Раздел | Блок уроков по теме «Словосочетание» |
Тема урока | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания Виды синтаксической связи слов в словосочетании: согласование Виды синтаксической связи слов в словосочетании: управление Виды синтаксической связи слов в словосочетании: примыкание Повторение изученного о словосочетании |
Цели и задачи | Повторить и углубить сведения о словосочетании, полученные школьниками в предыдущие годы обучения; формировать навык вычленения словосочетания из предложения, определения способов связи слов в словосочетаниях, определения грамматического значения словосочетания, учить составлять схемы словосочетаний; учить конструировать словосочетания, подбирать синонимические словосочетания и использовать их как средство выразительности речи, обогащая ее |
Термины и понятия | Синтаксис, предложение, словосочетание, виды подчинительной связи слов в словосочетании |
Планируемый результат | Личностные умения | Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи |
Межпредметные умения | Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Предметные умения | Знать признаки самостоятельных частей речи, уметь выполнять морфологический разбор самостоятельных частей речи, верно решать орфографические задачи |
Организация образовательного пространства | Межпредметные связи | Русская культура, история |
Ресурсы (оборудование) | Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты Демонстрационные: иллюстрации Интегративные: презентация PowerPoint |
Формы и методы работы | Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон» |
Урок 1. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания |
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
Задачи | Учебное задание | Формы и методы | Ожидаемый результат |
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу | Взаимное приветствие. Определение отсутствующих | Фронтальная. Беседа | Учащиеся готовы к работе |
2 этап: Целеполагание и мотивация |
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему | | Фронтальная. Чтение учителем стихотворения. Слайд. 1. Слайд 2 | Целевые установки урока и план работы понятны учащимся |
3 этап: Актуализация |
Установить правильность, полноту знаний учащихся о разделах языкознания, с которыми учащиеся уже знакомы. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | Все знают, что наука о языке называется языкознанием. Давайте вспомним, какие разделы этой науки изучались в предыдущих классах и что они собой представляют. - Какие разделы языкознания вы уже знаете? - Что изучает раздел науки синтаксис? | Фронтальная. Демонстрация слайда (таблицы) «Основные разделы науки о языке» Слайд 3. Акцентарный анализ таблицы Постановка вопросов. | Учащиеся знают основные разделы языкознания, знают, что предстоит им изучать в разделе «Синтаксис» в 8 классе. |
4 этап: Первичное усвоение материала |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала; углубить знания учащихся о словосочетании, актуализировать навык вычленения словосочетания из предложения, навык разграничения словосочетания и сочетания слов, не являющихся словосочетанием; познакомить учащихся с грамматическим значением словосочетания, познакомить с неделимыми словосочетаниями | - Что такое словосочетание? - Что общего у словосочетания и слова, чем они отличаются? - Сравните словосочетание и предложение. - Как определить главное и зависимое слово в словосочетании? - Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Задание 1. Выпишите только словосочетания. Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова. Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес на поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры. - Можно ли отнести такие сочетания слов как «Черное море», «впасть в отчаяние», «бить челом» к словосочетаниям? Самостоятельная групповая работа с учебником § 9. - При помощи чего выражается грамматическая связь слов в словосочетании? - На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова? - Какое из слов в словосочетании (главное или зависимое) несет на себе основную смысловую нагрузку? - Какие словосочетания являются несвободными? В чем их особенность? | Метод коллективного обучения. Работа с определением вводимых понятий. Постановка вопросов. Работа с карточками. Самостоятельная работа с материалом учебника. | Учащиеся знают, что такое словосочетание, какие сочетания слов не являются словосочетанием; знают как выражается грамматическая связь слов в словосочетании и основные грамматические значения словосочетания, отличают синтаксически несвободные словосочетания. |
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Сформировать навык вычленения словосочетаний из текста, правильной постановки вопроса от главного слова к зависимому, определения грамматического значения словосочетания, навык отличения синтаксически несвободных словосочетаний. | Задание 2. Прочитайте текст. - О чем этот текст? Какова его стилевая принадлежность? Определите тип речи данного текста. Назовите те словосочетания, которые позволяют «увидеть» грозу. Выпишите из текста словосочетания, распределив их по следующим группам: а) словосочетания, при помощи которых автор «рисует» молнии, б) словосочетания, при помощи которых автор передает развитие грозы. Определите главное и зависмое слова в выписанных словосочетаниях; поставьте вопрос от главного к зависимому слову; укажите, чем выражено главное слово в словосочетаниях. Сравните свои выводы с таблицей. - Одинаковое ли строение имеют словосочетания в каждой из колонок таблицы? Определите грамматическое значение словосочетаний. (предмет и его признак; действие и его признак; действие и предмет, с которым оно связано) Общее или различное грамматическое значение у этих словосочетаний? Упр. 66. 1. Спишите словосочетания. В скобках укажите их грамматическое значение. Гордиться успехами, безмерно счастливый, гулять по вечерам, девочка из города, стоять выпрямившись, десятый километр, костюм из шерсти, очень громкий, бант в горошек, взимать плату, пересадить осенью. Упр. 68. 1. Прочитайте. Найдите несвободные словосочетания. Определите, какими членами предложения они являются. | Работа с опорным текстом. Слайд 4. Анализ текста через постановку многофункциональных вопросов. Представление изучаемого материала в сравнительно-классификационной таблице Слайд 5. Самостоятельная работа с учебником. Проверка работ консультантами. Устная работа в парах | Учащиеся умеют вычленять словосочетаний из текста, правильно ставить вопрос от главного слова к зависимому, определяют грамматическое значение словосочетания |
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
Выявить недостатки в знаниях уч-ся Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы | - Что такое словосочетание? - Что общего у словосочетания и слова, чем они отличаются? - Сравните словосочетание и предложение. - Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Приведите примеры. - Как определить главное и зависимое слово в словосочетании? - Какие словосочетания называются несвободными? - Как выражается грамматическая связь слов в словосочетании? | Интерактивная беседа «Микрофон» Самостоятельная работа Слайд 6 | Учащиеся |
7 этап: Домашнее задание |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | § 9. Выписать из стихотворений примеры словосочетаний с различными видами грамматического значения. | Самостоятельная запись | Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения |
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся | Выбор смайлика из предложенных вариантов | Индивидуальная работа «Рисунок по шаблону» Слайд 7. | Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью |
Урок 2. Виды синтаксической связи слов в словосочетании: согласование |
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
Задачи | Учебное задание | Формы и методы | Ожидаемый результат |
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу | | Слайд 8 Фронтальная. Беседа | Учащиеся готовы к работе |
2 этап: Целеполагание и мотивация |
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему | Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Г. Ф. | Слайд 9 Фронтальная. Беседа | Целевые установки урока и план работы понятны учащимся |
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация |
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся) Выявить пробелы в знаниях уч-ся. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | - Что называется словосочетанием? - Расскажите о строении словосочетаний? - Каковы основные признаки словосочетаний? - На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам? - Что показывает схема словосочетаний? Выборочная проверка выписанных учащимися словосочетаний | Опрос Выборочная проверка (работа у доски) | Учащиеся отчитываются о выполнении д\з |
4 этап: Первичное усвоение материала |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала, углубить понятие о типах словосочетаний и способах связи в словосочетаниях; сформировать представления об особенностях согласования как способе подчинительной связи слов в словосочетании. | Рассмотрите таблицу Сравните записи в таблице с данными §10 учебника. Сделайте вывод о согласовании как способе связи слов в словосочетании. ЗАПОМНИТЕ: 1. Способ связи определяется НЕ по главному, а только по зависимому слову! 2. Не важно, на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании, важно – какой частью речи оно выражено! | Представление учителем изучаемого материала в сравнително-классификационной таблице Активное слушание. Слайд 10, 11 Самостоятельная работа с учебником | Учащиеся понимают отличие согласования от других способов подчинительной связи слов в словосочетании |
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала Сформировать навык определения типа связи согласование, формировать навык грамотного построения словосочетаний со связью согласование; расширить словарный запас учащихся. Развивать навык работы в группах переменного состава, формировать чувство взаимной ответственности за выполненную работу в группе. | Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку, найдите главные и зависимые слова, укажите, какими частями речи они выражены. Запишите эти же словосочетания в Д. и Р. падежах. Синее небо, мой портфель, летящая птица, пятый этаж, этого дня, первая книга, хорошая мысль. - Какой частью речи выражены главное и зависимое слова в данных словосочетаниях? Сделайте вывод о том, какими частями речи могут быть выражены главное и зависимое слова в словосочетаниях, связанных способом согласование. Задание 2. Послушайте текст: Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. (По И. Постниковой) - Какова основная мысль этого высказывания? Выпишите из текста словосочетания со связью согласование. Какие из этих словосочетаний не соответствуют реальности? Как смысл этого текста связан с эпиграфом к нашему уроку? Задание 3. Составьте возможные словосочетания из приводимых ниже однокоренных прилагательных и заключенных в скобки существительных. Как называются слова в представленных парах? Объясните значение составленных вами словосочетаний. Группа 1. Героический — геройский (борьба, время, поступок, поход, усилия, эпоха). Тактический — тактичный (человек, задача, поступок, разногласия, совет, учения). Группа 2. Гигиенический — гигиеничный (костюм, меры, нормы, обстановка, требования). Дипломатический — дипломатичный (миссия, неприкосновенность, отказ, поступок, представительство, этикет). Группа 3. Логический — логичный (вопрос, вывод, мышление, ответ, поступок, связь). Практический — практичный (занятия, значение, работы, ткань, цель). | Метод «Конструирование картины». Самостоятельная работа. Выборочная проверка (комментарий) Фронтальная работа. Генетический метод обучения Слайд 9 (гиперссылка) Слайд 12. Работа в группах переменного состава с заданием на карточках. Комментированный ответ представителей групп. | Учащиеся умеют анализировать словосочетания; доказывать, что слова в словосочетании связаны подчинительной связью согласование; умеют правильно конструировать словосочетания со связью согласование. Учащиеся умеют работать в группах переменного состава, умеют представлять полученный результат |
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся Установить причины выявленных недостатков Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы. | Расскажите о согласовании, как виде связи слов в словосочетании, задавая вопросы друг другу. - Что происходит с зависимым словом в согласовании? - Какие средства связи используются при согласовании? - Какое грамматическое значение выражено в словосочетании при связи согласование? | Интерактивный прием «Зигзаг». Слайд 13. Самостоятельная работа с контрольным заданием. | |
7 этап: Домашнее задание |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | 1) §10, Упр. 76.1 (1 часть) Античный, классический (мифология, языки); врожденный, прирожденный (ум, талант); гостеприимный, радушный, хлебосольный (прием, хозяин, человек); губительный, пагубный (влияние, действие). 2) Составьте высказывание, используя словосочетания, приведенные в контрольном задании. | Самостоятельная запись | Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения |
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся | Выбор смайлика из предложенных вариантов | Слайд 7 (гиперссылка). Индивидуальная «Рисунок по шаблону» | Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью |
Урок 3. Виды синтаксической связи слов в словосочетании: управление |
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
Задачи | Учебное задание | Формы и методы | Ожидаемый результат |
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу | | Слайд 14. Фронтальная. Беседа | Учащиеся готовы к работе |
2 этап: Целеполагание и мотивация |
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему | Вот здесь согласование, А рядом управление, Чуть дальше примыкание- Всё это есть у нас! Но как же называется Такое сочетание, Когда в нём одинаковы Число, падеж и род? Ответ: согласование! Но если в сочетании Задашь от слова главного Ты косвенный вопрос? И нет другого мнения, Что это управление! Определите тему урока. Какова будет цель нашей работы на этом уроке? | Фронтальная. Беседа Слайд 16 | Целевые установки урока и план работы понятны учащимся |
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация |
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся) Выявить пробелы в знаниях уч-ся и устранить обнаруженные пробелы | Какие виды связи слов в словосочетание вы знаете? Чтение домашних текстов. Проверка упражнения | Фронтальная Представление изучаемого материала в сравнително-классификационной таблице Активное слушание. Слайд 11 (гиперссылка) | Учащиеся отчитываются о выполнении д\з |
4 этап: Первичное усвоение материала |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала, дать понятие о специфике связи управление | - Что происходит с зависимым словом в управлении? - Какие средства связи используются при управлении? - Какое грамматическое значение выражено в словосочетании при связи управление? Докажем, что слова в данных словосочетаниях соединены связью управление. Вспахивать поле, пойти в лес, учиться в школе, товарищ по школе, встретить вас. | Представление изучаемого материала в сравнително-классификационной таблице Аналитическое вычитывание таблицы. Активное слушание. метод коллективного обучения Слайд 16 | Учащиеся знают основные признаки управления |
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Формировать навык грамотного построения словосочетаний со связью управление. Вести работу по предупреждению ошибок в управлении. | Упр. 76.1 (часть 2) постройте словосочетания со связью управление. Выдвинуть, высказать (гипотеза, догадка); исправить, устранить (недостатки, ошибки); найти, обрести (опора, поддержка); наложить, оставить (отпечаток, след); обнаружить, открыть (закон, закономерность); доказать, обосновать (теорема, теория); предвещать, предсказать (поражение, успех); расширить, увеличить (возможности, потенциал). Близкие по значению глаголы нередко требуют от существительных разных падежей, например: различать (что и что?) звуки и буквы, но: отличать (что от чего?) звуки от букв. Задание 1. Откройте скобки, запишите словосочетания с данными словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления. Укажите падеж существительного. 1. Уверенность (свои силы) - вера (победа). 2. Отзыв (книга) - рецензия (книга). 3.Обрадоваться (победа) - обрадован (победа). 4. Рассердиться (неуместная шутка) - рассержен (глупая выходка). 5. Удивляться (исключительные способности) - удивлён (исключительные способности). 6. Обращать внимание (недостатки) - уделять внимание (каждый клиент). 7. Предостеречь (опасность) - предупредить (опасность). 8. Превосходство (противник) - превосходить (противник). 9. Препятствовать (развитие) - тормозить (развитие). 10. Различать (плохое и хорошее) - отличать (плохое и хорошее). 11. Восхищаться (его смелость) - преклоняться (его смелость). 12. Усваивать (язык) - овладевать (профессия). 13. Опираться (помощь) - базироваться (результаты). 14. Платить (проезд) - оплачивать (проезд). 15. Преисполнен (решимость) - проникнут (отвага). 16. Свойственно (этот человек) - характерно (этот человек). | Выполнение задания «по цепочке» Работа с материалом на карточках в парах постоянного состава, работа с консультантами. Взаимопроверка. Слайд 17. | Учащиеся знают особенности связи управление, умеют составлять словосочетания со связью управление, знают нормы предложного управления |
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся Установить причины выявленных недостатков Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы | Какие способы подчинительной связи вы знаете? В чем особенности связи управление? | Самостоятельная работа с заданием. Слайд 18. Опрос «Зигзаг» | Учащиеся знают особенности управления, умеют предобразовывать словосочетания по схеме: согласование – управление, управление –согласование. Учащиеся умеют самостоятельно оценивать свою работу, корректировать и конкретизировать ответы |
7 этап: Домашнее задание |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задание 3 1. Наберите на клавиатуре компьютера следующие словосочетания. Беспокоиться за ребенка, уверенность в будущее, приехать с Москвы, заведующий больницы, памятник Пушкина, отличать буквы и звуки, по окончанию школы, отзыв на сочинение, уделять внимание на физику, оплатить за проезд, удивляться поведением, тревожиться о родных, указать о недостатках, удостоить наградой. 2. Какие словосочетания были подчеркнуты на экране зеленым цветом? О чем это говорит? Прочитайте комментарий к этим примерам, данный в диалоговом окне “Грамматическое пояснение”. Все ли ошибки исправила программа “Правописание” (раздел “Грамматика”)? Сделайте вывод о том, можно ли во всем полагаться на компьютерные программы проверки орфографии и грамматики. 3. Запишите все словосочетания правильно, в соответствии с нормами литературного языка. | Самостоятельная запись. (Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданием) | Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения |
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся | Выбор смайлика из предложенных вариантов | Индивидуальная «Рисунок по шаблону» Слайд 7 (гиперссылка). | Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью |
Урок 4. Виды синтаксической связи слов в словосочетании: примыкание |
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
Задачи | Учебное задание | Формы и методы | Ожидаемый результат |
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу | | Слайд 19. Фронтальная. Беседа | Учащиеся готовы к работе |
2 этап: Целеполагание и мотивация |
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему | | Слайд 20. Фронтальная. Беседа | Целевые установки урока и план работы понятны учащимся |
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация |
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся) Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | - Какой раздел науки о языке изучает словосочетание? - Что мы называем словосочетанием? - Какие виды словосочетаний вы знаете? Приведите примеры. - Какие способы подчинительной связи вы знаете? | Фронтальная. Опрос. Проверка д/з у доски. Самопроверка и коррекция Слайд 10 (гиперссылка) | Учащиеся знают изучаемый материал, умеют корректировать свою работу |
4 этап: Первичное усвоение материала | |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала, дополнить понятие о способе связи примыкание | | Слайд 21 Активное слушание. Представление изучаемого материала в сравнително-классификационной таблице Аналитическое вычитывание таблицы. | Учащиеся знают основные признаки примыкания. |
5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала Сформировать навык отличения связи примыкание от других способов связи слов в словосочетание | Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку. Определите способ связи слов с словосочетаниях, аргументируйте свой ответ, исходя из того, к какой части речи относится зависимое слово. Быстро решать, уехал учиться, говорить тихо, стал умнее, хотел есть, писал не думая, брюки галифе, меняемся не глядя. В чем особенность словосочетаний «брюки галифе» и «стал умнее»? | Работа у доски. Слайд 22. Работа в парах постоянного состава. Проверка консультантами. Слайд 23 Самостоятельная работа. Выборочная проверка. Комментарий | Учащиеся отличают словосочетания со связью примыкание от других типов связи слов в словосочетание, умеют конструировать словосочетания со связью примыкание, создают высказывание с использованием словосочетаний со связью примыкание. |
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся Установить причины выявленных недостатков Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы | Упр. 80. Расскажите о словосочетании, используя материал таблицы. | Слайд 24. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. «Опрос эксперта» | Учащиеся знают особенности примыкания, умеют преобразовывать словосочетания со связью примыкание |
7 этап: Домашнее задание |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Выучить порядок синтаксического разбора словосочетания. Упр. 72. Спишите словосочетания, определите вид подчинительной связи | Самостоятельная запись | Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения |
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся | Выбор смайлика из предложенных вариантов | Индивидуальная «Рисунок по шаблону» Слайд 7 (гиперссылка) | Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью |
Урок 5. Повторение изученного о словосочетании |
Технология изучения темы. 1 этап: Организационный |
Задачи | Учебное задание | Формы и методы | Ожидаемый результат |
Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу | | Фронтальная. Беседа | Учащиеся готовы к работе |
2 этап: Целеполагание и мотивация |
Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему | | Слайд 25. Фронтальная. Беседа | Целевые установки урока и план работы понятны учащимся |
3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация |
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з. Выявить пробелы в знаниях уч-ся устранить в ходе проверки | - Что такое словосочетание? - Как определить главное слово в словосочетании? - Что такое именное словосочетание? - Что такое глагольное словосочетание? - Что такое согласование? - Что такое управление? - Что такое примыкание? | Фронтальная. Опрос. | Учащиеся знают основные сведения о словосочетании как единице синтаксиса, знают порядок морфологического разбора словосочетания |
4этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений |
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала | Упр. 72. Спишите словосочетания, определите вид подчинительной связи По темному небу, спуститься в шахту, внимательно рассмотреть, встречать приезжающих, командовать дивизией, способность утешать, произносительная норма, стиль речи, желание путешествовать. - Каков порядок выполнения синтаксического разбора словосочетания? | Комментированная запись Слайд 26 Фронтальная работа. Опрос. Комментированное выполнение задания у доски Слайд 27. Самопроверка | Учащиеся умеют определять способ связи слов в словосочетании, умеют выполнять синтаксический разбор словосочетания |
6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений |
Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям | Стихи о словосочетании Для умных, любознательных, Прилежных и старательных, И даже тех, кто ленится, Сегодня наш урок! Нужны всем людям знания О словосочетании, О чём так любо-дорого Нам здесь поговорить! Достойны изучения Слов наших сочетания Со связью подчинительной - Любое выбирай! Глагольные, наречные, Есть именные - всякие! Краса и гордость русского Родного языка! Читайте, изучайте их Усердно и старательно. Они ведь пригодятся нам Сегодня и всегда! Простые и понятные, Смешные и занятные, Полезные и нужные Тебе, и мне, и всем! Вот здесь согласование, А рядом управление, Чуть дальше примыкание- Всё это есть у нас! Но как же называется Такое сочетание, Когда в нём одинаковы Число, падеж и род? Ответ: согласование! Но если в сочетании Задашь от слова главного Ты косвенный вопрос? И нет другого мнения, Что это управление! Осталось примыкание. Как нам узнать его? В нём есть деепричастие, Глагол или наречие. По смыслу к слову главному Примкнут легко они. Примкнут и успокоятся, Они ведь в подчинении. Но главное запомните И раз, и навсегда. Приложишь ты старание, Проявишь ты терпение, И пользу от учения Получишь точно ты! За труд получишь знания, А дальше - испытание, Серьёзное и трудное С названием ЦТ. И пусть на размышление О пользе обучения Наводят всех, кто учится, И сказка, и стихи! Итак, проверим знания О словосочетании. Оценку за старание Пора вам получать! В.А.Дрягин ТЕСТ 1. В каком ряду все сочетания слов являются словосочетаниями? 1) в новом доме, в лесу и в поле, в какую-то сторону; 2) добрый день, поехал в город, не опуская головы; 3) первый снег, посадил дед репку, все общество; 4) через поле, веселый ребенок, ушел на работу; 5) бить баклуши, мама с Лизой, жить весело. 2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование? 1) звонкий голос, собачьей шерсти, случайно взяв; 2) золотое сердце, всей улицы, улыбающегося лица; 3) влетел в окно, мамины очки, ее книга. 3. В каком ряду все словосочетания со связью управление? 1) сижу у калитки, веселый день, этот номер; 2) чем-то пахнет, тянется к красоте, в этот момент; 3) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку. 4 . Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование. И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета. 5. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление. Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли. 6. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание. Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий. 7. выпишите из предложения все словосочетания и выполните их синтаксический разбор. Студёный ветер резко рвал полы его шинели (Л. Толстой) | Самостоятельная работа с тестом (на листах) на контрольных листах | Учащиеся умеют работать самостоятельно; выполняют тест, демонстрируя свои знания в рамках изученной темы. |
7 этап: Домашнее задание |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Подготовить сообщение о предложении как единице синтаксиса. | Самостоятельная запись | Учащиеся понимают суть задания и способы его выполнения |
8 этап: Рефлексия. Итог урока |
Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью. Оценить работу учащихся | | Синквейн | Учащиеся умеют соотносить собственный результат с поставленной на уроке целью, творчески осмысливать собственный результат |