kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Большая буква в именах собственных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Цели и задачи

Организация

класса

 

 

- психологический настрой учащихся на урок

- мобилизация учащихся на работу,

- включение их в деловой ритм

- мотивация

 

Словарная работа

 

- закрепление и систематизация

знаний учащихся.
- повторение ранее изученного материала (словарные слова)

- подведение к теме

(имена)

- развитие логического мышления

Актуализация знаний

- использование большой буквы для отличия имён людей от названия растений и животных

Определение темы и целей урока

 

 

- развитие речи

- развитие умения анализировать

- повторение знаний по оформлению предложений на письме

- познакомить с новыми понятиями «Ономастика» и «Личное имя»

Работа по новой теме

 

- решение долгосрочной проектной задачи

- познакомить с историей образования имён

- формировать умения рассказывать наизусть

- формировать умение воспринимать на слух тексты

- развитие внимания, памяти

- определение значения русских имён

- организация динамической паузы

- пробудить интерес к истории происхождения своего имени

- развитие умения образовывать полную, краткую форму имени

 

- знакомство с понятием «Тёзки»

- повторение знаний об алфавите

- развивать умение образовывать ласковую форму имени при помощи  уменьшительно-ласкательных суффиксов

Рефлексия

 

 

 

Итог урока

- создание ситуации успеха

- умение анализировать результаты собственной  деятельности

- развитие логического мышления

- умение делать выводы

- развивать речь

Творческое д/з

 

- закрепление знаний

по новой теме

- подготовка к новой теме «Клички животных»

- развитие воображения, речи, логического мышления, умения работать по плану

Этапы урока

Цели и задачи

Организация

класса

 

 

- психологический настрой учащихся на урок

- мобилизация учащихся на работу,

- включение их в деловой ритм

- мотивация

 

Словарная работа

 

- закрепление и систематизация

знаний учащихся.
- повторение ранее изученного материала (словарные слова)

- подведение к теме

(имена)

- развитие логического мышления

Актуализация знаний

- использование большой буквы для отличия имён людей от названия растений и животных

Определение темы и целей урока

 

 

- развитие речи

- развитие умения анализировать

- повторение знаний по оформлению предложений на письме

- познакомить с новыми понятиями «Ономастика» и «Личное имя»

Работа по новой теме

 

- решение долгосрочной проектной задачи

- познакомить с историей образования имён

- формировать умения рассказывать наизусть

- формировать умение воспринимать на слух тексты

- развитие внимания, памяти

- определение значения русских имён

- организация динамической паузы

- пробудить интерес к истории происхождения своего имени

- развитие умения образовывать полную, краткую форму имени

 

- знакомство с понятием «Тёзки»

- повторение знаний об алфавите

- развивать умение образовывать ласковую форму имени при помощи  уменьшительно-ласкательных суффиксов

Рефлексия

 

 

 

Итог урока

- создание ситуации успеха

- умение анализировать результаты собственной  деятельности

- развитие логического мышления

- умение делать выводы

- развивать речь

Творческое д/з

 

- закрепление знаний

по новой теме

- подготовка к новой теме «Клички животных»

- развитие воображения, речи, логического мышления, умения работать по плану

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Большая буква в именах собственных" »

Тема урока: Большая буква в именах.

Цели: 1) создание условий для формирования навыка правописания орфограммы «Использование большой буквы в именах собственных»;

2) развитие внимания, логического мышления детей, речи;

3) привитие интереса к русскому языку, формирование коммуникативных навыков.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, карточки разных цветов для работы в группах и индивидуальной работы, творческие исследовательские работы детей, песочные часы, карточки «Состав слова».

Ход урока

№ п/п

Этапы урока,

дозировка

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.

Организационный момент 8.00 (2 мин)


- Ребята, поздоровайтесь с гостями кивком головы и улыбнитесь.

- Пожелайте друг другу хорошего настроения на уроке и удачной работы.

- В течение урока вы будете выполнять групповые задания. Чья группа наберёт за урок 7 букв, та получит «5», кто 5-6 – «4», и далее соответственно 4-3-«3», 2-«2».

За правильный ответ консультант будет выставлять буквы на «Карте успеха».


Слайд







Слайд

2.

Словарная работа

8.02 (5 мин)

Уровень голоса – 3-й вполголоса.

Игра “Найди лишнюю букву” (группам даются словарные слова с пропущенными буквами, каждый член группы вставляет пропущенную букву в словарное слово, а консультант проверяет правильность работы, находит лишнюю букву) Задание на карточках голубого цвета.

- Чья группа выполнила задание верно, консультант ставит на личной карточке успеха группы букву о.

Задание для самых внимательных:

- Составьте из лишних букв слово.

Работа в группах №1

      1. ..лфавит, ..ртист, к..рандаш, ул..ца (а, а, а, и);

      2. ..ороз, М..сква, д..рога, гор..д (м, о, о, о);

      3. в..робей, в..круг, ..вощи, ран..ц (о, о, о, е);

      4. н..род, б..гаж, к..пуста, дива.. (а, а, а, н);

      5. ч..ловек, р..бята, т..традь, тр..мвай (е, е, е, а).




Дети пишут на карте успеха букву о.





Составление слова «Имена».

Слайд

карточки голубого цвета.












Слайд

3.

Актуализация знаний


8.07 (2мин)

- Кто догадался, о каких именах пойдёт речь сегодня на уроке? (Кому даются имена? Людям)

- С какой буквы пишутся имена?

- Почему имена надо писать с большой буквы?

- А также это письменный символ уважительного отношения к человеку.

- Имена людей.




- С большой

- Отличить имена людей от названий растений и животных.







Слайд

4.

Определение темы и целей урока


8.09 (3 мин)

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке.

Тема нашего урока: «Большая буква в именах».

Цель урока: сегодня мы узнаем много интересного про имена, про историю их возникновения».

- Какую книгу мы начали составлять на прошлых уроках?

- Сегодня мы продолжаем составлять книгу.

- Название нового раздела вы узнаете, прочитав запись.

тайнатвоегоимени

-  Кто догадался, как он называется?

- А удобно было читать?

- Раньше слова писали без пробелов, и текст было читать очень сложно.

-  Что нужно сделать со словами, чтобы из них получилось предложение?

- Названия книг и разделов являются исключениями среди предложений и пишутся без точки.

- Наука об именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома - имя.

- Попробуйте дать определение термину личное имя.

- Прочитайте, что говорит толковый словарь.




Ответы детей.









- Книгу «В стране Имён собственных»










- Тайна твоего имени

- Нет





- Начало написать с большой буквы, в конце поставить точку, а между словами пробел











Дети пытаются



Дети читают:

Личное имя (в древнерусском языке - назвище, прозвище, название, прозвание) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.

Слайд
















Слайд
















Слайд




Слайд







Слайд

5.

Работа по новой теме

8.12 (28 мин)

-  Прочитайте, что написано на первой странице раздела.

– Послушайте загадки и ответьте: кто может вам задать такой вопрос?















– Какую ошибку можно допустить в этих словах?

(Н, н) езнайка, (А, а) йболит, (Д, д) юймовочка, (С, с)негурочка.

-  Как мы запишем имена героев сказок?

- Почему?

- Возьмите розовые листочки, впишите нужные пропущенные буквы в имена, подчеркните орфограмму «Большая буква в именах собственных», распределите по 1 слову каждому члену группы, консультант проверяет и наклеивает на большой лист.

Проверка

- У кого так же, повесьте листок на доску это 1стр. нашей книги, а у себя пишем на листке успеха вторую букву о.

-  Почему сказочных героев так назвали?



Вывод: посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам – не нужно долго разгадывать, что они означают.

Цель: как же образованы ваши имена, не так легко понять, узнать об этом поможет следующая страница книги.

2. История образования имён

– Какие имена были раньше?

Древнерусские.

- Послушайте внимательно рассказы об образовании русских имён.







Но сейчас эти имена почти полностью забыты, а напоминанием о них служат фамилии, образованные от этих имён: Ложкин, Травкин, Котов, Третьяк и т.д.

-- Как называли ребёнка, который родился первым в семье? Вторым? Как звали ребёнка с чёрным цветом волос? Маленького роста? (Чтоб не ошиблись в написании, даю половинки слов, без верхней части)

- Запишите на оранжевом листке, подчеркните орфограмму «Большая буква в именах собственных».

Консультант оформляет работу на большом листке. Проверка. Правильные ответы на доску.

- За правильную работу ставим себе на карте успеха букву е.

- К уроку вы выполняли домашнее задание – творческую исследовательскую работу на тему «Тайна моего имени», которые я вложила в новый раздел книги. Вы все её добросовестно выполнили, поэтому в карте успеха поставьте себе букву м. В своих работах вы выясняли из какого языка ваше имя.

- У кого из вас древнерусские имена встаньте. Что они означают?

Динамическая пауза (управление слайдами)

Цель: Сейчас мы потренируемся в определение значений русских имён.

Работая в группе, соотнесите имя с его значением. Возьмите карточки жёлтого цвета, на работу 1 мин, время пошло.

Задание №2.

Владимир, Людмила, Светлана, Мирослав, Владислав, Лада.

Выясните, какое из имён имеет значение

1) владеющий миром

2) милая людям

3) светлая, ясная

4) прославленный миролюбием

5) ладная, милая – богиня домашнего очага

- Ответы на лист книги. Правильные ответы на доску.

- За правильную работу пишем букву л.

Вывод: С какой буквы пишутся древнерусские имена?

- Почему?

- Ребята, посмотрите, только у двух человек имена русского происхождения, а какая же история возникновения имён у остальных детей.

2. Пришедшие из других языков слайд

- С введением на Руси христианства большинство древнерусских имён было вытеснено именами, пришедшими к нам из других языков, а сейчас чьи имена прозвучат - вставайте (фото):

  • латинские: Валерия, Роман, Лилия, Марина

  • древнегреческие: Кирилл, Андрей, Настя, Никита, Ангелина, Артём

  • древнееврейские: Данил, Яна, Миша, Анна

  • древнеперсидские: Дарья, Булат

  • древнеарабские: Динара, Карим

  • древнегерманские: Алина, Эльвира

  • скандинавское: Игорь, Ольга

- Имена, каждое их которых в своем родном языке имело какое-то значение, при заимствовании в другой язык употребляляется лишь как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо еще.

Вывод: С какой буквы пишутся имена, заимствованные из других имён? Почему?

- Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. Родители не сами придумывали имя ребёнку, а давалось попом в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения ребенка по календарю.

На доске: Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.

(М. Владимиров)

- Ребенок, родившийся в этот день, был бы назван в честь святых Иосафа и Гемеллы. Но вот уже более 100 лет родители вновь, как в древние времена, свободно выбирают своим детям имена независимо от календаря. И 3-й этап образования имён - это

3.Образование имён после Великой Октябрьской социалистической революции. Слайд

- Как вы думаете, хорошо это или плохо - родителям выбирать самим имена?

- Посмотрите, какие имена были образованы из разных предложений. Вот некоторые из них:

Ватерпежекосма («Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт»)

Кукуцаполь («Кукуруза – царица полей») и т.д.

- Хотели, чтобы вас назвали такими именами? Почему?

Вывод: действительно, мода эта быстро прошла, так как большинство новых имен оказалось чуждыми для русского языка. Но обратите внимание, и эти имена тоже пишутся с большой буквы.

На слайде: Ты и твое имя

Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе: в минуту рождения каждый – и низкий, и знатный – имя своё от родителей в сладостный дар получает...

(Гомер) (это древнегреческий поэт)

– Вы тоже получили в дар от родителей имя. Запишите его на зелёном листке. Как вы напишете имя, с какой буквы? Почему? Подчеркните орфограмму.

(Имена оказались записаны по-разному: у некоторых – полное, у некоторых – сокращенное).

– Какое имя ты записала?

- Кто так тебя зовет?

- Это полное имя или сокращенное?

- Когда ты будешь взрослой, как тебя будут называть?

- Ребята, почти каждый из вас записал свое сокращенное имя. А теперь запишите свое полное имя.

– Однако не все имена могут иметь сокращенную или полную форму. Например, имя Нина употребляется только в одной форме, полной, хотя на первый взгляд она кажется короткой. У нас в классе у некоторых ребят тоже есть такие имена, например, Андрей, Яна, Игорь, Марина. Пока консультант оформляет работу с именами на большом листке, я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери пару». Я называю полное имя – вы произносите его сокращенное звучание, и наоборот:

Василий - Вася
Оля – Ольга
Николай – Коля
Юра – Юрий
Виктор – Витя
Валя – Валентина, Валентин
Анастасия - Настя
Вова – Владимир
Дарья - Даша

Проверка работы групп. Листки на доску. Буква д.

Вывод: какую форму может иметь имя? С какой буквы пишутся имена в полной и краткой форме?

– Прочитайте название следующей страницы.

– Вы знакомы с этим словом? Что оно обозначает?

- Назовите в нашем классе тёзок. Встаньте тёзки.

- Составьте их имена на фиолетовом листке по алфавиту, подчеркните орфограмму. (Аня, Данил, Кирилл, Настя, Яна) Консультант наклеивает на лист.

- Какая буква помогла расставить слова по алфавиту?

Самопроверка групп, вывешивание правильных работ на доску. На карту успеха пишем букву ц.

- А теперь давайте перелистнём следующую страницу. Ой, что это появилось, это точно не имена! - К, ок, ёк, ик, еньк, оньк, очк, ушк, юшк, юш, уш, ечк,..

- Назовите, используя эти суффиксы, ласково соседа по группе.

-Как ты назвал соседа?

- Почему вы не образовали слова с суффиксом к? На прошлых уроках мы выяснили, что он тоже придает словам ум-ласк. значение.

- Русский язык каждый день меняется, устаревают одни слова, появляются новые, меняется значение слов. И если раньше, во времена А.С Пушкина, имена с суффиксом к действительно имели ум-ласк. значение, то сейчас, они приняли пренебрежительную форму. Использование таких форм имен обижает людей. Мне бы не хотелось слышать у нас в классе подобное обращение друг к другу.

- Для чего мы учились образовывать ласковую форму имён?

Вывод: Мы учились образовывать ласковую форму имени для выражения доброжелательного отношения говорящего.

- Что нам помогло?

- С какой буквы пишутся имена в ласковой форме?

Вывод: Какая форма имени бывает? (Например: Александр, Саша, Сашенька - полная, краткая, ласковая)

Буква большая совсем не пустяк, в букве большой уважения знак.

– Человек проносит имя через всю свою жизнь. Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называют знатными, славными, знаменитыми

- С какой буквы пишутся имена? Почему?

1.Почему нас так зовут?

Аня Ф: 1) В одной весёлой книжке живёт смешной мальчишка. Он многого не знает, учиться не желает (Незнайка)

Булат:2)Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала и маленькую ласточку от холода спасла (Дюймовочка)

Алина:3) Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня...» (Снегурочка)

Аня И.:4) Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит добрый доктор…? (Айболит)

- С маленькой буквы



- С большой буквы

- Имена собственные


Работа в группах № 2.

Дети вписывают имена


Консультант проверяет и наклеивает на большой листок.




Дети в группах, правильно выполнивших задание, оформляют на доске 1 страницу книги, а у себя пишут на листе успеха букву о

- Снегурочке дали такое имя, потому что она сделана из снега; Дюймовочке – за ее маленький рост (дюйм равен 2,5 см); Айболиту – за то, что он лечит тех, у кого что-то болит, Незнайке за то, что ничего не знает.









Дети отвечают.

Ангелина: Древние русские имена разнообразны. Часто они содержали в себе характеристики людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из состава семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, его называли Перва или Первой, второй – Второй, Вторак, третий – Третьяк.

Данил Д.: Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи; Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время его рождения в году: Зим, Вешняк, Мороз; профессию: Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.





- Перва, Вторак

- Черныш, Мал

Работа в группах № 3.



Консультант оформляет работу на большом листке.

За правильную работу дети ставят себе на карте успеха букву е.





За домашнюю работу дети ставят себе на карте успеха букву м.


- Всеволод – всем владеет - властелин,

- Владислав – владеющий славой.

Выполнение физкультминутки



Работа в группах № 4.



























Дети пишут букву л на карте успеха.





- С большой, так как это имена собственные.













Дети встают группами (динамическая разрядка)



























-С большой, так как это имена собственные.





























































Запись имён, работа над орфограммой.

Дети отвечают.








- Аня, Рома.


- Мама, папа, друзья.



- Сокращенное.


- Анна.



Дети выполняют задание






Консультант оформляет работу с именами на большом листке



















Дети пишут букву д на карте успеха.


- Полную и краткую. С большой буквы.


Тёзки

Тёзки – люди, у которых одинаковые имена.



- У нас 3 человека с именем Кирилл, 2 –с именем Яна, 2-Настя, 2 -Данил, 2 -Аня.

Работа в группах № 5.




- Большая



На карте успеха пишут букву ц.



- Это уменьшительно-ласкательные суффиксы.







Дети отвечают.















Ответы детей







- Суффиксы


- С большой буквы.




- Полная, краткая, ласковая


Слайд







Слайды

















Слайд








Работа на розовом листке,






Слайд




















Слайд



Слайд























Слайд






Работа на оранжевом листке



Слайд


















Слайд



Слайд

Работа на карточках жёлтого цвета




















Слайды










































































Слайд
























Слайд













Работа на карточках зелёного цвета









































Слайд







Слайд






Слайд


Работа на фиолетовом листке

Слайд













Слайд





































Слайд



6.

Рефлексия,

итог урока

8.40 (4 мин)

Подведём итоги. Встаньте группы, которые набрали :

2-«2» ,4-3-«3», 5-6 – «4», 7 букв, тот получит «5»

- Догадайтесь, какое слово можно составить из полученных букв?

-Сегодня на уроке мы создали новый раздел книги «В стране имён собственных». Как он называется? Какие страницы мы создали? С какой буквы пишутся все эти имена? Что вы узнали, создавая книгу?

- Дополните одну из фраз:

Сегодня на уроке я узнал …, я понял …, мне было интересно …, мне было трудно …

- Материалы с урока мы вложим в книгу.

- А как вы думаете, будет ли продолжение у нашей книги? Почему?

- Действительно, у нашей книги есть продолжение, а какое, вы узнаете на следующем уроке.




Дети встают группами.


Молодец!









Ответы детей







- Есть другие имена собственные





Слайды












Слайд

7.

Домашнее задание

8.44 (1 мин)

- Выполните творческую работу на тему «Моё любимое животное» по плану (в дневниках), подумайте и ответьте на хитрый вопрос: «С каких букв никогда не пишутся в русском языке имена? (й, ь, ъ, ё, ы) Карточки успеха мне сдать.

План работы над творческой работой:

1. Кличка моего любимого животного.

2. Привычки.

3. Любимые совместные занятия.

4. Фото и др. (если нет, то придумать)

Оформить на А4 к понедельнику.




12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Большая буква в именах собственных"

Автор: Маркова Ольга Петровна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119639

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Интегриророванный урок по письму и окружающему миру в 3 коррекционном классе на тему:«Написание с большой буквы имен собственных»"
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirorovannyi_urok_po_pis_mu_i_okruzhaiushchiemu_miru_v_3_korriektsionnom_"
    ["file_id"] => string(6) "424493"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1501077062"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Большая буква в именах собственных"
    ["seo_title"] => string(39) "bolshaia_bukva_v_imenakh_sobstvennykh_1"
    ["file_id"] => string(6) "599820"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1644323104"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях." "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-propisnaia-bukva-v-sobstviennykh-naimienovaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "148126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419589983"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Разработка урока по теме ""Большая буква в именах собственных. "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-uroka-po-tiemie-bol-shaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "240399"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445008793"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка на тему "Заглавная буква в именах собственных""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "306849"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458209388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства