kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буква -ь- после шипящих на конце наречий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1.познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».

2.Развивать умение анализировать свои пробелы в знаниях, развивать умения критически и логически мыслить.

3. Воспитывать любовь к художественному слову, научить сравнивать изобразительные средства в произведениях разных видов искусств. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Ь в наречиях 7 класс»

Конспект урока русского языка в 7 классе Тема урока: «Буква -ь- после шипящих на конце наречий"

Цель 1.познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».2.Развивать умение анализировать свои пробелы в знаниях, развивать умения критически и логически мыслить. 3. Воспитывать любовь к художественному слову, научить сравнивать изобразительные средства в произведениях разных видов искусств.

Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий».

Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.



Оборудование: презентация, проектор, разноуровневые карточки, репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Ход урока.

1. Организационный момент. Сейчас мы с вами повторим материал, который нам поможет в изучении новой темы.

2. Актуализация знаний . Вставьте пропущенные буквы: ( на экране)

Ребята, проверьте написание . Перед вами ключ ( ключ на экране)

Доч.., луч.., знаеш.., отреж.., горяч.., настеж.., навзнич..,невтерпеж.. .

- Ребята, каким алгоритмом вы пользовались при написании этих слов? (1) Определить часть речи; 2).определить место положения слова;3). вспомнить правило написания).

- В написании каких слов вы затруднялись?

- Давайте определим, какой частью речи являются данные слова? (это наречия)

- Теперь вы сможете догадаться, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?

- Правильно, будем учиться правильно писать наречия с –ь- на конце после шипящих.Это будет целью нашего урока.

И хотя мы с вами говорили о написании -ь- в наречиях после шипящих в 5 и 6 классах, но подробнее с этим правилом мы познакомимся сегодня.

3. Объявление новой темы, постановка целей урока

Сформулируем тему нашего урока:

«Буква -ь- после шипящих на конце наречий"( на экране)

- Запишите тему урока в тетради.

Кроме нового правила, мы с вами повторим написание –ь- после шипящих в разных частях речи. Повторим цель урока.

( на экране высвечивается цель урока)

4.Объяснение новой темы.

- Определите закономерность написания -Ь- после шипящих в наречиях

Настежь Уж

Навзничь

Лишь Замуж

Наотмашь

Вскачь Невтерпеж

- Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)

- Вместе читаем правило на экране:

Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ

5. Закрепление .

Задание 1.Вспомните изученные орфограммы, заполните таблицу своими примерами: ( у каждого ученика карточки на столе)


Части речи

Ь пишется

Ь не пишется

Имя существительное

1.

1.


2.

Имя прилагательное


1.


Глагол

1.


2.


3.


Наречие

1.

2.



Задание 2. Выборочный диктант. Выпишите слова разных частей речи, оканчивающиеся на шипящий эту же таблицу.

1)

Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури –
Не одолев их бурной дури…
И спорить стало ей невмочь.
(А.Пушкин)

2)

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
( С.Есенин)

3)

Родная природа
И врач и художник:
Когда человеку бывает невмочь,
Растет для него
Вдоль дорог подорожник,
Чтоб быть под рукой
И от боли помочь.
( А. Гребёнкин)

4)

Его зарыли в шар земной.
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград
(С. Орлов)

5)

Смолистые поленья сложены,
Как будто полнолуний ряд.
Мне слышно: кто-то дышит в логове,
Шарахается птица прочь.
(Е. Шевелева)

Проверяем. Формулируем вывод о написании –Ь-

Задание 3. Замените словосочетания синонимами – наречиями на шипящие (задание на экране)

  • Очень быстро -

  • Отойти подальше в сторону –

  • Распахнуть до конца –

  • Ударить, размахнувшись –

  • Упасть вверх лицом –

Слова для справок на экране:

Круч, лечь, отрежьте, съешь, замуж, настежь, дичь, врач, горяч.

Задание 4.

Игра «Кто напрасно бежит за слоном?» (устно) ( на экране)



6. Работа с текстом по картине (работа с разноуровневыми карточками).

- А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом ( дети сами выбирают уровень сложности по своим способностям).

- Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень» (на экране).

- Ребята, посмотрите, как художнику удалось изобразить время года? ( много света, яркие голубые тени на снегу, много движения: оживленные люди, дети, по двору гуляют куры)

Давайте познакомимся с текстом (читают текст).

- Ребята вам встретились незнакомые слова, сейчас посмотрите на экран и познакомьтесь со значением этих слов.

Настежь – на «стеж» ( крюк)- дословно « на дверном крюке», то есть «открыто» (Этимологический словарь)

Блажь – нелепая прихоть, дурь

Мираж – 1.Оптическое явление : мнимые изображения отдаленных предметов

2. перен. Обманчивый признак.

- Докажите, что это текст.

- Определите стиль текста (художественный).

- Докажите своё мнение. Какими способами удалось автору текста изобразить весну?

(Используя изобразительно- выразительные средства: эпитеты : день удивителен и чарующ, снег скрипуч, настойчивый солнечный луч; много используется глаголов, которые передают динамику, движение, наречия помогают описать действия)

7. Самостоятельная работа.

Дальше учащиеся самостоятельно работают по разноуровневым карточкам: первый уровень- «3», второй уровень- «4», третий уровень - «5») 

Первый уровень

Вставьте пропущенные буквы.

Второй уровень.
Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор.

Третий уровень.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу, вдохнув полной грудью воздух. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.)

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу, вдохнув полной грудью воздух. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_)

Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицувдохнув полной грудью воздух Ощ_тите как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ .

Самопроверка, ключ на экране:

Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ(крат.прил). Не_ прячьтесь(глагол пов. накл.) от природы, выйдите на улицу, вдохнув полной грудью. Ощутите, как скрипуч(крат.прил) снег, проверьте (глагол пов. накл.) скорость лыж.(сущ. множ число,Род.падеж) Из- за туч (сущ. множ число,Род.падеж) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч.(сущ. муж. рода) Ему невтерпеж(наречие) растопить лед на скатах крыш (сущ. множ число,Род.падеж) и увидеть, как бьет из-под земли ключ. (сущ. муж. рода) Это не блажь(сущ. ж.род) . Ведь весна уже не мираж(сущ. муж. рода) , а реальность. И совсем скоро распахнутся настежь (наречие) окна соседних дач . (сущ. множ число,Род.падеж)

Выставление оценок: 1,2 ошибки – «4», 3,4 ошибки – «3», 5 и более – «2»

6. Подведение итогов урока. Заполните таблицу, обратите внимание на свои пробелы в знаниях и дома повторите нужные для вас правила.


Части речи

Орфограммы

?- не знаю

! –знаю хорошо

V – знал(а), но забыл(а)


Имя существительное

3 склонение ж. р (рожь, речь, ложь)


2 склонение муж. Р(луч, меч)


Множественное число, Родительный падеж (дач, задач, крыш)


Имя прилагательное

Краткое прилагательное



Глагол

Неопределенная форма глагола (Что (с)делать?)


2 лицо ед числа


Повелительное наклонение(Что (с)делай?

Что (с)делайте?)


Наречие

 


7.Домашнее задание. Заполнить данную таблицу своими примерами по 8 примеров на каждую орфограмму - первый уровень, второй уровень- пояснить графически орфограммы в самодиктанте из 25 слов, третий уровень – составить алгоритм написания Ь после шипящих в разных частях речи.

8. А в завершение урока поговорим о роли -ь- в словах. Послушайте стихотворение О.Высотской:


Он очень вежлив, Мягкий Знак.

Не любит споров он и драк.

Во всем старается помочь.

Он в слове мать и в слове дочь,

И в тихом, лунном слове ночь.


Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить:

Отрежь – отрежьте,

Поешь – поешьте!

Исправь – исправьте!


Так мягко просит Мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.



- Согласны ли вы с тем, что _-ь- в выделенных словах служит для обозначения мягкости?

- А какова их роль? Если затрудняетесь разрешите эту проблему, применив методику «Фишбон»


( Решаем проблему: обозначает ли -Ь- в выделенных словах мягкость;

Находим факты, приводим аргументы: в словах: помочь , дочь, ночь, отрежьте, поешьте -Ь- стоит после шипящих и не может обозначать мягкость.

Выясняем причины такого написания: отрежьте, поешьте – гл. повелительного наклонения; дочь, ночь – существительные 3 склонения, ж. рода; помочь – глагол – неопределенной формы. Вывод: -Ь- в данных словах указывает на форму слова, т.е. является формообразующим).



Просмотр содержимого презентации
«Открытый урок ь в наречиях 7 класс (презентация)»

1. Научиться правильно писать наречия с Ь после шипящих. 2. Повторить написание Ь после шипящих в словах разных частей речи

1. Научиться правильно писать наречия с Ь после шипящих.

2. Повторить написание Ь после шипящих в словах разных частей речи

Вставьте пропущенные буквы : Доч.., луч.., знаеш.., отреж.., горяч.., настеж.., навзнич..,невтерпеж.. .

Вставьте пропущенные буквы :

Доч.., луч.., знаеш.., отреж.., горяч..,

настеж.., навзнич..,невтерпеж.. .

Ключ Доч Ь , луч, знаеш Ь , отреж Ь , горяч, настеж Ь , навзнич Ь , невтерпеж .

Ключ

Доч Ь , луч, знаеш Ь , отреж Ь , горяч,

настеж Ь , навзнич Ь , невтерпеж .

Определите закономерность написания Ь после шипящих в наречиях: Настежь Уж Навзничь Лишь Замуж Наотмашь Вскачь  Невтерпеж

Определите закономерность написания Ь после шипящих в наречиях:

Настежь Уж

Навзничь

Лишь Замуж

Наотмашь

Вскачь

Невтерпеж

Запомни правило:  Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов:  УЖ  Замуж  Невтерпеж

Запомни правило:

Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов:

УЖ

Замуж

Невтерпеж

Замени словосочетания  синонимами – наречиями на шипящие:

Замени словосочетания синонимами – наречиями на шипящие:

  • Очень быстро -
  • Отойти подальше в сторону –
  • Распахнуть до конца –
  • Ударить, размахнувшись –
  • Упасть вверх лицом –
Слова для справок:  Навзничь, наотмашь, настежь, прочь, вскачь

Слова для справок:

Навзничь, наотмашь,

настежь, прочь, вскачь

Вспомни  орфограммы: Части речи Ь пишется Имя существительное Ь не пишется 1. 1. Имя прилагательное 2. Глагол 1. 1. 2. 3. Наречие 1.

Вспомни орфограммы:

Части речи

Ь пишется

Имя существительное

Ь не пишется

1.

1.

Имя прилагательное

2.

Глагол

1.

1.

2.

3.

Наречие

1.

Слова для справок:  Круч, лечь, отрежьте, съешь, замуж, настежь, дичь, врач, горяч

Слова для справок:

Круч, лечь, отрежьте, съешь, замуж, настежь, дичь, врач, горяч

, , Кто напрасно бежит за слоном? * Заяц  Лиса . . Мышь Бородач Отрежьте Беречь Замуж Толочь Свеж Наотмаш Ешь Учишь Репортаж Крыш Дремучь

, ,

Кто напрасно бежит за слоном?

*

Заяц

Лиса

.

.

Мышь

Бородач

Отрежьте

Беречь

Замуж

Толочь

Свеж

Наотмаш

Ешь

Учишь

Репортаж

Крыш

Дремучь

К.Ф. Юоон «Конец зимы. Полдень»

К.Ф. Юоон «Конец зимы. Полдень»

Настежь – на «стеж» ( крюк)- дословно « на дверном крюке», то есть «открыто» ( Этимологический словарь )  Блажь – нелепая прихоть, дурь  Мираж  – 1.Оптическое явление :мнимые изображения отдаленных предметов  2. перен. Обманчивый признак.

Настежь – на «стеж» ( крюк)- дословно

« на дверном крюке», то есть «открыто» ( Этимологический словарь )

Блажь – нелепая прихоть, дурь

Мираж – 1.Оптическое явление :мнимые изображения отдаленных предметов

2. перен. Обманчивый признак.

Один из дней в конце зимы уд и вителен и чарую щ ( крат.прил ) . Не _ пряч ь тесь (глагол пов. накл .) от природы , выйд и те на улицу , вдохнув полной грудью . Ощ у тите, как скрипу ч ( крат.прил) снег , провер ь те (глагол пов. накл .) скорость лы ж . (сущ. множ число,Род.падеж) Из- за ту ч (сущ. множ число,Род.падеж)  все ч а ще выглядыва е т настойчивый солне чн ый лу ч . (сущ. муж. рода) Ему невтерпе ж (наречие) растопить лед на скатах кры ш (сущ. множ число,Род.падеж)  и увид е ть, как бьет из-под земли клю ч . (сущ. муж. рода) Это не бла ж ь (сущ. ж.род)  . Ведь весна уже не мира ж (сущ. Муж. Рода) , а р е альность. И совсем скоро распахнутся насте ж ь (наречие)  окна с о седних да ч .  (сущ. множ число,Род.падеж)

Один из дней в конце зимы уд и вителен и чарую щ ( крат.прил ) . Не _ пряч ь тесь (глагол пов. накл .) от природы , выйд и те на улицу , вдохнув полной грудью . Ощ у тите, как скрипу ч ( крат.прил) снег , провер ь те (глагол пов. накл .) скорость лы ж . (сущ. множ число,Род.падеж) Из- за ту ч (сущ. множ число,Род.падеж) все ч а ще выглядыва е т настойчивый солне чн ый лу ч . (сущ. муж. рода) Ему невтерпе ж (наречие) растопить лед на скатах кры ш (сущ. множ число,Род.падеж) и увид е ть, как бьет из-под земли клю ч . (сущ. муж. рода) Это не бла ж ь (сущ. ж.род) . Ведь весна уже не мира ж (сущ. Муж. Рода) , а р е альность. И совсем скоро распахнутся насте ж ь (наречие) окна с о седних да ч . (сущ. множ число,Род.падеж)

Он очень вежлив, Мягкий Знак. Не любит споров он и драк. Во всем старается помочь . Он в слове мать и в слове дочь , И в тихом, лунном слове ночь . Чтоб никого не огорчить , Он все старается смягчить : Отрежь – отрежьте , Поешь – поешьте ! Исправь – исправьте ! Так мягко просит Мягкий знак, Что отказать нельзя никак . О.Высотская

Он очень вежлив, Мягкий Знак.

Не любит споров он и драк.

Во всем старается помочь .

Он в слове мать и в слове дочь ,

И в тихом, лунном слове ночь .

Чтоб никого не огорчить ,

Он все старается смягчить :

Отрежь – отрежьте ,

Поешь – поешьте !

Исправь – исправьте !

Так мягко просит Мягкий знак,

Что отказать нельзя никак .

О.Высотская

Примени «Фишбон»

Примени «Фишбон»

Части речи  Орфограммы «Ь после шипящих»  Имя существительное ! – знаю хорошо ?- не знаю ۷ – знал(а),но забыл(а) 3 склонение (рожь, речь) 2 склонение муж. Род (луч, меч) Мн. число, Родительный падеж ( дач, крыш) Имя прилагатель ное Краткое прилагательное Глагол Неопределенная форма глагола 2 лицо, единственное число Наречие Повелительное наклонение В конце слова

Части речи

Орфограммы «Ь после шипящих»

Имя существительное

! – знаю хорошо

?- не знаю

۷ знал(а),но забыл(а)

3 склонение (рожь, речь)

2 склонение муж. Род (луч, меч)

Мн. число, Родительный падеж

( дач, крыш)

Имя прилагатель

ное

Краткое прилагательное

Глагол

Неопределенная форма глагола

2 лицо, единственное число

Наречие

Повелительное наклонение

В конце слова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буква -ь- после шипящих на конце наречий"

Автор: Снигирева Валентина Федоровна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Разработка урока по теме: "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий""
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-uroka-po-tiemie-bukvy-o-i-ie-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "297622"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456222734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства