ____говаривали. Только они ____говаривали не просто, как другие ребята, а ____сказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет. (Н.Н. Носов «Фантазёры»). 3. Обшивка постепенно ___лезлась, пружины повыскакивали, спинка отвалилась, диван ___сыпался на кусочки, и вся диванная начинка вместе с пружинами полетела в трубу. (Н.Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос»). 4. Я сначала молча терпел, а потом как не вытерплю:
- Пошел вон отсюда! - кричу. - Ты ___пугал мне всю рыбу! 5. На Шурика злюсь, прямо ___бить готов. (Н. Н.Носов «Калоша»).
Б. Образуйте от данных глаголов глаголы с приставкой С:
Допишите предложение: на конце приставки пишется буква З, если после приставки стоит звонкая согласная.
Допишите предложение: на конце приставки пишется буква С, если после приставки стоит глухая согласная.
Приставка С- пишется без изменений.
На конце приставки пишется З: 1, 4, 5, 6.
На конце приставки пишется С: 2,3, 7, 8.
Домашнее задание.
П. 83, тетрадь для теории, словарные слова, задание на выбор: 1) упр. 444; 2) карточка.
Карточка.
Прочитать текст, вставить подходящие по смыслу приставки; выписать словосочетания с изучаемой орфограммой, графически её обозначить.
У меня под окном палисадник с невысокой чугунной оградой. Зимой дворник убирает улицу и ___гребает за ограду снег, а я бросаю в форточку кусочки хлеба для воробьев. Как только эти пичуги увидят на снегу угощение, так сейчас же ___летаются с разных сторон и ___саживаются на ветках дерева, которое растёт перед окном. Они долго сидят, ___покойно поглядывают по сторонам, но ___пуститься вниз не решаются. Должно быть, их пугают проходящие по улице люди.
Но вот один воробей набрался храбрости, ___летел с ветки и, усевшись на снегу, принялся клевать хлеб. За ним ___летел второй, третий, четвертый… И скоро вся воробьиная стая уже сидит на снегу и клюёт хлеб.
Вдруг откуда-то сверху слетает какой-то странный ___трёпанный воробьишка и садится на ветку рядом с торчащим на суку мякишем. Хвост у этого воробьишки коротенький, будто ощипанный, загривок ___ъерошенный, на спине одно пёрышко сломано и торчит кверху.
Потом я случайно ___глянул на него ___коса, заморгал ___пуганно глазками, нижняя челюсть у него отвисла, лапы ___жались сами собой, и Стёпка ___валился вниз, словно подстреленный из ружья. Не долетев полпути до земли, он неожиданно ___трепенулся, замахал крылышками и полетел, постепенно набирая высоту, куда-то по косой линии через улицу.