kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: 2 лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку для 4 класса

Тема: 2 лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени

Цели и задачи:

Образовательные: формировать умение спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов; познакомить с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица единственного числа;

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки общения в группе, работать над культурой речи и её развитием, пополнять словарный запас;

Воспитательные: поддерживать интерес к предмету; умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;

Здоровьесберегающие: создавать ситуацию успеха, следить за чередованием смены динамических поз учащихся.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мяч.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: 2 лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени»

Разработка урока по русскому языку для 4 класса

Тема: 2 лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени

Цели и задачи:

Образовательные: формировать умение спрягать глаголы настоящего и будущего времени, распознавать лицо и число глаголов; познакомить с особенностью написания окончаний в глаголах 2 лица единственного числа;

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки общения в группе, работать над культурой речи и её развитием, пополнять словарный запас;

Воспитательные: поддерживать интерес к предмету; умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;

Здоровьесберегающие: создавать ситуацию успеха, следить за чередованием смены динамических поз учащихся.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мяч.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду – всё в действие придет.

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб в полях растет.

  1. Актуализация знаний. Повторение

- О какой части речи говорится? (О глаголе). Как вы узнали?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Как называется начальная форма глагола? (Неопределенная форма).

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Что делать? Что сделать?)

- Какие окончания имеют глаголы неопределенной формы? ( - ть, - ти, - чь)

- Как изменятся глагола? (Глаголы изменяются по числам и по временам).

- Глаголы какого времени мы начали изучать? (Глаголы настоящего и будущего времени).

_ На какие вопросы отвечают глаголы настоящего и будущего времени? ( Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы Что делает? Что делают? Глаголы будущего времени отвечают на вопросы Что будет делать? Что будут делать? Что сделает? Что сделают?)

- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? (По лицам и числам).

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (Спряжением).

3. Чистописание.

- е ет ем ете ешь ут ют

- и ит им ите ишь ат ят

- Что вы записали? (Окончания глаголов настоящего и будущего времени 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.).

- Назовите окончания глаголов 1 лица – (у, ю, ем, им); 2 лица – (-ешь, ишь, ете, ите), 3 лица – (ет, ут, ют, ит, ат, ят).

4. Фронтальная проверка.

Проспрягайте глаголы «идти, построить», поставив их в настоящее и будущее время. Называйте окончания глаголов. (Использовать таблицу спряжения глаголов. Работают по цепочке.)

Единственное число. Множественное число

1 лицо я иду, я построю мы идем, мы построим

2 лицо ты идёшь, ты построишь вы идете, вы построите

3 лицо он, она, оно идет, построит они идут, они построят

5. Создание проблемной ситуации. Объяснение нового материала.

Грамматическая задача. На доске записаны части речи. Их нужно распределить в 2 столбика по каким-то признакам.

- Подумайте, как это сделать? (Высказывания детей).

Постучишь, промолчишь, дрожь, зашьешь, тишь, помощь, решишь, поможешь, тушь, читаешь, брошь, мелькаешь, сушь, синеешь, вещь, щебечешь, брешь, мышь.

- Выделите окончания, сделайте вывод. (Работают по цепочке, объясняя свои действия).

Вывод: в 1 столбике – глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени; во 2 столбике – имена существительные женского рода с шипящей на конце.

- Сформулируйте тему урока. (Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.)

- Какая особенность в написании окончаний глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени? (Глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени имеют окончания – ешь, - ишь, на конце которых пишется мягкий знак).

- Сравните свой вывод с выводом учебника на стр. 186. (Читают вывод на стр. 186).

6. Работа с тренажером для органов зрения.



7. Закрепление.

а) Самостоятельная работа по учебнику с последующей проверкой.


Упражнение 429.

Мел.

Ты пишешь мелом на доске. А знаешь ли ты, что такое мел?

Если ты взглянешь на кусочек мела через сильное увеличительное стекло, то ты увидишь в нем остатки раковин и обломки скелетов вымерших морских животных.

Мел откладывался миллионы лет на дне моря. Потом море ушло. Морское дно стало сушей. Сейчас здесь добывают мел.


- Прочитайте. Как поняли задание?

(Нужно списать только те предложения, в которых есть глаголы 2 лица единственного числа . Выделить окончания глаголов. Подчеркнуть безударные гласные в корне слова).

В это же время ученик работает на обратной стороне доски, выполняет то же самое упражнение для последующей проверки. 3 ученика выполняют аналогичное задание по индивидуальной карточке.

Карточка. Спиши только те предложения, в которых есть глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Выдели окончания. Подчеркни безударные гласные в корне.

Рябчики.

В листве рябчика и не заметишь. Проходишь мимо гнезда и никого не видишь. Рябчик пестренький, на спинке полосочка. Он в листьях прижмется, не шелохнется. Заденешь нечаянно рябчика и все равно не узнаешь его. А когда уйдешь, рябчиха команду даст. Все рябчата к ней кинутся. Выставляются оценки за выполнение работы по карточке).

б) Проверка. Упр. 429

Ты пишешь мелом на доске. А знаешь ли, что такое мел?

Если ты взглянешь на кусочек мела через сильное увеличительное стекло, то ты увидишь в нем остатки раковин и обломки скелетов вымерших морских животных.

- Назови глаголы 2 лица единственного числа .

- Какова особенность в написании окончаний этих глаголов?

- В каком времени стоят эти глаголы?

- В каких словах и как проверял безударную гласную в корне слова? ( Стекло – стёкла, вымерших – мёртвый, морских – море).

Выставление оценок за работу.

8. Работа с пословицами в группах (по методике Ривина. Схема работы на доске.)

Вставь в пословицы глаголы 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Выделите окончания глаголов. Умейте объяснить смысл пословицы.

  1. Тише . . . , дальше … .

  2. Раньше …. , раньше и ….. .

  3. Что …. пером, не … и топором.

  4. Руки не …. , так и ложки не ….. .

  5. … минуту, … часы.

  6. Конь вырвется - …. , а слова сказанного не …. .

  7. … - людей …. .

  8. Корову не … , молока не …. .

Слова для справок: поспешишь – насмешишь, едешь – будешь, напишешь – не вырубишь, не протянешь – не достанешь, упустишь – потеряешь, начнёшь – кончишь, догонишь – не воротишь, поспешишь – насмешишь, не накормишь – не получишь.

Каждый ученик списывает пословицы со своей карточки, затем дети меняются карточками с соседом по парте, затем работают по схеме: 1 – 3, 2 – 4, 1 – 4, 2 – 3.

Выполнив работу, проверяют в группе по «ключу»:

  1. Тише едешь, дальше будешь.

  2. Раньше начнёшь, раньше и кончишь.

  3. Что напишешь пером, не вырубишь и топором.

  4. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.

  5. Упустишь минуту, потеряешь часы.

  6. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.

  7. Поспешишь – людей насмешишь.

  8. Корову не накормишь, молока не получишь. (Выставляются оценки за работу на основе самоанализа).


  1. Динамическая пауза с мячом.

Называю глаголы в неопределенной форме и бросаю мяч ученику, ученик ловит мяч и называет этот глагол во 2 лице единственного числа настоящего или будущего времени.

Платить – платишь пожелать – пожелаешь

Кидать – кидаешь проводить – проводишь

Бросать – бросаешь покупать – покупаешь

Точить – точишь запутать – запутаешь

Угощать – угощаешь насолить – насолишь


  1. Творческая работа в группах (Каждой группе дается карточка)

Вставьте подходящие по смыслу глаголы 2 лица единственного числа в предложения.

Озаглавьте текст.

Летом ты _____________ с первыми лучами солнца. ____________ мыло, полотенце и _______________ на речку. Быстро ______________ рубашку и ____________ в прохладную воду. После купания ________________ на берег и ___________ полотенцем всё тело. Потом быстрым шагом _______________ домой.

Чтение работ.

  1. Домашнее задание. Упр. 430, выучить правило на стр. 186

12. Итог урока.

- Как пишутся глаголы 2 лица единственного числа в настоящем и будущем времени?

- Какие окончания имеют эти глаголы?

- Какую роль выполняет мягкий знак в окончании этих глаголов? (Является показателем глаголов 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени).

13. Рефлексия. ( На доске прикреплено дерево)

Если ты понял материал и можешь объяснить другому – прикрепи на дерево плод.

Если ты не понял – прикрепи цветок.

Если ты ничего не понял – прикрепи листок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Храмова Ирина Михайловна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248433


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства