kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буква Ь после шипящих на конце наречий

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1.  

Целью данного крока является, знакомство учащихся с новой орфограммой и систематизация знаний по теме "ь знак после шипящих на конце слов разных частей речи".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буква Ь после шипящих на конце наречий»

Тема: Буква Ь после шипящих на конце наречий


Цель:

1) познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать знания по теме «Ь после шипящих на конце слов разных частей речи»;

2) продолжить работу по развитию лингвистической и речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей, обогатить активный словарь учащихся;

3) воспитывать любовь к родному языку, показывая его богатство и выразительность, прививая интерес к его познанию.



Ход урока

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

III. Объяснение нового материала.


- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой Ь. Вам известны своим правописанием слова ДОЧЬ, ЛУЧ, ЗНАЕШЬ, ОТРЕЖЬ, ГОРЯЧ. Но есть и внешне похожие на них НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, НЕВТЕРПЕЖ (записаны на слайде).

- Слова какой части речи записаны на доске? (Наречия)

- Докажите, что это наречия. (Неизменяемая часть речи,...)

- Над какими буквами стоит опознавательный признак орфограммы *? (Над шипящими)

- Используя предоставленные на доске слова, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ)

- Запишите тему урока в тетради.

- Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова

УЖ

ЗАМУЖ

НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)

- Вместе читаем правило (на слайде):

Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ


IV. Закрепление изученного материала

1. -Выполним упражнение учебника №263 (1 уч-ся у доски с объяснением)

Сделать вывод: когда же пишем Ь на конце наречий?

2. Словарная работа.

– Значения каких наречий вам непонятно? Где можно найти толкования непонятных слов?

(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, выясняем значения непонятных слов:

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)

- А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)).

Работа с этимологическим словарём: НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто».

(с этимологическим словарём работает кто-то из ребят, это домашнее задание)

- Подберите антонимы к слову НАСТЕЖЬ (застежка, застегивать).


V. Систематизация знаний

-А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Попробуем обобщить наши знания.

Я предлагаю вам стихотворение:

Мелькнуло солнце из-за туч, (Сущ. Р.п. мн.ч.)

Стал вечер ясен и хорош. (Кр.прилаг.)

Чуть-чуть заметна листьев дрожь, (Сущ.3 скл.)

Бил под горой студеный ключ. (Сущ.2 скл.)

Цвел ландыш, нежен и пахуч, (Сущ.2 скл., кр. прилаг.)

Вдруг вышел на поляну ёж. (Сущ.2 скл.)

Спросить его мне невтерпеж: (Наречие)

«Кому спешишь помочь ты, ёж?» (Глаголы)


-Скажите, какое правило спряталось в этом стихотворении? (Правописание Ь после шипящих) Объясните написание слов с этой орфограммой.

-Обратимся к обобщающей таблице:

Ь пишется

Ь не пишется

1.Сущ. ж.р. 3 скл.

1.Сущ. м.р.

2.Глаголы

2.Сущ. Р.п. мн.ч.

3.Наречия

3.Наречия-исключения: уж, замуж,

невтерпеж


4.Краткие прилаг.

Проговаривание.


VI. Работа с текстом по картине

-А теперь я предлагаю вам поработать с текстом. (Карточки распечатаны)

-Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Её описанию будет посвящен наш текст.

-Давайте познакомимся с текстом.


Вставьте пропущенные буквы, дайте краткое объяснение в скобках.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ… ( ) Не пряч…тесь ( ) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч…

( ) снег. Проверьте скорость лыж… ( ) Из-за туч… ( )все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч….( ) Ему невтерпеж… ( ) растопить лед на скатах крыш… ( ) и увидеть, как звонко бьет ключ… ( ) из-под земли. Это не блаж… ( ) Ведь весна уже не мираж…, ( ) а реальность. Нельзя пренебреч… ( ) законами природы. И совсем скоро распахнутся настеж… ( ) окна соседских дач...( ).

Именно такими мыслями увлекаеш…ся, ( ) рассматривая картину Юона «Конец зимы. Полдень»

Задания для работы:

1.Прочитайте текст (читает 1 ученик)

2.Докажите, что это текст

3.Определите стиль текста (Художественный)

4.Докажите свое мнение. Обратите внимание на образные средства языка.

5.Выполните задания: вставьте на месте пропусков в словах, где нужно, Ь, дайте краткое объяснение.

VII. Взаимопроверка

-Попробуйте себя оценить. Критерии оценок на слайде.

-Тексты сдайте. Я посмотрю, соглашусь или нет с вашими оценками.


VIII. Подведение итогов.

-Обратимся ещё раз к нашему тексту.

-Какие наречия встретились в этом тексте?

-Подумайте, какую роль играют здесь наречия? (Помогают сделать речь выразительнее и красочнее, конкретизировать действия; передают отношение автора к изображаемому; помогают нам ясно и четко представить то, что описывается)

-Я надеюсь, что вы будете использовать наречия, чтобы ваша речь была яркая, выразительная.


IX. Домашнее задание

-Дома я предлагаю вам вспомнить содержание сегодняшнего урока и написать небольшое сочинение-миниатюру на тему «Последний день зимы». Мы попытались понять, каким увидел последний день зимы К.Ф.Юон. А каким его видите вы?





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буква Ь после шипящих на конце наречий

Автор: Кананыхина Ирина Петровна

Дата: 08.05.2017

Номер свидетельства: 413820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Буквы О и Е после шипящих в наречиях "
    ["seo_title"] => string(48) "bukvy-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-v-nariechiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "242155"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445409567"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок по теме "Буква О-Е после шипящих в наречиях" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-po-tiemie-bukva-o-ie-poslie-shipiashchikh-v-nariechiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "242160"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445410743"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока "Буква Ь после шипящих на конце наречий" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-bukva-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "187652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426537918"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока русского языка в 7 классе "Буква -ь- после шипящих на конце наречий""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-bukva-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "248591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446742151"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока: «Гласные после шипящих и ц»"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaglasnyieposlieshipiashchikhits"
    ["file_id"] => string(6) "319652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460907236"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства