kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Буквы е- и в корнях с чередованием"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - знакомство и закрепление изучаемой орфограммы "Буквы е -и в корнях с чередованием". Помимо работы с правилом ребята повторяют изученный ранее материал о чередующихся гласных, вспоминают понятие "однокоренные слова", "омонимичные корни", а при работе с  художественнным текстом закрепляют знания о выразительных средствах языка, что является также и подготовкой к ОГЭ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Буквы е- и в корнях с чередованием"»

Тема урока: Буквы е - и в корнях с чередованием.

Эпиграф к уроку: Суффикс-командир.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: знакомство с условиями написания е – и в корнях с чередованием.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать условия написания чередующихся гласных е – и в корнях слова; определять виды глагола; уметь анализировать текст, пользуясь понятиями «стиль», «тип речи», «выразительные средства»;

метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников (учебник, схемы, тексты);

личностные: осознание себя как личности, способной выражать свою точку зрения и обосновывать её; осознание роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемной ситуации; индивидуальная, парная, фронтальная.

Домашнее задание к этому уроку: упр. 644 (рассмотрев рисунок, составить с предложенными глаголами 5 предложений, обозначить вид и время глаголов).


Ход урока.

1 Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Надеюсь, у вас рабочее настроение, которое поможет нам сегодня на уроке.

2 Самоопределение, мотивация.

Ребята, послушайте меня внимательно, выполняя при этом определенные действия.

Сейчас мы с вами положили руки перед собой. Спинки выпрямили, чтобы вырасти высокими и стройными.

- Кто запомнил глаголы, произнесенные мною?

- Выпишем глаголы на доску, обозначив орфограммы.

(Ребята пишут глаголы: положили, выпрямили, вырасти; повторяют орфограмму «Буквы а – о в корне –лаг- - -лож-; - раст - - -рос-.».

3 Актуализация знаний.

- А встретились ли вам в домашнем задании слова с чередующимися гласными? (проверка домашнего задания: читают составленные предложения, определяют вид и время глаголов).

- Определите вид у глаголов, записанных на доске.

4 Пробное учебное действие. Выявление причины затруднения.

- Продолжим работу с глаголами. Поработаем в парах (одна пара у доски). У каждого из вас лист с заданием:

Распределите глаголы на 2 группы:

набирал, вытереть, наберу, вытирать, отпирать, задерет, отпереть, задирает.

Набирал наберу

вытирать вытереть

отпирать отпереть

задирает задерет.

-Что мы образовали? (Мы образовали видовые пары глаголов).

- Выделим корни в глаголах. Что заметили интересного в написании гласных в корне слова? Можем ли мы объяснить, почему в глаголах левого столбика в корне пишется буква –и- , а в глаголах правого столбика – е ? При ответе на вопрос обратите внимание на эпиграф.

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Определите, пожалуйста, тему нашего урока. Какие задачи мы должны решить на уроке.

1 Объяснить правописание букв и - е в корнях с чередованием.

2 Уметь применять правило при выполнении определенных заданий.

3 Находить изучаемую орфограмму в различных текстах.

1. Давайте сами попробуем сформулировать правило написания и – е в корнях с чередованием и сверим наши объяснения с правилом в учебнике.

(Работа с параграфом 112 учебника).

Физминутка. Прежде чем работать дальше, немного отдохнем. Повторяем движения за мной.

Я кроватку застелю,

В комнатке все приберу,

Пол я сухо вытираю,

Спинку прямо разгибаю.

Может кто-нибудь обратил внимание, какие глаголы встретились в стихотворении (глаголы с чередованием ).

2 А теперь будем учиться применять изученное правило. Задание по рядам.

Для каждого ряда демонстрируется иллюстрация, по которой они составляют предложение (ученики, справившиеся с заданием раньше, пишут предложение на доске)

Туристы взбираются на гору.

Фотограф пробирается к тигру.

Мальчик выбирает фотоаппарат.

- Подберите к глаголу несовершенного вида, который вы использовали в своем предложении, глагол совершенного вида.

Во всех глаголах один корень – бир -. Можем ли мы назвать эти слова однокоренными? Как называются такие корни? (омонимичные).

На доске записаны слова, из которых нужно составить словосочетания, вставив пропущенные буквы в глаголах неопределенной формы и записав в скобках проверочные слова.

Костюм, друзья, прим..рять, прим..рять.

(примирять (мир) друзей, примерять(мерка) костюм).

- А теперь запишем два глагола, объясним их написание: замирать – замереть. Можем ли мы проверить написание гласных в корне ударением? (Нет! Надо отличать безударные гласные от чередующихся гласных).

Таким образом, повторяем правило. Вернемся к параграфу 112 и посмотрим на схему с чередующимися корнями.

- бер- - бира-

-пер- - пира-

- дер- - дира-

-тер - - тира-

-мер- - мира-

Посмотрите внимательно на корни, не спряталось ли среди них имя девочки? (Если сложить ир и а, получится Ира. Запомните, Ира хочет быть Ирой, а не Ерой).

6 Самостоятельная работа.

3. Работа в парах. Перед вами отрывки из художественных произведений.

Найдите слова с чередующимися гласными в корне. Отгадайте автора приведенных строчек и название произведения.

1 И молвил он, сверкнув очами: 2 На девичник собираясь,

« Ребята! не Москва ль за нами? Вот царевна, наряжаясь,

Умремте ж под Москвой, Перед зеркальцем своим

Как наши братья умирали!» Перемолвилася с ним.

И умереть мы обещали, (А.С.Пушкин «Сказка о

И клятву верности сдержали мертвой царевне и семи

Мы в Бородинский бой. богатырях»).

( М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

3 «Наконец, он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин лицом вниз в сырой мох и замер». (В.П.Астафьев «Васюткино озеро»).

7 Контроль и самопроверка.

- Повторим снова правило. А сейчас на полях в тетради поставьте ту отметку, на которую, по вашему мнению, вы знаете изучаемое сегодня правило.

Даю проверочный тест. Вставить пропущенные буквы, слова переписывать не нужно.

1 Уд…рать

2 ст…рать

3 отб...раете

4 зам…рло

5 зап…рать

6 оп...раться

7 сд…раю

8 обт…реть.

Самопроверка по ключу (для объективного выставления отметок меняются тетрадями). Затем ребята оценивают сами себя, сравнив полученную отметку с той, которую они поставили до выполнения тестовой работы.

8 Включение в систему знаний и повторение.

На доске записан текст.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по земле расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш.

Никитин «Утро».

-Прочитайте выразительно текст.

- Определите стиль речи.

- Какие выразительные средства использует автор, изображая утро. (эпитеты- зеркальной, чуткий; метафора – в огне облака, свет разливается; олицетворение- дремлет камыш).

- Встретилась ли в тексте изучаемая сегодня орфограмма? (в глаголе расстилается). В этом слове нет имени Ира, но мы можем объяснить написание гласной в корне. Почему? (обращаемся к правилу и к эпиграфу урока). Действительно, суффикс –а- продолжает командовать буквой -и- в корне. На следующем уроке мы продолжим знакомство с чередующимися корнями.

9 Рефлексия.

- С каким правилом вы познакомились сегодня на уроке?

- Трудно ли было запомнить новое правило?

- Довольны ли вы своей работой?

- Справитесь ли вы с домашним заданием?

10. Домашнее задание.

Учить правило (всем), на выбор 1)выполнить упражнение 647 (2);2) с глаголами , данными на стр.112, составить словосочетания, орфограмму выделить; 3) поработать с орфографическим словарем, выписать слова на изучаемую орфограмму, составив из них небольшой словарный диктант.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Буквы е- и в корнях с чередованием"

Автор: Харченко Елена Васильевна

Дата: 13.06.2016

Номер свидетельства: 334330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Правописание корней с чередованием гласных А-О"
    ["seo_title"] => string(56) "pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-a-o-1"
    ["file_id"] => string(6) "275558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452597353"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Открытый урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_pravopisaniie_biezudarnykh_ghlasnykh_v_kornie_slo"
    ["file_id"] => string(6) "353935"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477934135"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Правописание корней - гор-, -гар-. "
    ["seo_title"] => string(94) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-pravopisaniie-korniei-ghor-ghar"
    ["file_id"] => string(6) "198642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428427078"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока на тему "Правописание е-и в корнях с чередованием" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "150275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420460331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства