kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Антонимы. антонимические пары

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Антонимы. Антонимические  пары 

Цели  урока:1.Знать определение антонимов,  использовать их в речи в соответствии со  стилистическими особенностями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания;

                        2. развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

                        3. воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову. 

Тип урока: урок обобщения полученных знаний.  

 Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, частично-поисковый.

Оборудование:интерактивная доска, словари, опорная схема, таблицы, семантическая карта, карточки

Ход урока 

І.Организационный момент. 

ІІ.  Актуализация знаний.

 Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.

-Учитель: Итак записываем в тетради число, тему урока.

На доске текст:

     Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною).
Какие слова из нашего отрывка никогда не помирятся, слова, которые будут противопоставлены друг другу? 
Зима – лето
Холод – жара
Стужа – зной
Поле – город
IІІ.Новая  тема.

-Учитель: А как эти слова называются (АНТОНИМЫ).

- А кто вспомнит правило, что такое антонимы?

- Для чего они служат в речи?  Что вы знаете об антонимах?

  • это слова противоположные  по значению;
  • отвечают на один и тот же вопрос;
  • оживляют нашу речь.

Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной части речи: рано-поздно, друг-враг, ранний-поздний, встречать-провожать.

ІV. Первичная проверка знаний.

Учитель: Сейчас мы с вами станем поэтами и по схеме, которую вы видите на экране, составим стихотворение, где вы выразите свои чувства осени или осеннему дню.

Таблица

1-я строка Кто? Что?

1 существительное

2-я строка Какой?

2 прилагательных

3-я строка Что делает?

3   глагола

4-я строка Что автор думает о теме?

Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение

5-я строка Кто? Что?

(Новое звучание темы, осмысление).

1существительное

Осень                                                        Зима

Золотая, тёплая                                        Холодная, морозная

Опадает, резвится, украшает.                Преображает, украшает,зажигает

Настоящая королева                               Сказочная красавица-

Сказка.                                                      Волшебница.

Учитель:  у каждого получилось своё произведение. Такое стихотворение называется синквейн. Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".

V. Закрепление темы.

1.Задание 1.  Продолжи предложения словами противоположными по смыслу ( слова – неприятели)

 • Осенью птицы улетают, а весной ……. (прилетают)

 • На дерево залезают, а с дерева…………(слезают)

 • Воду в стакан наливают, а из стакана ………(выливают)

2.Задание 2. Назови противоположные признаки предметов:

Старый - …………, черный - …., светлый - ……., большой - ……., длинный - ……., высокий - ……., широкий - ……., толстый - ……., острый - ……, веселый - …., быстрый - ……., горячий - ……., больной - …….

3. Задание 3. Разноуровневое задание.

Первый уровень. Подберите антонимы к словам.

Война – ….

День - …

Говорить - …

Сидеть - …

Подберите к словам антонимы.

 • Добро – ….(зло)

 • Друг – ….(враг)

• Широкий – ….(узкий)

 • Твердый – ….(мягкий)

 • Рано – ….(поздно)

Второй уровень. Подберите антонимы.

• Сахар сладкий, а лимон ….(кислый)

 • Мяч большой, а мячик…….(маленький)

 • Дорога широкая, а тропинка………(узкая)

 • Дерево высокое, а куст ……….(низкий)

 • Чай горячий, а мороженое ……(холодное)

 • Перышко легкое, а кирпич ……(тяжёлый)

    Прочитайте стихотворные строки, найдите антонимические пары.

К добру и злу постыдно равнодушны.

                                                       М.Ю.Лермонтов

Полюбил богатый-бедную,

Полюбил ученый-глупую,

Полюбил румяный-бледную,

Полюбил хороший-вредную.

                                                       М.И.Цветаева.

Третий уровень.Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.

    Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я стараюсь.

(И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому все это нравится.)

                                          Физкультминутка.

1 вариант встает, если синонимичная пара

2 вариант встает, если антонимичная пара

Не то и не другое- сидим

     Большой-громадный, радостное- тоскливое, хмурый-пасмурный, веселый-весело, храбрец-трус, знаменитый-известный, умный-глупый, злой-свирепый,грустная-печальная,высокий-низкий, рано-ранний.

VI. Подведение итога.

1.Подумаем и ответим на такой вопрос: Где встречаются антонимы?

-На уроках (математика: плюс-минус, прибавить-отнять, умножение-деление)

-В загадках (Я антоним к слову лето

                      В шубу зимнюю одета.

                      Хоть люблю мороз сама

                      Потому что я ЗИМА)

-В пословицах и поговорках ( Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Меньше говори-больше слушай)

-В сказках ( Долго ли, коротко ли; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается)

-В названиях произведений («Война и мир» Л.Н.Толстого, «Толстый и тонкий» А.П.Чехова, «Живые и мертвые» К.Симонова)

2.Итог подводится по семантической карте.

Семантическая карта

                              Тема

Примеры:                                                                     Синонимы              Антонимы               Омонимы

Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

У дуба толстый ствол, у берёзки тонкий.

Большой, громадный город показался перед нами.

3.Тест

1. Синонимы – это слова, которые ……

А)одинаково звучат и пишутся, но имеют разные значения.
В) звучат и пишутся по-разному, но имеют одно значение.
С) противоположные по значению слова.

2. Укажите антонимы:

А)знакомый – незнакомый       

В)известный – прославленный       

С)полный – толстый

3. Укажите синонимы:

А) толстый – полный                

В) белый – чёрный               

  С) горячий – холодный    

4. Укажите антонимы:

А) гневный – яростный           

 В) глупый – умный        

С) робкий – несмелый                     

5.Найдите неверно составленную пару антонимов:

А )трудолюбивый-ленивый

В )молодость-старость

С )низкий-высоко

VII. Домашнее задание.

-Выполнить упр. 298, 300  стр. 130

-Составление рассказа о зимних забавах, используя синонимы, антонимы.

VIIІ. Выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Антонимы. антонимические пары»

КГУ «Средняя школа имени Ауезова»

учитель русского языка и литературы

Джансаева Жанар Сериковна

Краткосрочное планирование урока по теме «Антонимы. Антонимические пары»

Тема урока

Антонимы, Антонимические пары

класс

7«А» Русский язык

Дата проведения

27.09.14

Общие цели

систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке, научить определять роль синонимов, антонимов, познакомить учащихся с новыми словами-антонимами, тренировать в умении целенаправленно подбирать антонимы, научить находить их в тексте; развивать умение использовать антонимы в речи; развивать творческое мышление, навыки самостоятельной работы; воспитывать чувство ответственности.


Результаты

обучения


Узнают об антонимах и антонимических парах

Ресурсы

учебник, слайдовая презентация, постер


Ход урока

Деятельность

Учителя


Ученика


Ӏ.Организационный момент

(3 мин)

Эмоциональный настрой


Деление на группы


Активно участвуют , делятся по группам



Этап побуждения


















Этап осмысления








































































Рефлексия.



Оценивание


Домашнее задание








(задания из пройденного материала, необходимые для усвоения темы)

  1. Лексика – это

  2. Синонимы – это

3. Синонимические ряды –это

4. Антонимы – это

5. Продолжите синонимические ряды.

Дорожка

Грустный

Красивый

Самостоятельное изучение темы.

1. Узнавание. Разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово.

С Л А Д К И Й

К О Н Ч А Т Ь

З А Т И Ш Ь Е

П Л О Т Н Ы Й

Л Е Н И В Ы Й

Д Л И Н Н Ы Й

Т Е М Н О Т А

-ГОРЬКИЙ

- НАЧИНАТЬ

- БУРЯ

- РЫХЛЫЙ

-ТРУДОЛЮБИВЫЙ

- КОРОТКИЙ

– СВЕТ

2. Понимание. 1. Определите, к каким частям речи относятся данные слова:

Зима ( ) – лето( ) зима( ) – летний ( )

Жара ( ) – холод ( ) жаркий ( )– холод ( )

Веселый ( ) – грустный ( ) веселье( ) – грустный ( )

Бежать ( ) – стоять( ) бег( ) – стоять ( )

Чем отличаются слова 1-го и 2-го столбиков?______________________________________

2. Сделайте вывод: Антонимические пары – это _____________________________________

_________________________________________________________________________________ Сравните с правилом:

Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной части речи: ранний – поздний, рано – поздно, друг – враг, встречать – провожать.

3. Анализ. Подумаем! Где можно встретить антонимы?

1. На уроках _____________Приведи примеры______________________________________

математики плюс-минус, прибавить-отнять, умножение-деление

2. Антонимы встречаются в __________________. Запиши отгадки – антонимы.

загадках

1. Я антоним к слову лето,

В шубу зимнюю одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я _________

зима

2. Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это ______

плач

3. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь __________

тишина


3. Антонимы встречаются в пословицах, народных сказках, баснях. Писатели используют их в названиях своих произведений , например: Л.Н.Толстой «_______________», А.П. Чехов

Война и мир

«________________», К.Симонов « _____________________ »

Толстый и тонкий Живые и мертвые


4. Применение. Вставь нужные слова в данных пословицах.


Иди вперед, а оглядывайся _______. Глупый осудит, а _______ рассудит. Каково

назад умный

начало, таков и _______. Труд кормит, ________портит. Ученье – свет, а неученье

конец лень

________.

тьма Дождик вымочит, а красное солнышко ____________. Корень учения горек, да

обсушит

плод его ________. Кто хочет много знать, тому надо ___________спать

сладок мало


Уровневые задания. 1-й уровень (5 баллов).

1. Составьте с данными словами антонимические пары.


Поздно -_____________ Разлука -

Узкая -_________________________Строить -

Вверх -_________________________Пасмурно -

2. Подчеркните в пословицах антонимические пары.

1)Ученье – свет, а неученье – тьма. 2) С больной головы на здоровую. 3) Сытый голодного не разумеет. 4) По платью встречают, по уму провожают.

3. Закончите пословицы.

Мир строит, а война _________________ .

Легко друга потерять, трудно _________________ .

Декабрь год кончает, а зиму __________________ .

4. Прочитайте стихотворные строки, найдите антонимические пары.

К добру и злу постыдно равнодушны… Они сошлись. Волна и камень,

М. Ю. Лермонтов Стихи и проза, лёд и пламень…

А. С. Пушкин

Полюбил богатый – бедную,

Если жизнь тебя обманет,

Полюбил учёный – глупую, Не печалься, не сердись,

Полюбил румяный – бледную, В день уныния смирись,

Полюбил хороший – вредную. День веселья, верь, настанет!

М.И. Цветаева А. С. Пушкин

2-й уровень (+4 балла)

1. Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь

(И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)

3-й уровень (+3 балла)

1. Продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:

Крошка сын к отцу пришел.

И спросила кроха:

Что такое хорошо? И что такое плохо?

– А как бы вы ответили на этот вопрос ?

ВЫВОД: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый-черный), прилагательных, образованных от названия металлов


Формативное оценивание

Взаимооценивание по итогам группы

Самооценивание








































Ответы учеников





















Обсуждение в парах , группах

Выслушиваются ответы групп




Обсуждение в группе распределяют поиск информации

Защита работ

















































Внимательно слушают

выводы записывают в тетради



Записывают домашнее задание














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Антонимы. антонимические пары

Автор: Даулетова Бибигуль Бисеновна

Дата: 30.01.2016

Номер свидетельства: 285533

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Антонимы, Антонимические пары "
    ["seo_title"] => string(31) "antonimy-antonimichieskiie-pary"
    ["file_id"] => string(6) "121862"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414082128"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(20) "«Антонимы»"
    ["seo_title"] => string(10) "antonimy_1"
    ["file_id"] => string(6) "396122"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488190149"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Открытый урока на тему "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(32) "otkrytyi_uroka_na_tiemu_antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "358216"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478974439"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Урок "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(13) "urok_antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "358220"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478974862"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(17) "Антонимы "
    ["seo_title"] => string(8) "antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "139007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417628755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства