в | 1. Учащиеся слушают аудиозапись стихотворения В. Воскобойникова «Я учу глаголы». - Я пришёл из школы, Я учу глаголы… Мне их выучить пустяк! У меня свой метод! Применяется он так - Новый метод этот: «Кричать» - кричу. «Вертеть» - верчу. «Двигать» - двигаю. «Прыгать» - прыгаю… Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! – До тех пор, пока в прихожей Вдруг звонок не зазвенел… Открываю: наш сосед (Он живёт под нами). Не причёсан, не одет – В тапках и пижаме. Он кричит: -Прошу прощенья! Это что – землетрясенье? Или, может быть, слоны Надо мной поселены?! Или, может быть, у вас Школа вся гостит сейчас?! -Уважаемый сосед, Никого в квартире нет… Я пришёл из школы, Я учу глаголы… 2.Блиц – турнир - Тема наших уроков? (глаголы) -Что такое глаголы? (правило с примерами) -Как изменяются глаголы? (по временам, числам) -Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? (по лицам и числам) -Как определить лицо и число глаголов в форме настоящего и будущего времени? (по местоимениям).
3.Докажите, что умеете находить в тексте глаголы, правильно определять у них время, лицо, число. Упр.172, стр.85 Прочитайте текст. Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас всё – равно не забудешь. Увидишь голубое небо весной, - нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озерцо, - нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые, - опять нас вспомнишь. Мы ведь – незабудки. Э. Шим - О каких цветах вы прочитали? Видели ли вы их когда-нибудь? Какого цвета? Что напоминают?
-Из данного текста выписать все глаголы (повторяющиеся глаголы выписывать не надо). Определить время глагола, лицо, число. Выделить личные окончания (задание дано на страницах учебника). -Работу оформить каллиграфическим почерком, при списывании не допускать ошибок и исправлений. Помните, что красивое и правильное письмо говорит о воспитанности человека. Проверка выполнения работы (с использованием документ – камеры). Исправление ошибок ручкой с зелёной пастой. Оценка работы ученика. Не забудешь – буд. вр., 2л., ед.ч.. Увидишь – буд. вр., 2л., ед.ч.. Вспомнишь – буд. вр. 2л., ед.ч.. Встретишь – буд. вр.,2л., ед.ч. -Что общего в записанных глаголах? (время, лицо, число). Какие окончания в этих глаголах вы выделили? Оцените свою работу. Критерии оценки (высвечиваются на слайде) «+» - самостоятельно выписаны все глаголы «+» - правильно определено время, лицо, число «+» -списано без ошибок и исправлений «+» - работа оформлена красиво, аккуратно. Кто полностью справился с работой? (Обратная связь). | Настраиваются на работу.
Вспоминают и закрепляют теоретический материал по теме «Глагол».
Воспринимают учебную задачу
Учатся понимать прочитанное, расширяют сведения об окружающем мире.
Участвуют в диалоге, соблюдая нормы речевого поведения.
Выполняют практическую работу с использованием теоретического материала. Проверяют свои знания.
Проверяют работу и исправляют ошибки.
Оценивают свои результаты.
| Психологическая установка на познавательную деятельность.
П-воспроизводят информацию, приводят языковые примеры К- выражают свои мысли, выслушивать мнение одноклассника
Л – формировать культуру труда, адекватно оценивать свои действия П – формировать смысловое чтение, выполнять различные умственные операции, применять схематичный способ фиксации информации. Р - понимать и принимать учебную задачу, планировать выполнение, выполнять учебные действия, контролировать и корректировать свои действия. К – составлять речевые высказывания, участвовать в диалоге. Пр. – находить глаголы, распознавать время, лицо, число глаголов, осуществлять орфографический контроль. |
4. Работа по теме - 19 мин Теоретическая часть Формулирование правила с использованием разных способов фиксации. Работа с правилом, записанным в учебнике. Физкультминутка Практическая часть Работа по теме в стандартной ситуации Физкультминутка для глаз Работы по теме в нестандартной ситуации Физкультминутка для снятия мышечного напряжения. Продолжение работы по теме | -Мягкий знак в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа – это орфограмма. -Сформулируйте правило, используя которое будем писать окончания этих глаголов. (Глаголы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа имеют личные окончания -ешь, -ёшь,-ишь. На конце этих окончаний надо писать мягкий знак). -Сравните составленное вами правило с тем, которое записано в учебнике на стр.85. Вы всегда можете воспользоваться этой информацией в случае затруднения. -Многие ребята лучше запоминают, когда информация представлена в виде схемы, но в нашем учебнике её нет. -Составьте схему по данной информации (работа в парах, на листочках). Лучший вариант представляется на доске и остается до конца урока. Наст.вр. -ешь 2-е л. ед.ч. Буд. вр. –ишь -Учимся распознавать глаголы 2-го л.ед.ч. на слух. Если я называю глагол 2-го л.ед.ч – вы приседаете, если слышите глагол в другом лице – поднимаетесь на носочки. -Пляшешь, пляшете, спишь, спите, любишь, любите, читаешь, поём, встречаешь, дружите, рисуют, ужинаешь. (Обратная связь) -Учимся распознавать глаголы 2-го лица ед.ч. в тексте и правильно их записывать. Работа по учебнику, упр.174, стр.86. Прочитайте. - Сизов, почему ты молчишь? - Я слушаю тишь. -Разве можно слушать тишь? -Можно, если ты помолчишь. О. Григорьев -Кто с кем разговаривает? Что вы можете сказать о речи собеседников? (задания учебника) - Что такое диалог? Прочитать выразительно. Кто лучше. -Объясните написание выделенных орфограмм (задание учебника). -Определите « работу» мягкого знака в словах диалога (задание учебника). -Спишите диалог. Выделить новую орфограмму в словах. При списывании диалога помните о том решении, которое вы выбрали для себя, чтобы оформить работу: Хочу всех смешить. Пусть меня хорошо понимают. Самопроверка. Исправление ошибок ручкой с зелёной пастой. Оценивание на полях тетради, с использованием следующих критерий: «+» - списано без ошибок и исправлений «+» - выделена новая орфограмма «+» - написано аккуратно, красиво. -Кто полностью справился с заданием? (Обратная связь). -Учимся сами образовывать глаголы 2–го л.ед.ч. и правильно их записывать на письме. Упр.173, ст.86 -Прочитайте. Звонить – звонишь, спать - …, цвести - …, стучать - …, плыть- …, лететь - …. -Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа (задание учебника). Устная фронтальная работа. При образовании глаголов настоящего времени обращается внимание на вид глагола. -Записать глаголы парами. Выделить личные окончания глаголов (задание учебника). Дифференциация по степени самостоятельности. Одни ученики приступают к выполнению работу самостоятельно, используя образец оформления, представленный в учебнике. Другим можно предложить помощь с показом выполнения задания на доске учащимися, которые не испытывают затруднения при образовании глаголов 2-го лица (2-3 примера). Дифференциация по степени творчества и объёма. -Кто уже справился с заданием, составить и записать предложения с образованными глаголами 2-го л. ед.ч. (по выбору). -Проверить самостоятельно свою работу по образцу (высвечивается слайд). Исправить ошибки ручкой с зелёной пастой. -Оценить по следующим критериям (высвечивается слайд на доске): «+» - правильно образованы глаголы наст.вр.2-го л. ед.ч. «+» - глаголы записаны без ошибок «+» - правильно выделена новая орфограмма «+» - составлено и записано своё предложение -Кто справился с заданием полностью? (Обратная связь) - Продолжаем учиться образовывать глаголы 2–гол. ед.ч. и правильно их записывать на письме. -Прочитай предложения, записанные на доске. Вхожу в лес и глажу деревья, будто старых друзей по спине. Лежу на душистой траве, гляжу в голубое небо, пою песни – и на душе хорошо. -Замените глаголы 1-го лица на глаголы 2л. ед.ч. Сначала работу учащиеся выполняют устно самостоятельно. Потом проводится проверка измененных предложений. - Запишите измененные предложения. Выделить новую орфограмму. -Проверьте по образцу (высвечивается слайд на доске). Исправьте ошибки ручкой с пастой зелёного цвета. - Оцените работу по следующим критериям (слайд на доске): «+» - глаголы наст.вр. 2-го л. ед.ч. образованы правильно «+» - все глаголы записаны без ошибок, орфограмма выделена «+» - работа выполнена красиво, аккуратно -Кто справился с заданием полностью? (Обратная связь). | Формулируют правило с примерами. Находят в учебнике нужную информацию. Фиксируют информацию в виде схемы. Вступают в сотрудничество с одноклассниками, участвуют в совместной деятельности. Коллективная работа. Выполняют действия по инструкции. Учатся определять глаголы 2-го лица на слух. Снимают мышечное напряжение.
Воспринимают учебную задачу Читают, дают оценочные характеристики. Вспоминают, что такое диалог. Учатся читать выразительно. Многократное чтение текста подготавливает детей к безошибочному быстрому списыванию. Закрепляют знания о роли ь знака в глаголах 2го л. ед.ч.. Дифференцируют орфограммы с ь знаком. Доказывают правильность своих рассуждений. Запоминают правило оформления диалога на письме. Учатся списывать каллиграфическим почерком без ошибок и исправлений. Запоминают способ фиксации новой орфограммы. Учатся проверять работу, выполнять оценку своей деятельности. Профилактика остроты зрения. Воспринимают учебную задачу Ученики учатся образовывать глаголы 2-го л. ед.ч. наст.вр. от глаголов н.ф. с использованием вопросов, чтобы сохранить вид глагола. Учатся использовать правило при написании глаголов 2 –го л. ед.ч. в наст. и буд.вр. Фиксировать орфограмму. Учатся составлять речевое высказывание, соблюдая нормы литературного языка. Учатся проверять выполненное задание, сравнивать его с образцом. Учатся оценивать результаты своей деятельности. Снимают мышечное напряжение. Воспринимают учебную задачу Учатся изменять лицо глаголов для получения новых предложений. Учатся использовать правило при написании глаголов 2 –го л. ед.ч. в наст. и буд.вр. Учатся проверять выполненное задание, сравнивать его с образцом. Учатся оценивать результаты своей деятельности. | П – применять разные способы фиксации правила, подбирать языковые примеры для иллюстрации изучаемой орфограммы, находить необходимую информацию в учебнике. К - вступать в сотрудничество с одноклассниками, проявлять доброжелательное отношение, выражать свои мысли с учётом задач. Пр. - определять роль мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го л.ед.ч. наст. и буд.вр. П – выполнять умственные операции. Р - принимать учебную задачу, действовать по алгоритму. Пр. - распознавать глаголы 2л ед.ч. Л – усваивать нормы поведения в обществе, адекватно оценивать результаты, формировать культуру труда, прилежание. П – формировать смысловое чтение, схематично выделять орфограмму, выполнять различные умственные операции. Р – принимать учебную задачу, планировать действия для её выполнения, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, корректировать результаты. К – выражать свои мысли с учётом задач и ситуации. Пр. – распознавать части речи, определять «работу» мягкого знака в разных частях речи, использовать правило при написании глаголов 2-го л. ед.ч., осуществлять орфографический контроль. Л – формировать познавательную активность, адекватно оценивать свои результаты. Р – принимать учебную задачу, планировать свои действия для её решения, действовать по алгоритму, выполнять различные учебные действия, контролировать выполнение, вносить коррективы. П – выполнять различные умственные операции, владеть способами решения орфографических задач, схематично выделять орфограмму. К – выражать свои мысли с учётом поставленной задачи, составлять речевые высказывания, соблюдая нормы литературного языка. Пр. – правильно образовывать глаголы 2-го л. ед.ч. с учётом вида глагола, использовать правило при написании глаголов 2-го л. ед.ч., осуществлять орфографический контроль. Л- адекватно оценивать свои результаты, формировать культуру труда, прилежание. Р – принимать учебную задачу, планировать свои действия для её решения, действовать по алгоритму, выполнять различные учебные действия, контролировать выполнение. П – выполнять различные умственные операции, схематично выделять орфограмму. К. – выражать мысли с учётом поставленной задачи. Пр. – правильно образовывать глаголы 2-го л. ед.ч., использовать правило при написании глаголов 2-го л.ед.ч., осуществлять орфографический контроль. |
6. Самостоятельная работа – 5 мин | -Проверим себя. Научились ли мы, используя составленный нами алгоритм действий, выполнять новую орфографическую задачу. Упр.176, стр.86. -Прочитайте. Поспешишь – людей насмешишь. Поживём – увидим. Слезами горю не поможешь. Соловья баснями не кормят. Маслом кашу не испортишь. И сокол выше солнца не летает. -Что вы прочитали? (пословицы, народную мудрость). - Объясните смысл выражений. В каких случаях их можно употребить? (2-3 ситуации) -Закройте свои учебники. Выборочный диктант. - Я читаю пословицы, вы записываете только глаголы 2-го л. ед.ч. -В выписанных глаголах выделить известные вам орфограммы (сочетание ши, безударный гласный в корне, написание приставок, окончания глаголов 2-го л.ед.ч.) Взаимопроверка по работе одного из учеников (через документ – камеру). Оценить работу своего одноклассника, используя критерии: «+» выписаны все глаголы 2-го лица ед.ч. правильно «+» найдены и правильно выделены все орфограммы «+» работа выполнена аккуратно, красиво | Учатся выражать свои мысли с учётом ситуации с соблюдением норм литературного языка. Решают орфографическую задачу с использованием памятки. Вступают в сотрудничество с одноклассниками, участвуют в совместной деятельности. Учатся оценивать результаты. | Л - усваивать этические нормы, принятые в обществе, адекватно оценивать свои результаты. К – выражать свои мысли с учётом ситуации общения, составлять речевые высказывания, соблюдая нормы литературного языка. П – выполнять различные умственные операции, владеть общими способами решения конкретных орфографических задач. Р – принимать учебную задачу, планировать свои действия для её решения, действовать по алгоритму, выполнять различные учебные действия, контролировать выполнение. Пр. - распознавать глаголы 2-го л. ед.ч. наст.и буд. вр., использовать правило при написании глаголов 2-го л. ед.ч., находить орфограммы, определять тип орфограммы, осуществлять орфографический контроль. |