Урок изучения новой темы "Буквы Ы,И после Ц". Одна из тем, которая вызывает затруднение для учащихся национальных школ. Включает в свою структуру повторение по разделу "Фонетика", самостоятельное изучение учащимися темы , используются методы наблюдения, сравнения и анализа, работа в паре. Также ведется работа с текстом, которая позволяет совершенствовать навыки работы по поиску нужной информации, развитие речи, воспитание нравственных качеств учащихся.
Использование слайдов играет важную роль для учащихся 5-х классов. Но данный урок можно провести и без компьютера, так как весь наглядный материал можно сделать самой, так как изготовление видов работ не будет требовать много времени.
На уроке формируются коммуникативные, регулятивные и личностные УУД. Проведенная на конце урока тестовая работы позволяет учащимся осознать, достигли ли они поставленной цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Почему буква И стала звуком Ы? (Потому что Ж всегда твёрдый).
III. Работа по теме урока.
- А сейчас у нас новая тема. Открыли страницу 57 и прочтите название темы.
- Какую тему мы сегодня будем изучать? Какую цель поставим перед собой? ( Изучить правописание И,Ы после Ц, правильно выражать свои мысли).
- Внимательно прочитайте, что написано на правиле. Прочитайте второй раз, чтобы понимать значение правила. Прочитаем третий раз, чтобы смогли ответить на вопросы и заполнить таблицу.
Слайд 2
И после Ц
Ы после Ц
В корнях слов (циркуль, цитата);
В словах на –ция (авиация, иллюстрация)
В окончаниях ( страницы, птицы);
В суффиксах (сестрицын, Синицын);
В корнях слов цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц
- Скажите правило, опираясь на таблицу.
- А теперь проверим себя, как мы поняли изученное правило. Открыли страницу 58, упражнение 126.
- Почему в слове циркуль пишется буква И ? А в слове частицы почему- то написана буква Ы. Объясните мне её правописание. Почему в слове станция не Ы, а буква И?
Слайд 3.
- Я вам прочитаю словосочетания, а вы будете называть слово - замену . Образец и слова для справок на слайде.
- Объедините лишние слова. Что у вас получилось? (Большое ведро)
- А как вы думаете, что это значит?
- Это название рассказа, с которым мы познакомимся сегодня.
- А кто из вас знает значение слова САЖЕНЦЫ? Чтобы понять значение слова, вслушайтесь и скажите мне, как вы поняли значение слова. ( саженцы сливы, посадили саженцы, саженцы выросли). Как вы думаете, от какого слова образовано оно? (сажать) Составьте предложение со словом саженцы.
- А теперь работа с текстом. Мы познакомимся с рассказом-миниатюрой Василия Александровича Сухомлинского, украинского педагога, «Большое ведро».
- А что вы знаете о В.А. Сухомлинском?
Слайд 5
Василий Александрович Сухомлинский- украинский педагог. Он воспитывал в детях бережное, доброе отношение друг к другу, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Он написал много рассказов, сказок, притч. Его произведения особенные. Они дают информацию к размышлению.
Работа с текстом. (текст раздаётся учащимся)
Для работы в саду в школу пришло четырнадцать ребят. Им предстояло полить саженцы яблонь. Саженцы деревьев называют школкой.
Особенно щедро их надо поливать осенью, когда земля становится сухой после летнего зноя. Пришли добровольцы. Всего в классе 23 ученика. Работа предстояла тяжёлая.
- Кто пришёл в сад?
- Объясните значение слова добровольцы. Как образовалось это слово? Выделите корни слова.
- Подберите синонимы к слову. ( Волонтёр)
- А вы бы пришли?
Учитель приготовил 14 вёдер. Тринадцать маленьких, а четырнадцатое – большое. Дети быстро разобрали маленькие вёдра. Осталось большое. И один ученик без ведра остался – маленький синеглазый мальчик Миша. Он был очень медлительный, задумчивый.
- А какое бы ведро вы бы взяли?
- А что же с оставшимся ведром делать? Как быть?
- Ну что ж, Мишенька, - сказал учитель, - бери большое, будешь носить по полведра.
Дети начали поливать школку. Все носят маленькими вёдрами, а Миша – большим. Набирает не полведра, а полное.
- Зачем он это делает?
- А как бы вы поступили на месте Миши?
Всем носить легко, а Мише – тяжело. Одна девочка сказала:
- Не нужно зевать, Мишенька! Скорее нужно было схватить маленькое ведро.
- Как произнесено слово Мишенька? Произнесите это слово так, как произнесла его девочка.
- Произнесено слово ехидно, а теперь с уважением то же слово.
Кто – то громко засмеялся.
- Что это за смех? Равнодушный.
Вот и закончили поливать.
- Представьте, ребята, что вы теперь учителя. Каждый.
- Что чувствовал учитель?
- Как ему поступить? Почему?
Учитель сказал:
- Теперь нарвите себе по полному ведру яблок и отнесите домой, угостите мам и бабушек и всех, кого хотите. Доставьте людям радость.
- Как восприняли решение учителя дети?
- Почему учитель решил раздать яблоки? (Это заработанные яблоки).
- Согласны вы с учителем или нет? Почему?
Через неделю ситуация повторилась. Дети снова пришли поливать. Учитывая прошлый опыт, о чём они подумывают?
Какое ведро схватить?
- А как поступит учитель? Учителю надо восстановить справедливость
- Как решить такую педагогическую задачу?
Задания к тексту
Найдите и выпишите слова на ЦИ-ЦЫ из текста.
Объясните правописание этих слов.
Тема текста ______________
Основная мысль текста _____________________________________________
План текста ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
IV. Рефлексия
- Что вам понравилось на уроке?
-Что показалось трудным?
- Какова была цель нашего урока? Мы её достигли?
Как вы оцените работу всего класса в целом? Если считаете, что «да», хлопаем в ладоши, если «нет»- сделаем вот так (подпереть щечки ладонями)
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Чему научил меня рассказ Сухомлинского?»
Приложение 1
Большое ведро
Для работы в саду в школу пришло четырнадцать ребят. Им предстояло полить саженцы яблонь. Саженцы деревьев называют школкой.
Особенно щедро их надо поливать осенью, когда земля становится сухой после летнего зноя. Пришли добровольцы. Всего в классе 23 ученика. Работа предстояла тяжёлая.
Учитель приготовил 14 вёдер. Тринадцать маленьких, а четырнадцатое – большое. Дети быстро разобрали маленькие вёдра. Осталось большое. И один ученик без ведра остался – маленький синеглазый мальчик Миша. Он был очень медлительный, задумчивый.
- Ну что ж, Мишенька, - сказал учитель, - бери большое, будешь носить по полведра.
Дети начали поливать школку. Все носят маленькими вёдрами, а Миша – большим. Набирает не полведра, а полное.
Всем носить легко, а Мише – тяжело. Одна девочка сказала:
- Не нужно зевать, Мишенька! Скорее нужно было схватить маленькое ведро.
Кто – то громко засмеялся.
Вот и закончили поливать.
Учитель сказал:
- Теперь нарвите себе по полному ведру яблок и отнесите домой, угостите мам и бабушек и всех, кого хотите. Доставьте людям радость.
Через неделю ситуация повторилась. Дети снова пришли поливать. Учитывая прошлый опыт, о чём они подумывают?
(Василий Александрович Сухомлинский- украинский педагог)
Задания к тексту
Найдите и выпишите слова на ЦИ-ЦЫ из текста.
Объясните правописание этих слов.
Тема текста ______________
Основная мысль текста _____________________________________________