kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы А - О в корне - ЛАГ - - - ЛОЖ-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан  в системе уроков раздела "Морфемика. Орфография. Культура речи". Урок разработан для 5 классов с учетом требований ФГОС: предлагаются различные формы работы (в парах, групповая, самосчоятельная), домашнее задание дается на выбор, в качестве пропедевтики предлагается выполнить словобразоваетльный разбор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы А - О в корне - ЛАГ - - - ЛОЖ-»

Буквы А – О в корне – ЛАГ - - - ЛОЖ –

Цели

личностные:

формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся  к новому учебному материалу;


предметные: умение находить в тексте орфограмму; знание и умение выбирать гласные А – О в корне – лаг---лож-; умение определять морфему, в которой находится орфограмма; объяснять ее и графически обозначать;


метапредметные:

- обеспечение  развития  у учащихся умений  планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

- содействие  развитию умения  самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников,  

- строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;


регулятивные:

- умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение контролировать выполненную работу в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;


коммуникативные:

- развитие  умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение  работать в парах и в группе.



познатвательные:

-  создание условий  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание),  умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;

Тип урока: урок формирования умений и навыков.



Основные методы обучения:

проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, самоконтроль, наглядно-вербальный, диалогический, эвристический, творческий.



  1. Разминка.

Орфоэпическая разминка. Работа в парах.

Задание. Правильно произнесите слова вслух друг другу. Подчеркните те слова, которые вы обычно произносите по-другому. Запомните правильный вариант произношения.

Положи ́ть под сукно, положу́ книгу на стол, поло ́жит на обе лопатки, положа́ ру ́ку на́ се ́рдце, положи ́л начало новому делу.

Словообразовательная разминка.

Определите, от какого слова, с помощью какого суффикса образовано данное слово: (сделать) предложение - _______________________________________



  1. Проверка домашнего задания.



  1. Новый материал.

А. Наблюдение над языковым материалом. Работа в группах.

- Объясните выбор –лаг---лож-. Сформулируйте правило.

Прилагать усилия, сложить песню, проложить курс корабля, предположить что-либо, основополагающий труд, противоположные мнения, записать слагаемое.

Б. Чтение правила в учебнике на стр. 32, п. 84.

- Правильно определили тему урока, сформулировали правило?

В. Запись орфограммы в тетрадь для теории (схема).



  1. Закрепление.

А. Дописать слово, добавив к нему корень –лаг---лож- и приставку.

___________ить, __________емое, _____________енный, __________у.


Б. Восстановите слова по их значению, используя слова для справок:

1) _________________________ - основатель какого-либо нового учения. _________________ нового учения.

2) _________________________ - то, что является добавлением к чему-либо. Журнал с __________________________.

3) _________________________ - построение стихотворной речи. Русское ______________________.

Слова для справок: стихосложение, основоположник, приложение.


В. Игра «Четвертый лишний»:

1) Ложка, сложение, прилагательное, слагаемое;

2) противоположный, лагерь, переложить, прилагается.


Г. Самостоятельная работа.

Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу слова с разными приставками.

Употребление глагола ложить вместо класть считается грубейшей ошибкой литературной речи, однако ложить, ложи широко употребляются в разговорном просторечии. В чем же дело?

Уже В. Даль отмечал, что ложить без приставки не употребляется, корень обязательно должен сопровождаться либо приставкой — заложить, предложить, положить. Наоборот, класть с приставкой никогда не употребляется.

В современном языке оба глагола (класть, положить) означают «поместить в лежачем положении на какой-нибудь поверхности». Однако значение древних корней иное: укладывать (клад, уклад и кладка) — нечто прочное, глубинное, коренное, а положить, действительно, можно и на поверхности.

(В.В. Колесов «Культура речи – культура поведения»)

4. Рефлексия.

- С какой орфограммой познакомились?


Самоконтроль.

Знаю ли я правило о правописании слов с корнем –лаг---лож-?

Как я себя оцениваю

Допишите предложение: в корне с чередующейся гласной пишем А, если _______________________________________________

Допишите предложение: в корне с чередующейся гласной пишем О, если _______________________________________________.

Знаю

Не знаю

Сомневаюсь

Умею ли я правильно писать слова с корнем –лаг---лож-?

Как я себя оцениваю

в корне с чередующейся гласной пишем А:______________________

в корне с чередующейся гласной пишем О: _____________________

  1. Прилагать усилия, 2. основоположник идеи, 3. вычесть слагаемое, 4. приложение к журналу, 5. прилагается к программе, 6. русское стихосложение.

Знаю

Не знаю

Сомневаюсь


Самопроверка:

Допишите предложение: в корне с чередующейся гласной пишем А, если после корня стоит суффикс -А-.

Допишите предложение: в корне с чередующейся гласной пишем О, если после корня не стоит суффикс -А-.

В корне с чередующейся гласной пишем А: 1, 3, 5

В корне с чередующейся гласной пишем О: 2,4, 6.

  1. Домашнее задание.

П. 84, тетрадь для теории, на выбор:

1) упр. 449,

2) придумайте и запишите по 5 предложений на –лаг---лож-.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буквы А - О в корне - ЛАГ - - - ЛОЖ-

Автор: Карачимова Виктория Николаевна

Дата: 08.03.2016

Номер свидетельства: 303181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Чередование а-о в корнях лаг- - лож- (конспект+интерактивная доска) "
    ["seo_title"] => string(72) "chieriedovaniie-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-konspiekt-intieraktivnaia-doska"
    ["file_id"] => string(6) "202274"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429202755"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по русскому языку по теме «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ» "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-bukvy-o-a-v-kornie-lag-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "107452"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403258117"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) ""Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-""
    ["seo_title"] => string(30) "bukvy-o-a-v-korniakh-lagh-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "252230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447345572"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок русского языка в 5 классе "Буквы О – А в корнях -лаг-, -лож-""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-bukvy-o-a-v-korniakh-lagh-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "252240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447347311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства