kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

6 класс Развитие речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по развитию речи. Сжатое изложение по упражнению №75 (о В.И. Дале)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«6 класс Развитие речи»

6 класс

Тема: Сжатое изложение по упражнению №75 (о В.И. Дале)

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с особенностями построения сжатого изложения

2.Способствовать развитию познавательного интереса, речемыслительной деятельности, творческих способностей учащихся.

3.Воспитать самостоятельность, умение чётко выражать свои мысли в устной и письменной форме, поддерживать дисциплинированность, аккуратность.

Тип урока: урок развития речи.

Методы и приемы: беседа

Оборудование:

  1. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А..

  2. Компьютер, проектор

  3. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, - М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.

Литература:

  1. Елена Черногрудова: Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. К уч. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. ФГОС

  2. http://www.uroki.net/

  3. http://www.proshkolu.ru//

План урока (45 мин.)

  1. Организационный момент (3 мин.)

  2. Актуализация знаний (10 мин.)

  3. Творческая работа (25 мин.)

  4. Подведение итогов урока (2-3 мин.)

  5. Объяснение домашнего задания. (2 мин.)

  6. Выставление отметок (2 мин.)




Ход урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Тема нашего урока – Сжатое изложение по упражнению №75

(о В.И. Дале)


Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?




План урока:

1. Вспомним понятие об изложении и его видах.

2. Познакомимся и проанализируем текст;

3. Подведем итоги урока;

4. Объясним домашнее задание;

5. Выставим отметки.






Вспомним что такое изложение и его виды.





  1. Повторение изученного в 5 классе

Сегодня мы с вами будем писать сжатое изложение. Но прежде чем приступим к работе, повторим о значении и видах изложения.

1. Что такое изложение?





2. Какое может быть изложение?




3. Что должно быть отражено в сжатом изложении? Сейчас посмотрим на слайд и сравним, правильно ли вы ответили. Слайд 1.

- основное содержание текста;

- тема и идея высказывания, т. е. общий смысл;

- главные мысли основных микротем.

4. Что особенно важно при написании сжатого изложения?

Сейчас посмотрим на следующий слайд и сравним, правильно ли вы ответили. Слайд 2

- соблюдать связность текста;

- заменить большие по объему предложения синонимичными.






1. Изложение – творческая работа, заключающаяся в устном или кратком письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста.

2. Подробное – содержание передается полностью и подробно.

Сжатое – содержание передается кратко.

3.

1. общий смысл.

2. главная тема текста.







4.

1. Соблюдать связность текста.

2. Объемные предложения заменять синонимичными.


  1. Творческая работа

Первичное прослушивание текста, читает учитель.

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжелый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмется от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит утешая:

- Замолаживает…

- То есть как «замолаживает»? – Мичман смотрит недоуменно.

- Пасмурнеет, - коротко объяснил ямщик. – К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью».

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.

Слайд 3 Портрет В.И.Даля.

Посмотрите на слайд, вот так выгляди В.И.Даль.


Ребята значения всех слов вам известны? Сейчас я вам прочитаю из словаря, что же они означают.

Наст – твердая корка на снегу после короткой оттепели.

Ямщик – кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров (тот, кто правит лошадьми).

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.

Мичман – первый офицерский чин, а также офицер, имеющий этот чин.

Пасмурнеть – быть покрытым облаками, предвещающими плохую погоду, ненастье.

Озаглавьте текст.


Какова тема текста?


Определим количество микротем (абзацев) в тексте?

Выделите в каждой микротеме основные факты и действия.










Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы?








Сейчас, вместе проработаем первую микротему (абзац).

Работа над 1-й микротемой:

- 1-е предложение:

Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить?

2-е предложение:

Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию?

3-е и 4-е предложения

Соединим два предложения в одно. Почему нельзя исключить слово мичманская?

Мы с вами сжали первый абзац, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти приемы сжатия. Чтение полученных текстов.

Самостоятельная работа: переписать изложение в тетради.















































Нет.

Наст, ямщик, тулуп, мичман, пасмурнеть.













Словарь В.И.Даля.


История возникновения словаря Даля.

4 абзаца.


1 абзац – Ямщик и мичман. Мичман жмется от холода.

2 абзац – Ямщик рассказывает значение слова «замолаживает».

3 абзац – Мичман записывает в блокнот, в какой губернии употребляется слово «замолаживать» и его значение.

4 абзац – «Толковый словарь живого великорусского языка». Мичман оказался В.И.Даль.

Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения.






Да, словно под парусом.








Ямщик, в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока.



Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо.


  1. Подведение итогов

– Подведем итоги урока.

Для достижения поставленных целей, что мы сегодня делали на уроке? какие приемы сжатия текста вы использовали?

Мы повторили, каких видов бывают изложения и приемы сжатия текста. Выполнили упражнение 75, и по данному тексту написали сжатое изложение. В тексте встретились не знакомые нам слова, значения которых узнали в толковом словаре.

  1. Объяснение домашнего задания

Запишите задания на дом.

Повторите теоретический материал. Завершите начатое в классе изложение. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку – выполните синтаксический разбор данного предложения.

  1. Выставление отметок с объяснением.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
6 класс Развитие речи

Автор: Хасанова Ильвира Ханифовна

Дата: 15.10.2016

Номер свидетельства: 349446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Мастер – класс «Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся составлять аннотации» (в условиях ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_razvitie_rechi_s_elementami_kultury_rechi_uchimsia_sostavliat_annot"
    ["file_id"] => string(6) "608900"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654431302"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Мастер-класс «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»"
    ["seo_title"] => string(80) "mastier_klass_razvitiie_riechi_posriedstvom_ispol_zovaniia_nietraditsionnykh_pal"
    ["file_id"] => string(6) "470428"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1526891869"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Мастер-класс для родителей. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_dlia_roditelei_tema_razvitie_rechi_posredstvom_ispolzovaniia_netrad"
    ["file_id"] => string(6) "491707"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1545241522"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Мастер-класс "Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями зрения" "
    ["seo_title"] => string(87) "mastier-klass-razvitiie-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-s-narushieniiami-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162486"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422361944"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Программа коррекционно-развивающего курса "Развитие речи" для 2 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_korriektsionno_razvivaiushchiegho_kursa_razvitiie_riechi_dlia_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "425771"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1503253199"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства