Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку.«Суффикс – значимая часть слова».»
Урок русского языка с применением технологии развивающего обучения
III класс, УМК «Школа России»
Тема: «Суффикс – значимая часть слова»
Цели: формировать представление учащихся о суффиксе как значимой части слова, развивать умение находить в словах суффиксы; обеспечить условия для формирования учебной деятельности, развития коммуникативных отношений (умения договариваться, слушать друг друга), навыков оценки и самооценки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Повторяйте за мной:
Я на уроке русского языка.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю
II. Целеполагание.
- Откройте учебники на странице 89 и прочитайте тему урока. («Суффикс - значимая часть слова»)
- Задайте себе вопрос: что я знаю? (Что такое слово? Какие бывают части слова? Что такое корень? Что такое окончание?)
- Спросите себя: чего я не знаю? (Не знаю, что такое суффикс как часть слова.)
- Чему я буду учиться? (Узнаю, что такое суффикс как часть слова.)
- Проговорите еще раз цель про себя, расскажите соседу. Поднимите руку, кто готов учиться дальше.
III. Планирование.
- Что поможет достичь нашей цели? (План.)
- Какая ступенька в плане будет первая? (Что?)
- На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? (Что такое суффикс? Где находится в слове? Для чего он нужен? Как обозначается суффикс?)
- какая следующая ступенька? (как?)
- На какой вопрос будем искать ответ на этой ступеньке? (Как найти суффикс?)
- Какая следующая ступенька? (Применяю.)
- Чему будем учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффикс.)
- Какая последняя ступенька? (проверяю себя и оцениваю.)
- Что будете проверять на этой ступеньке? (Как я научился находить суффикс?)
Проверяю.
Применяю
Как?
Что?
IV. Реализация плана.
1) Поиск.
На доске записаны слова: вода, водичка, водный, водица, водяной.
- Что это? (однокоренные слова.) докажите. Запишите эти слова в тетрадь. Найдите в них окончание. какие знания вам потребуются? (знать, что такое окончание и как его находить.)
- Вспомним ответы на эти вопросы. Кто может рассказать классу? кто может повторить задание? Как будете выполнять? 9Ученики выбирают форму работы: самостоятельно, в парах, в группе.)
- Что надо сделать, когда задание выполнено? (Проверять его.)
(На доске выделяется окончание учителем.)
- Что вы можете сказать об этих словах? (Они однокоренные.)
- Докажите. (У них одинаковый корень –вод- и близкое значение.)
- Обозначьте корень.
- В каких словах остались части слова не выделенные? (Водичка, водный, водица, водяной.)
- Обозначьте эту часть слова знаком ^. Это суффикс.
- попробуйте дать определение суффиксу, отвечая на вопросы первой ступеньки плана. расскажите в парах друг другу.
- Кто готов рассказать классу? (Суффикс – это часть слова. Стоит между корнем и окончанием. Суффикс нужен для образования новых слов. Обозначается знаком ^ .
- Что поможет убедиться в правильности определения? (Учебник.)
- Найдите правило на странице 89 учебника и прочитайте его самостоятельно
- Есть ли дополнения к нашему рассуждению? (Суффикс имеет значение.)
- Какие значения имеет суффиксы, мы узнаем на следующем уроке.
- На какой ступеньке работали?
- На все ли вопросы ответили?
- Можем двигаться дальше?
2) Построение алгоритма.
- На какой вопрос будем искать ответ на второй ступеньке? (Как найти суффикс?)
- Вспомните, как вы находили суффикс и попробуйте записать алгоритм его нахождения в слове.
- Кто понял задание? Кто может его повторить? (Ученики пишут алгоритм, показывают готовность поднятием рук. Рассказывают алгоритм классу. Оценивают ответы товарищей.)
- На какой ступеньке работали? Что узнавали на этой ступеньке?
3) Применение знаний.
- На какую ступеньку переходим? (Применяю.)
- Чему будете учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффиксы.)
- Найдите в учебнике упражнение 165 на странице 89. Исследуйте его.
- С чего начинаем работать с упражнением? (Что дано?)
- Кто может ответить на этот вопрос? (Дано задание, группы однокоренных слов, нужно установить в чем их сходство и различие.)
- Прочитайте задание. Кто понял задание? Кто может его объяснить? (Списать, выделить в словах все части слова. Ответить на вопрос, какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?)
- Какие знания вам потребуются? (Знать, все части слова корень, суффикс, окончание, находить их)
- Чему можно учиться, выполняя это задание? Проверка по окончании выполнения работы.
V. Рефлексия.
- Для чего выполняли это упражнение?
- Кому было трудно? Какой вывод сделаете? (Надо еще тренироваться находить суффикс.)