kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Колебательное движение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Колебательное движение.      

Тип урока : усвоение новых знаний.

Цель  урока :

образовательная:

  • познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями и характеристиками: амплитудой, периодом, частотой;

сформировать умение наблюдать и анализировать физические явления;

развивающая:

  • развивать логическое мышление;
  • стимулировать развитие умений аргументировать свой ответ;

воспитательная:

  • вооружить учеников рациональным методологическим подходом к познавательной деятельности.

Оборудование: шарик на нити; груз на пружине.

Наглядное пособие: блок-схема, заготовленная для каждого ученика

План урока

Этапы

Время

Приемы и методы

1. Организация начала урока

1 мин

Приветствие, пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы

2. Мотивация учебной деятельности

5 мин

"Визитная карточка", Обсуждение: Что вызывает у  Вас заинтересованность в изучении предложенной темы?

3. Определение цели урока

2 мин

Что мы будем изучать на уроке? Обсуждение и формулировка цели урока вместе с учениками.

4. Усвоение новых знаний

5. Первичное закрепление знаний

20 мин.

Беседа, демонстрации, записи на доске, заполнение блок-схемы.

"Лишнее словосочетание".

"Свои примеры", "Сортировки". Работа в парах, взаимопроверка.

6. Контроль и самопроверка знаний

7-8 мин.

"Цветная феерия" (штриховка блок-схемы разными цветами).

Самостоятельная работа в малых группах (складывание вопросов к игре за темой урока)

7. Подбивание итогов урока

7-8 мин.

Игра "Алфавит"

8. Рефлексия

1 мин.

Рисование "смайлика" - настроения.

9. Информация о домашнем задании

1 мин.

Комментарий учителя; записи на доске и в дневниках (обязательная часть, творческое задание " Синквейн ")

Ход урока

  1. Организация начала урока
  2. Мотивация учебной деятельности

В Сибири относительно защиты диких пчел, которые строят свои ульи в дупле дерева, от медведя, лесники вешают на крепкой бечевке колоду. Ее размещают немного ниже дупла, именно на пути медведя. Медведь, влезая на дерево, отталкивает колоду в сторону.

Вопрос к классу 1. Что происходит дальше?

Действительно, колода возвращается и больно бьёт медведя. Это продолжается многократно, пока обессиленный медведь не падает с дерева.

Вопрос к классу 2. Как одним словом назвать движение, осуществляемое колодой?

Действительно. Это колебание. Оно и будет объектом нашего изучения на уроке.

1. Визитная карточка (оформляется на отдельном листе, зачитывается учеником или учителем).

·   Колебания  широко представлены как в живой, так и в неживой природе.

·   Они проявляют себя и в масштабах атома, и в масштабах Вселенной.

·   Колебания жизненно необходимы: благодаря им мы слышим, дышим, говорим.

·   Они же могут стать причиной разрушений и катаклизмов;

·   Знание о колебаниях необходимы специалистам при сооружении мостов и домов, судов и самолетов, радиотехнической и звуковой аппаратуры и так далее;

Вопрос к классу: Интересна ли вам предложенная тема, считаете ли вы ее важной, или вы отводите себе роль медведя?

  1. Формулировка цели урока

(Обсуждение и формулировка цели урока вместе с учениками)

Постановка учебной цели: в результате знакомства с физическим процессом колебаний, необходимо заполнить блок-схему, которая содержит основные виды колебаний, и их характеристики.

4. Этап усвоения новых знаний и первичное закрепление

Беседа

Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце.

Упражнение

1.       Приведите свои примеры колебаний.

2.       Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:

движение  поплавка на поверхности воды;  движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.

 (Предложенные словосочетания являются примерами колебаний, за исключением движения Луны  - это  вращательное движение).

Учитель. Шарик на нити, груз на пружине, колода на бечевке - это примеры колебательных систем. В начальный момент времени колебательная система находится в положении равновесия

Вопрос к классу. Как заставить шарик на нити осуществлять колебание? (отклонить шарик в сторону от положения равновесия).

Демонстрация 1. Колебание шарика на нити.

Вопрос к классу: Какая особенность у этого вида движения? Как двигается шарик? (Движения шарика периодически повторяются, шарик по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия)

Формулируем определение: Механические колебания - это периодически повторяемые движения, при которых тело по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия. (учащиеся заполняют блок 1)

Во время колебаний тело периодически отклоняется от своего положения равновесия. Это отклонение называют смещением, которое можно измерить.

Вопрос к классу: В каких единицах может быть измеренно смещение?

[x]= 1 м,

  Максимальное отклонение тела от положения равновесия называют амплитудой колебаний (А)

[A]= 1м,

  Колебание - это периодический процесс, и характеризуется периодом и частотой.

Вопрос к классу: Что называют периодом вращения? Что называют частотой?

Задание классу :

1.         По аналогии с периодом и частотой вращения дайте определение периоду и частоты колебаний.

2.         Записать формулы определения Т, ν и связь между ними.

Период (Т) - время одного полного колебания

                                  [T] = 1с    Т = t/ N

 Частота (ν)  - количество колебаний за единицу времени

                                 [ν] = 1Гц                    ν =N/t              T = 1/ ν

Ученики заполняют блок 2.

Все колебания можно разделить на свободных и вынужденных.

Демонстрация 2. Колебание шарика на нити и поршня.

      Вопрос к классу: Чем отличаются эти колебания? Какое, с вашей точки зрения, является свободным? Вынужденным? Почему?

     (Шарик колеблется сам, без внешнего воздействия, эти колебания являются свободными; поршень колеблется в результате внешнего воздействия, его колебания является вынужденными).

     Задание классу: Выберите из предложенных вариантов определение свободных и вынужденных колебаний.

1.Колебания, которые происходят в колебательной системе за счет внутренних сил после выведения системы из положения равновесия.

2.Колебання, какие происходят в колебательной системе под действием периодических внешних сил.

Ученики заполняют блоки 3, 4.

Упражнение "Сортировки" (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополнит своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;

движение цветка под действием ветра; движение автомобильных  "дворников"; движение качели;

движение  "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.

Колебания могут затухнуть и быть незатухающим.

     Вопрос класса: что состоится спустя некоторое время с колебаниями шарика на нити? Почему?

     (Амплитуда колебаний будет уменьшаться и постепенно колебания прекратятся через наличие в системе трения).

     Учитель. Такие колебания называются затухающими. Следовательно, свободные колебания затухают.

    Вопрос классу: вынужденные колебания можно назвать затухающими? Почему?

     (Нет. Их амплитуда остается постоянной, пока действует сила. То есть они не затухают).

    Запись в блоке 2, 3. Свободные колебания затухают, вынужденные колебания являются незатухающими.

      Колебание можно записывать: прибор сейсмограф записывает колебания земной коры, которые передаются очень чувствительному самописцу. Кардиограф записывает колебание сердца, оставляя след на подвижной ленте бумаги.

Демонстрация 3. Графическая запись колебаний груза с фломастером в сквозном отверстии.

      Линия начерчена фломастером при колебании груза - это график колебаний. Линия называется синусоидой, с ней Вы будете знакомиться в старших классах.

       На графике, используя обозначение величин, можно показать смещение в любой момент времени, амплитуду колебаний, период и определить вид колебаний.

     Задание классу: При записи колебаний получены два графика. Определить, который из них отвечает свободным, а который вынужденным колебанием? Почему?

1)                                                                 2)

     (Свободные колебания затухают, им отвечает график (1). На нем амплитуда уменьшается, и колебания прекращаются. Вынужденные колебания являются незатухающими, то есть происходят с постоянной амплитудой, им отвечает график (2).)

Ученики заполняют блоки 3,4

6. Контроль и самопроверка знаний.

1. Вправа "Цветная феерия":

Заштриховать разными цветами элементы блок- схемы и показать учителю.

Красный - "все понятно";

Оранжевый - "почти все понятно"

Желтый - "50*50"

Зеленый - "кое-что понятно"

Синей - "ничего не понятно".

[Если преобладают красно-оранжевые тона, то можно переходить к следующему этапу.

Наличие сине-зеленых говорит учителю о необходимости повторить объяснение нужного блока].

2.Работа в группах.

    Класс разбивается на 5 групп (5-6 учеников в группе).

 Задание группам записанные на отдельных листах.

     За 5 минут ученики должны сложить 5 вопросов из темы урока, ответы на которые начинаются на заданную букву. Преимущество отдается вопросам на определение величин, их обозначения, единицы измерения, характеристики, примеры. Если вопросов на какую-то букву нет, то учитель задает супер-вопрос. Это может быть задание, разрешимое устно, вопрос на трактовку физического смысла величин.

7. Итог урока.

       Подведение итога проводится в форме игры "Алфавит". В игре участвуют 5 учеников: по одному представителю от каждой группы. При затруднении игрок может брать помощь группы, но, при условии, что ответ будет показан жестами.

    Например:

А- размах колебаний (амплитуда)

Б - колебание сердца, пульса (битье);

В - два вида колебаний (свободные и вынужденные);

Г - единица измерения частоты (герц);

Д - количество колебаний за 1 секунду, если период равняется 0,5 сек. (два);

Е* - количество колебаний за один период (одно);

Ж - десерт, который колеблется (желе);

Из - свободные колебания называются (затухающими);

И - колеблется в швейной машинке (игла);

К - периодически повторяемые движения (колебания);

Л - осуществляет колебание на ветке дерева (лист);

М - осуществляет колебание в часах (маятник);

Н - название буквы, которая помечает частоту (ню);

О - еще один периодический вид движения (вращение);

П - время одного полного колебания (период);

Р - амплитуда по существу (размах)

С - единица измерения периода (секунда);

Т - причина угасания колебаний (трение);

В - колеблется с ответом около доски (ученик);

Ф - помогал записывать колебание на уроке (фломастер);

Х- период, амплитуда, частота - одним словом (характеристики);

Ц - возникают в океане в результате колебаний земной коры (цунами);

Ч - количество колебаний за единицу времени (частота);

Ш* - частота колебаний 1 герц, что это значит (1 колебание за секунду);

Щ - предмет гигиены, который осуществляет колебание утром и вечером (зубная щетка);

8. Рефлексия.

Нарисовать смайлик настроению.   

9. Домашнее задание

 § 23,24

 СР - задачи 12, 13 стр. 6-7

ДР, ВР - задачи 34-36

Используемая литература:

  1. Физика. 9кл. Перышкин, Гутник_2014 -320с
  2. Физика. 9кл. Контрольные работы в новом формате_Годова И.В_2011 -96с
  3. Контрольные и самост. работы по физике. 9кл. К учебн. Перышкина, Гутник_Громцева О.И_2012 -160с
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Колебательное движение»


Тема урока: Колебательное движение.

Тип урока : усвоение новых знаний.

Цель урока :

образовательная:

  • познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями и характеристиками: амплитудой, периодом, частотой;

сформировать умение наблюдать и анализировать физические явления;

развивающая:

  • развивать логическое мышление;

  • стимулировать развитие умений аргументировать свой ответ;

воспитательная:

  • вооружить учеников рациональным методологическим подходом к познавательной деятельности.

Оборудование: шарик на нити; груз на пружине.

Наглядное пособие: блок-схема, заготовленная для каждого ученика


План урока

Этапы

Время

Приемы и методы

1. Организация начала урока

1 мин

Приветствие, пожелание хорошего настроения, позитивного общения, активной работы

2. Мотивация учебной деятельности

5 мин

"Визитная карточка", Обсуждение: Что вызывает у Вас заинтересованность в изучении предложенной темы?

3. Определение цели урока

2 мин


Что мы будем изучать на уроке? Обсуждение и формулировка цели урока вместе с учениками.

4. Усвоение новых знаний





5. Первичное закрепление знаний

20 мин.




Беседа, демонстрации, записи на доске, заполнение блок-схемы.



"Лишнее словосочетание".

"Свои примеры", "Сортировки". Работа в парах, взаимопроверка.

6. Контроль и самопроверка знаний

7-8 мин.

"Цветная феерия" (штриховка блок-схемы разными цветами).

Самостоятельная работа в малых группах (складывание вопросов к игре за темой урока)

7. Подбивание итогов урока

7-8 мин.

Игра "Алфавит"

8. Рефлексия

1 мин.

Рисование "смайлика" - настроения.

9. Информация о домашнем задании

1 мин.

Комментарий учителя; записи на доске и в дневниках (обязательная часть, творческое задание " Синквейн ")


Ход урока

  1. Организация начала урока

  2. Мотивация учебной деятельности

В Сибири относительно защиты диких пчел, которые строят свои ульи в дупле дерева, от медведя, лесники вешают на крепкой бечевке колоду. Ее размещают немного ниже дупла, именно на пути медведя. Медведь, влезая на дерево, отталкивает колоду в сторону.

Вопрос к классу 1. Что происходит дальше?

Действительно, колода возвращается и больно бьёт медведя. Это продолжается многократно, пока обессиленный медведь не падает с дерева.

Вопрос к классу 2. Как одним словом назвать движение, осуществляемое колодой?

Действительно. Это колебание. Оно и будет объектом нашего изучения на уроке.

1. Визитная карточка (оформляется на отдельном листе, зачитывается учеником или учителем).

· Колебания широко представлены как в живой, так и в неживой природе.

· Они проявляют себя и в масштабах атома, и в масштабах Вселенной.

· Колебания жизненно необходимы: благодаря им мы слышим, дышим, говорим.

· Они же могут стать причиной разрушений и катаклизмов;

· Знание о колебаниях необходимы специалистам при сооружении мостов и домов, судов и самолетов, радиотехнической и звуковой аппаратуры и так далее;

Вопрос к классу: Интересна ли вам предложенная тема, считаете ли вы ее важной, или вы отводите себе роль медведя?



  1. Формулировка цели урока

(Обсуждение и формулировка цели урока вместе с учениками)

Постановка учебной цели: в результате знакомства с физическим процессом колебаний, необходимо заполнить блок-схему, которая содержит основные виды колебаний, и их характеристики.

4. Этап усвоения новых знаний и первичное закрепление

Беседа

Колеблются деревья в лесу, пшеница в поле, струны музыкальных инструментов, мембрана телефона, ритмично сокращается наше сердце.

Упражнение

1. Приведите свои примеры колебаний.

2. Найдите в предложенном ряду лишнее словосочетание:

движение поплавка на поверхности воды; движение Луны вокруг Земли; движение качелей; движение пилы при распиловке дров.

(Предложенные словосочетания являются примерами колебаний, за исключением движения Луны - это вращательное движение).

Учитель. Шарик на нити, груз на пружине, колода на бечевке - это примеры колебательных систем. В начальный момент времени колебательная система находится в положении равновесия

Вопрос к классу. Как заставить шарик на нити осуществлять колебание? (отклонить шарик в сторону от положения равновесия).

Демонстрация 1. Колебание шарика на нити.

Вопрос к классу: Какая особенность у этого вида движения? Как двигается шарик? (Движения шарика периодически повторяются, шарик по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия)

Формулируем определение: Механические колебания - это периодически повторяемые движения, при которых тело по очереди смещается в разные стороны от положения равновесия. (учащиеся заполняют блок 1)

Во время колебаний тело периодически отклоняется от своего положения равновесия. Это отклонение называют смещением, которое можно измерить.

Вопрос к классу: В каких единицах может быть измеренно смещение?

[x]= 1 м,

Максимальное отклонение тела от положения равновесия называют амплитудой колебаний (А)

[A]= 1м,

Колебание - это периодический процесс, и характеризуется периодом и частотой.

Вопрос к классу: Что называют периодом вращения? Что называют частотой?

Задание классу :

1. По аналогии с периодом и частотой вращения дайте определение периоду и частоты колебаний.

2. Записать формулы определения Т, ν и связь между ними.

Период (Т) - время одного полного колебания

[T] = 1с Т = t/ N

Частота (ν) - количество колебаний за единицу времени

[ν] = 1Гц ν =N/t T = 1/ ν

Ученики заполняют блок 2.

Все колебания можно разделить на свободных и вынужденных.

Демонстрация 2. Колебание шарика на нити и поршня.

Вопрос к классу: Чем отличаются эти колебания? Какое, с вашей точки зрения, является свободным? Вынужденным? Почему?

(Шарик колеблется сам, без внешнего воздействия, эти колебания являются свободными; поршень колеблется в результате внешнего воздействия, его колебания является вынужденными).

Задание классу: Выберите из предложенных вариантов определение свободных и вынужденных колебаний.

1.Колебания, которые происходят в колебательной системе за счет внутренних сил после выведения системы из положения равновесия.

2.Колебання, какие происходят в колебательной системе под действием периодических внешних сил.

Ученики заполняют блоки 3, 4.

Упражнение "Сортировки" (работа в парах, взаимопроверка): Из приведенных примеров выберите примеры свободных и вынужденных колебаний, дополнит своими примерами (по одному примеру каждого вида) : движение иглы в швейной машинке;

движение цветка под действием ветра; движение автомобильных "дворников"; движение качели;

движение "куклы - Неваляшки"; движение пилы при распиловке дров.

Колебания могут затухнуть и быть незатухающим.

Вопрос класса: что состоится спустя некоторое время с колебаниями шарика на нити? Почему?

(Амплитуда колебаний будет уменьшаться и постепенно колебания прекратятся через наличие в системе трения).

Учитель. Такие колебания называются затухающими. Следовательно, свободные колебания затухают.

Вопрос классу: вынужденные колебания можно назвать затухающими? Почему?

(Нет. Их амплитуда остается постоянной, пока действует сила. То есть они не затухают).

Запись в блоке 2, 3. Свободные колебания затухают, вынужденные колебания являются незатухающими.

Колебание можно записывать: прибор сейсмограф записывает колебания земной коры, которые передаются очень чувствительному самописцу. Кардиограф записывает колебание сердца, оставляя след на подвижной ленте бумаги.



Демонстрация 3. Графическая запись колебаний груза с фломастером в сквозном отверстии.

Линия начерчена фломастером при колебании груза - это график колебаний. Линия называется синусоидой, с ней Вы будете знакомиться в старших классах.

На графике, используя обозначение величин, можно показать смещение в любой момент времени, амплитуду колебаний, период и определить вид колебаний.

Задание классу: При записи колебаний получены два графика. Определить, который из них отвечает свободным, а который вынужденным колебанием? Почему?

1) 2)







(Свободные колебания затухают, им отвечает график (1). На нем амплитуда уменьшается, и колебания прекращаются. Вынужденные колебания являются незатухающими, то есть происходят с постоянной амплитудой, им отвечает график (2).)

Ученики заполняют блоки 3,4



6. Контроль и самопроверка знаний.

1. Вправа "Цветная феерия":

Заштриховать разными цветами элементы блок- схемы и показать учителю.

Красный - "все понятно";

Оранжевый - "почти все понятно"

Желтый - "50*50"

Зеленый - "кое-что понятно"

Синей - "ничего не понятно".

[Если преобладают красно-оранжевые тона, то можно переходить к следующему этапу.

Наличие сине-зеленых говорит учителю о необходимости повторить объяснение нужного блока].

2.Работа в группах.

Класс разбивается на 5 групп (5-6 учеников в группе).

Задание группам записанные на отдельных листах.

За 5 минут ученики должны сложить 5 вопросов из темы урока, ответы на которые начинаются на заданную букву. Преимущество отдается вопросам на определение величин, их обозначения, единицы измерения, характеристики, примеры. Если вопросов на какую-то букву нет, то учитель задает супер-вопрос. Это может быть задание, разрешимое устно, вопрос на трактовку физического смысла величин.



7. Итог урока.

Подведение итога проводится в форме игры "Алфавит". В игре участвуют 5 учеников: по одному представителю от каждой группы. При затруднении игрок может брать помощь группы, но, при условии, что ответ будет показан жестами.

Например:

А- размах колебаний (амплитуда)

Б - колебание сердца, пульса (битье);

В - два вида колебаний (свободные и вынужденные);

Г - единица измерения частоты (герц);

Д - количество колебаний за 1 секунду, если период равняется 0,5 сек. (два);

Е* - количество колебаний за один период (одно);

Ж - десерт, который колеблется (желе);

Из - свободные колебания называются (затухающими);

И - колеблется в швейной машинке (игла);

К - периодически повторяемые движения (колебания);

Л - осуществляет колебание на ветке дерева (лист);

М - осуществляет колебание в часах (маятник);

Н - название буквы, которая помечает частоту (ню);

О - еще один периодический вид движения (вращение);

П - время одного полного колебания (период);

Р - амплитуда по существу (размах)

С - единица измерения периода (секунда);

Т - причина угасания колебаний (трение);

В - колеблется с ответом около доски (ученик);

Ф - помогал записывать колебание на уроке (фломастер);

Х- период, амплитуда, частота - одним словом (характеристики);

Ц - возникают в океане в результате колебаний земной коры (цунами);

Ч - количество колебаний за единицу времени (частота);

Ш* - частота колебаний 1 герц, что это значит (1 колебание за секунду);

Щ - предмет гигиены, который осуществляет колебание утром и вечером (зубная щетка);



8. Рефлексия.

Нарисовать смайлик настроению.





9. Домашнее задание

§ 23,24

СР - задачи 12, 13 стр. 6-7

ДР, ВР - задачи 34-36





Используемая литература:



  1. Физика. 9кл. Перышкин, Гутник_2014 -320с

  2. Физика. 9кл. Контрольные работы в новом формате_Годова И.В_2011 -96с

  3. Контрольные и самост. работы по физике. 9кл. К учебн. Перышкина, Гутник_Громцева О.И_2012 -160с








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Колебательное движение

Автор: Трусов Александр Анатольевич

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Конспект урока и презентация для урока по теме "Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник." "
    ["seo_title"] => string(141) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-dlia-uroka-po-tiemie-koliebatiel-noie-dvizhieniie-svobodnyie-koliebaniia-koliebatiel-nyie-sistiemy-maiatnik"
    ["file_id"] => string(6) "144426"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418725309"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Колебательное движение. Основные  величины,  характеризующие   колебательное движение. (9 класс) "
    ["seo_title"] => string(109) "koliebatiel-noie-dvizhieniie-osnovnyie-vielichiny-kharaktierizuiushchiie-koliebatiel-noie-dvizhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "208678"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430878461"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Величины, характеризующие колебательное движение амплитуда, период, частота. "
    ["seo_title"] => string(89) "vielichiny-kharaktierizuiushchiie-koliebatiel-noie-dvizhieniie-amplituda-pieriod-chastota"
    ["file_id"] => string(6) "112349"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408539516"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Разработка урока «Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_kolebatelnoe_dvizhenie_svobodnye_kolebaniia_kolebatelnye_sistem"
    ["file_id"] => string(6) "602072"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1647099260"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Урок физики. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_fiziki_kolebatelnoe_dvizhenie_svobodnye_kolebaniia_kolebatelnye_sistemy_mai"
    ["file_id"] => string(6) "618266"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1669272195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства