(задания из пройденного материала, необходимые для усвоения темы) Лексика – это Синонимы – это 3. Синонимические ряды –это 4. Антонимы – это 5. Продолжите синонимические ряды. Дорожка Грустный Красивый Самостоятельное изучение темы. 1. Узнавание. Разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово. С Л А Д К И Й К О Н Ч А Т Ь З А Т И Ш Ь Е П Л О Т Н Ы Й Л Е Н И В Ы Й Д Л И Н Н Ы Й Т Е М Н О Т А -ГОРЬКИЙ - НАЧИНАТЬ - БУРЯ - РЫХЛЫЙ -ТРУДОЛЮБИВЫЙ - КОРОТКИЙ – СВЕТ 2. Понимание. 1. Определите, к каким частям речи относятся данные слова: Зима ( ) – лето( ) зима( ) – летний ( ) Жара ( ) – холод ( ) жаркий ( )– холод ( ) Веселый ( ) – грустный ( ) веселье( ) – грустный ( ) Бежать ( ) – стоять( ) бег( ) – стоять ( ) Чем отличаются слова 1-го и 2-го столбиков?______________________________________ 2. Сделайте вывод: Антонимические пары – это _____________________________________ _________________________________________________________________________________ Сравните с правилом: Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной части речи: ранний – поздний, рано – поздно, друг – враг, встречать – провожать. 3. Анализ. Подумаем! Где можно встретить антонимы? 1. На уроках _____________Приведи примеры______________________________________ математики плюс-минус, прибавить-отнять, умножение-деление 2. Антонимы встречаются в __________________. Запиши отгадки – антонимы. загадках 1. Я антоним к слову лето, В шубу зимнюю одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я _________ зима 2. Я антоним к слову смех, Не от радости, утех – Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это ______ плач 3. Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна. Называюсь __________ тишина 3. Антонимы встречаются в пословицах, народных сказках, баснях. Писатели используют их в названиях своих произведений , например: Л.Н.Толстой «_______________», А.П. Чехов Война и мир «________________», К.Симонов « _____________________ » Толстый и тонкий Живые и мертвые 4. Применение. Вставь нужные слова в данных пословицах. Иди вперед, а оглядывайся _______. Глупый осудит, а _______ рассудит. Каково назад умный начало, таков и _______. Труд кормит, ________портит. Ученье – свет, а неученье конец лень ________. тьма Дождик вымочит, а красное солнышко ____________. Корень учения горек, да обсушит плод его ________. Кто хочет много знать, тому надо ___________спать сладок мало Уровневые задания. 1-й уровень (5 баллов). 1. Составьте с данными словами антонимические пары. Поздно -_____________ Разлука - Узкая -_________________________Строить - Вверх -_________________________Пасмурно - 2. Подчеркните в пословицах антонимические пары. 1)Ученье – свет, а неученье – тьма. 2) С больной головы на здоровую. 3) Сытый голодного не разумеет. 4) По платью встречают, по уму провожают. 3. Закончите пословицы. Мир строит, а война _________________ . Легко друга потерять, трудно _________________ . Декабрь год кончает, а зиму __________________ . 4. Прочитайте стихотворные строки, найдите антонимические пары. К добру и злу постыдно равнодушны… Они сошлись. Волна и камень, М. Ю. Лермонтов Стихи и проза, лёд и пламень… А. С. Пушкин Полюбил богатый – бедную, Если жизнь тебя обманет, Полюбил учёный – глупую, Не печалься, не сердись, Полюбил румяный – бледную, В день уныния смирись, Полюбил хороший – вредную. День веселья, верь, настанет! М.И. Цветаева А. С. Пушкин 2-й уровень (+4 балла) 1. Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению. Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь (И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.) 3-й уровень (+3 балла) 1. Продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского: Крошка сын к отцу пришел. И спросила кроха: Что такое хорошо? И что такое плохо? – А как бы вы ответили на этот вопрос ? ВЫВОД: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый-черный), прилагательных, образованных от названия металлов Формативное оценивание Взаимооценивание по итогам группы Самооценивание
|