Целью данного крока является, знакомство учащихся с новой орфограммой и систематизация знаний по теме "ь знак после шипящих на конце слов разных частей речи".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буква Ь после шипящих на конце наречий»
Тема: Буква Ь после шипящих на конце наречий
Цель:
1) познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать знания по теме «Ь после шипящих на конце слов разных частей речи»;
2) продолжить работу по развитию лингвистической и речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей, обогатить активный словарь учащихся;
3) воспитывать любовь к родному языку, показывая его богатство и выразительность, прививая интерес к его познанию.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания
III. Объяснение нового материала.
- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока подводит итог нашему знакомству с буквой Ь. Вам известны своим правописанием слова ДОЧЬ, ЛУЧ, ЗНАЕШЬ, ОТРЕЖЬ, ГОРЯЧ. Но есть и внешне похожие на них НАСТЕЖЬ, НАВЗНИЧЬ, НЕВТЕРПЕЖ (записаны на слайде).
- Слова какой части речи записаны на доске? (Наречия)
- Докажите, что это наречия. (Неизменяемая часть речи,...)
- Над какими буквами стоит опознавательный признак орфограммы *? (Над шипящими)
- Используя предоставленные на доске слова, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ)
- Запишите тему урока в тетради.
- Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова
УЖ
ЗАМУЖ
НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)
- Вместе читаем правило (на слайде):
Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ
IV. Закрепление изученного материала
1. -Выполним упражнение учебника №263 (1 уч-ся у доски с объяснением)
Сделать вывод: когда же пишем Ь на конце наречий?
2. Словарная работа.
– Значения каких наречий вам непонятно? Где можно найти толкования непонятных слов?
(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, выясняем значения непонятных слов:
Настежь – распахнуть совсем, до конца.
Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.
Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.
Наотмашь – сильно размахнувшись.
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)
- А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)).
Работа с этимологическим словарём: НАСТЕЖЬ – на «стеж» («крюк») – буквально «на дверном крюке», то есть «открыто».
(с этимологическим словарём работает кто-то из ребят, это домашнее задание)
- Подберите антонимы к слову НАСТЕЖЬ (застежка, застегивать).
V. Систематизация знаний
-А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о написании буквы Ь после шипящих. Попробуем обобщить наши знания.
Я предлагаю вам стихотворение:
Мелькнуло солнце из-за туч, (Сущ. Р.п. мн.ч.)
Стал вечер ясен и хорош. (Кр.прилаг.)
Чуть-чуть заметна листьев дрожь, (Сущ.3 скл.)
Бил под горой студеный ключ. (Сущ.2 скл.)
Цвел ландыш, нежен и пахуч, (Сущ.2 скл., кр. прилаг.)
Вдруг вышел на поляну ёж. (Сущ.2 скл.)
Спросить его мне невтерпеж: (Наречие)
«Кому спешишь помочь ты, ёж?» (Глаголы)
-Скажите, какое правило спряталось в этом стихотворении? (Правописание Ь после шипящих) Объясните написание слов с этой орфограммой.
-Обратимся к обобщающей таблице:
Ь пишется
Ь не пишется
1.Сущ. ж.р. 3 скл.
1.Сущ. м.р.
2.Глаголы
2.Сущ. Р.п. мн.ч.
3.Наречия
3.Наречия-исключения: уж, замуж,
невтерпеж
4.Краткие прилаг.
Проговаривание.
VI. Работа с текстом по картине
-А теперь я предлагаю вам поработать с текстом. (Карточки распечатаны)
-Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Её описанию будет посвящен наш текст.
-Давайте познакомимся с текстом.
Вставьте пропущенные буквы, дайте краткое объяснение в скобках.
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ… ( ) Не пряч…тесь ( ) от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч…
( ) снег. Проверьте скорость лыж… ( ) Из-за туч… ( )все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч….( ) Ему невтерпеж… ( ) растопить лед на скатах крыш… ( ) и увидеть, как звонко бьет ключ… ( ) из-под земли. Это не блаж… ( ) Ведь весна уже не мираж…, ( ) а реальность. Нельзя пренебреч… ( ) законами природы. И совсем скоро распахнутся настеж… ( ) окна соседских дач...( ).
Именно такими мыслями увлекаеш…ся, ( ) рассматривая картину Юона «Конец зимы. Полдень»
Задания для работы:
1.Прочитайте текст (читает 1 ученик)
2.Докажите, что это текст
3.Определите стиль текста (Художественный)
4.Докажите свое мнение. Обратите внимание на образные средства языка.
5.Выполните задания: вставьте на месте пропусков в словах, где нужно, Ь, дайте краткое объяснение.
VII. Взаимопроверка
-Попробуйте себя оценить. Критерии оценок на слайде.
-Тексты сдайте. Я посмотрю, соглашусь или нет с вашими оценками.
VIII. Подведение итогов.
-Обратимся ещё раз к нашему тексту.
-Какие наречия встретились в этом тексте?
-Подумайте, какую роль играют здесь наречия? (Помогают сделать речь выразительнее и красочнее, конкретизировать действия; передают отношение автора к изображаемому; помогают нам ясно и четко представить то, что описывается)
-Я надеюсь, что вы будете использовать наречия, чтобы ваша речь была яркая, выразительная.
IX. Домашнее задание
-Дома я предлагаю вам вспомнить содержание сегодняшнего урока и написать небольшое сочинение-миниатюру на тему «Последний день зимы». Мы попытались понять, каким увидел последний день зимы К.Ф.Юон. А каким его видите вы?