-А скажите, пожалуйста, почему в двух последних словах компьютер не вставил пропущенные буквы и выделил словосочетания синим цветом
-Назовите разряд причастий.
-А может кто-то скажет, какие буквы надо писать после шипящих в данных причастиях.
-Конечно, сразу сказать сложно, правы вы или нет. Ведь правила правописание гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени вы еще не знаете. Итак, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
(После попыток учащихся сформулировать тему, на экране появляется запись темы урока).
Тема урока:
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
-Так как же нам быть со словами. Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно записать гласные после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах.
-Давайте применим данные требования и к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?
Освещ?нный
Выкраш?нная
-Кто же попробует сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
-Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 70. Применяем данное правило к словам и получаем…
Освещённый
Выкрашенная
III. Работа с текстом
На экране слайд с темой урока. На партах у каждого лежат листочки с текстом. Сначала текст читает учитель, затем дети про себя, а затем кто-то из детей вслух.
Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.
-Определите, к какому типу относится данный текст..
-А какие части речи помогают сделать текст более выразительным?
-Найдите и выпишите из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму.
(На экране появляется слайд с правильно выполненным заданием)
-Какое причастие нашли в данном стихотворении? -Напряжён- краткая форма страдательного причастия образована от глагола напрягаться, в безударном положении после шипящей Ж пишется Ё.
V. Работа с учебником.
Упражнение 140. Списать и вставить буквы, объясняя, сверяя с записью на экране. Объяснить написание пропущенных букв:
Работа по карточкам ?????????????????????????????????????????????
V. Подведение итогов
- Что нового узнали на уроке?
- В каких случаях пишутся буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени? - Что для этого надо знать? ( Надо правильно ставить ударение
(По ходу ответов детей на экране появляется запись с выводами урока).
Подведем итоги:
Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Помогала постановка ударения.
Привлеченный светом; пораженный красотой; обнаженный лес; приглашенный на выставку; пересеченный оврагом; искаженное изображение; завороженный красотой; обожженного плеча; приглушенного шепота; отраженный в лучах солнца; воплощенный в жизнь; решенный вопрос; увлеченный мечтой; защищенная от ветра; сраженный пулей; изображенная на картине; преображенный край; испеченный каравай; посвященный друзьям; упрощенная задача; укрощенный поток; завершенная работа.
VII. Домашнее задание: § учебника на странице 70, упражнение 142.