kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия к участникам речи. То есть, лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.



Подробнее: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/lica-glagolov#ixzz5lCL5gcaH

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

.

Тема: "2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: научить распознавать глаголы 2-го лица единственного числа.

Задачи урока:

Образовательные: научить правильно писать окончание глаголов 2-го лица единственного числа.

Развивающие: развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость; контроль и самоконтроль работы одноклассников, связную устную и письменную речь;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к одноклассникам.

Планируемые результаты урока:

ПРЕДМЕТНЫЕ – использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные – построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез; установление причинно- следственных связей;

Регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные - построение монологических и диалогических высказываний; использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебной задачи.

ЛИЧНОСТНЫЕ - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть.


ХОД УРОКА:

  1. Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята.


- Скажите, как вы понимаете пословицу?


Сильный победит одного, знающий - тысячу.


- Пословица означает, что с помощью знаний любое дело будет гораздо эффективнее и лучше, чем без них. Поэтому мы должны хорошо учиться, чтобы добиваться каких-либо целей.

Приветствуют учителя.


Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение.


  1. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания (упр. 170)


- Назовите тему текста.

- Как вы озаглавили текст?

- Какой отрывок вы списали? Докажите, что он описательный.

- Какая часть речи преобладает в повествовательной части?

- Назовите части слова посмотришь.

- Прочитайте слова.

В…ехал, в…юга, с…ела, вороб…и, сверх…естественный, л…ют, об…явить

- На какие 2 группы их можно разделить?

- Когда в словах пишется разделительный твердый знак?

- Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?


- Устно разделите слова в 2 столбика.

- Откройте тетради, запиши число, классная работа.

- Запишите предложения.

Весной грачи вьют гнезда на деревьях.

Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?

На двери подъезда висело объявление.

- Какие слова записали с разделительным твердым знаком? Почему?

- Какие слова записали с разделительным мягким знаком? Почему?

- Разберите 1 предложение синтаксически.


- Определите лицо глаголов.


Рисую, рисуешь, рисует; полечу, полетишь, полетит; улыбаюсь, улыбаешься, улыбается.

- Как определили лицо?

- Что общего вы заметили в написании окончаний глагола 2-го лица единственного числа?

- Сформулируйте задачи урока.

- Пеликан – интересная птица.

- «Рыбалка пеликанов».

-1, так как в этой части много имен прилагательных.

- Глагол.

- Приставка (по-), корень (-смотр-), окончание (-ишь), основа (посмотр-).

Читают слова.


- Слова с разделительным мягким знаком и слова с разделительным твердым знаком.



- Разделительный твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную перед е, ё, ю, я.



- Разделительный мягкий знак пишется или в корне, или между корнем и окончанием.



Въехал

Съела

Сверхъестественный

Объявить

Вьюга

Воробьи

Льют



Записывают число, классная работа.

- Объедки (после приставки перед е), подъезда (после приставки перед е), объявление (после приставки перед я).

- Вьют (в корне), на деревьях (между корнем и окончанием).

Весной грачи вьют гнезда на деревьях. (сущ., сущ., глаг., сущ., предлог, сущ.)

- Рисую (я – 1л.), рисуешь (ты – 2л.), рисует (он – 3л.); полечу (я – 1л.), полетишь (ты – 2л.), полетит (он – 3л.); улыбаюсь (я – 1л.), улыбаешься (ты – 2л.), улыбается (он – 3л.).

- По личным местоимениям, по окончаниям.

- Окончания –ешь, -ишь.

- Научиться распознавать глаголы 2-го лица и правильно их писать.

  1. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

- Откройте учебник на с. 85 упр. 171.


- Прочитайте таблицу.

- Определите лицо и число глаголов.

- Прочитайте правило (2-3 ученика).


С. 85 упр. 172


- Прочитайте текст.


- О каких цветах вы прочитали в тексте?


- Видели ли вы их когда-нибудь? Какого они цвета?


- С чем сравнивает их автор текста?


- Выпишите выделенные глаголы с вопросами.



- Определите время, лицо, число и выделите окончания.


- Повторите правило.

- Настоящее время – что делаешь? – слушаешь, видишь.

Будущее время – что сделаешь? что будешь делать? – поздравишь, будешь писать.


- Все глаголы 2 лица, ед. числа.


- Глаголы настоящего и будущего времени во 2-ом лице единственного числа имеют личные окончания –ешь, -ёшь, -ишь. На конце глаголов 2-го лица пишется мягкий знак (ь): слушаешь, учишь.




Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас все равно не забудешь.

Увидишь голубое небо весной, - нас вспомнишьВстретишь голубое чистое озерцо, - нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые, - опять нас вспомнишь. Мы ведь – незабудки.


- О незабудках.


- Голубые, розовые.


- С небом, с озером, с голубыми глазами.


- Что сделаешь? – не забудешь. Что сделаешь? – увидишь. Что сделаешь? – вспомнишь. Что сделаешь? – встретишь.


- Все глаголы 2 лица, будущего времени, единственного числа.


Повторяют правило (2-3 ученика)

  1. Первичное закрепление во внешней речи

С. 86 упр. 173


- Прочитайте.


- Что нужно помнить при выполнении задания?



Звонить – звонишь, спать – …, цвести – …, стучать – …, плыть – …, лететь – ….


С. 86 упр. 174 (устно)

- Прочитайте диалог.

- О чём он?

- В каких словах встретился мягкий знак?

- На что указывает мягкий знак в этих словах?



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Глаголы 2-го лица единственного числа имеют окончания -ешь, -ишь и пишутся с мягким знаком на конце.


- Звонить – звонишь, спать – спишь, цвести – цветёшь, стучать – стучишь, плыть – плывёшь, лететь – летишь.

Читают диалог по ролям.

- О том, как хорошо послушать тишину.

- Молчишь, тишь.

- В слове тишь мягкий знак указывает на то, что это существительное женского рода, а в слове молчишь – на то, что это глагол 2 лица единственного числа.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

С. 86 упр. 176


1 вариант списывает предложения под номерами 1, 2, 3.

2 вариант – 4, 5, 6.


- Определите время, лицо, число каждого глагола и выделите личные окончания.


Взаимопроверка.

  1. Поспешишь (буд. время, 2 лицо, ед. число) – людей насмешишь (буд. время, 2 лицо, ед. число).

  2. Поживём (буд. время, 1 лицо, мн. число) – увидим (буд. время, 1 лицо, мн. число).

  3. Слезами горю не поможешь (буд. время, 2 лицо, ед. число).

  4. Соловья баснями не кормят (наст. время, 3 лицо, мн. число).

  5. Маслом кашу не испортишь (буд. время, 2 лицо, ед. число).

  6. И сокол выше солнца летает (наст. время, 3 лицо, ед. число).

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Образуйте от каждого глагола глагол в форме 2-го лица единственного числа. Выделите окончания.


Стоять – стоишь, нести - …, гореть - …, петь - …, постоять - …, принести - …, сгореть - …, запеть - ….


Стоять – стоишь, нести - несёшь, гореть - горишь, петь - поёшь, постоять - постоишь, принести - принесёшь, сгореть - сгоришь, запеть - запоешь.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Повторите правило.

- Поднимите руки те, кто всё понял и теперь сможет применять полученные знания?

- Поднимите руки те, кто всё понял, но еще есть то, что не получается

- Молодцы, хорошо поработали!


Д/З с.86 упр.175, правило.


- Урок окончен.



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

Автор: Османова Патимат Магомедтагировна

Дата: 15.04.2019

Номер свидетельства: 507239

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Открытый урок на тему "Домбровой кружок" Личные окончания глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени."
    ["seo_title"] => string(117) "otkrytyiuroknatiemudombrovoikruzhoklichnyieokonchaniiaghlagholovnastoiashchieghoproshiedshieghobudushchieghovriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "298676"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456389164"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Презентация по русскому языку по теме "2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_po_russkomu_iazyku_po_teme_2_e_litso_glagolov_nastoiashchego_i_bud"
    ["file_id"] => string(6) "653318"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1718905832"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: 2 лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени"
    ["seo_title"] => string(145) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-po-tiemie-2-litso-ghlagholov-iedinstviennogho-chisla-nastoiashchiegho-i-budushchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "248433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446726037"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "«Правописание глаголов 2 лица единственного числа» "
    ["seo_title"] => string(56) "pravopisaniie-ghlagholov-2-litsa-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "241290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445215527"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Урок по русскому языку в 7 классе на тему: "Повелительное и условное наклонения глаголов" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-na-tiemu-povielitiel-noie-i-uslovnoie-naklonieniia-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "242050"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445364042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства