kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Безличные глаголы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Предназначен для учителей, работающих по УМК В. В. Бабайцевой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Безличные глаголы»

КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1»

Алтайский край

Г. Барнаул













Урок русского языка в 6–м классе

Безличные глаголы













Дурницкая Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

















2022

Цели:

Обучающие:

Ознакомление учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.

Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения.

Обучение конструированию предложений с безличными глаголами.

Развивающие:

Формирование умения отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.

Развитие умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы, определять закономерности.

Воспитательные:

Развитие культуры речи учащихся, культуры ответа.

Развитие творческого воображения учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебники, тетради, мультимедийный проектор, чистые листы бумаги на каждого ученика



Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель читает стихотворение, предварительно дает задание:

Прослушайте стихотворение–загадку. О чем идет речь? Что это?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет.

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растет.

(Учащиеся предполагают, что это глагол)



Учитель – Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним что это.

(Учащиеся называют признаки глагола, приводят примеры)

2. Объяснение нового материала.

Учитель – Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему? (Учащиеся отвечают, что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы).

Учитель – Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других, находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.

Итак, выполняем первое задание.



На доске записаны предложения. Распределите их в две группы. Принцип распределения выбираете самостоятельно. СЛАЙД 1



1.Выпал снег.2 Подморозило.3 Мне не спится. 4 В зимнюю пору смеркается рано. 5 Мой друг тоже не спит.

Учитель – На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте.

(В ходе обсуждения выделяются две группы:

предложения с обоими главными членами

предложения с одним главным членом).



Учитель – Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. СЛАЙД 2 (Остальные предложения стираются с доски)

Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили?

(Главный член предложения один, это сказуемое).

Учитель – А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?

(Его нет и не нужно).

Учитель: – Есть ли здесь действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них … . (Безличные глаголы).

Учитель: – Правильно, это безличные глаголы. Итак, записываем тему урока в тетрадь, там, где оставлено место. СЛАЙД 3 Давайте еще раз дадим определение безличных глаголов.



Учитель – А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги (небольшие квадраты) изобразите безличный глагол так, как вы его представляете, а потом мы выберем самый удачный вариант. (Как правило, большинство учащихся рисует овал лица человека без глаз, рта и т.д., но могут быть и другие варианты).

Учитель – Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам еще потребуются. А сейчас еще одно задание: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на доске). Игра “Кто зоркий?”. СЛАЙД 4 Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. Для этого используем наши рисунки. Прикрепите свой рисунок рядом с предложением, где прячутся безличные глаголы (первым к доске выходит тот, кто быстрее всех поднял руку). В это время те, кто остался на своих местах, подчеркивают грамматическую основу предложения. Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.

Пахло милым тлением осени. СЛАЙД 4 (по щелчку)

Подморозило, и воздух стал свежим.

Веет с поля ночная прохлада.

В одну минуту дорогу занесло.

Учитель – Найдите в одном из предложений спрятавшуюся пунктограмму, составьте схему предложения. СЛАЙД 5 (Учащиеся работают с предложением Подморозило, и воздух стал свежим). Обосновывают постановку запятой в сложном предложении, где первое предложение – односоставное).

Учитель – Обратите внимание, чем выражены сказуемые во всех отмеченных нами предложениях (безличными глаголами в форме прошедшего времени). Какую закономерность заметили? (Если затруднятся с ответом, дать задание определить род и число безличных глаголов в этих предложениях).

Итак, СЛАЙД 6 продолжите предложение В прошедшем времени безличные глаголы употребляются … (только в форме среднего рода единственного числа). ПО ЩЕЛЧКУ

Учитель : – Запишите самостоятельно по два предложения с безличными глаголами в форме прошедшего времени. Теперь работаем с учебником (упр. 166, 167).

3. Заключительный этап урока (обобщение материала). СЛАЙД 7

Работа по группам.

Более сильные учащиеся составляют вопросы и задания по изученной теме самостоятельно, группа более слабых учащихся работает с материалом учебника (теория). Затем учащиеся 1 группы задают вопросы учащимся второй группы.

4. Домашнее задание по выбору: СЛАЙД 8

Написать сочинение–миниатюру на одну из тем: 1) “Идет волшебница–зима” 2) “День чудесный”. Упражнение 169 (письменно).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Безличные глаголы

Автор: Дурницкая Наталья Владимировна

Дата: 15.12.2022

Номер свидетельства: 620407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на  тему "Безличные глаголы" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biezlichnyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "198427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428405865"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "конспект урока "Безличные  глаголы""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokabiezlichnyieghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "267127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450294105"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Современный урок русского языка "Безличные глаголы" "
    ["seo_title"] => string(58) "sovriemiennyi-urok-russkogho-iazyka-biezlichnyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "123144"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414423126"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Планирование урока по русскому языку "Безличные глаголы""
    ["seo_title"] => string(55) "planirovaniieurokaporusskomuiazykubiezlichnyieghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "315719"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459944851"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Урок по теме "Безличные глаголы" "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-po-tiemie-biezlichnyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "136942"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417224289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства