Прежде чем сесть на места, давайте станет в круг и пожелаем друг другу что-то хорошее на сегодняшний урок. Желаем по очереди. Я начинаю. …. Я желаю тебе успехов, показать хорошие знания на уроке и прекрасного настроения.(2 мин)
Операционно-деятельный этап
Хорошо, молодцы! А сейчас мы повторим изученные орфограммы. Ой! Посмотрите, как же мы будем работать со словами, если на них кляксы? Ага, вот посмотрите, здесь записка (учитель читает записку «Чтобы избавиться от клякс, нужно ответить на вопросы». Итак , ребята, помогите мне избавиться от клякс).
1. Опрос (вопросы на кляксах)
1. Что такое глагол?
2. Что такое местоимение?
3. Перечислите все разряды местоимений?
4. Чем отличается склонение порядковых числительных от количественных?
Сегодня на уроке мы познакомимся с безличными глаголами, научимся находить их в предложении и уметь ответить на вопрос: чем безличные глаголы отличаются от личных?
Лингвистическая задача.
– Прослушайте диалог и скажите, какие глаголы называются безличными.
Заболела бабушка.
– Что-то целый день меня знобит, – пожаловалась она.
– Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.
– Никто, просто знобит.
– А разве так может быть?
– В жизни не бывает, – отвечала бабушка, – а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.
Объяснение учителя.
Безличные глаголы – это такие глаголы, действие которых совершается без какого-нибудь лица. В предложении, там где есть безличные глаголы, нет и не может быть подлежащего. Такие предложения являются односоставными
Лес темнел - вдали темнело. ( 6мин.)
Работа у доски. Найдите в предложениях безличные глаголы. Подчеркните их. (цель – уметь находить безличные глаголы в предложениях)
Света..т. Яркое солнце поднимает?ся из-за гор. К утру посв..жело. Где(то) д..л..ко прогр..мело эхо. (Ни) где (не) дыш..тся вольней родных лугов, родных полей. (Не) с..дит?ся в хат.. тесной, (не) л..жит?ся на печи. (вывод. Безличные глаголы употребляются только в односоставных предложениях) (7 мин.)
7. Игра «Фокусник». (3 мин)
– Превратите личные глаголы в безличные.
Безличные глаголы
Ветер дует в окно.
В окно сильно дует.
Гроза зажгла дерево.
Зажгло грозою дерево
Липы сладко пахнут.
Пахнет сладко липами
Ветер сломал осину.
Сломало ветром осину
Проверка
8. Физкультминутка (видео на ноутбуке) (3 мин)
9.Лингвистическая задача.(2 мин)( у вас у каждого по три стикера с глаголами. Ваша задача, вынести на доску тот глагол, который является безличным)
вечереть
расти
морозит
лечь
приходить
убедить
победить
смеркаться
целовать
Проверка
10.Работа с сигнальными карточками (2 мин)(у каждого из вас есть сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Если утверждение, которое я буду читать верное - поднимаете зелёную карточку, если неверное - красную)
Учитель читает тезисы. Если тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.
Тезисы:
1. Безличные глаголы – это глаголы, не изменяющиеся по лицам.(да)
2. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.(нет)
3. Личный глагол может стать безличным. (да)
4. Безличные глаголы бывают не только в односоставных предложениях, но и в двусоставных. (нет)
11. Работа в группе (5 мин)
Творческое задание
Составьте кластер «Безличные глаголы»
4.Контроль (4 мин)
Тест
1.Безличные глаголы обозначают…
А)действие, которое происходит при определенных условиях
Б) действие, которое совершается без действующего лица
В) действие, которое происходит однократно
2. В предложениях безличные глаголы обычно бывают сказуемыми, при которых….
А)нет и не может быть подлежащего; Б) всегда стоит подлежащее
3. Какого значения нет у безличных глаголов?
А)Явления природы.
Б)Физическое и душевное состояние человека.
В)Совет, требование, просьба.
4. Определите, в каком предложении употреблен безличный глагол.
А)Нигде не слышалось никакого звука.
Б)Нигде никакие звуки не слышались.
Проверка по ключу: 1.Б; 2.А; 3.В; 4.А
5. Домашнее задание: 282 упр886+ выучить правило (2 мин)