Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
Цель урока: развивать умение правильно писать безударные падежные окончания окончания имен существительных. Урок включает в себя индивидуальную, групповую и парную работу.Способствует развитию предметных и метапредметных УУД, таких как поиск и выделение необходимой информации, обработка её , применение правил, контроль и оценка своей деятельности, сличение способа действия с эталоном и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе »
Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
Цель: Развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах
Задачи: 1. Способствовать формированию умения определять безударные окончания по падежу и склонению существительных.
2. Развивать речь детей, умение общаться;
3. Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
знатьокончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
уметьправильно писать окончания имён существительных в данных падежах.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
применять правило;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
поиск и выделение необходимой информации;
обработка информации;
передача информации (устный и письменный способы)
Регулятивные
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
строить монологическое высказывание
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника;
экологическая культура
Наглядность: мультимедийный проектор, ноутбук, демонстрационная доска, презентация, карточки с заданиями для групповой и парной работы, квадраты красного, зелёного, желтого цвета.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Ход урока:
Организация класса.
(звучит музыка песни «От улыбки»)
-Ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.
Сначала сядут те дети, имена которых относятся к 1 склонению.
А затем те дети, имена которых относятся ко 2 склонению.
Введение в тему.
а) Формулирование темы и задач урока.
- В каких случаях на прошлом уроке у нас с вами возникали трудности при написании существительных 1, 2, 3 склонения?
- При написании окончаний имен существительных .
- Над какой же темой мы будем сегодня работать?
- Правописание имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
- В конце урока мы должны ответить на контрольный вопрос: какие окончания имеют существительные 1, 2, 3 склонений в Р.,Д.,П. падежах.
- Какую же задачу мы поставим перед собой, чтобы ответить на контрольный вопрос?
_Учиться определять окончания имен существительных.
Минутка чистописания.
а) Орфографическая минутка.
-Прочитайте слова.
Сер.це, звёз.ный, ур.жай, л.са, с.бака, н.зина.
-Сегодня мы будем писать те буквы, которые помогут разделить слова на группы. Какие это буквы? (д, о, и)
- Какие орфограммы встретились в словах?
(непроизносимые согласные в корне, проверяемые безударные гласные, непроверяемые безударные гласные)
- Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
- С проверяемыми безударными гласными?
- С непроверяемыми безударными гласными?
б) Запись в тетради (число, классная работа, тема урока, соединения дои ддооии)
4. Словарная работа
Вставьте пропущенные буквы в словах .Слово берёзка разберите по составу.
– Какой смысловой вопрос встречается в каждом из этих падежей? (Вопрос где?)
Можно ли по этому вопросу различать падежи? Почему? Что нужно делать, чтобы не допустить ошибку? (Приходится добавлять падежный вопрос: в чём? – в п. п., по чему? – в д. п.).
Какой смысловой вопрос встречается только в одном из этих падежей? (Вопрос откуда? – в р. п.)
Вывод прочитаем в учебнике на странице 100.
Как ещё можно различать падежи? (По предлогам.)
Какой падеж мы всегда можем определить по предлогам? Почему? (Предложный падеж без предлогов не употребляется.)
Физминутка
Выполняются движения под ритмичную музыку
7. Работа в группах
Повторение правил работы в группе
Умей выслушать своего товарища.
Высказывай своё мнение тихо
Помоги тому, кому трудно
Высказать своё мнение должен каждый
- Сейчас мы попробуем превратиться в ученых. 1 группа будут учёные- теоретики, 2 группа- ученые- практики.
Задание учёным- теоретикам. В конверте разрезанные слова с предлогами разных падежей. Вставить в таблицу нужные слова по типам склонений в Р., Д.,П. падежах.
Без земли, по ржи, по степи, к лисе, о ржи, о земле, о лисе, на коне, к земле.
1 скл
2скл
3скл
Р.п
Д.п.
П.п
Задания ученым –практикам. Вставить пропущенные буквы в окончаниях слов Найти значение слова рояль в толковом словаре.
В холод., в жизн., из деревн., по букв., из шерст., в фонтан.
Проверка.( Группы слушают ответы соседей. Высказывают своё мнение.)
- Для чего мы искали значение слова рояль? (встретится в задании)
Итак, давайте сделаем вывод. Когда в окончаниях пишется -и, а когда -е.
( по ходу ответов детей заполняется таблица)
1 скл
2скл
3скл
Р.п
и
и
Д.п.
и
и
П.п
е
е
и
-Давайте восстановим алгоритм правописания окончаний изученных падежей разных склонений
1. Определи склонение
2. Определи падеж
3. Вспомни, какую гласную нужно писать в окончании
А ещё можно поставить ключевое слово вместо данного слова: 1 скл.- весна, земля, 2 скл.- окно, конь, 3 скл.- рожь, степь.
8. Работа в парах
Вставить пропущенные буквы в окончаниях.
В букет., для Вик., из ежевик., о ягод., в зоопарк., из варежк.. на ткан.. на роял., в воздух., без куртк., без точилк., в театр.. в балет., для начинк.. об актер.. о роял., на концерт., о кролев., из шерст., в коробк.. без причёск., в вышк.
Проверка.
Назовите те слова, в которых вставили окончание И
9. Запись предложения под диктовку. Характеристика предложения.
На слайде картинка снегиря.
-Кого видим на картинке?
Запишем предложение.
В аллее на ветке яблони сидел снегирь.
Какие же безударные окончания напишем в словах? Какие действия мы выполняем, чтобы правильно написать окончания? (повторение алгоритма)
Дайте характеристику этого предложения. (составление схемы предложения, предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое, ничем не осложнено)
- А какие птицы прилетают на нашу кормушку? (синицы, воробьи, дятел)
Я рада, что вы не оставляете зимой наших пернатых друзей.
10.Закрепление. Проверочная работа
Тест
Какое существительное отличается от других склонением?
А) лось
Б) лошадь
В) конь
Г) медведь
У какого сущетвительного окончание не такое, как у других?
А) к тетрадк.
Б) о сирен.
В) в альбом.
Г) на страниц.
3. В каком словосочетании указано существительное 1 склонения П.п.?
А) держать на ладон.
Б) жители деревн.
В) остановиться в город.
Г) гостить в деревн.
4. В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
А) на стол.
Б) на стен.
В) на слон.
Г) на дерев.
5. Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
А) Р.п.- кого?чего?
Б) П.п.- о ком? о чём?
В) Д.п.- кем? чем?
Г) В.п.- кого? что?
6. В предложном падеже окончание Е имеют имена существительные
А) 1 и 2 скл.
Б) только 1 скл.
В) только 2 скл.
Г) 1 и 3 скл.
Самопроверка
Номера ответов
б
б
г
г
в
а
Задания
1
2
3
4
5
6
Поставьте себе рядом отметку.
11. Итог
Что нового узнали на уроке?
Давайте ответим на контрольный вопрос: Какие окончания имеют существительные 1,2 и 3 склонения?
В ходе ответов появляются нужные окончания
1 скл
2скл
3скл
Р.п
и
и
Д.п.
и
и
П.п
е
е
и
-Где могут пригодиться нам наши знания в дальнейшей жизни? ( для грамотного написания писем, открыток)
- На любой работе тоже нужно быть грамотным.
Рефлексия
У вас на столе лежат по 3 квадрата 3-х цветов. Поднимите красный квадрат те, кто не усвоил материал, жёлтый- те, кто понял материал, зелёный- те, кто понял и может привести свои примеры.
12. Домашнее задание.
Выучить таблицу окончаний на с 116. С. 120, упр 136. Задание по выбору.
Укажи склонение и падеж существительных
Рассказывал о жизни, прошли по тропинке, около речки, написал на листочке, катались с горки, ждали на пристани, мечтал о подарке, вышел после болезни, подошли к роще, пятно на скатерти.
Вставь пропушенные окончания.
Сидел на ветк… дали птичк., вышел у калитк., вспоминаю о белк., сидел на берёз., иду по дорог., говорим о поездк., взять у подруг., подошёл к речк., вспоминаю о белк.
Выпиши из учебника литературного чтения словосочетания с именами существительными по изученной теме.