Русский язык 2 класс
Тема: Белый Дастархан
Цель:
А) образовательные – закрепление знаний детей о своей стране, вызвать желание больше узнать об обычаях и традициях казахского народа. Научить детей подбирать слова на русском языке.
Б) развивающие – развитие слухового и зрительного внимания, целостного восприятия, развитие памяти. Обогащение словарного общения и закрепление правильного произношения.
В) воспитательные – воспитание чувства патриотизма, уважение к культуре и традициям разных народов.
Задачи:
– раскрывать значимость гостеприимства;
– развивать способность понимать и уважать традиции народов;
– воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, к обычаям и традициям народов, проживающих в Казахстане.
Круг радости (звучит кюй Курмангазы «Сарыарка»)
– Ребята, давайте поприветствуем друг друга по-казахски. Можно обменяться при этом крепким рукопожатием обеих рук. Приветствующий говорит: «Ассалаумагалейкум», что в переводе означает: «Мир вашему дому». Ему отвечают: «Уа-галейкум-ассалам» - «Мир и вашему дому».
Рассказ учителя
Изложение содержания казахской притчи «?она? асы».
Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.
Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:
– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
– Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?
· Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся).
Продолжение притчи.
Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил акын: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…
– Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но казахский народ сохранил традиции гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня или ночи в жилище казахов, каждого ждут почет и уважение, теплый прием и щедрое хлебосольство – «?она? асы»
· Что означает слово «?она? асы»?
· Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).
Беседа
· Кто и когда приходит к вам в гости?
· Как встречают гостей в вашем доме?
· Как вы понимаете слово «гостеприимство»?
· Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным? (Ответы учащихся).
Учащиеся вместе со мной формулируют определение гостеприимства. Даю толкования лексического значения слова «гостеприимства», что оно состоит из двух частей – «гость» и «приём».
Обобщаю ответы учащихся, обращая внимание на то, что у многих народов всегда с радостью и почтением, с уважением и дружелюбием принимают гостей, при этом обязательно накрывают стол, подают вкусное угощение, развлекая гостей беседой, играми и песнями.
Цитата урока
– Обратите внимание на слова казахского писателя Шакарима Кудайбердыулы: «Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте». На казахском языке это звучит так – «Сыйласа?, сыйлы боларсы?». Проявляем мы дружелюбие, почтительность и гостеприимство, и люди относятся к нам с уважением.
Ролевая игра «Гостеприимство»
Предлагаю разделиться на две группы и разыгрываю сценки приема гостей. Одна группа показывает, как встречают взрослых родных и близких, вторая группа – как друзья отправляются в гости к сверстникам.
Словарная работа:
1. Дастархан – накрытый стол.
2. Конакасы – угощение гостям.
3. Традиции – д?ст?р
4. Обычай -салт
Минутка тишины
(Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка.)
– Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы пришли в гости к близким людям, которые устроили для вас замечательный праздник, вы весело общаетесь. Ощутите любовь, внимание и теплоту, которую они дарят вам. А теперь открываем глаза…
· Кто хочет рассказать, что он представил и почувствовал?
· С чего начинается подготовка к приему гостей? (Накрывают праздничный стол).
- Такой праздничный стол мы называем «дастархан».
· Какие блюда готовят к приему гостей?
Творческая деятельность «Дастархан» (коллаж, материал готовит учитель)
Каждая группа получает краски, фломастеры, листы ватмана, а также рисунки, иллюстрации из старых журналов, открытки с изображением различных блюд и составляет коллаж на тему: «Дастархан».
Учащиеся показывают свои работы и рассказывают о них.
Слово учителя:
Обобщение
– Гостеприимство и дружелюбие стали национальной чертой и важной традицией казахского народа. Из поколения в поколение передается традиция завершения праздничного дастархана. Это очень важный момент. Его особый смысл заключается в напутствии и благословении очага и дастархана гостеприимного дома – «бата». Благословение-бата дает самый старший по возрасту и уважаемый гость. Выражая благодарность хозяевам, гость может сказать: «Пусть благословен будет ваш дастархан! Здоровья, счастья и мира вашему дому!»
Давайте и мы завершим наш урок добрыми пожеланиями друг другу.
Круг «От сердца к сердцу»
Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка.
Учащиеся становятся в круг и произносят добрые пожелания друг другу.
Домашнее задание.
– Напишите мини- рассказ на тему: «В гостях у друга (у подруги)» .