Просмотр содержимого документа
«Большая буква в именах собственных»
МОУ Цильнинская средняя школа
имени Героя Советского Союза Н.И. Малышева
мо «Цильнинский район» Ульяновской области
Сценарий открытого урока
русского языка во 2а классе
Тема «Большая буква в именах
собственных».
Составитель:
учитель начальных классов
Чигина Любовь Ивановна
2022 год
Сценарий урока по русскому языку во 2а классе.
Тема:Большая буква в именах собственных.
Цели:
1. Создать условия для формирования навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.
2. Содействовать развитию фонематического слуха, мышления, внимания, устной речи учащихся.
3. Способствовать воспитанию культуры поведения.
4. Способствовать укреплению здоровья детей.
Тип урока: решение учебной задачи.
Планируемые результаты:
личностные: стимулировать к исследованию истоков появления фамилий, кличек, названий улиц, в том числе к происхождению своих имен и фамилии.
Организовать наблюдение над оформлением названий книг.
осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий;
метапредметные: регулятивные - научатся понимать важность планирования работы; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные - научатся владеть общим способом проверки изученных орфограмм; добывать информацию из читаемого текста, на её основе осуществлять поисковую работу по истории своей улицы.
предметные: научатся каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв писать списывать текст, писать имена собственные; подчеркивать первые буквы имен собственных; образовывать фамилии и названия населенных пунктов от данных слов; правильно подписывать ученическую тетрадь; называть и писать клички животных.
Оборудование: магнитные фонарики, листочки-сюрпризы с буквами «спасибо», доктор Айболит, карточки с текстами для работы в парах, «волшебный сундучок» с вопросами, карточки для дифференцированной работы, листочки с именами, солнышко, тучка, проектор, ПК.
Педагогические технологии:
Групповые технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Компьютерные (новые информационные технологии обучения)
Игровые технологии
Технология проблемного обучения
Ход урока.
I. Оргмомент.
1) Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться.
2) Повторение правил посадки.
Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа, поэтому девиз нашего урока:
Пора за дело браться,
Придется постараться.
Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать.
II. Чистописание. (слайд)
Задания по чистописанию:
а) Прочитайте пословицы. Найдите в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Подчеркните буквы. Как обозначена мягкость звуков?
Как обозначается твёрдость согласных звуков?
б) Как вы понимаете смысл этих пословиц?
III. Введение в тему урока. Орфографическая минутка.
1. Сообщение плана работы на уроке.
- Ребята, к нам на урок из сказки заглянул замечательный герой, всеми нами любимый. (Показываю рисунок Незнайки)
- Кто это, вы узнаете? Незнайка (запись в тетради).
- Правильно,это Незнайка.. Ребята, а кто автор этой чудесной сказки? (Николай Николаевич Носов). (запись в тетради)
- Незнайка пришел к вам на урок, чтобы стать грамотным. Он хочет научиться правильно писать слова, предложения. Вы ему в этом поможете?.
2. Орфографическая минутка.
На доске даны предложения:
Зоя и Рая – малыши. Они живут в селе Измалково на улице Советской. Их мама Ольга Михайловна работает в школе. Папа Сергей Иванович - на заводе.
-Записать предложения. Найти и объяснить орфограммы
(После нахождения орфограмм дети получают первую карточку).
- Что вы записали?
- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
- Какая орфограмма чаще других повторялась в этом тексте?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Большая буква в именах собственных).
IV. Сообщение темы урока.
- Да, сегодня на уроке мы будем упражняться в правописании имён собственных, нахождении их в текстах.
V. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний.
- Ребята, а вы любите играть? Тогда будьте внимательны, я буду читать вам стихотворение, а вы, услышав имена собственные, хлопните в ладоши.
Подарили Пете книжку о ракете,
Прочитал Петя – подарил Свете,
Света – Ване, Ваня – Тане,
Таня маленькой Марьяне.
Совершила книжка круг
И сказала: «Здравствуй, друг!»
3. Работа в парах.
- У вас на партах лежат конвертики с заданиями, поработайте в парах. Прочитайте задания и подчеркните все имена собственные, а экспертами у нас сегодня будут Дима и Артем.. Они будут проверять задания ребят.
Лена, Наташа, Светлана и Алла –
С буквой заглавной я написала.
Правило это запомнить готова:
С буквой заглавной пишется слово.
Когда человека оно называет,
С маленькой буквы тех слов не бывает.
Вова, Алёша, Серёжа и Миша
С буквы заглавной всегда мы напишем.
(Арина и Альберт выходят к доске, дети называют имена собственные, а Дима и Артем дают оценку работе класса).
- Итак, ребята, как пишутся имена?
4. Физминутка.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться.
– Проверим готовность к уроку.
5. Самостоятельная работа по учебнику.
Выполнение упр.49 на с.20.
(Повторение правил посадки и правил письма).
- Какие имена собственные встретились в тексте упражнения?
- Что они обозначают?
6. Закрепление знаний. Дифференцированная работа.
- Ребята, сейчас мы с вами разделимся на группы:
1 группа будет работать с листочками зеленого цвета, 2 группа с листочками желтого цвета.
Задания для зелёных карточек.
Образуй фамилии от следующих имён:
Борис –
Алексей -
Иван -
Сергей -
Задания для жёлтых карточек.
Образуй отчества от следующих имен:
Борис –
Алексей -
Иван -
Сергей -
7. Игра «Волшебный сундучок».
- В этом сундучке находятся вопросы, вы готовы отвечать? Тогда слушайте и записывайте.
1. Злой разбойник - … (Бармалей)
2. Знаменитый умывальник … (Мойдодыр)
3. Девочка с голубыми глазами из сказки «Золотой ключик» … (Мальвина)
4. Имя старушки – грязнули … (Федора)
- Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, как написаны имена сказочных героев. Есть ли замечания друг к другу? Сделайте их в тактичной форме. Молодцы!
- Незнайка внимательно слушал ваши ответы и теперь знает, когда слова надо писать с большой буквы. За вашу работу он говорит ( на карточке написано СПАСИБО) (Дети хором читают это слово)
VI. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Что же мы повторяли на уроке?
Все ребята работали хорошо, мне понравились ваши ответы.
VII. Домашнее задание.
упр. 51
VIII. Рефлексия.
- А сейчас, ребята, посмотрите на разноцветные листочки у каждого на парте,
на них написаны ваши имена без первой буквы, запишите её и прикрепите по своему усмотрению к солнышку или к тучке, в зависимости от своего настроения после урока.