Учитель:Здравствуйте, ребята, садитесь. Посмотрите, всё ли приготовили к уроку?
Учитель:Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Учитель:Сегодня у нас новая тема, продолжим изучение корней с чередованием, но к ней мы подойдём чуть позже, а сейчас немного повторим с вами то, что вы усвоили на прошлых уроках.
Учитель:Опрос (повторение ранее изученного материала в форме викторины).
Учитель:Я буду зачитывать определения или задавать вопрос, а вы будете писать ответ, которые вы сможете проверить.
Учитель: Итак…
1.Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, это… (Морфемика).
2.Часть изменяемого слова без окончания, это… (Основа слова).
3.Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, это…(Корень).
4.Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов, это… (Суффикс).
5.Как называется способ образования слова при помощи суффикса? (Суффиксальный).
6.Какой суффикс важен для написание корней с чередованием –кос-- -кас-? (Суффикс а).
Учитель: - Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем занятии. Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшой сказки:
Учитель: Жила-была в стране Русского Языка грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей пажи – Гор и Гар. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.
И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден».
Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А да так и осталось навсегда.
С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж Гар, а без ударения – Гор.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Учитель: Правильно, тема нашего урока «Буквы а-о в корнях –гар- - -гор-
Учитель:Запишите два предложения.
1.Щёки загорелись румянцем.
2.Загар ему был к лицу.
Учитель:Найдите слова с этим корнем. Как вы думаете, что пишется в первом слове, а во втором? Как вы это поняли?
Учитель:Отчего же зависит написание корней –гар---гор-?
Учитель:Откройте учебники, найдите и прочитайте правило, правильно ли вы догадались?
Задани№1
Запись слов, объяснение выбора изучаемой орфограммы. Объяснение «по цепочке».
Учитель:Сегодня на уроке мы ещё раз закрепили правописание корня
-гор- гар.Повторили другие известные корни с чередованием. Научились классифицировать корни с чередующимися гласными и отличать их от безударной гласной в корне, проверяемой ударением, а также пополнили материал к проекту "Корни с чередованием".