5. | Работа по новой теме 8.12 (28 мин) | - Прочитайте, что написано на первой странице раздела. – Послушайте загадки и ответьте: кто может вам задать такой вопрос?
– Какую ошибку можно допустить в этих словах? (Н, н) езнайка, (А, а) йболит, (Д, д) юймовочка, (С, с)негурочка. - Как мы запишем имена героев сказок? - Почему? - Возьмите розовые листочки, впишите нужные пропущенные буквы в имена, подчеркните орфограмму «Большая буква в именах собственных», распределите по 1 слову каждому члену группы, консультант проверяет и наклеивает на большой лист. Проверка - У кого так же, повесьте листок на доску это 1стр. нашей книги, а у себя пишем на листке успеха вторую букву о. - Почему сказочных героев так назвали?
Вывод: посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам – не нужно долго разгадывать, что они означают. Цель: как же образованы ваши имена, не так легко понять, узнать об этом поможет следующая страница книги. 2. История образования имён – Какие имена были раньше? Древнерусские. - Послушайте внимательно рассказы об образовании русских имён.
Но сейчас эти имена почти полностью забыты, а напоминанием о них служат фамилии, образованные от этих имён: Ложкин, Травкин, Котов, Третьяк и т.д. -- Как называли ребёнка, который родился первым в семье? Вторым? Как звали ребёнка с чёрным цветом волос? Маленького роста? (Чтоб не ошиблись в написании, даю половинки слов, без верхней части) - Запишите на оранжевом листке, подчеркните орфограмму «Большая буква в именах собственных». Консультант оформляет работу на большом листке. Проверка. Правильные ответы на доску. - За правильную работу ставим себе на карте успеха букву е. - К уроку вы выполняли домашнее задание – творческую исследовательскую работу на тему «Тайна моего имени», которые я вложила в новый раздел книги. Вы все её добросовестно выполнили, поэтому в карте успеха поставьте себе букву м. В своих работах вы выясняли из какого языка ваше имя. - У кого из вас древнерусские имена встаньте. Что они означают? Динамическая пауза (управление слайдами) Цель: Сейчас мы потренируемся в определение значений русских имён. Работая в группе, соотнесите имя с его значением. Возьмите карточки жёлтого цвета, на работу 1 мин, время пошло. Задание №2. Владимир, Людмила, Светлана, Мирослав, Владислав, Лада. Выясните, какое из имён имеет значение 1) владеющий миром 2) милая людям 3) светлая, ясная 4) прославленный миролюбием 5) ладная, милая – богиня домашнего очага - Ответы на лист книги. Правильные ответы на доску. - За правильную работу пишем букву л. Вывод: С какой буквы пишутся древнерусские имена? - Почему? - Ребята, посмотрите, только у двух человек имена русского происхождения, а какая же история возникновения имён у остальных детей. 2. Пришедшие из других языков слайд - С введением на Руси христианства большинство древнерусских имён было вытеснено именами, пришедшими к нам из других языков, а сейчас чьи имена прозвучат - вставайте (фото): латинские: Валерия, Роман, Лилия, Марина древнегреческие: Кирилл, Андрей, Настя, Никита, Ангелина, Артём древнееврейские: Данил, Яна, Миша, Анна древнеперсидские: Дарья, Булат древнеарабские: Динара, Карим древнегерманские: Алина, Эльвира скандинавское: Игорь, Ольга - Имена, каждое их которых в своем родном языке имело какое-то значение, при заимствовании в другой язык употребляляется лишь как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо еще. Вывод: С какой буквы пишутся имена, заимствованные из других имён? Почему? - Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. Родители не сами придумывали имя ребёнку, а давалось попом в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения ребенка по календарю. На доске: Коль ты родился в день Ефима, То назван именем таким. (М. Владимиров) - Ребенок, родившийся в этот день, был бы назван в честь святых Иосафа и Гемеллы. Но вот уже более 100 лет родители вновь, как в древние времена, свободно выбирают своим детям имена независимо от календаря. И 3-й этап образования имён - это 3.Образование имён после Великой Октябрьской социалистической революции. Слайд - Как вы думаете, хорошо это или плохо - родителям выбирать самим имена? - Посмотрите, какие имена были образованы из разных предложений. Вот некоторые из них: Ватерпежекосма («Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт») Кукуцаполь («Кукуруза – царица полей») и т.д. - Хотели, чтобы вас назвали такими именами? Почему? Вывод: действительно, мода эта быстро прошла, так как большинство новых имен оказалось чуждыми для русского языка. Но обратите внимание, и эти имена тоже пишутся с большой буквы. На слайде: Ты и твое имя Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе: в минуту рождения каждый – и низкий, и знатный – имя своё от родителей в сладостный дар получает... (Гомер) (это древнегреческий поэт) – Вы тоже получили в дар от родителей имя. Запишите его на зелёном листке. Как вы напишете имя, с какой буквы? Почему? Подчеркните орфограмму. (Имена оказались записаны по-разному: у некоторых – полное, у некоторых – сокращенное). – Какое имя ты записала? - Кто так тебя зовет? - Это полное имя или сокращенное? - Когда ты будешь взрослой, как тебя будут называть? - Ребята, почти каждый из вас записал свое сокращенное имя. А теперь запишите свое полное имя. – Однако не все имена могут иметь сокращенную или полную форму. Например, имя Нина употребляется только в одной форме, полной, хотя на первый взгляд она кажется короткой. У нас в классе у некоторых ребят тоже есть такие имена, например, Андрей, Яна, Игорь, Марина. Пока консультант оформляет работу с именами на большом листке, я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери пару». Я называю полное имя – вы произносите его сокращенное звучание, и наоборот: Василий - Вася Оля – Ольга Николай – Коля Юра – Юрий Виктор – Витя Валя – Валентина, Валентин Анастасия - Настя Вова – Владимир Дарья - Даша Проверка работы групп. Листки на доску. Буква д. Вывод: какую форму может иметь имя? С какой буквы пишутся имена в полной и краткой форме? – Прочитайте название следующей страницы. – Вы знакомы с этим словом? Что оно обозначает? - Назовите в нашем классе тёзок. Встаньте тёзки. - Составьте их имена на фиолетовом листке по алфавиту, подчеркните орфограмму. (Аня, Данил, Кирилл, Настя, Яна) Консультант наклеивает на лист. - Какая буква помогла расставить слова по алфавиту? Самопроверка групп, вывешивание правильных работ на доску. На карту успеха пишем букву ц. - А теперь давайте перелистнём следующую страницу. Ой, что это появилось, это точно не имена! - К, ок, ёк, ик, еньк, оньк, очк, ушк, юшк, юш, уш, ечк,.. - Назовите, используя эти суффиксы, ласково соседа по группе. -Как ты назвал соседа? - Почему вы не образовали слова с суффиксом к? На прошлых уроках мы выяснили, что он тоже придает словам ум-ласк. значение. - Русский язык каждый день меняется, устаревают одни слова, появляются новые, меняется значение слов. И если раньше, во времена А.С Пушкина, имена с суффиксом к действительно имели ум-ласк. значение, то сейчас, они приняли пренебрежительную форму. Использование таких форм имен обижает людей. Мне бы не хотелось слышать у нас в классе подобное обращение друг к другу. - Для чего мы учились образовывать ласковую форму имён? Вывод: Мы учились образовывать ласковую форму имени для выражения доброжелательного отношения говорящего. - Что нам помогло? - С какой буквы пишутся имена в ласковой форме? Вывод: Какая форма имени бывает? (Например: Александр, Саша, Сашенька - полная, краткая, ласковая) Буква большая совсем не пустяк, в букве большой уважения знак. – Человек проносит имя через всю свою жизнь. Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называют знатными, славными, знаменитыми - С какой буквы пишутся имена? Почему? | 1.Почему нас так зовут? Аня Ф: 1) В одной весёлой книжке живёт смешной мальчишка. Он многого не знает, учиться не желает (Незнайка) Булат:2)Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала и маленькую ласточку от холода спасла (Дюймовочка) Алина:3) Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня...» (Снегурочка) Аня И.:4) Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит добрый доктор…? (Айболит) - С маленькой буквы - С большой буквы - Имена собственные Работа в группах № 2. Дети вписывают имена Консультант проверяет и наклеивает на большой листок. Дети в группах, правильно выполнивших задание, оформляют на доске 1 страницу книги, а у себя пишут на листе успеха букву о - Снегурочке дали такое имя, потому что она сделана из снега; Дюймовочке – за ее маленький рост (дюйм равен 2,5 см); Айболиту – за то, что он лечит тех, у кого что-то болит, Незнайке за то, что ничего не знает. Дети отвечают. Ангелина: Древние русские имена разнообразны. Часто они содержали в себе характеристики людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из состава семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя: родился первый ребенок в семье, его называли Перва или Первой, второй – Второй, Вторак, третий – Третьяк. Данил Д.: Давалось имя и по внешнему виду: Черныш, Чернавка – по цвету волос или кожи; Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна, Умник; время его рождения в году: Зим, Вешняк, Мороз; профессию: Шуба, Ложка, Пушка. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
- Перва, Вторак - Черныш, Мал Работа в группах № 3.
Консультант оформляет работу на большом листке. За правильную работу дети ставят себе на карте успеха букву е.
За домашнюю работу дети ставят себе на карте успеха букву м. - Всеволод – всем владеет - властелин, - Владислав – владеющий славой. Выполнение физкультминутки Работа в группах № 4. Дети пишут букву л на карте успеха. - С большой, так как это имена собственные. Дети встают группами (динамическая разрядка) -С большой, так как это имена собственные. Запись имён, работа над орфограммой. Дети отвечают. - Аня, Рома. - Мама, папа, друзья. - Сокращенное. - Анна. Дети выполняют задание Консультант оформляет работу с именами на большом листке Дети пишут букву д на карте успеха. - Полную и краткую. С большой буквы. Тёзки - Тёзки – люди, у которых одинаковые имена.
- У нас 3 человека с именем Кирилл, 2 –с именем Яна, 2-Настя, 2 -Данил, 2 -Аня. Работа в группах № 5. - Большая На карте успеха пишут букву ц.
- Это уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Дети отвечают.
Ответы детей - Суффиксы - С большой буквы. - Полная, краткая, ласковая | Слайд Слайды Слайд Работа на розовом листке, Слайд Слайд Слайд Слайд Работа на оранжевом листке Слайд Слайд Слайд Работа на карточках жёлтого цвета Слайды Слайд Слайд Работа на карточках зелёного цвета Слайд Слайд Слайд Работа на фиолетовом листке Слайд Слайд Слайд |