Цель урока - знакомство и закрепление изучаемой орфограммы "Буквы е -и в корнях с чередованием". Помимо работы с правилом ребята повторяют изученный ранее материал о чередующихся гласных, вспоминают понятие "однокоренные слова", "омонимичные корни", а при работе с художественнным текстом закрепляют знания о выразительных средствах языка, что является также и подготовкой к ОГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Буквы е- и в корнях с чередованием"»
Тема урока: Буквы е - и в корнях с чередованием.
Эпиграф к уроку: Суффикс-командир.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: знакомство с условиями написания е – и в корнях с чередованием.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать условия написания чередующихся гласных е – и в корнях слова; определять виды глагола; уметь анализировать текст, пользуясь понятиями «стиль», «тип речи», «выразительные средства»;
метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников (учебник, схемы, тексты);
личностные: осознание себя как личности, способной выражать свою точку зрения и обосновывать её; осознание роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемной ситуации; индивидуальная, парная, фронтальная.
Домашнее задание к этому уроку: упр. 644 (рассмотрев рисунок, составить с предложенными глаголами 5 предложений, обозначить вид и время глаголов).
Ход урока.
1 Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Надеюсь, у вас рабочее настроение, которое поможет нам сегодня на уроке.
2 Самоопределение, мотивация.
Ребята, послушайте меня внимательно, выполняя при этом определенные действия.
Сейчас мы с вами положили руки перед собой. Спинки выпрямили, чтобы вырасти высокими и стройными.
- Кто запомнил глаголы, произнесенные мною?
- Выпишем глаголы на доску, обозначив орфограммы.
(Ребята пишут глаголы: положили, выпрямили, вырасти; повторяют орфограмму «Буквы а – о в корне –лаг- - -лож-; - раст - - -рос-.».
3 Актуализация знаний.
- А встретились ли вам в домашнем задании слова с чередующимися гласными? (проверка домашнего задания: читают составленные предложения, определяют вид и время глаголов).
-Что мы образовали? (Мы образовали видовые пары глаголов).
- Выделим корни в глаголах. Что заметили интересного в написании гласных в корне слова? Можем ли мы объяснить, почему в глаголах левого столбика в корне пишется буква –и- , а в глаголах правого столбика – е ? При ответе на вопрос обратите внимание на эпиграф.
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Определите, пожалуйста, тему нашего урока. Какие задачи мы должны решить на уроке.
1 Объяснить правописание букв и - е в корнях с чередованием.
2 Уметь применять правило при выполнении определенных заданий.
3 Находить изучаемую орфограмму в различных текстах.
1. Давайте сами попробуем сформулировать правило написания и – е в корнях с чередованием и сверим наши объяснения с правилом в учебнике.
(Работа с параграфом 112 учебника).
Физминутка. Прежде чем работать дальше, немного отдохнем. Повторяем движения за мной.
Я кроватку застелю,
В комнатке все приберу,
Пол я сухо вытираю,
Спинку прямо разгибаю.
Может кто-нибудь обратил внимание, какие глаголы встретились в стихотворении (глаголы с чередованием ).
2 А теперь будем учиться применять изученное правило. Задание по рядам.
Для каждого ряда демонстрируется иллюстрация, по которой они составляют предложение (ученики, справившиеся с заданием раньше, пишут предложение на доске)
Туристы взбираются на гору.
Фотограф пробирается к тигру.
Мальчик выбирает фотоаппарат.
- Подберите к глаголу несовершенного вида, который вы использовали в своем предложении, глагол совершенного вида.
Во всех глаголах один корень – бир -. Можем ли мы назвать эти слова однокоренными? Как называются такие корни? (омонимичные).
На доске записаны слова, из которых нужно составить словосочетания, вставив пропущенные буквы в глаголах неопределенной формы и записав в скобках проверочные слова.
- А теперь запишем два глагола, объясним их написание: замирать – замереть. Можем ли мы проверить написание гласных в корне ударением? (Нет! Надо отличать безударные гласные от чередующихся гласных).
Таким образом, повторяем правило. Вернемся к параграфу 112 и посмотрим на схему с чередующимися корнями.
- бер- - бира-
-пер- - пира-
- дер- - дира-
-тер - - тира-
-мер- - мира-
Посмотрите внимательно на корни, не спряталось ли среди них имя девочки? (Если сложить ир и а, получится Ира. Запомните, Ира хочет быть Ирой, а не Ерой).
6 Самостоятельная работа.
3. Работа в парах. Перед вами отрывки из художественных произведений.
Найдите слова с чередующимися гласными в корне. Отгадайте автора приведенных строчек и название произведения.
1 И молвил он, сверкнув очами: 2 На девичник собираясь,
« Ребята! не Москва ль за нами? Вот царевна, наряжаясь,
Умремте ж под Москвой, Перед зеркальцем своим
Как наши братья умирали!» Перемолвилася с ним.
И умереть мы обещали, (А.С.Пушкин «Сказка о
И клятву верности сдержали мертвой царевне и семи
Мы в Бородинский бой. богатырях»).
( М.Ю.Лермонтов «Бородино»)
3 «Наконец, он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин лицом вниз в сырой мох и замер». (В.П.Астафьев «Васюткино озеро»).
7 Контроль и самопроверка.
- Повторим снова правило. А сейчас на полях в тетради поставьте ту отметку, на которую, по вашему мнению, вы знаете изучаемое сегодня правило.
Даю проверочный тест. Вставить пропущенные буквы, слова переписывать не нужно.
1 Уд…рать
2 ст…рать
3 отб...раете
4 зам…рло
5 зап…рать
6 оп...раться
7 сд…раю
8 обт…реть.
Самопроверка по ключу (для объективного выставления отметок меняются тетрадями). Затем ребята оценивают сами себя, сравнив полученную отметку с той, которую они поставили до выполнения тестовой работы.
8 Включение в систему знаний и повторение.
На доске записан текст.
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по земле расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Никитин «Утро».
-Прочитайте выразительно текст.
- Определите стиль речи.
- Какие выразительные средства использует автор, изображая утро. (эпитеты- зеркальной, чуткий; метафора – в огне облака, свет разливается; олицетворение- дремлет камыш).
- Встретилась ли в тексте изучаемая сегодня орфограмма? (в глаголе расстилается). В этом слове нет имени Ира, но мы можем объяснить написание гласной в корне. Почему? (обращаемся к правилу и к эпиграфу урока). Действительно, суффикс –а- продолжает командовать буквой -и- в корне. На следующем уроке мы продолжим знакомство с чередующимися корнями.
9 Рефлексия.
- С каким правилом вы познакомились сегодня на уроке?
- Трудно ли было запомнить новое правило?
- Довольны ли вы своей работой?
- Справитесь ли вы с домашним заданием?
10. Домашнее задание.
Учить правило (всем), на выбор 1)выполнить упражнение 647 (2);2) с глаголами , данными на стр.112, составить словосочетания, орфограмму выделить; 3) поработать с орфографическим словарем, выписать слова на изучаемую орфограмму, составив из них небольшой словарный диктант.