Урок "открытия новых знаний". Состоит из 7 этапов. В ходе выполнения заданий учащиеся учатся образовывать простые и сложныеи формы глаголов будущего времени, находить их в тексте, определять их число и лицо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- закрепить умение ставить знаки препинания при записи диалога ;
в) общеучебные:
- учить ставить цели, контролировать и оценивать свои действия и результаты.
Задачи для учащихся.
Знать:
значение глаголов будущего времени;
способы образования форм будущего времени;
особенности спряжения простой и сложной форм.
Уметь:
образовывать простую и сложную формы будущего времени;
находить их в тексте;
определять лицо и число глаголов.
ХОД УРОКА
1-й этап: самоопределение к деятельности.
Учитель:
- Как быстро летит время! Кажется, совсем недавно вы пришли в этот класс. Нарядные, с букетами цветов, готовые к новому учебному году. И вот уже за окнами апрель, и учебный год подходит к концу. Скоро долгожданные летние каникулы. Что же вы будете делать, когда наступит лето? ( Выслушивает ответы детей.)
- В форме какого времени вы употребили глаголы, отвечая на мой вопрос? Почему?
(Потому что мы говорим о действиях, которые произойдут после момента речи)
- КАКОЕ ЖЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА СТАНЕТ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ НА УРОКЕ?
- Правильно. Будущее время. Запишите в тетрадях тему.
-Что же нам нужно знать об этой форме глагола? ( Ребята формулируют задачи. Учитель записывает их на доске.)
2-й этап: актуализация знаний и мотивация.
- Запишите, пожалуйста, мой вопрос к вам и ваши ответы в виде диалога . Подчеркните двумя чертами глаголы в будущем времени. На доске это сделает …………
- Проверьте. У всех так, как на доске?
3-й этап: постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, почему форма будущего времени одних глаголов состоит из одного слова, а других – из двух? От чего это зависит? (Выдвижение гипотез. Если дети затрудняются, учитель может предложить определить вид глаголов: нет ли какой-либо взаимосвязи между формой будущего времени и видом глагола?)
4-й этап: открытие детьми нового знания.
Проверим верность наших предположений с помощью таблицы в учебнике.
- Итак, сколько форм будущего времени имеется? Как они называются?
- От глаголов какого вида образуется будущее простое? С помощью чего? (Личных окончаний)
- Как образуется будущее сложное? Запишем формулу:
БЫТЬ (в личной форме) + ОСНОВНОЙ ГЛАГОЛ (в начальной форме)
Делать--- будете делать
- Как изменяются глаголы будущего времени? Давайте проспрягаем глаголы из первого предложения записанного диалога и сравним спряжение простой и сложной формы. Глагол НАСТУПИТЬ на доске будет спрягать…………………………………..
Глагол ДЕЛАТЬ………………………………………………………………….
(После выполнения задания и коллективной проверки ученики делают самооценку своей работы по имеющемуся у них плану)
- Ребята, у кого работа выполнена правильно, поставьте себе + на полях!
- Итак, для чего служит вспомогательный глагол? (Он является средством выражения грамматического значения времени, лица и числа, а основной глагол в форме инфинитива несет только лексическое значение)
-Какие задачи урока мы выполнили?
5-й этап: первичное закрепление.
- Потренируемся в образовании форм будущего времени. Отправим в будущее время несколько глаголов, облачив их в форму 1-го лица ед. числа. …………
Запишите в столбик глаголы, которые выходят на старт: забирать, застелить.
- На что обращаем внимание? Да, на вид глагола. (Ребята с места проговаривают, как будут образовывать глаголы будущего времени). Учитель записывает на доске образец:
6-й этап. Самостоятельная работа с самооценкой по плану.
- Теперь вы отправите глаголы в будущее самостоятельно. На доске это будет делать….
Запишите глаголы в столбик, графически обозначьте орфограмму «Чередующиеся А-О в корне»: растить, вырастить, предложить, предлагать, убедить, убеждать.
После выполнения и проверки ученик, работавший у доски, делает самооценку.
- Ребята, у кого все сделано правильно в тетради, поставьте на полях +
7-й этап: включение в систему знаний и повторение.
- А сейчас посмотрим, как глаголы работают в тексте. Прочитайте текст второго задания на листе заданий (Один ученик выразительно читает вслух)
- Когда происходят события, о которых рассказывается в отрывке: в прошлом или сейчас?
-Поработайте в парах. Определите, в форме какого времени употреблены глаголы в третьем абзаце. (Учитель спрашивает одного ученика)
-Все согласны?
- Почему при описании игр лисенка и щенка, которые происходили в прошлом, автор использует глаголы настоящего и будущего времени? Что этим достигается?
- Что нового о глаголах будущего времени мы узнали, прочитав этот текст? (Глаголы будущего времени могут использоваться и в рассказе о прошлом. Это оживляет рассказ, делает его более выразительным.)
- Выпишите из третьего абзаца только те глаголы, которые спрягаются. Определите у них лицо и число
-Проверяем. Кто правильно выполнил работу, поставьте себе +.
8-й этап: рефлексия деятельности (итог урока).
- Все ли задачи урока мы выполнили? Кто поставил себе сегодня 5 +? 4? Молодцы!
Домашнее задание: сделаете на выбор 1, 3 или 4-е задание. 3-е и 4-е – задания творческие: надо дописать тексты, дав ответы на вопросы, которыми они заканчиваются. Надеюсь, что это будет вам интересно.