Просмотр содержимого документа
«Буквы парных согласных на конце слов- орфограммы»
Открытый урок русского языка во 2 В классе
Система Л.В. Занкова
Учитель: Иванкина М.А.
Тема урока: «Корень слова»
Тип урока: систематизация и обобщение полученных знаний.
Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний по теме «Корень слова»;
-формирование умений учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
-формирование умений учащихся осуществлять самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценку (оценку) в учебной деятельности;
-формирование самостоятельности и личной ответственности за общее дело в ходе учебного взаимодействия учащихся.
Сокращения: У. – учитель, Уч. – ученики.
Ход урока.
I.Организационный этап.
У. Звонок сигнал нам дал:
Час русского языка настал.
Время даром не теряем
И работу начинаем.
II.Этап постановки учебной задачи урока.
У. Урок начнём с фонетического разбора слова. А какого? Догадайтесь сами, правильно выполняя мои задания.
Возьмите звук, парный по глухости звуку [г].
Найдите « лишний» звук в группе звуков: [б] [к] [о] [чь].
Найдите «лишний» звук в группе звуков: [рь] [мь][ль] [нь]
(задание – «ловушка»)
Задайте мне вопрос, на который я отвечу «да» или «нет», чтобы узнать, какой звук я задумала.
Уч. Этот звук находится в первом слоге слова резинка?
У. Да.
Возьмите гласный звук, который находится во втором слоге слова горизонт.
Поднимите руки, кто слово составил.
А кто из вас догадался, какое слово получится?
Составьте самостоятельно задание для нахождения последнего звука в слове.
Уч. Это согласный, сонорный звук, находится в слове несут.
У. Сверьте ответ с соседом.
У кого ответы получились одинаковые?
(ребята подают парный сигнал)
У. По моему хлопку слово назовите.
Уч. Корень.
У.Сформулируйте задание, которое будем выполнять, по-другому.
Уч. Мы должны выполнить звуко – буквенный разбор слова корень.
У. Какая пара хочет поработать у доски?
Предлагаю работу пары оценить по критериям, совместно выработанными нами раннее. (правильность, доказательность, аккуратность выполнения, совместная работа)
Для чего нужны нам умения давать характеристику звукам?
Уч. Чтобы находить в словах орфограммы.
У. Попробуйте, пожалуйста, объяснить лексическое значение слова корень.
Уч. 1. Корень – главная часть всех растений.
2. Корень – главная значимая часть слова.
У. Как называются в русском языке слова, которые пишутся и произносятся одинаково?
Уч. 1. Омонимы.
2. Многозначные слова.
У. Как вы думаете, слово корень многозначное или омоним?
Уч. Я считаю, что это многозначное слово, потому что есть сходства в значениях. Корень растения - главная часть, корень слова – главная часть.
У.Слово корень имеет ещё и переносное значение. Кто знает, какое?
Уч. Начало, основа чего-нибудь.
У. Как вы понимаете значение фразы: в корень смотри.
Уч. Вникай в суть дела.
У. Тема нашего урока связана с вашим ответом, который относится к русскому языку. Кто догадался, какая?
Я начну предложение, а вы закончите.
Тема нашего урока - …
Уч. Корень слова.
У. Сегодня у нас последний урок по этой теме. Мы должны обобщить и закрепить полученные знания.
Какие задачи вы хотели бы поставить на урок?
Уч. 1.Вспомнить что такое корень слова.
2. Потренироваться в выделении корня в словах.
3. Вспомнить алгоритм действий при выделении корня в словах.
III. Обобщение и систематизация знаний, умений по теме.
У. Предлагаю самим составить вопросы по теме «Корень слова» и задать их одноклассникам, но такие, ответы на которые вы точно знаете.
Уч. 1. Что такое корень слова?
2. Какая тема связана с темой «Корень слова»?
3. Для чего необходимо уметь выделять в словах корень слова?
У. На полях нарисуйте оценочную линейку и адекватно оцените на ней свои умения самостоятельно выделять в словах корень.
Предлагаю поиграть в игру «Удержи мелок в руках». Кто правильно и доказательно выделит в слове корень, имеет право сам вызвать любого одноклассника к доске.
Слова для работы: морской, поход, лесок, холод, укрепить.
Найдите в словах орфограммы, способы проверки которых знаете.
(ученики с места называют орфограмму и объясняют правильность её написания)
А сейчас вы должны самостоятельно выделить в словах корни. Работаем по вариантам.
1 вариант: подарки, светить, доброта, полка, добежал.
Поменяйтесь работами с соседом. Сверьте работы с образцом.
По результатам проверки оцените свою работу по критерию «правильность выполнения задания». Крестик поставьте на той же оценочной линейке ручкой. У кого крестики оба раза оказались наверху? Очень рада. Остальным огорчаться не стоит. Я и дружные одноклассники поможем вам на последующих уроках.
Уверена, что сейчас вы уже как хорошие врачи можете поставить диагноз, установить причины появления ошибок при выделении корня в словах в тетрадях некоторых учеников. Какие же это причины?
Уч. 1. Не знают способ действий при выделении корня в словах.
2. Испытывают затруднения в подборе однокоренных слов.
3. Не могут найти наименьшую общую часть, потому что подбирают однокоренные слова, которые начинаются с одинаковых звуков.
У. Как помочь себе и своим товарищам избежать ошибок при выделении корня в словах?
Уч. Надо вспомнить алгоритм действий при выделении корня в словах.
У. Кто хорошо алгоритм действий знает и готов нам его рассказать?
Уч. Надо подобрать несколько однокоренных слов, некоторые из которых начинаются с разных звуков.
Найти в них наименьшую общую часть.
У. Предлагаю сейчас поработать в группах. Ваша задача: в каждой группе найти не однокоренное слово и подчеркнуть его. В однокоренных словах выделить корни.
1.Тропа, тропинка, тропы.
2. Лес, лесник, лестница.
3. Лёд, сосулька, снег.
4. Прогульщик, прогулял, прогулявший.
(представление работы групп)
У. Задание на дом: по выбору.
Задание с красным кружком - достаточно высокого уровня сложности.
-Составить задание для своих одноклассников по теме «Корень слова» и выполнить его, чтобы потом можно было проверить правильность выполнения задания одноклассниками.
Задание с синим кружком – среднего уровня сложности.
В учебнике: с. 59, упр. 121.
У. Для чего необходимо уметь выделять в словах корень?
Уч. Чтобы проверять орфограммы.
У. Ученикам другого класса учитель дал задание: проверить букву безударного гласного в слове [с пь и ш ы]. Они подобрали проверочное слово пишет. Правы ли ученики?
Уч. Ученики должны были попросить учителя назвать лексическое значение этого слова. Только после этого они могли бы ответить на вопрос. Если это слово является синонимом слову торопись, значит ответ неверный.
IY. Рефлексия.
У.Какую задачу ставили перед собой в начале урока?
Уч. Повторить тему «Корень слова».
У. Как вы считаете, удалось ли нам её решить?
Уч. Считаю, да. Мы повторили определение. Вспомнили алгоритм действий при выделении корня в словах. Потренировались в выделении корня в словах. Вспомнили, для чего необходимо уметь правильно выделять корень в словах.
У. Как оцените свою работу?
Уч. Я считаю, что работали хорошо. Все поставленные задачи в начале урока решили. При необходимости оказывали друг другу помощь.
У. У кого из вас остались затруднения по теме?
Не огорчайтесь, на последующих уроках мы с одноклассниками поможем разобраться в ваших трудностях.