Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения»
Открытый урок русского языка 9 класс
Тема «Бессоюзное сложное предложение»
Цель: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении и знаками препинания в нём.
Задачи: 1. Выработать умение использовать основной прием определения бессоюзных сложных предложений – сравнение их с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
2. Сформировать специальные умения и навыки учащихся.
3. Воспитать у учащихся познавательный интерес к теме урока.
Ход урока
1.Организационный момент. Сообщение темы и постановка цели и задач урока.
2. Психологический настрой:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро вам – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, отзывчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Давайте, ребята, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь от улыбки станет всем светлей. Я надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем на уроке.
3. Актуализация прежних знаний. Какие сложные предложения вы изучили?
Давайте сейчас проверим, умеем ли мы определять ССП и СПП. Запишем число в тетради, оставим строчку для темы. Вы должны по вариантам записать номера предложений (1 в. - ССП, 2 в. – СПП)
1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. (СПП)
2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. (ССП)
3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце. (СПП)
4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками. (СПП)
5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный. (СПП)
6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7. Я сразу понял, что это дело мне по силам. (СПП)
8. Лодка причалила к берегу, и мы ощутили под ногами твердую землю. (ССП)
9. Где тонко, там и рвется. (СПП)
10. Дождь продолжал хлестать, и я продрог до костей. (ССП) Все ли предложения вы выписали? Нет. Почему? Какое это предложение, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)
Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.
Б
Е
С
С
О
Ю
З
Н
О
Е
Приставка в слове беспокойный (бес-)
Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).
Суффикс как в слове сонный (-Н-)
Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа
Учитель: в результате у нас получилось слово? - Ответы учащихся.
Учитель: сформулируйте тему урока. - Ответы учащихся.
Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»
Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».
Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.
1)Познакомиться с …
2)Учиться … Учащиеся формулируют цели урока.
Приём «Знаю – не знаю»
Соединить стрелками соответствие
Сложносочинённое предложение
Вы должны были, братья, устоять, как стена.
Простое предложение
Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи.
Бессоюзное сложное предложение
Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..
Предложение с однородными членами
Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.
Сложноподчиненное предложение
Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.
Предложение с обращением
Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.
4. Изучение новой темы. Что вы знаете о БСП?
Основные признаки бессоюзных сложных предложений
1) Простые предложения в составе сложных соединяются без помощи союзов и союзных слов.
2) По значению они близки к союзным сложным предложениям.
3) Имеют характерную интонацию.
4) Простые предложения в их составе разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.
Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях
(приложение 1)
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.
В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:
1. Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).
Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.
2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:
а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно):
Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.
б) вторая часть дополняет смысл первой (= что):
Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.
в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что):
Я удивился: в двери торчала записка.
Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).
3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая — резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:
а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:
Тише едешь — дальше будешь.
Прихожу к колодцу — никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).
В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть — аналогом главной части.
б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:
Не успел я моргнуть — мяч уже в воротах.
в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:
Молвит слово — соловей поет.
г) вторая часть содержит противопоставление:
Семь раз примерь — один раз отрежь. Примеры предложений с различной интонационной связью: 1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.) 2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Противопоставление.) 3.Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.) 4. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
5. Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
6. Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.) Учитель: Что в тексте показалось вам понятным? Что оказалось новым, совсем непонятным? Что требует дополнительных разъяснений?
5. Закрепление
Выполнение заданий. Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.
3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.
4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.
5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.
6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.
7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.
8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.
2) Запишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните. На родине Ломоносова недавно сооружен памятник. Ломоносов изображен энергичным человеком, полным сил и напряженной воли; высокий лоб его незаметно переходит в пышный парик; руки, не знавшие покоя при жизни, опущены на колени. (Осетров.) Река долго не замерзала; от ее зеленой воды поднимался пар. (К. Паустовский.) Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед; по всем улицам пела капель звонкую песню весны. (К. Паустовский.) перечисление, равноправие
3) Работа с учебником. Упр.
4. Задание: Определить БСП (Встать):
1. Пока живешь, творить добро спеши.
2. Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.
3. Не рой другому яму – сам споткнешься.
4. Добро не купишь.
5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают.
6. Плод, полученный терпением, сахару подобен.
7. И у моря есть дно, и у терпения есть предел.
8. На дне терпения оседает золото.
9. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
6. Рефлексия
Чему научились сегодня на уроке?
Какое задание было самым интересным для вас? Почему?
Какое задание показалось трудным и почему?
7. Итог урока:
Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?