Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: 2 лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени
Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: 2 лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени
Разработка урока по русскому языку для 4 класса
Тема: 2 лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени
Цели и задачи:
Образовательные:формировать умение спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов; познакомить с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица единственного числа;
Развивающие:развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки общения в группе, работать над культурой речи и её развитием, пополнять словарный запас;
Воспитательные:поддерживать интерес к предмету; умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
Здоровьесберегающие:создавать ситуацию успеха, следить за чередованием смены динамических поз учащихся.
Оборудование:карточки для индивидуальной работы, мяч.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: 2 лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени»
Разработка урока по русскому языку для 4 класса
Тема: 2 лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени
Цели и задачи:
Образовательные:формировать умение спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов; познакомить с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица единственного числа;
Развивающие:развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки общения в группе, работать над культурой речи и её развитием, пополнять словарный запас;
Воспитательные:поддерживать интерес к предмету; умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
Здоровьесберегающие:создавать ситуацию успеха, следить за чередованием смены динамических поз учащихся.
Оборудование:карточки для индивидуальной работы, мяч.
Ход урока.
Организационный момент.
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.
Актуализация знаний. Повторение
- О какой части речи говорится? (О глаголе). Как вы узнали?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Как называется начальная форма глагола? (Неопределенная форма).
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Что делать? Что сделать?)
- Какие окончания имеют глаголы неопределенной формы? ( - ть, - ти, - чь)
- Как изменятся глагола? (Глаголы изменяются по числам и по временам).
- Глаголы какого времени мы начали изучать? (Глаголы настоящего и будущего времени).
_ На какие вопросы отвечают глаголы настоящего и будущего времени? ( Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы Что делает? Что делают? Глаголы будущего времени отвечают на вопросы Что будет делать? Что будут делать? Что сделает? Что сделают?)
- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? (По лицам и числам).
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (Спряжением).
3. Чистописание.
- е ет ем ете ешь ут ют
- и ит им ите ишь ат ят
- Что вы записали? (Окончания глаголов настоящего и будущего времени 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.).
- Назовите окончания глаголов 1 лица – (у, ю, ем, им); 2 лица – (-ешь, ишь, ете, ите), 3 лица – (ет, ут, ют, ит, ат, ят).
4. Фронтальная проверка.
Проспрягайте глаголы «идти, построить», поставив их в настоящее и будущее время. Называйте окончания глаголов. (Использовать таблицуспряжения глаголов. Работают по цепочке.)
Единственное число. Множественное число
1 лицоя иду, я построю мы идем, мы построим
2 лицоты идёшь, ты построишьвы идете, вы построите
3 лицоон, она, оно идет, построит они идут, они построят
5. Создание проблемной ситуации.Объяснение нового материала.
Грамматическая задача. На доске записаны части речи. Их нужно распределить в 2 столбика по каким-то признакам.
- Подумайте, как это сделать? (Высказывания детей).
- Выделите окончания, сделайте вывод. (Работают по цепочке, объясняя свои действия).
Вывод: в 1 столбике – глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени; во 2 столбике – имена существительные женского рода с шипящей на конце.
- Сформулируйте тему урока. (Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.)
- Какая особенность в написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени? (Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени имеют окончания – ешь, - ишь, на конце которых пишется мягкий знак).
- Сравните свой вывод с выводом учебника на стр. 186. (Читают вывод на стр. 186).
6. Работа с тренажером для органов зрения.
7. Закрепление.
а) Самостоятельная работа по учебнику с последующей проверкой.
Упражнение 429.
Мел.
Ты пишешь мелом на доске. А знаешь ли ты, что такое мел?
Если ты взглянешь на кусочек мела через сильное увеличительное стекло, то ты увидишь в нем остатки раковин и обломки скелетов вымерших морских животных.
Мел откладывался миллионы лет на дне моря. Потом море ушло. Морское дно стало сушей. Сейчас здесь добывают мел.
- Прочитайте. Как поняли задание?
(Нужно списать только те предложения, в которых есть глаголы 2 лица единственного числа . Выделить окончания глаголов. Подчеркнуть безударные гласные в корне слова).
В это же время ученик работает на обратной стороне доски, выполняет то же самое упражнение для последующей проверки. 3 ученика выполняют аналогичное задание по индивидуальной карточке.
Карточка.Спиши только те предложения, в которых есть глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Выдели окончания. Подчеркни безударные гласные в корне.
Рябчики.
В листве рябчика и не заметишь. Проходишь мимо гнезда и никого не видишь. Рябчик пестренький, на спинке полосочка. Он в листьях прижмется, не шелохнется. Заденешь нечаянно рябчика и все равно не узнаешь его. А когда уйдешь, рябчиха команду даст. Все рябчата к ней кинутся. Выставляются оценки за выполнение работы по карточке).
б) Проверка. Упр. 429
Ты пишешь мелом на доске. А знаешь ли, что такое мел?
Если ты взглянешь на кусочек мела через сильное увеличительное стекло, то ты увидишь в нем остатки раковин и обломки скелетов вымерших морских животных.
- Назови глаголы 2 лица единственного числа .
- Какова особенность в написании окончаний этих глаголов?
- В каком времени стоят эти глаголы?
- В каких словах и как проверял безударную гласную в корне слова? ( Стекло – стёкла, вымерших – мёртвый, морских – море).
Выставление оценок за работу.
8. Работа с пословицами в группах (по методике Ривина. Схема работы на доске.)
Вставь в пословицы глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Выделите окончания глаголов. Умейте объяснить смысл пословицы.
Тише . . . , дальше … .
Раньше …. , раньше и ….. .
Что …. пером, не … и топором.
Руки не …. , так и ложки не ….. .
… минуту, … часы.
Конь вырвется - …. , а слова сказанного не …. .
… - людей …. .
Корову не … , молока не …. .
Слова для справок: поспешишь – насмешишь, едешь – будешь, напишешь – не вырубишь, не протянешь – не достанешь, упустишь – потеряешь, начнёшь – кончишь, догонишь – не воротишь, поспешишь – насмешишь, не накормишь – не получишь.
Каждый ученик списывает пословицы со своей карточки, затем дети меняются карточками с соседом по парте, затем работают по схеме: 1 – 3, 2 – 4, 1 – 4, 2 – 3.
Выполнив работу, проверяют в группе по «ключу»:
Тише едешь, дальше будешь.
Раньше начнёшь, раньше и кончишь.
Что напишешь пером, не вырубишь и топором.
Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.
Упустишь минуту, потеряешь часы.
Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Корову не накормишь, молока не получишь. (Выставляются оценки за работу на основе самоанализа).
Динамическая пауза с мячом.
Называю глаголы в неопределенной форме и бросаю мяч ученику, ученик ловит мяч и называет этот глагол во 2 лице единственного числа настоящего или будущего времени.
Платить – платишь пожелать – пожелаешь
Кидать – кидаешь проводить – проводишь
Бросать – бросаешь покупать – покупаешь
Точить – точишь запутать – запутаешь
Угощать – угощаешь насолить – насолишь
Творческая работа в группах (Каждой группе дается карточка)
Вставьте подходящие по смыслу глаголы 2 лица единственного числа в предложения.
Озаглавьте текст.
Летом ты _____________ с первыми лучами солнца. ____________ мыло, полотенце и _______________ на речку. Быстро ______________ рубашку и ____________ в прохладную воду. После купания ________________ на берег и ___________ полотенцем всё тело. Потом быстрым шагом _______________ домой.
Чтение работ.
Домашнее задание. Упр. 430, выучить правило на стр. 186
12. Итог урока.
- Как пишутся глаголы 2 лица единственного числа в настоящем и будущем времени?
- Какие окончания имеют эти глаголы?
- Какую роль выполняет мягкий знак в окончании этих глаголов? (Является показателем глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени).
13. Рефлексия. ( На доске прикреплено дерево)
Если ты понял материал и можешь объяснить другому – прикрепи на дерево плод.