Данный урок разработан в системе уроков раздела "Морфемика. Орфография. Культура речи". Урок разработан для 5 классов с учетом требований ФГОС: предлагаются различные формы работы (в парах, групповая, самосчоятельная), домашнее задание дается на выбор, в качестве пропедевтики предлагается выполнить словобразоваетльный разбор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буквы А - О в корне - ЛАГ - - - ЛОЖ-»
Буквы А – О в корне – ЛАГ - - - ЛОЖ –
Цели
личностные:
формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу;
предметные: умение находить в тексте орфограмму; знание и умение выбирать гласные А – О в корне – лаг---лож-; умение определять морфему, в которой находится орфограмма; объяснять ее и графически обозначать;
метапредметные:
- обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
- содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников,
- строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
регулятивные:
- умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение контролировать выполненную работу в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коммуникативные:
- развитие умения слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в парах и в группе.
познатвательные:
- создание условий для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание), умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;
Задание. Правильно произнесите слова вслух друг другу. Подчеркните те слова, которые вы обычно произносите по-другому. Запомните правильный вариант произношения.
Положи ́ть под сукно, положу́ книгу на стол, поло ́жит на обе лопатки, положа́ ру ́ку на́ се ́рдце, положи ́л начало новому делу.
Словообразовательная разминка.
Определите, от какого слова, с помощью какого суффикса образовано данное слово: (сделать) предложение - _______________________________________
Проверка домашнего задания.
Новый материал.
А. Наблюдение над языковым материалом. Работа в группах.
- Объясните выбор –лаг---лож-. Сформулируйте правило.
Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу слова с разными приставками.
Употребление глагола ложить вместо класть считается грубейшей ошибкой литературной речи, однако ложить, ложи широко употребляются в разговорном просторечии. В чем же дело?
Уже В. Даль отмечал, что ложить без приставки не употребляется, корень обязательно должен сопровождаться либо приставкой — заложить, предложить, положить. Наоборот, класть с приставкой никогда не употребляется.
В современном языке оба глагола (класть, положить) означают «поместить в лежачем положении на какой-нибудь поверхности». Однако значение древних корней иное: укладывать (клад, уклад и кладка) — нечто прочное, глубинное, коренное, а положить, действительно, можно и на поверхности.
(В.В. Колесов «Культура речи – культура поведения»)
4. Рефлексия.
- С какой орфограммой познакомились?
Самоконтроль.
Знаю ли я правило о правописании слов с корнем –лаг---лож-?
Как я себя оцениваю
Допишите предложение: в корне с чередующейся гласной пишем А, если _______________________________________________
Допишите предложение: в корне с чередующейся гласной пишем О, если _______________________________________________.
Знаю
Не знаю
Сомневаюсь
Умею ли я правильно писать слова с корнем –лаг---лож-?
Как я себя оцениваю
в корне с чередующейся гласной пишем А:______________________
в корне с чередующейся гласной пишем О: _____________________
Прилагать усилия, 2. основоположник идеи, 3. вычесть слагаемое, 4. приложение к журналу, 5. прилагается к программе, 6. русское стихосложение.
Знаю
Не знаю
Сомневаюсь
Самопроверка:
Допишите предложение: в корне с чередующейся гласной пишем А, если после корня стоит суффикс -А-.
Допишите предложение: в корне с чередующейся гласной пишем О, если после корня не стоит суффикс -А-.
В корне с чередующейся гласной пишем А: 1, 3, 5
В корне с чередующейся гласной пишем О: 2,4, 6.
Домашнее задание.
П. 84, тетрадь для теории, на выбор:
1) упр. 449,
2) придумайте и запишите по 5 предложений на –лаг---лож-.