Просмотр содержимого документа
«Суффикс - значимая часть слова»
Урок русского языка
Тема: «Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов»
Система развивающего обучения Л.В. Занкова (учебник А. В. Полякова «Русский язык», 3 класс)
Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.
Цель урока. Уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке, формирование умений разбирать слова по составу.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать устойчивое представление о суффиксе как части слова
Познакомить с ролью суффикса
Воспитательные:
Развивать адекватную самооценку
Задачи развития:
Способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию речи, внимания
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер для учителя, презентация «Суффикс - значимая часть слова», учебник «Русский язык» 3 класс А. В. Полякова
Ход урока:
I. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем.Слайд 2
II. Актуализация знаний
1. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. Но чтобы попасть в грамматическое царство нам нужно выполнить испытания которые для нас приготовил Буквоешка. Слайд 3
Первое испытание от Буквоешки.
2.. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ Слайд 4
«Красиво писать – красоту творить» - гласит народная мудрость.
Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
Она находится в корне прилагательного, обозначает согласный, звонкий, непарный, мягкий звук (побелка, снеговой, написать) Вспомните написание этой буквы, напишите до середины строчки, затем пропишите соединение с этой буквой: на, ни,но
-Сравните с образцами и оцените свою работу.
(зеленый круг – выполнил легко, без затруднений, аккуратно;
желтый – с некоторыми затруднениями;
красный – затруднялся, не справился)
3.СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Продолжаем наш путь. Испытание 2. Попасть в грамматическое царство мы сможем тогда, когда мы выполним словарную работу. Буквоешка очень любит бабочек. (Слайд 5) Он перепутал бабочек со слогами, а нам нужно найти слово, записать его и запомнить.
Легенда, леечка, легко. (Слайды 6,7,8,9,10)
(Ученики записывают слова, обозначают ударения, безударную гласную и другие орфограммы в словах)
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Внимательно проверьте, как выполнил работу одноклассник. Оцените его работу.
-Молодцы! Словарную работу мы выполнили, можно войти в орфографическое царство.
III. Самоопределение к деятельности
Слушаем сказку:
-Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами жил-был царь, по- имени Пар ( Слайд 11). И было у него много волшебных шляп. Надевал он шляпу –ок- и превращался в ласковый парок.
-А если надевал шляпу –ищ-, становился злющим парищем. Отчего врагам нечем было дышать, и они убирались восвояси. Запишите слова в тетрадь.
ПАР ПАРОК ПАРИЩЕ
-Какие слова записали? (Однокоренные)
-А какие слова мы называем однокоренные? (Ответы детей)
- Выделим корень –пар-
- Чем же отличаются эти слова? (Дети говорят о значении слов)
- Слова однокоренные, смысл один, а значение разное. Отчего это зависит? (Появился суффикс)
- Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов)
-Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Ответы детей)
- Да, сегодня мы будем говорить о суффиксах и образовании новых слов при помощи суффиксов.
- Чему вы хотите научиться на уроке? (Какие бывают суффиксы ,какое значение…),
- Сегодня мы познакомимся с понятием «суффикс», будем образовывать слова при помощи суффикса, узнаем, какое значение суффикс вносит в слово.
-Давайте обратимся к словам, которые записали. Значение у них одинаковое? (Нет, разбираем с детьми значение).
- Сделаем вывод, что же такое суффикс. ( часть слова)
- Где стоит суффикс? Для чего служит суффикс?
- А теперь, давайте соединим все, что вы сказали и сформулируем правило. Так, что же такое суффикс? (Ответ ученика)
IV. Работа по теме урока
Прочитаем правило о суффиксе в учебнике. с. 37. Совпадает ли наше мнение с мнением автора?
- Итак, что такое суффикс?
V. Физкультминутка
Гимнастика для глаз (слайд____)
VI. Закрепление изученного материала
1.И вот раз налетел на орфографическое царство, грамматическое государство ураган. (Слайд______)
Сорвал со слов шляпы-суффиксы. Давайте вернем шляпы-суффиксы словам. Запишем получившиеся слова.
-ик-: Билет, мост, хвост.
-ок-: Воз, лист, голубь.
-ёк-: пень, окунь, огонь.
Как изменялись слова? Какое значение придают словам эти суффиксы?
Прочитаем правило с. 38
Оцените свою работу.?
2.Буквоешка приготовил вам последнее задание. Поработаем в парах. Вспомните правила работы в парах. На карточках записаны слова, выделите маркером слова, в которых есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
1 ряд
2 ряд
3ряд
друг
лучик
дубок
носик
лес
остров
дымок
огонек
шарик
сундук
карандаш
окунек
уголек
грибок
дом
- А теперь давайте проверим, какая пара справилась с заданием верно. Слушайте внимательно одноклассников. (Проверка по рядам, дети показывают «сигнал»)
- Оцените свою работу в парах.
VII. Рефлексия
1.Буквоежка приглашает с ним поиграть в игру «Плюс, минус». Если вы согласны с высказыванием ставите плюс, если нет – минус.