kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы парных согласных на конце слов – орфограммы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование первоначального представления учащихся об орфограмме «Буквы парных согласных на конце слов».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы парных согласных на конце слов – орфограммы»

Урок обучения грамоте, 1 класс, система Л.В. Занкова

Учитель: М.А. Иванкина

МБ НОУ «Гимназия № 62» г. Новокузнецка Кемеровской области


Тема урока: Буквы парных согласных на конце слов – орфограммы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

формирование первоначального представления учащихся об орфограмме «Буквы парных согласных на конце слов»;

формирование умений самостоятельно формулировать учебную задачу на основе рефлексивной оценки, действий сравнения, анализа, обобщения;

формирование самостоятельности и личной ответственности за «общее» дело в ходе учебного взаимодействия школьников.

Метод обучения по характеру познавательной деятельности: частично – поисковый.

Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: Н.В. Нечаева «Азбука», мультимедийное сопровождение, листы с оценочными линеечками.

Сокращения: У. – учитель, Уч. – учащиеся, КОД - описание контрольно-оценочной деятельности учеников.


Ход урока

I. Организационный этап

У. Урок обучения грамоте мы начинаем.

Ещё одну тайну сегодня узнаем.


II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и постановки учебной задачи урока

Игра «Цепочка слов».

Слово, с которого начинается игра, должно быть именем существительным, первый звук которого согласный, звонкий, парный по глухости звуку [с]. Далее ученики самостоятельно выделяют последний звук в названном слове, и называют слово, которое начинается с этого звука и т.д.

Правила игры.

Ученик называет слово, остальные учащиеся, сжав ладони, поднимают вверх большие пальцы, показывая знаки согласия. Если в ходе дальнейшей игры кто-то из учащихся ошибается, ребята вслух говорят слово «стоп» и задают ученику, который допустил ошибку, «вопрос-помощь», для того, чтобы тот сам сумел исправить ответ. Например, ученик называет слово, следующее за словом запад-дорога. Ребята говорят: «стоп». Один из них просит одноклассника произнести слово, «выделив» последний звук.

Предполагаемые ответы учащихся. Тундра, автобус, стакан, носорог, континент

У. Я утверждаю, что когда мы слова произносим, они состоят из звуков человеческой речи (КОД: Учащиеся показывают знак согласия/несогласия с утверждением).

У. Я утверждаю, что в русском языке 11 пар согласных звуков по звонкости – глухости (КОД: Учащиеся показывают знак согласия/несогласия с утверждением).

У. Я утверждаю, что согласные звуки можно разделить на 2 группы: звонкие и твёрдые (КОД: Учащиеся показывают знак согласия/несогласия с утверждением).

У. Если считаете необходимым, внесите исправление.

Уч. Согласные звуки можно разделить на 2 группы: звонкие и глухие, или твёрдые и мягкие.

У. Я утверждаю, что буквам безударных гласных при письме «доверять» нельзя (КОД: Учащиеся показывают знак согласия с утверждением.)

У. Объясните, пожалуйста, почему?

Уч. В одних словах безударный гласный звук и буква, его обозначающая, соответствуют друг другу, а в других словах – нет.

У. Я утверждаю, что при письме буквам парных согласных звуков на конце слов доверять нельзя.

Уч. На этот вопрос мы ответить не можем, потому что за такими словами мы на уроках ещё не наблюдали (КОД: остальные учащиеся показывают знак согласия/несогласия)

У. Я вижу, что у вас возникла проблема. Зная, в чем заключается ваше затруднение, попробуйте сформулировать задачу, которую необходимо решить.

Уч. Нам предстоит выяснить, можно ли при письме «доверять» буквам парных согласных, когда они стоят на конце слов (КОД: Учащиеся жестом показывают знак согласия).

У. Принимаете учебную задачу? Есть желание её решить? Тогда вперёд!


III. Этап открытия новых знаний

У. Составьте звуковую схему слова. Какого? Вы догадаетесь сами, правильно выполняя задания.

1.Возьмите звук, парный по звонкости звуку [т].

2.Возьмите ударный гласный в слове картофель. Соедините звуки вместе.

3.Возьмите согласный звук в слове каша (КОД: Учащиеся, сжав ладони, держат указательные пальцы горизонтально, показывая, что им не хватает данных для выполнения этого задания).

У. Задайте мне вопрос, на который я вам отвечу словом да или словом нет, чтобы догадаться, какой звук я задумала.

Предполагаемые ответы детей. Этот звук парный по глухости звуку [г]? Или этот звук находится в первом слоге?

У. Да. Присоедините этот звук к двум предыдущим (КОД: Учащиеся поднимают руки, показывая, что они слово составили).

У. Сверьте свой ответ с соседом (КОД: Учащиеся показывают парный сигнал: соединённые ладони, поднятые вверх).

У. По моему хлопку назовите слово.

Уч. [д о к].

У. Я с вами согласна. Кто из вас знает лексическое значение этого слова?

Предполагаемый ответ учеников. Это слово обозначает породу собак.

У. Ребята, а если бы вы лексическое значение этого слова не знали, где бы тогда смогли найти ответ?

Предполагаемый ответ учеников. В толковом словаре русского языка.

У. Какие знания необходимо иметь каждому человеку, чтобы он сумел быстро найти в словаре слово, лексическое значение которого хочет узнать?

Предполагаемый ответ учеников. Надо хорошо знать алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

У. Давайте заглянем в толковый словарь и прочитаем лексическое значение слова дог.

Учащиеся работают самостоятельно с толковым словарем

Уч. Дог – это самая крупная короткошерстная служебная собака.

У. Какие породы собак вы знаете ещё?

Уч. Колли, овчарка, болонка…

У. Я утверждаю, что на слайде (показывает на мультимедийной доске) есть собака породы «дог» (КОД: Учащиеся показывают знак согласия/несогласия).

У. Я согласна с теми, кто показал утвердительный ответ (показывает второй слайд, на котором изображён дог). Вот как выглядит дог. Что мы с вами узнали из толкового словаря об этой собаке?

Предполагаемые ответы учеников. Это самая крупная собака из короткошерстных. Она служебная.

У. Физминутка

Игра «Не торопись повторять».

Правила игры: ученик показывает какое - либо движение. Учащиеся смотрят и запоминают. Ученик показывает следующее движение. Учащиеся повторяют предыдущее движение, которое запоминали и т.д.

Продолжение урока

У. Какое задание вам сейчас предстоит выполнить?

Предполагаемый ответ учеников. Мы должны составить звуковую схему слова [док].

У. Работа в парах (одной паре предлагается работа у доски)

Не зря говорят: один ум – хорошо, а два – лучше.

По каким критериям мы с вами будем оценивать работу ребят?

Предполагаемые ответы учеников. Правильность характеристики звуков, аккуратность выполнения работы на доске, умение работать в паре: внимательно слушать друг друга, помогать при необходимости, договариваться.

Критерии обсуждаются и принимаются всеми ребятами класса.

Работа в паре у доски: каждый ученик выделяет звук для анализа, затем дает выделенному звуку характеристику.

Предполагаемые ответы учеников

1-ый уч. [док]. Первый звук [д]. Он согласный, потому что при произношении этого звука воздух встречает преграду. Звонкий, потому что при произношении «участвует голос». Парный по глухости звуку [т]. Твёрдый, парный по мягкости звуку [т'].

2-ой уч. [д оооо к]. Звук [о]. Гласный, потому что при произношении этого звука воздух не встречает преграду. Он ударный. Знаю это сразу, потому что в этом слове только один слог. Ударение ставить не надо.

1-ый уч. [до к]. Следующий звук [к]. Он согласный, потому что при произношении этого звука воздух встречает преграду. Глухой, потому что при произношении этого звука голос «не участвует». Парный по звонкости звуку [г]. Твёрдый, парный по мягкости звуку[к'].

2-ой уч. [д о к] (дужкой показывает, что в слове один слог). В этом слове один слог, потому что один гласный звук. Я знаю правило: сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников.

Словесная оценка результатов работы пары учеников, работающей у доски, учащимися по заданным критериям

Предполагаемый ответ ученика. Ребята, вы отлично работали. Внимательно слушали друг друга, по очереди давали характеристику звуков. Каждый из вас хорошо знает алгоритм действий при звуковом анализе слова. Ответы ваши были не только правильные, но и полные, доказательные. На доске писали аккуратно. Приятно вашу работу проверять.


У. Дальнейшая работа со словом [док] поможет нам найти ответ на поставленную задачу. Кто из вас догадался, каким образом?

Предполагаемые ответы учеников. В слове [док] последний звук [к]. Он согласный, парный по звонкости звуку [г]. Мы должны сравнить этот звук с буквой, которая его обозначает. Тогда мы сможем ответить на поставленный перед нами вопрос

У. Я думаю так же. Кто из вас знает, как это слово пишется?

Уч. [дог] (КОД: остальные жестом показывают знак согласия).

У. Как можно убедиться в том, что вы правы?

Предполагаемые ответы учеников.

1-ый: Можно посмотреть в словаре.

2-ой: Можно узнать в интернете.

3-ий: Может, это слово мы сегодня будем читать в азбуке.

У. Со всеми ответами я согласна. Нам сейчас и правда « поможет» азбука.

Физминутка

Уч. Игра «Пожалуйста».

Правила игры: если ведущий ученик говорит слово пожалуйста, обращаясь к товарищам с просьбой выполнить какое – либо действие, то ребята повторяют это действие за ним, если - не говорит, то ребята не должны повторять это действие.

У. Откройте, пожалуйста, учебник на с. 45. Найдите текст, расположенный в самом верху страницы. Прочитайте его «жужжащим» способом. При чтении найдите слово [док] и подчеркните в нём нужную букву.

Ученики самостоятельно читают текст, выполняют задание к нему.

У. Прочитайте нужное слово так, как оно пишется.

Уч. [дог].

У. Когда слово читают или произносят так, как оно пишется, говорят, что читают или произносят это слово орфографически. (просит нескольких учеников повторить это слово, затем повторяет слово весь класс)

Кто из вас самостоятельно сумел решить поставленную в самом начале урока задачу?

Предполагаемые ответы учеников. На примере слова [док] я убедился, что буквам парных согласных звуков, стоящим на конце слов «доверять» нельзя, так как увидел, что парный согласный звук [к] на конце слова обозначен буквой г (КОД: Остальные ученики показывают знак согласия).

У. ИТОГ. Ребята, настоящие учёные никогда на примере одного слова конечные выводы не делают. Ведь может случиться так, что расхождение между звуком и буквой его обозначающей, есть только в одном слове дог. Вам предстоит на следующих уроках понаблюдать за другими словами, на конце которых находится парный согласный звук, и сравнить этот звук с буквой его обозначающей.

Только тогда мы с вами сделаем окончательный вывод.


IV Этап закрепления новых знаний

Составление «умных» вопросов» по новой теме

У. Составьте «умные» вопросы для своих товарищей, при необходимости пользуйтесь учебным текстом в учебнике.

Предполагаемые ответы учеников. 1-ый: Сколько лет догу? Уч. 2-ой: Какую пищу дал Вова догу на обед? Уч. 3-ий: Есть ли в тексте вопрос? Найдите и прочитайте его. Уч. 4-ый: Почему же дог отказался от угощения?

У. Какая кличка у дога?

Уч. На этот вопрос нет ответа в тексте.

Работа в парах

У. Ниже под текстом написаны разные названия кличек собак. Предлагаю догу дать кличку, название которой соответствует теме нашего урока. Найдите правильный ответ, работая в парах.

Предполагаемые ответы учеников. Данному условию соответствуют 4 клички: Бобик, Лорд, Рыжик, Дружок, так как на конце этих слов буквы, обозначающие парные согласные звуки. Я бы догу дал кличку Лорд. На мой взгляд, она более соответствует такой большой породистой служебной собаке.



V Итог урока

У. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Предполагаемые ответы учеников

Уч. 1-ый: Я сегодня узнал, что в слове дог последний парный согласный звук не соответствует букве, его обозначающей.

Уч. 2-ой: я узнал, что дог – это самая большая собака из короткошерстных.

Уч. 3-ий: Пока точно не знаю ответ на вопрос: во всех ли словах нельзя при письме доверять буквам парных согласных звуков по звонкости – глухости, стоящих на конце слов. Нам это ещё предстоит до конца выяснить на последующих уроках.

У. Дома я предлагаю вам найти слова с парными согласными на конце слов, которые помогут нам с вами найти ответ на вопрос: можно ли доверять при письме буквам парных согласных звуков, стоящих на конце слов.


VI Этап рефлексии

На оценочных линеечках оцените, как вы поняли, почему в слове дог нельзя доверять букве, обозначающей парный согласный звук, стоящий на конце слова.

Проверка: Кто поставил метку в верхней части оценочной линеечки? Почему вы определили именно это место для метки?

Кто поставил метку ниже, не расстраивайтесь. На следующих уроках с моей помощью и помощью одноклассников вы сумеете в этом вопросе разобраться.

Благодарю всех за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буквы парных согласных на конце слов – орфограммы

Автор: Иванкина Марина Алексеевна

Дата: 04.04.2016

Номер свидетельства: 314680

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок по русскому языку во 2 "б" классе "Парные согласные на конце слова". "
    ["seo_title"] => string(84) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-vo-2-b-klassie-parnyie-soghlasnyie-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "190174"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427115882"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по русскому языку "Буквы парных звонких и глухих согласных в конце слова" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-bukvy-parnykh-zvonkikh-i-ghlukhikh-soghlasnykh-v-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "106831"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403094195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Урок "Парные согласные" "
    ["seo_title"] => string(24) "urok-parnyie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "239164"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444733179"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""УЧИМСЯ ПИСАТЬ БУКВЫ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА" "
    ["seo_title"] => string(54) "uchimsia-pisat-bukvy-parnykh-soglasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "132450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416335552"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "УЧИМСЯ ПИСАТЬ БУКВЫ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА" "
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-k-uroku-uchimsia-pisat-bukvy-parnykh-soglasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "132454"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416335913"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства