Этап урока | Цель и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемые (планируемые) результаты |
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учение, создание ситуации успеха. | 1.Организует класс на работу. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! (2 слайд) Записываем в тетрадях число, классная работа.(1слайд) | Выбирают смайлик. Демонстрируют готовность к уроку. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) |
IIэтап. Актуализация знаний. | Цель: повторить правило о правописании приставок при-, пре-, подвести к восприятию новой темы. Задачи: повторить основные теоретические понятия темы. | Обеспечивает контроль за выполнением задания. 1. Мини-тест Задание: назвать приставки.(подобрать примеры) Эта приставка имеет значение «очень». Эта приставка пишется в словах «прийти», «приклеить». Эта приставка имеет значение неполноты действия. Эта приставка имеет значение «пере-». Эта приставка пишется в словах «преглупый», «премудрая». (3 слайд) 2.Сказка о приставках ПРЕ-ПРИ 3.- Давайте вспомним, на какие группы делятся все звуки? - Приведите примеры гласных, согласных. -Какие морфемы вы знаете и помните? - Сегодня эти знания нам пригодятся. | Записывают в тетрадях приставки и примеры. -ПРЕ -ПРИ -ПРИ -ПРЕ -ПРЕ (4 слайд) Заполняют лист самооценки. Два ученика зачитывают свои работы. Одноклассники оценивают ответы выступающих. Гласные, согласные. Приводят примеры. Приставка, корень, суффикс, окончание, основа. | Анализ, синтез, выбор основания для сопоставления информации (П) Умение строить связное высказывание (К) |
III. Определение темы и целей урока. | Цель: Постановка учебной задачи. Задача: определить цель и выявить важность темы | На экране: Бежать, лететь Образуйте с помощью приставок от данных слов новые слова. Получаем: прибежать, отбежать, убежать, прилететь, долететь и др.(5,6 слайды) -На какие буквы оканчиваются данные приставки, гласные или согласные? -Изменяется ли при этом первая буква корня? А теперь возьмём другие слова: играть, искать Образуйте с помощью приставок от данного слова новые слова. Как они произносятся? Какой звук слышим после согласного? Ы или И? Получаем: подЫграть, разЫграть, сЫграть, поиграть, отЫскать, разЫскать и др. (7,8 слайды) -На какие буквы оканчиваются данные приставки, гласные или согласные? Изменяется ли при этом первая буква корня? Да. Почему? -Чем отличаются слова первой группы от второй? (В словах второй группы первая буква корня меняется после того, как мы присоединили приставку) - Предположите, о чем мы будем говорить сегодня? Попробуйте сформулировать тему (предположения детей). (9 слайд). Каковы цели нашего урока? (10 слайд). Запись темы. | Взаимодействуют с учителем, выдвигают предположения о теме урока, пытаются сформулировать цели урока. Цель: Выяснить условия выбора букв ы-и после приставок, оканчивающихся на согласную Заполняют лист самооценки. | Умение сформулировать проблему (П) Умение строить связное высказывание(К) выдвижение гипотез (П) Целеполагание, планирование(Р) Мотивация (сам поставил цель = должен её достичь) (Л) |
IV.Совместное исследование проблемы. | Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Предлагаю вам провести исследование. Какова гипотеза исследования?(12 слайд) Назовите тему исследования, объект исследования и цель исследования. Заполните вторую часть карты исследования. Работаем в парах. -Вы много анализировали, сделали выводы, а теперь посмотрим, какую формулировку предлагает учебник.(13,14 слайд) | Выдвигают гипотезу. От каких условий зависит написание И и Ы? Тема исследования: буквы ы-и после приставок. Объект исследования: группы слов Цель исследования: определить условия выбора букв ы-и после приставок. Работают в парах с информацией, представленной на карточках. Заполняют вторую часть таблицы. Составляют опорный конспект. Выступление эксперта. Сравнивают свои выводы с правилом учебника (стр. 147) | Анализ, синтез, выбор основания для сопоставления информации, гипотез (П) Умение строить связное высказывание (К) |
V этап. Обобщение и систематизация знаний. | Цель: организовать взаимопроверку учащимися своих решений по эталону. Задача: проверить уровень усвоенной темы. | Работа в парах по карточкам. – Выпишите из предложений слова в тетрадь на изучаемую нами орфограмму, объясните их правописание. 1) Безыдейность, равнодушие, бездуховность надо изживать всеми силами 2) К вечеру разыгралась метель. 3) Жюри подытожило результаты состязаний 4) Я не терял надежды сыскать дорогу. 5) Необходимо наладить выпуск межинтернатской электронной газеты. 6) За годы войны пединститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место. 7) В предыдущем номере журнала была интересная статья о дельфинах. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа, сверяясь с ответами на экране.(15 слайд) Творческий диктант : 1. подвести итог чему-нибудь-…………… 2. пытаться найти кого-нибудь-………………. 3. найти подходящую квартиру……………. 4. фильм, возбуждающий интерес сверх меры-……………… 5. герой, никому не известный-……………….. 6. увлечься игрой, затеять продолжительную игру-………………… (16 слайд) | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Сверяют ответы соседа по парте с ответами на экране. Заполняют лист самооценки. Подбирают однокоренное слово на изученную орфограмму, записывают в тетрадь. Проверяют, сверяясь с экраном. Заполняют лист самооценки. | Самокоррекция (Р) Самоопределение (Л) Умение работать в паре (К) Выполнение действий по алгоритму (П) Умение строить связное высказывание (К) Анализ, синтез, выдвижение гипотез (П) Задание творческого характера (Л), (П), (К) Коррекция (Р) |
Физкультминутка | Снятие утомления с мышц туловища. Снятие утомления с глаз. | Выполните движения, соответствующие вашей оценке усвоения темы. Присесть на корточки-очень низкая оценка, негативное отношение. Присесть, немного согнув ноги,-невысокая оценка, безразличное отношение. Обычная поза стоя, руки по швам-удовлетворительная оценка, спокойное отношение. Поднять руки в локтях-хорошая оценка, позитивное отношение. Поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки-очень высокая оценка, восторженное отношение. Физминутка для глаз. | Выполняют элементарные физические упражнения. | |
VI. Закрепление.Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа в группах | Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранееизученного и подготовка к изучению следующих разделов курса; организация самопроверки учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов. Задача: научиться самостоятельно, работать с первоисточниками, извлекать необходимую информацию и применять ее в практической деятельности, оказывая взаимопомощь друг другу. | На экране: «Лови ошибку»(17 слайд) Вот тот пиджак, что вы разискиваете, посмотрите, он даже не помялся. ( Н. В. Гоголь) Посему письма сии показались мне не совсем безынтересными. (Ф. М. Достоевский) Они как-то очень странно видоизменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой) А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, безисходном мраке... (А. и Б. Стругацкие). (18 слайд) Задания на карточках с дифференцированным заданием. | Выполняют работу в парах. Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия. Работают по карточкам с дифференцированным заданием. Заполняют лист самооценки. | Умение ясно излагать свои мысли в устной речи, приводить доказательные примеры и делать выводы(П) умение работать в коллективе, толерантность, дружелюбие, ответственное, творческое отношение к работе (Л), (К) |
VII. Информация о домашнем задании. | Цель: дать инструктаж по его выполнению. Подготовить учащихся к осознанному освоению содержания при изучении данной темы | Составить презентацию по теме, найти в интернете слова на изучаемую орфограмму, составить словарный диктант, упр. №339 или 340 на выбор, правило знать.(19 слайд) | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Записывают домашнее задание | Умение приме-нять полученные знания на практике в не-стандартных си-туациях (П),(Л) |
VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности. | Цель: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание Задачи: содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. | Возвращение к цели урока. Достигли ли? Закончите данные предложения. Я узнал... Показалось трудным... Я постараюсь запомнить... За что я могу себя похвалить? Что мне не удалось? Почему? -Для чего нужны эти знания? (20 слайд) Если у вас всё получилось сегодня на уроке, возьмите улыбающийся смайлик, а если ничего не получилось – грустный. (20 слайд). Я рада, что настроение ваше осталось светлым и радостным. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель результаты, степень их соответствия. Ответ учащихся: грамотно писать. -А еще данная орфограмма встречается в материалах единого государственного экзамена. | Рефлексия способов и условий действий (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |