Ход урока Орг. момент. Настрой учащихся на урок. - Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места, всё ли готово к уроку? Садитесь. Повторение. Орфографическая разминка. - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. - Начнём урок с небольшой разминки и выполним буквенный диктант на повторение темы «Буквы е-и в корнях с чередованием». Кто напомнит нам правило? - Пока все будут выполнять буквенный диктант, двое из вас выполнят задание на карточках. Буквенный диктант: Блистать, блестеть, блеснуть; 1. И, Е, Е Оттереть, отпереть, отдираю; 2. Е, Е, И Натереть, набирать, настилает; 3. Е, И, И Вытирать, вытереть, выпирать; 4. И, Е, И Замереть, замирать, застилает; 5. Е, И, И Поджигать, постелить, протирать; 6. И, Е, И Растереть, расстелить, расстилать; 7. Е, Е, И Собираешься, соберу, сдираю; 8. И, Е, И Постелить, приберу, застелить; 9. Е, Е, Е Удирать, запирать, запереть. 10. И, И, Е Работа с доской. - Теперь посмотрите на доску. Что записано на доске? (Слова, глаголы). - Запишите эти слова себе в тетради. - В какой форме употреблены глаголы? (В неопределённой форме). - Что можете сказать о неопределённой форме глагола? (Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Но по неопределённой форме мы можем указать вид и спряжение глагола. Неопределённая форма глагола имеет окончание –ть, -ти и нулевое окончание в глаголах на –чь). - Образуйте от данных глаголов форму 1 лица ед. ч. наст. вр. (Один ученик у доски). - Все ли глаголы образуют форму настоящего времени? (Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени). Увлекать – увлекаю стеречь – стерегу пилить – пилю стремиться – стремлюсь распилить – подсказать – Данные глаголы совершенного вида, они не имеют формы настоящего времени. - Что мы с вами повторили? (Неопределённую форму глагола, время глагола, вид). - Ещё раз скажем сколько временных форм имеют глаголы несовершенного и совершенного вида? (Глаголы несовершенного вида имеют формы прошедшего, настоящего и будущего времени, а глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени. Примеры: читал, читаю, буду читать; прочитал, прочитаю). Работа по теме урока. - На предыдущих уроках мы с вами уже рассмотрели, как образуется прошедшее и настоящее время глагола. Сегодня на уроке мы поговорим о будущем времени глагола. Работа с учебником. Анализ материала для наблюдений — стр. 264. - Откройте учебники на странице 264, параграф 118. Прочитаем вопросы под звёздочкой. Что ты будешь делать, когда вырастешь? Я буду строить новые дома. А я буду путешествовать. А я изобрету новые компьютеры. - А как бы вы ответили на этот вопрос? Определите время выделенных глаголов (устно). - Рассмотрите таблицу. Скажите, как образуется будущее время. Совершенный вид Что сделаю (сделаешь и т.д.)? | Несовершенный вид Что буду делать (будешь делать и т.д.)? | построю полетишь откроет | буду строить буду летать будет открывать | Будущее простое время | Будущее сложное время | - Обратите внимание, что будущее сложное время состоит из двух слов: вспомогательного глагола и глагола в неопределённой форме. - Прочитаем теоретический материал, данный в учебнике под вертикальной чертой. Будущее время имеет две формы: простую и сложную. От глаголов совершенного вида образуется будущее простое (построю), от глаголов несовершенного вида — будущее сложное (буду строить). - Запишем данный теоретический материал себе в тетради в виде таблицы. Будущее время | Простое | Сложное | Н. вид | | буду писать | С. Вид | напишу | |
Упр. 670 (устно). - Потренируемся в нахождении глаголов в форме будущего простого и будущего сложного времени, выполнив упражнение 670. Прочитайте задание. 670. Разбейте текст на три абзацные части. Найдите в тексте пословицу. Как вы понимаете её смысл? Укажите глаголы форме будущего простого и будущего сложного времени. Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная пословица гласит: «Кто рано встал, тот не потерял». Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких3 движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. Попробуйте бросить птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу. (А. И. Куприн.) - Где будет начинаться каждая часть? Почему? (Каждый абзац содержит микротему). - Какую пословицу встретили в тексте? («Кто рано встал, тот не потерял»). Как вы понимаете её смысл? - Выпишем в тетради глаголы в будущем времени, заполнив таблицу. (Один ученик у доски). Будущее простое время | Будущее сложное время. | Привыкнут, добьётесь возобновит, заключит. | Будете сидеть, будут подходить, будет брать, будет садиться. | Упр. 671. - Выполним упражнение 671. Запишем глаголы по образцу. 1. Растить, вырастить – буду растить, выращу; чувствовать, почувствовать – буду чувствовать, почувствую; 2. увлечься, увлекаться – увлекусь, буду увлекаться; лечить, вылечить – буду лечить, вылечу; послать, посылать – пошлю, буду посылать. По-слать [п] – согл., глух.,тв. [а] – гласн., безуд. [с] – согл., глух.,тв. [л] – согл., сонорн., тв. [а] – гласи., уд. [т'] – согл., глух., мягк. 7 б., 6 зв. Закрепление изученного материала. - А сейчас, чтобы закрепить изученный материал, выполним небольшое задание в виде теста. У вас на столах лежат листы с вопросами и вариантами ответов. Подпишите свои листочки. Ваша задача внимательно прочитать вопросы, среди вариантов ответов выбрать правильный и обвести его в кружочек цветной ручкой. Тестирование по вариантам с дальнейшей взаимопроверкой. Итог урока. Выставление отметок. - Подведём итог нашего урока. О чём говорили на уроке? - Сколько форм имеет будущее время? - Как образуется будущее простое и будущее сложное время? Домашнее задание. Параграф 118, учить определение, упр. 673. | Комментарии Двое учеников выполняют работу на карточках, а весь класс – буквенный диктант. Один ученик у доски. Слова записаны на доске. Один ученик у доски. Чтение теоретического материала учебника. Запись таблицы в тетради. Выполнение упр. 670. Один ученик у доски. Выполнение упр. 671. Три ученика у доски (по очереди). Выполняет весь класс по вариантам с дальнейшей взаимопроверкой. |