Конспект урока русского языка в 7 классе Тема урока: «Буква -ь- после шипящих на конце наречий"
Цель 1.познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква Ь на конце наречий и слов разных частей речи».2.Развивать умение анализировать свои пробелы в знаниях, развивать умения критически и логически мыслить. 3. Воспитывать любовь к художественному слову, научить сравнивать изобразительные средства в произведениях разных видов искусств.
Знать: орфограммы «Буква Ь на конце существительных», «Буква Ь в глаголах неопределенной формы и повелительного наклонения», «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую», « Буква Ь на конце наречий».
Уметь: правильно писать слова с указанными орфограммами.
Оборудование: презентация, проектор, разноуровневые карточки, репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Ход урока.
1. Организационный момент. Сейчас мы с вами повторим материал, который нам поможет в изучении новой темы.
2. Актуализация знаний . Вставьте пропущенные буквы: ( на экране)
Ребята, проверьте написание . Перед вами ключ ( ключ на экране)
Доч.., луч.., знаеш.., отреж.., горяч.., настеж.., навзнич..,невтерпеж.. .
- Ребята, каким алгоритмом вы пользовались при написании этих слов? (1) Определить часть речи; 2).определить место положения слова;3). вспомнить правило написания).
- В написании каких слов вы затруднялись?
- Давайте определим, какой частью речи являются данные слова? (это наречия)
- Теперь вы сможете догадаться, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?
- Правильно, будем учиться правильно писать наречия с –ь- на конце после шипящих.Это будет целью нашего урока.
И хотя мы с вами говорили о написании -ь- в наречиях после шипящих в 5 и 6 классах, но подробнее с этим правилом мы познакомимся сегодня.
3. Объявление новой темы, постановка целей урока Сформулируем тему нашего урока:
«Буква -ь- после шипящих на конце наречий"( на экране)
- Запишите тему урока в тетради.
Кроме нового правила, мы с вами повторим написание –ь- после шипящих в разных частях речи. Повторим цель урока.
( на экране высвечивается цель урока)
4.Объяснение новой темы.
- Определите закономерность написания -Ь- после шипящих в наречиях
Настежь Уж
Навзничь
Лишь Замуж
Наотмашь
Вскачь Невтерпеж
- Посмотрите на наречия и сделайте вывод, когда же в них пишется Ь, а когда нет. Что за слова УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ? (Исключения)
- Вместе читаем правило на экране:
Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ
5. Закрепление .
Задание 1.Вспомните изученные орфограммы, заполните таблицу своими примерами: ( у каждого ученика карточки на столе)
Части речи | Ь пишется | Ь не пишется |
Имя существительное | 1. | 1. |
| 2. |
Имя прилагательное | | 1. |
Глагол | 1. | |
2. | |
3. | |
Наречие | 1. | 2. |
Задание 2. Выборочный диктант. Выпишите слова разных частей речи, оканчивающиеся на шипящий эту же таблицу.
1)
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури –
Не одолев их бурной дури…
И спорить стало ей невмочь.
(А.Пушкин)
2)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
( С.Есенин)
3)
Родная природа
И врач и художник:
Когда человеку бывает невмочь,
Растет для него
Вдоль дорог подорожник,
Чтоб быть под рукой
И от боли помочь.
( А. Гребёнкин)
4)
Его зарыли в шар земной.
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград
(С. Орлов)
5)
Смолистые поленья сложены,
Как будто полнолуний ряд.
Мне слышно: кто-то дышит в логове,
Шарахается птица прочь.
(Е. Шевелева)
Проверяем. Формулируем вывод о написании –Ь-
Задание 3. Замените словосочетания синонимами – наречиями на шипящие (задание на экране)
Слова для справок на экране:
Круч, лечь, отрежьте, съешь, замуж, настежь, дичь, врач, горяч.
Задание 4.
Игра «Кто напрасно бежит за слоном?» (устно) ( на экране)
6. Работа с текстом по картине (работа с разноуровневыми карточками).
- А теперь я предлагаю вам выбрать уровень сложности для работы с текстом ( дети сами выбирают уровень сложности по своим способностям).
- Перед вами репродукция великолепной картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень» (на экране).
- Ребята, посмотрите, как художнику удалось изобразить время года? ( много света, яркие голубые тени на снегу, много движения: оживленные люди, дети, по двору гуляют куры)
Давайте познакомимся с текстом (читают текст).
- Ребята вам встретились незнакомые слова, сейчас посмотрите на экран и познакомьтесь со значением этих слов.
Настежь – на «стеж» ( крюк)- дословно « на дверном крюке», то есть «открыто» (Этимологический словарь)
Блажь – нелепая прихоть, дурь
Мираж – 1.Оптическое явление : мнимые изображения отдаленных предметов
2. перен. Обманчивый признак.
- Докажите, что это текст.
- Определите стиль текста (художественный).
- Докажите своё мнение. Какими способами удалось автору текста изобразить весну?
(Используя изобразительно- выразительные средства: эпитеты : день удивителен и чарующ, снег скрипуч, настойчивый солнечный луч; много используется глаголов, которые передают динамику, движение, наречия помогают описать действия)
7. Самостоятельная работа.
Дальше учащиеся самостоятельно работают по разноуровневым карточкам: первый уровень- «3», второй уровень- «4», третий уровень - «5»)
Первый уровень Вставьте пропущенные буквы. | Второй уровень. Вставьте пропущенные буквы, в скобках объясните свой выбор. | Третий уровень. Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые. |
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (кр. прил.) Не пряч_тесь (гл.) от природы, выйдите на улицу, вдохнув полной грудью воздух. Ощутите, как скрипуч_ (кр.прил.) снег, проверьте скорость лыж_ (сущ., Р.П., мн.ч.). Из- за туч_ (сущ., Р.П., мн.ч.) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (сущ., м.р.). Ему невтерпеж_ (нар.) растопить лед на скатах крыш_ (сущ. Р.П., мн.ч.) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (сущ. м.р.). Это не блаж_ (сущ. ж.р.). Ведь весна уже не мираж_ (сущ. м.р.), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (нареч.) окна соседних дач_ (сущ. Р.П., мн.ч.) | Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ (_) Не пряч_тесь (_) от природы выйдите на улицу, вдохнув полной грудью воздух. Ощутите, как скрипуч_ (_) снег проверьте скорость лыж_ (_). Из- за туч_ (_) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч_ (_). Ему невтерпеж_ (_) растопить лед на скатах крыш_ (_) и увидеть, как бьет из-под земли ключ_ (_). Это не блаж_ (_). Ведь весна уже не мираж_ (_), а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ (_) окна соседних дач_ (_) | Один из дней в конце зимы уд_вителен и чарующ_. (Не )пряч_тесь от природы выйд_те на улицувдохнув полной грудью воздух Ощ_тите как скрипуч_ снег провер_те скорость лыж_ . Из- за туч_ все ч_ще выглядыва_т настойчивый солнеч(?)ный луч_ . Ему невтерпеж_ растопить лед на скатах крыш_ и увид_ть как бьет из-под земли ключ_ . Это не блаж_ . Ведь весна уже не мираж_ а р_альность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна с_седних дач_ . |
Самопроверка, ключ на экране:
Один из дней в конце зимы удивителен и чарующ(крат.прил). Не_ прячьтесь(глагол пов. накл.) от природы, выйдите на улицу, вдохнув полной грудью. Ощутите, как скрипуч(крат.прил) снег, проверьте (глагол пов. накл.) скорость лыж.(сущ. множ число,Род.падеж) Из- за туч (сущ. множ число,Род.падеж) все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч.(сущ. муж. рода) Ему невтерпеж(наречие) растопить лед на скатах крыш (сущ. множ число,Род.падеж) и увидеть, как бьет из-под земли ключ. (сущ. муж. рода) Это не блажь(сущ. ж.род) . Ведь весна уже не мираж(сущ. муж. рода) , а реальность. И совсем скоро распахнутся настежь (наречие) окна соседних дач . (сущ. множ число,Род.падеж)
Выставление оценок: 1,2 ошибки – «4», 3,4 ошибки – «3», 5 и более – «2»
6. Подведение итогов урока. Заполните таблицу, обратите внимание на свои пробелы в знаниях и дома повторите нужные для вас правила.
Части речи | Орфограммы | ?- не знаю ! –знаю хорошо V – знал(а), но забыл(а) |
Имя существительное | 3 склонение ж. р (рожь, речь, ложь) | |
2 склонение муж. Р(луч, меч) | |
Множественное число, Родительный падеж (дач, задач, крыш) | |
Имя прилагательное | Краткое прилагательное | |
Глагол | Неопределенная форма глагола (Что (с)делать?) | |
2 лицо ед числа | |
Повелительное наклонение(Что (с)делай? Что (с)делайте?) | |
Наречие | | |
7.Домашнее задание. Заполнить данную таблицу своими примерами по 8 примеров на каждую орфограмму - первый уровень, второй уровень- пояснить графически орфограммы в самодиктанте из 25 слов, третий уровень – составить алгоритм написания Ь после шипящих в разных частях речи.
8. А в завершение урока поговорим о роли -ь- в словах. Послушайте стихотворение О.Высотской:
Он очень вежлив, Мягкий Знак.
Не любит споров он и драк.
Во всем старается помочь.
Он в слове мать и в слове дочь,
И в тихом, лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить:
Отрежь – отрежьте,
Поешь – поешьте!
Исправь – исправьте!
Так мягко просит Мягкий знак,
Что отказать нельзя никак.
- Согласны ли вы с тем, что _-ь- в выделенных словах служит для обозначения мягкости?
- А какова их роль? Если затрудняетесь разрешите эту проблему, применив методику «Фишбон»
( Решаем проблему: обозначает ли -Ь- в выделенных словах мягкость;
Находим факты, приводим аргументы: в словах: помочь , дочь, ночь, отрежьте, поешьте -Ь- стоит после шипящих и не может обозначать мягкость.
Выясняем причины такого написания: отрежьте, поешьте – гл. повелительного наклонения; дочь, ночь – существительные 3 склонения, ж. рода; помочь – глагол – неопределенной формы. Вывод: -Ь- в данных словах указывает на форму слова, т.е. является формообразующим).