Культурный образец Энциклопедический словарь юного филолога. Составитель: М. В. Панов Издательство: Педагогика Год: 1984
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный момент | Приветственное слово учителя: - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся). | Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях | |
2 | Актуализация знаний | Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной. Ложь бывает ловкой и нескладной, Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной, Слишком сложной и совсем простой. Ложь бывает грешной и святой, Скромненькой бывает и нарядной, Выдающейся и заурядной, Откровенной, нелицеприятной, А бывает просто суетой. II. Ложь бывает страшной и смешной, То всесильной, то совсем бесправной, То униженной, то своенравной, Мимолетной или затяжной. Ложь бывает дикой и ручной, Будничной бывает и парадной, Вдохновенной, скучной и иной… Правда же бывает только правдой. (Ф. Кривин «Лики лжи».) а) Прочитайте текст. б) Обратите внимание на выделенные в первой части стихотворения слова, как называются такие пары слов, в чем их особенность? Обсудите в парах, как называются эти слова, в чем особенность этих слов в) Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр.73). | Читают текст, обращая внимание на выделенные слова, Обсуждают в парах, как называются эти слова, в чем их особенность. Делают вывод и сравнивают с эталоном в учебнике. Проводят самоконтроль. | Познавательные: умеют определять лингвистический термин, объяснять особенность антонимов. Регулятивные: анализируют и обосновывают языковой материал со своей точки зрения. Сопоставляют свои суждения с теоретическим материалом в учебнике. Коммуникативные: умеют организовывать деятельность в паре. |
3 | Введение в тему Определение темы и целей урока. | Тема урока «Антонимы» Цель урока: определить, что знают об антонимах, что узнали из статьи учебника, находить пары антонимов в тексте, применять слова – антонимы для создания собственного текста. | Формулируют тему и цели урока. | Познавательные: умеют формулировать тему, определяют цель урока. Регулятивные: планируют свои действия в соответствие с поставленными задачами. |
4. | Открытие нового знания. | Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной. Ложь бывает ловкой и нескладной, Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной, Слишком сложной и совсем простой. Ложь бывает грешной и святой, Скромненькой бывает и нарядной, Выдающейся и заурядной, Откровенной, нелицеприятной, А бывает просто суетой. II. Ложь бывает страшной и смешной, То всесильной, то совсем бесправной, То униженной, то своенравной, Мимолетной или затяжной. Ложь бывает дикой и ручной, Будничной бывает и парадной, Вдохновенной, скучной и иной… Правда же бывает только правдой. (Ф. Кривин «Лики лжи».) г) Найдите и выпишите из части второй антонимы, какую роль играют эти слова в данном тексте, какая пара антонимов «лишняя», докажите свою точку зрения. | Дети выписывают антонимы, обсуждают в группах: Какую роль играют эти слова в данном тексте, делают выводы. Обсуждают, какая пара антонимов «лишняя» | Проблемное объяснение нового материала. УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов. Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
5. | Физкультминутка | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки Зарядку проводит учитель. Он читает стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Во время чтения стихотворения дети называют антонимы к словам из этого стихотворения, а также повторяют за учителем движения. Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх) А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз) Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед) А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза) Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх) А ты ответишь («пол»). (Дети приседают) Скажу я слово «потерял», (Трясут руками) И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши) Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза) Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока) Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай («конец»)! (Хлопают в ладоши). | Выполняют движения за учителем | |
6. | Закрепление знания Работа со словарем | Как вы думаете, в каких словарях можно найти значения антонимов | Обсуждают в группах виды словарей, называют их (толковый, антонимов) определяют значение слов. | Познавательные: поиск информации в словаре. Регулятивные: анализируют существующие словари, делают вывод. Коммуникативные: обсуждают в группах, анализируют. |
7. | Творческая работа | Вспомните крылатые слова или пословицы, в которых употреблены эти антонимы. Обсудите в группе смысл данных пословицы, составьте текст по предложенной пословице. С ложью правда не дружит. Горькая правда приятней сладкой лжи. Лжи много, а правда одна. Правда — кусок заработанный, а ложь — краденый, (представители групп по жребию определяют пословицу.) | Обсуждают в группах крылатые слова и пословицы, в которых употреблены эти антонимы. Составляют текст. | Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняется смысл пословиц и крылатых слов. Работа над составлением текста |
8. | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Сравните текст Ф. Кривина и ваш текст, что их объединяет, чем они различаются. Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной. Ложь бывает ловкой и нескладной, Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной, Слишком сложной и совсем простой. Ложь бывает грешной и святой, Скромненькой бывает и нарядной, Выдающейся и заурядной, Откровенной, нелицеприятной, А бывает просто суетой. II. Ложь бывает страшной и смешной, То всесильной, то совсем бесправной, То униженной, то своенравной, Мимолетной или затяжной. Ложь бывает дикой и ручной, Будничной бывает и парадной, Вдохновенной, скучной и иной… Правда же бывает только правдой. (Ф. Кривин «Лики лжи».) | Сопоставляют и обсуждают тексты в группе, находят общее и различия. Делают вывод. | Коммуникативные: взаимодействуют друг с другом при обсуждении текста, выслушивают точку зрения каждого. (Регулятивные: наблюдают, анализируют тексты. |
9. | Подведение итогов | Выступление представителей групп с зачитыванием собственных текстов. Оценивание текстов учащимися. Чей текст наиболее точно передаёт смысл пословицы? Удачно ли подобраны антонимы? | Обсуждают прослушанные тексты и дают оценку. | Коммуникативные: взаимодействуют друг с другом при обсуждении текста, выслушивают точку зрения каждого. (Регулятивные: наблюдают, анализируют тексты. |
10. | Домашнее задание | Объявление дифференцированного домашнего задания. Повышенный уровень: составить текст о правде, используя антонимы. Базовый: упражнение 106. | | |
11. | Рефлексия | Ребята, продолжите предложение: Сегодня на уроке я повторил(а)… Яузнал(а)… Научился(ась)… Самым интересным было… Вызвало затруднения… | Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные: рефлексия деятельности. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов. Личностные: самоопределение, самооценка, адекватное понимание причин успеха-неуспеха учебной деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |