Просмотр содержимого документа
«Безличные глаголы.»
6 а класс Урок № 82
07/04/2017 Русский язык.
Тема: Безличные глаголы .
Цели:
Обучающие:Ознакомить учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов. Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения. Обучать конструированию предложений с безличными глаголами.
Развивающие:Формировать умение отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль. Развивать умение оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные:Развивать культуру речи учащихся, культуру ответа. Развивать творческое воображение учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок по технологии БиС
1.Организационный момент.
2.Целеполагание. Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему?(должны сами сформулировать её в ходе работы)
-Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других, находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.
3.Открытие нового знания
1) Давайте представим себе картину природы.
Смеркается. В бору темнеет. Пожар зари над ним краснеет. Во влажной почве лист сухой Без звука тонет под ногой. - Что объединяет данные предложения? - Какие предложения называются простыми? - Разделите эти предложения на 2 группы. - Назовите сказуемое в 1 и 2 предложениях. - Какое действие они обозначают? - Как называются такие глаголы?
· На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте.
(предложения с двумя главными членами, предложения с одним главным членом).
(Главный член предложения один, это сказуемое).
· А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?
(Его нет и не нужно).
· Есть ли здесь действующее лицо?
(Нет).
Смеркается. В бору темнеет.
· Какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них … (Безличные глаголы).
2) Запись темы урока.
3) Формулировка определения безличных глаголов.
4)Чтение определения в учебнике
Задание для сравнительного анализа.
- Если есть безличные глаголы, то есть и личные глаголы.
-Какие глаголы мы называем личными? С помощью чего можно определить лицо глагола?.
Свежая листва пахнет приятно. В воздухе пахнет весной.
Ель темнеет вдали. В лесу темнеет.
Я дышу свежим воздухом. Мне дышится легко.
-В чем смысловая разница предложений?
Сделаем вывод по первой части:
У безличных глаголов нет лица как категории.
-Давай определим значение слова безличный?
-Заглянем в толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова С. И.
Безличный – в грамматике: не допускающий употребления подлежащего.
- Найдите синоним к слову «лицо» высокого стиля.
(Синоним к слову лицо-лик.)
-А есть прилагательное безликий? Что обозначает слово безликий?
-В чем разница между словами? А можно назвать глаголы безликими?
-Тогда почему глаголы названы безличными, а не безликими?
-Раз их нельзя назвать безликими, значит, они несут в себе какую-то смысловую нагрузку, так как в русском языке нет ничего случайного.
1 цикл «Проба» по схеме ОСУД .Записывается время обьяснения В1,обязательно нужен диалог с классом..Даются три задания НПС-ППС-ВПС,окончание работы 5+30.
Выполнение заданий.Учащиеся делают синхронно один хлопок,записывают слово «Проба» и приступают к выполнению задания..Преподаватель двигается по классу и анализирует степень усвоения материала после первого обьяснения.По окончании работы учащиеся обмениваются тетрадями,звучит команда «Ручка в руках-это ошибка»,выносятся ответы надоску.Если класс выполнил норму,смотрим технологическую карту.
Проводится опрос:
1.Внимание-невнимательные дети—отражает уровень организации класса.
2.Скорость-замедленные учащиеся отражают уровень навыков и умений.
3.Практика-происходит поиск ошибок.
2цикл «Закрепление» по схеме ОСУД .Время обьяснения В2 записывается на доске.Преподаватель опрашивает класс и начинает новое обьяснение с того этапа на схеме ОСУД на котором,по его мнению,большее количество учащихся допустили ошибку и раскрывает те темы,которые дети не усвоили ранее,время обьяснения в 2 раза меньше чем на первом этапе.Даются 3 задания,окончание работы 5+30
Выполнение заданий.Учащиеся записывают слово «Закрепление»,делают синхронно 2 хлопка и приступают к работе.Преподаватель двигается по классу,анализирует степень усвоения учебного материала после первого обьяснения.По окончании работы учащиеся обмениваются тетрадями,звучит команда «Ручка в руках-это ошибка»,выносятся ответы надоску.Опять вносятся данные,проводится полный анализ и опрос детей.
1.Внимание.
2.Скорость.
3.Практика.
Если класс выполнил норму,смотрим технологическую карту.
3 цикл «Память» Преподаватель опрашивает класс и начинает новое обьяснение с того этапа на котором,по его мнению,большее количество учащихся допустили ошибку. Время обьяснения В3 записывается на доске,
время обьяснения в 2 раза меньше чем на втором этапе.
Выполнение заданий.Учащиеся записывают слово «Память»,делают синхронно 3 хлопка и приступают к работе.Преподаватель двигается по классу,анализирует степень усвоения учебного материала после первого обьяснения.По окончании работы учащиеся обмениваются тетрадями,звучит команда «Ручка в руках-это ошибка»,выносятся ответы надоску.Опять вносятся данные,проводится полный анализ и опрос детей.
1.Внимание.
2.Скорость.
3.Практика.
5. Рефлексия.
Творческое задание. А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги изобразите безличный глагол так, как вы его представляете,
6. Итог урока.
- Мне хочется закончить урок стихотворением о безличных глаголах.
Есть ли лицо у глагола безличного,
Если морозит и щеки, и уши?
Есть ли лицо у глагола безличного,
Если не верится, если не можется?
Если лицо у глагола безличного,
Если всем весело? Если хохочется?
Есть ли лицо у глагола безличного?
Пусть оно будет, если так хочется.
-Итак, вывод сегодняшнего урока: если глагол безличный, он не имеет лица как категории, но имеет свои значения. И безличный глагол не безликий, так как основное назначение данных глагол связано с их смысловым значением. Такой глагол в тексте может служит зачином текста.
7.Домашнее задание.
Написать сочинение - миниатюру, начав его с безличного глагола …
Например: « Светало» или « С вечера стало морозить ещё сильнее»
Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит. Мы выходим из дома. Нам легко дышится. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. Пахнет хвоей. Стоит тишина.
Сделаем вывод, что глагол безличный имеет свои значения.
• Явления природы.
• Физическое и душевное состояние человека.
• Действие сверхъестественной силы, не зависящей от воли человека.
• Неосознанное, неясное желание человека.
Ты бродил. И так хотелось, Не спалось и не сиделось, Чтоб меня ты вспомнил вдруг. Ни на что мне не гляделось, Не пилось мне и не елось. Лишь на твой заречный луг. (М. Исаковский)
Личные глаголы
Безличные глаголы
Ветер дует в окно.
Гроза зажгла дерево
Дождь льёт как из ведра.
Липы сладко пахнут.
Ветер сломал осину.
(В окно сильно дует. Грозой зажгло дерево. На улице льёт как из ведра. Весной сладко пахнет липами. Ветром сломало осину. )
1. Безличные глаголы – это глаголы, не изменяющиеся по лицам.
2. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.
3. Личный глагол может стать безличным.
4. Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения.
5. Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.
1. Безличные глаголы обозначают действие без действующего лица.
2. По значению безличные глаголы делятся на 4 группы :
а) состояние природы;
б) состояние человека;
в) различные модальные значения;
г) мера наличия чего-нибудь.
3. Безличные глаголы изменяются по временам.
4. Безличные глаголы имеют только форму 3-его лица единственного числа настоящего времени, форму среднего рода единственного числа прошедшего времени., имеют форму условного наклонения.
5. Безличные глаголы имеют постоянные категории: вид, спряжение, возвратность.
6. Безличные глаголы могут быть образованы от личных с помощью суффиксов – ся, -сь.
7. В безличном значении могут быть использованы личные глаголы.
8. В предложении безличные глаголы выступают в роли сказуемого, при них нет подлежащего, следовательно, они употребляются в односоставных безличных предложениях.
2)Личные и безличные глаголы различаются отношением к категории лица, грамматической сочетаемостью и ролью в предложении.Личные глаголы составляют большую часть русских глаголов. Эти глаголы способны изменяться по лицам: читать (читаю, читаешь, читает), говорить (говорю, говоришь, говорит), толкнуть (толкну, толкнешь, толкнет) и т. п. Они имеют полный набор возможных для русского глагола спрягаемых и неспрягаемых грамматических форм.
В двусоставном предложении личные глаголы выполняют роль простого глагольного сказуемого и сочетаются с именительным падежом подлежащего (Учитель читает книгу).Безличные глаголы (смеркается, нездоровится, недостает) — это глаголы, которые не сочетаются с подлежащим и используются в качестве главного члена односоставных безличных предложений: Детям надлежит учиться; В январе резко похолодало.