Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Буквы И-Ы после Ц»
(УМК Разумовской М.М.)
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель: организация групповой работы для «открытия» и закрепления нового материала
Планируемые результаты: ученики создают алгоритм для определения выбора И-Ы после Ц и применяют на практике теоретические знания
Личностные УУД:
- Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Познавательные УУД:
- Понимать и интегрировать информацию в уже имеющийся запас знаний, уметь преобразовывать, структурировать и применять её.
- Извлекать нужную информацию.
Коммуникативные УУД:
- Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
- Сохранять и развивать умение работать и сотрудничать в группе.
- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
- Понимать и строить планируемые действия.
- Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- Орг. момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
Ребята, выпускники 9 класса написали вам письмо. Вам интересно, о чём они написали? Письмо летом лежало на подоконнике и некоторые буквы выцвели, но я думаю, что вы сможете его легко восстановить. (Текст письма предлагается на слайде).
… «В наше время важно уметь правильно изл.гать свои мысли. Нужно ж.сткой щ.ткой вымести из своей речи плохие слова и вырвать зар.сли разговорных «сорняков», а затем тщательно ул.жить багаж знаний, полученных от учителя.
Всем нам как подр.стающему поколению важно зал.жить фундамент грамотности уже в
начальной школе, а не только в пятом классе, потому что во время экзаменанадо пол.гаться нена удачу, а на твердые знания.
Знания будут панц.рем, защищающим вас, и вы уже не будете выглядеть и чувствовать себя как желторотые юнц.на арене ц.рка…»
- Понятен ли вам смысл письма? Легко ли вы его восстановили? Какие знания помогли вам?(вспомнили правила «О-Ё после шипящих в корне слова» и «О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ,РАЩ - РОЩ») Какие слова вызвали затруднения? Почему?
3. Этап целеполагания и планирования
Обратите внимание на слайд (доску).
ПАНЦИРЬ, ЮНЦЫ, ЦИРК, УЛИЦЫ, ЦИТАТА, ЛИСИЦЫН (ХВОСТ),КОНСТИТУЦИЯ,ЦИРКУЛЬ,ОГУРЦЫ, СИНИЦЫН (КЛЮВ), РЕВОЛЮЦИЯ
- Прочтите вслух. Какие звуки слышатся во всех словах? (\цы\) А посмотрите, что написано? Как мы можем это объяснить?
-Как мы сформулируем цель нашего урока? Какие действия мы можем предпринять, чтобы достичь нашей цели? (высказывают свою точку зрения)
4. Этап осмысления новых сведений, выведение способа их практического применения.
После обсуждения ребята выдвигают следующий план действий (работа в группах):
- Выделить в слове морфемы.
- Определить в какой части слова орфограмма.
- Сделать вывод (в виде таблицы, схемы и т.д.)
И \\ Ы
Представления работы групп. Обсуждение. Взаимооценка работы групп.
-Ребята, а как мы можем проверить правильность наших выводов? (с помощью учебника с.116) Прочтите правило, в полном ли объёме мы заполнили таблицу (схему)?
(Слова-исключения дать фразой: ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ЦЫПЛЁНКУ ЦЫКНУЛ: «ЦЫЦ!»)
…Итак, наша таблица(схема) завершена. Она будет нашей опорой на пути к цели.
5.Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия
Выполняем устно по цепочке упр. 355. на с.116 учебника.
Реорганизац.я армии, демонстрац.я мод, праздничные улиц., ц.ганские танц., большие ц.фры, парадные лестниц., красочные страниц., цветущие акац.и, научная лекц.я, металлический ц.ркуль.( Непонятные слова ищем в толковом словаре и составляем с ними предложения).
6. Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними.
- Стр.116 учебника,упр.353.
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ ПРИМЕРАМИ:
ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА \\ О-Ё после шипящих в корнях слов \\ И-Ы после Ц
- «Писатели»
Составьте связный рассказ со словами: цирк, трапеция, демонстрация, циркач, цилиндр, цыган, на цыпочках.
- спросить 2-3 учащихся по желанию
7. Этап контроля.
- Работа на карточках или под диктовку. Даны загадки, отгадки распределить в 2 столбика.
- Пятерка братьев неразлучна.
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
- Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился – и ни шагу.
- Летом – в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою- в бочке,
Жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас…?
- Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
- Я чрезвычайно хитрое пальто.
Меня не сможет расстегнуть, увы, никто.
- Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте две скорлупки!
- Карточка «Подбери синоним!»
- Коврик из соломы.
- Общее название лимонов, апельсинов, мандаринов.
- Чертёжный инструмент для проведения окружностей.
- Значок, обозначающий число.
- Наука о лечении.
- Основной закон государства.
- Точная выдержка из какого-либо текста.
- Защитный покров черепахи.
- Систематизированное собрание каких-либо однородных предметов.
- Прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.
(Взаимопроверка и взаимооценивание работ у сидящих за одной партой.)
8. Этап рефлексии учебной деятельности.
-Какую цель мы сегодня перед собой ставили?
- Достигли мы её?
- Что мы делали, чтобы достичь цели урока?
- Какое новое знание сегодня открыли?
- Довольны ли вы своей работой?
Оценочный лист (как вариант)
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
активно\пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Д\З: Я надеюсь, что вы примете к сведению пожелания выпускников и наше сегодняшнее открытие будет частичкой вашего панциря. А чтобы его укрепить, выполните домашнее задание:
параграф 45, упр.354 (Подумайте, слова Ц..ЛИНА и Ц..НА на правило «Буквы И-Ы после Ц» или на другое правило? Докажите.)
Творческое задание: сочините сказку о споре букв И-Ы или составьте кроссворд, используя слова на изученную орфограмму.