"УЧИМСЯ ПИСАТЬ БУКВЫ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА"
"УЧИМСЯ ПИСАТЬ БУКВЫ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА"
~~«Учимся писать буквы согласных в корне слова» УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"
Педагогические цели урока:
создать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова; способствовать развитию наблюдательности, произвольного внимания, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; содействовать реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развитию устойчивого интереса к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске, умению работать в паре и группе, вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют наблюдать за чередованием согласных звуков в конце слова и гласных звуков в корне слова.
Личностные: осознают язык как основное средство человеческого общения; проявляют способность к самоорганизованности; владеют коммуникативными умениями.
Метапредметные УУД:
регулятивные: адекватно воспринимают комментарии результатов деятельности со стороны учителя; удерживают цель деятельности до получения результата, осуществляют контроль деятельности;
познавательные: умеют работать с орфограммой, приводят примеры способов проверки;
коммуникативные: строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы; формулируют простые выводы.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод.
Формы познавательной деятельности учащихся: парная, сочетание фронтальной работы с групповой и индивидуальной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"УЧИМСЯ ПИСАТЬ БУКВЫ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА" »
«Учимся писать буквы согласных в корне слова»
Педагогические цели урока:
создать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова; способствовать развитию наблюдательности, произвольного внимания, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; содействовать реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развитию устойчивого интереса к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске, умению работать в паре и группе, вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Планируемые результаты:
Предметные:умеют наблюдать за чередованием согласных звуков в конце слова и гласных звуков в корне слова.
Личностные: осознают язык как основное средство человеческого общения; проявляют способность к самоорганизованности; владеют коммуникативными умениями.
Метапредметные УУД:
регулятивные:адекватно воспринимают комментарии результатов деятельности со стороны учителя; удерживают цель деятельности до получения результата, осуществляют контроль деятельности;
познавательные: умеют работать с орфограммой, приводят примеры способов проверки;
Формы познавательной деятельности учащихся: парная, сочетание фронтальной работы с групповой и индивидуальной.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Психологический настрой
- Прочитайте девиз нашего урока:
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Мы каждый день узнаем что-то новое).
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.
- Скажите, ребята, где получают новые знания? (В школе, в колледже, институте, из книг, фильмов, интернета).
- Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями? (Внимание, сосредоточенность, усидчивость, трудолюбие).
- Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, спокойное, готовы работать на уроке).
- Улыбнитесь друг другу…
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
На слайде записаны слова: ГОРА, ЛЕСА, ТРАВКА, ПОЛЯ.
- Найдите лишнее слово. Докажите свой выбор. (Слушаются разные ответы учащихся с объяснением).
3. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения.
- Какое слово оказалось лишним? (Лишнее слово- «травка». В этом слове орфограмма парный согласный в корне, а в остальных словах - безударный гласный).
- Давайте произнесём слово (травка).
- Какой звук слышим в середине слова? ([ф]).
- Что вы можете сказать про этот звук, какой он?
- Он согласный, парный глухой, может быть твердым и мягким.
- В какой части слова находится парный согласный звук [ф]? ( В корне).
- Если корень заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук – это орфограмма и ее обязательно необходимо проверить перед записью. Как же проверить парную звонкую или глухую согласную в корне слова?
(Надо подобрать или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласный звук [н]).
- Какой буквой обозначим звук [ф] в слове травка? (в).
- Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук).
- Почему? (за ним следует гласный).
-Кто мне скажет, какая же тема нашего урока сегодня? ( Парные согласные в корне слова).
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его задачи. Чему мы должны сегодня научиться? (Научиться находить слова с парной согласной в корне слова; правильно писать слова с этой орфограммой; научиться безошибочно подбирать проверочные слова).
- Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд на льды –
Будешь грамотным и ты.
4. Закрепление учебного материала
Наблюдение за различием произношения и написания согласных на конце коня ( слова); повторение правила.
- Назовите слово, для которого проверочным будет являться слово глаза. (глаз). Назовите и подчеркните букву, написание которой проверяется.
( глаза – глаз)
- Выполните задание самостоятельно.
Образец:
глаза – глаз
тетради – тетрадь
соседи – сосед
грибы – гриб
ножи – нож
площади – площадь
морозы – мороз
- Какие слова записаны в левом столбике? ( проверочные)
- Какие слова записаны в правом столбике? ( проверяемые)
- Докажите, что слова левого столбика являются проверочными. (Чётко слышим согласный звук, за ним следует гласный).
- Сравните свою работу с образцом и поставьте «+», если ошибок нет и «?», если есть ошибки.
- Давайте, посмотрим, что показала проверка по образцу.
- У кого нет ошибок? Молодцы!
- У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Над чем надо поработать? (Запомнить правило, алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова, уметь его применять).
Физминутка Упражнение «Буратино»
Дополнительная цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.
- Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом напишите в воздухе: «Я молодец!»
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие вспомогательные слова можно использовать для подбора проверочных слов?
один много
ро [к] рога рог
есть нет
есть лу[к] нет лука лук
есть лу[к] нет лугов луг
- Выполним задание упр.2, используя вспомогательные слова есть- нет. ( фронтально).
Задание и текст упражнения читает учитель.
Скрип - скрипа, хруст - хруста, куст - куста. Что это - родственные слова или формы одного или того же слова?
- Скажите, легко вам было выполнять это задание? Почему? Очень хорошо, что вы знаете секретные слова- помощники! Положим их в наш сундучок знаний.
Работа в группах. ( с интерактивной доской)
- Объединитесь в группы. Выполните задание, докажите правильность выбора нужной буквы. Выберете представителя, который будет защищать свою группу.
1 гр. Соедини тетрадь с портфелем, в который их нужно положить. (Б, П).
2 гр. Соедини чемодан с автобусом, в которы его нужно погрузить. (Д, Т).
3 гр. Соедини яблочко с корзиной, в которую его нужно положить. (Ж, Ш).
4 гр. Соедини линиями мячи и ворота, в которые они должны попасть. (В, Ф).
Оценить выступление защитников. (аплодисменты)
Работа в парах.
Работа в тетради «Пишем грамотно» упр. №3. ( отработка умения проверять парные по глухости- звонкости согласные в корне слова изменением формы слова с использованием вспомогательных слов есть - нет, один - много).
- Прочитайте задание. Прочитайте слова.
- Во всех ли словах произношение и написание согласных совпадают? Докажите.
- Прошу выйти к доске Артёма Масюка и Артёма Жулитова.
Артем Ж., ты записываешь слова, в которых произношение и написание согласных совпадают. Ты, Артём М. - слова, в которых есть разница в произношении и написании согласных. Проверочные слова подбираете, изменяя форму слова с использованием вспомогательных слов есть - нет, один - много.
СЛАЙД
Рассуждай так:
1. Читаю слово …
2. В конце слова или в корне слышу парный звук …
3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить!)
4. Изменяю слово …
5. Проверяю, перед гласной …
6. Пишу букву…
Работа в парах. Проверка по образцу.
- Проверим, как выполнили задание мальчики.
- Артем Ж., какие слова ты записывал? Проверим, верно, ли он выполнил задание? Оцени свою работу.
(Мне нужно было …….Это задание я выполнил самостоятельно, без ошибок, быстро. Думаю, мне можно поставить отметку «5»).
- Артем М., какие слова ты записывал? Верно, ли он выполнил задание?
Оцени свою работу.
- Ребята, сравните свою работу с записями на доске, и поставьте «+», если ошибок нет и «?», если есть ошибки.
- У кого нет ошибок? Молодцы!
- У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Над чем надо поработать? (Запомнить правило, алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова, уметь его применять).
5. Рефлексия учебной деятельности.
Быстро время пролетело
И идет к концу урок.
Так давайте без задержки
Подведем всему итог.
- Вам было сегодня интересно?
- Все ли было понятно?
- Давайте вернемся к теме урока. Назовите её.
- У кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше, и вы пополнили свои сундучки?
- Какие задачи мы ставили перед собой?
- Мы их выполнили?
- Чему мы научились на уроке?
(Научились проверять слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова).
- Мне бы хотелось бы, чтобы каждый из вас оценил свои старания, свой труд.