kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бессоюзные сложные предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 9 классе на тему "Бессоюзное сложное предложение"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения»

Открытый урок русского языка 9 класс


Тема «Бессоюзное сложное предложение»


Цель: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении и знаками препинания в нём.


Задачи: 1. Выработать умение использовать основной прием определения бессоюзных сложных предложений – сравнение их с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.


2. Сформировать специальные умения и навыки учащихся.


3. Воспитать у учащихся познавательный интерес к теме урока.


Ход урока


1.Организационный момент. Сообщение темы и постановка цели и задач урока.


2. Психологический настрой:


Придумано кем-то просто и мудро,


При встрече здороваться: Доброе утро!


Доброе утро! Солнцу и птицам!


Доброе утро вам – улыбчивым лицам!


И каждый становится добрым, отзывчивым,


И доброе утро длится до вечера.


Давайте, ребята, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Ведь от улыбки станет всем светлей. Я надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем на уроке.


3. Актуализация прежних знаний. Какие сложные предложения вы изучили?


Давайте сейчас проверим, умеем ли мы определять ССП и СПП. Запишем число в тетради, оставим строчку для темы. Вы должны по вариантам записать номера предложений (1 в. - ССП, 2 в. – СПП)


1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. (СПП)


2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. (ССП)


3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце. (СПП)


4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками. (СПП)


5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный. (СПП)


6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.


7. Я сразу понял, что это дело мне по силам. (СПП)


8. Лодка причалила к берегу, и мы ощутили под ногами твердую землю. (ССП)


9. Где тонко, там и рвется. (СПП)


10. Дождь продолжал хлестать, и я продрог до костей. (ССП) Все ли предложения вы выписали? Нет. Почему? Какое это предложение, вы узнаете, разгадав кроссворд.


Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)


Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.



Б



Е



С



С



О



Ю



З



Н



О



Е


Приставка в слове беспокойный (бес-)


Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).


Суффикс как в слове сонный (-Н-)


Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа


Учитель: в результате у нас получилось слово? - Ответы учащихся.


Учитель: сформулируйте тему урока. - Ответы учащихся.


Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»


Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».


Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.


1)Познакомиться с …


2)Учиться … Учащиеся формулируют цели урока.


Приём «Знаю – не знаю»


Соединить стрелками соответствие


Сложносочинённое предложение


Вы должны были, братья, устоять, как стена.


Простое предложение


Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи.


Бессоюзное сложное предложение


Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня..


Предложение с однородными членами


Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.


Сложноподчиненное предложение


Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.


Предложение с обращением


Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.




4. Изучение новой темы. Что вы знаете о БСП?


Основные признаки бессоюзных сложных предложений


1) Простые предложения в составе сложных соединяются без помощи союзов и союзных слов.


2) По значению они близки к союзным сложным предложениям.


3) Имеют характерную интонацию.


4) Простые предложения в их составе разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.


Учитель: Я предлагаю вам просмотреть теоретический материал на ваших столах и отметить знакомую информацию +, незнакомую -, знаком? информацию, нуждающуюся в дополнительных разъяснениях


(приложение 1)


Бессоюзное сложное предложение


Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.


В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:


1. Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:


Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).


Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка.


2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:


а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно):


Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.


б) вторая часть дополняет смысл первой (= что):


Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.


в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что):


Я удивился: в двери торчала записка.


Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения).


3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая — резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:


а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:


Тише едешь — дальше будешь.


Прихожу к колодцу — никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).


В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть — аналогом главной части.


б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:


Не успел я моргнуть — мяч уже в воротах.


в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:


Молвит слово — соловей поет.


г) вторая часть содержит противопоставление:


Семь раз примерь — один раз отрежь. Примеры предложений с различной интонационной связью: 1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.) 2.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Противопоставление.) 3.Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.) 4. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)

5. Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.)

6. Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.) Учитель: Что в тексте показалось вам понятным? Что оказалось новым, совсем непонятным? Что требует дополнительных разъяснений?


5. Закрепление


Выполнение заданий. Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь.


1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.

2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.

3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.

4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.

5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.

6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.

7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.

8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.

9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.

10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.


Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.


2) Запишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните. На родине Ломоносова недавно сооружен памятник. Ломоносов изображен энергичным человеком, полным сил и напряженной воли; высокий лоб его незаметно переходит в пышный парик; руки, не знавшие покоя при жизни, опущены на колени. (Осетров.) Река долго не замерзала; от ее зеленой воды поднимался пар. (К. Паустовский.) Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед; по всем улицам пела капель звонкую песню весны. (К. Паустовский.) перечисление, равноправие


3) Работа с учебником. Упр.


4. Задание: Определить БСП (Встать):


1. Пока живешь, творить добро спеши.


2. Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.


3. Не рой другому яму – сам споткнешься.


4. Добро не купишь.


5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают.


6. Плод, полученный терпением, сахару подобен.


7. И у моря есть дно, и у терпения есть предел.


8. На дне терпения оседает золото.


9. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.



6. Рефлексия



Чему научились сегодня на уроке?


Какое задание было самым интересным для вас? Почему?


Какое задание показалось трудным и почему?


7. Итог урока:


Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?


Достигли ли вы их?




8. Домашнее задание.


Чтоб упрочить ваши знания,


Даю домашнее задание. ___________________________________________


9. Выставление оценок.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Бессоюзные сложные предложения

Автор: Мухамедиева Гулим Бакытжановна

Дата: 05.12.2018

Номер свидетельства: 489083

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект занятия на тему : Бессоюзное сложное предложение с отношениями одновременности, последовательности, сопоставления."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_na_temu_bessoiuznoe_slozhnoe_predlozhenie_s_otnosheniiami_odn"
    ["file_id"] => string(6) "533472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1577214062"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. "
    ["seo_title"] => string(112) "obobshchieniie-znanii-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-punktuatsiia-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "240456"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445013827"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-tirie-miezhdu-chastiami-biessoiuznogho-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450979564"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Бессоюзное сложное предложение "
    ["seo_title"] => string(39) "biessoiuznoie-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "139931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417842160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства