kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы Ы,И после Ц

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Урок изучения новой темы "Буквы Ы,И после Ц". Одна из тем, которая вызывает затруднение  для учащихся национальных школ. Включает в свою структуру повторение по разделу "Фонетика",  самостоятельное изучение учащимися темы , используются методы наблюдения, сравнения и анализа, работа в паре.  Также ведется работа с текстом, которая позволяет совершенствовать навыки работы по поиску нужной информации, развитие речи, воспитание нравственных качеств учащихся.  

    Использование слайдов играет важную роль для учащихся 5-х классов. Но данный урок можно провести и без компьютера, так как весь наглядный материал можно сделать самой, так как  изготовление видов работ не будет требовать много времени.

   На уроке формируются коммуникативные, регулятивные и личностные УУД. Проведенная на конце урока тестовая работы позволяет учащимся осознать, достигли ли они поставленной цели.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы Ы,И после Ц »

Урок по русскому языку в 5 классе на тему: « Буквы Ы,И после Ц»

Севил Чылбар-ооловна Донгак, учитель русского

языка и литературы

Цели урока: изучение орфограмм Ы,И после Ц;

развитие навыков слушания и говорения;

воспитание чувство товарищества и ответственности перед

друзьями и близкими.

Материалы и оборудование: проектор, ПК.



Ход урока.

I. Организационный момент.



II. Проверка домашнего задания

Слайд 1. Перед нами слова распределены в 2 столбика. Чем отличаются они друг от друга?

Живой, циркуль, жизнь, шуба, [жывой ], [цыркул, ], [жызн, ], [шуба].

(На правой стороне звуки, на левой слова)

- Почему буква И стала звуком Ы? (Потому что Ж всегда твёрдый).



III. Работа по теме урока.

- А сейчас у нас новая тема. Открыли страницу 57 и прочтите название темы.

- Какую тему мы сегодня будем изучать? Какую цель поставим перед собой? ( Изучить правописание И,Ы после Ц, правильно выражать свои мысли).

- Внимательно прочитайте, что написано на правиле. Прочитайте второй раз, чтобы понимать значение правила. Прочитаем третий раз, чтобы смогли ответить на вопросы и заполнить таблицу.

Слайд 2

И после Ц

Ы после Ц

  1. В корнях слов (циркуль, цитата);

  2. В словах на –ция (авиация, иллюстрация)

  1. В окончаниях ( страницы, птицы);

  2. В суффиксах (сестрицын, Синицын);

  3. В корнях слов цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц



- Скажите правило, опираясь на таблицу.

- А теперь проверим себя, как мы поняли изученное правило. Открыли страницу 58, упражнение 126.

- Почему в слове циркуль пишется буква И ? А в слове частицы почему- то написана буква Ы. Объясните мне её правописание. Почему в слове станция не Ы, а буква И?

Слайд 3.

- Я вам прочитаю словосочетания, а вы будете называть слово - замену . Образец и слова для справок на слайде.

1) Человек, наблюдающий за порядком (полиционер)

2) воздушный флот (авиация)

3) прибор для вычерчивания окружности (циркуль)

4) диск для цифр у часов ( циферблат)

5) девочки, занимающиеся физкультурой (физкультурницы)

6) место для остановки на железной дороге (станция)

- А теперь работа в парах. Открыли страницу 27 рабочей тетради. В одной тетради будете выполнять упражнение 54.

Физкультминутка


Ветер веет над полями

Ветер дует над полями,

И колышется трава. (дети плавно раскачивают руками над головой)

Облака плывут над ними,

Словно белая гора (потянули руки вверх)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Влево-вправо, взад-вперед,

А потом наоборот. (наклоны в стороны, вперед-назад)

Птицы прячутся во ржи.

Как увидеть их скажи?

В норке спряталась полевка.


Слайд 4. Найдите лишние слова (1) поливать, собирать, большое; 2)саженцы, экспедиция, ведро)

- Объедините лишние слова. Что у вас получилось? (Большое ведро)

- А как вы думаете, что это значит?

- Это название рассказа, с которым мы познакомимся сегодня.

- А кто из вас знает значение слова САЖЕНЦЫ? Чтобы понять значение слова, вслушайтесь и скажите мне, как вы поняли значение слова. ( саженцы сливы, посадили саженцы, саженцы выросли). Как вы думаете, от какого слова образовано оно? (сажать) Составьте предложение со словом саженцы.

- А теперь работа с текстом. Мы познакомимся с рассказом-миниатюрой Василия Александровича Сухомлинского, украинского педагога, «Большое ведро».

- А что вы знаете о В.А. Сухомлинском?


Слайд 5


Василий Александрович Сухомлинский- украинский педагог. Он воспитывал в детях бережное, доброе отношение друг к другу, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Он написал много рассказов, сказок, притч. Его произведения особенные. Они дают информацию к размышлению.


Работа с текстом. (текст раздаётся учащимся)


Для работы в саду в школу пришло четырнадцать ребят. Им предстояло полить саженцы яблонь. Саженцы деревьев называют школкой.

Особенно щедро их надо поливать осенью, когда земля становится сухой после летнего зноя. Пришли добровольцы. Всего в классе 23 ученика. Работа предстояла тяжёлая.

- Кто пришёл в сад?

- Объясните значение слова добровольцы. Как образовалось это слово? Выделите корни слова.

- Подберите синонимы к слову. ( Волонтёр)

- А вы бы пришли?





Учитель приготовил 14 вёдер. Тринадцать маленьких, а четырнадцатое – большое. Дети быстро разобрали маленькие вёдра. Осталось большое. И один ученик без ведра остался – маленький синеглазый мальчик Миша. Он был очень медлительный, задумчивый.


- А какое бы ведро вы бы взяли?

- А что же с оставшимся ведром делать? Как быть?


- Ну что ж, Мишенька, - сказал учитель, - бери большое, будешь носить по полведра.

Дети начали поливать школку. Все носят маленькими вёдрами, а Миша – большим. Набирает не полведра, а полное.


- Зачем он это делает?


- А как бы вы поступили на месте Миши?


Всем носить легко, а Мише – тяжело. Одна девочка сказала:


- Не нужно зевать, Мишенька! Скорее нужно было схватить маленькое ведро.


- Как произнесено слово Мишенька? Произнесите это слово так, как произнесла его девочка.


- Произнесено слово ехидно, а теперь с уважением то же слово.


Кто – то громко засмеялся.


- Что это за смех? Равнодушный.


Вот и закончили поливать.


- Представьте, ребята, что вы теперь учителя. Каждый.

- Что чувствовал учитель?

- Как ему поступить? Почему?


Учитель сказал:

- Теперь нарвите себе по полному ведру яблок и отнесите домой, угостите мам и бабушек и всех, кого хотите. Доставьте людям радость.





- Как восприняли решение учителя дети?

- Почему учитель решил раздать яблоки? (Это заработанные яблоки).

- Согласны вы с учителем или нет? Почему?


Через неделю ситуация повторилась. Дети снова пришли поливать. Учитывая прошлый опыт, о чём они подумывают?


Какое ведро схватить?

- А как поступит учитель? Учителю надо восстановить справедливость

- Как решить такую педагогическую задачу?

Задания к тексту

  1. Найдите и выпишите слова на ЦИ-ЦЫ из текста.

  2. Объясните правописание этих слов.

  3. Тема текста ______________

  4. Основная мысль текста _____________________________________________

  5. План текста ___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________



IV. Рефлексия


- Что вам понравилось на уроке?

-Что показалось трудным?


- Какова была цель нашего урока? Мы её достигли?

Как вы оцените работу всего класса в целом? Если считаете, что «да», хлопаем в ладоши, если «нет»- сделаем вот так (подпереть щечки ладонями)



Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Чему научил меня рассказ Сухомлинского?»











Приложение 1


Большое ведро


Для работы в саду в школу пришло четырнадцать ребят. Им предстояло полить саженцы яблонь. Саженцы деревьев называют школкой.

Особенно щедро их надо поливать осенью, когда земля становится сухой после летнего зноя. Пришли добровольцы. Всего в классе 23 ученика. Работа предстояла тяжёлая.

Учитель приготовил 14 вёдер. Тринадцать маленьких, а четырнадцатое – большое. Дети быстро разобрали маленькие вёдра. Осталось большое. И один ученик без ведра остался – маленький синеглазый мальчик Миша. Он был очень медлительный, задумчивый.

- Ну что ж, Мишенька, - сказал учитель, - бери большое, будешь носить по полведра.

Дети начали поливать школку. Все носят маленькими вёдрами, а Миша – большим. Набирает не полведра, а полное.

Всем носить легко, а Мише – тяжело. Одна девочка сказала:

- Не нужно зевать, Мишенька! Скорее нужно было схватить маленькое ведро.

Кто – то громко засмеялся.

Вот и закончили поливать.

Учитель сказал:

- Теперь нарвите себе по полному ведру яблок и отнесите домой, угостите мам и бабушек и всех, кого хотите. Доставьте людям радость.

Через неделю ситуация повторилась. Дети снова пришли поливать. Учитывая прошлый опыт, о чём они подумывают?

(Василий Александрович Сухомлинский- украинский педагог)




Задания к тексту

  1. Найдите и выпишите слова на ЦИ-ЦЫ из текста.

  2. Объясните правописание этих слов.

  3. Тема текста ______________

  4. Основная мысль текста _____________________________________________

  5. План текста ___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________






Приложение 2


Тест


  1. Какое слово состоит из 6 букв и 7 звуков?

А) мальчик б) носить в) яблоко


  1. В каком слове все звуки звонкие?

А) мёд б) смысл в) паста


  1. В каком слове мягкий согласный в середине?

А) мальчик б) шумный в) чистый


  1. В каком слове после Ц пишется И?

А) панц..рь б) цариц.. в) ц..ц


  1. В слове ЦИФРА буква И стоит в…?

А) приставке б) корне в) окончании




Тест


  1. Какое слово состоит из 6 букв и 7 звуков?

А) мальчик б) носить в) яблоко


  1. В каком слове все звуки звонкие?

А) мёд б) смысл в) паста


  1. В каком слове мягкий согласный в середине?

А) мальчик б) шумный в) чистый


  1. В каком слове после Ц пишется И?

А) панц..рь б) цариц.. в) ц..ц


  1. В слове ЦИФРА буква И стоит в…?

А) приставке б) корне в) окончании



Тест


1 .Какое слово состоит из 6 букв и 7 звуков?

А) мальчик б) носить в) яблоко


  1. В каком слове все звуки звонкие?

А) мёд б) смысл в) паста


  1. В каком слове мягкий согласный в середине?

А) мальчик б) шумный в) чистый


  1. В каком слове после Ц пишется И?

А) панц..рь б) цариц.. в) ц..ц


  1. В слове ЦИФРА буква И стоит в…?

А) приставке б) корне в) окончании


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буквы Ы,И после Ц

Автор: Донгак Севил Чылбар-ооловна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Гласные буквы после шипящих "
    ["seo_title"] => string(35) "glasnyie-bukvy-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "146417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419172414"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Буквы О и Е после шипящих в наречиях "
    ["seo_title"] => string(48) "bukvy-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-nariechiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "242155"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445409567"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок по теме "Буква О-Е после шипящих в наречиях" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-po-tiemie-bukva-o-ie-poslie-shipiashchikh-v-nariechiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "242160"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445410743"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Правописание Ы после приставок на согласный "
    ["seo_title"] => string(46) "pravopisaniie-y-poslie-pristavok-na-soghlasnyi"
    ["file_id"] => string(6) "106585"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403033886"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства