2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе
Что такое лицо глагола в русском языке?
Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия к участникам речи. То есть, лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.
Просмотр содержимого документа
«2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
.
Тема: "2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: научить распознавать глаголы 2-го лица единственного числа.
Задачи урока:
Образовательные: научить правильно писать окончание глаголов 2-го лица единственного числа.
Развивающие: развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость; контроль и самоконтроль работы одноклассников, связную устную и письменную речь;
Воспитательные:воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к одноклассникам.
Планируемые результаты урока:
ПРЕДМЕТНЫЕ – использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные – построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез; установление причинно- следственных связей;
Регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Коммуникативные - построение монологических и диалогических высказываний; использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебной задачи.
ЛИЧНОСТНЫЕ - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу.
Оборудование: Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть.
ХОД УРОКА:
Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Скажите, как вы понимаете пословицу?
Сильный победит одного, знающий - тысячу.
- Пословица означает, что с помощью знаний любое дело будет гораздо эффективнее и лучше, чем без них. Поэтому мы должны хорошо учиться, чтобы добиваться каких-либо целей.
Приветствуют учителя.
Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение.
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания (упр. 170)
- Назовите тему текста.
- Как вы озаглавили текст?
- Какой отрывок вы списали? Докажите, что он описательный.
- Какая часть речи преобладает в повествовательной части?
- Научиться распознавать глаголы 2-го лица и правильно их писать.
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
- Откройте учебник на с. 85 упр. 171.
- Прочитайте таблицу.
- Определите лицо и число глаголов.
- Прочитайте правило (2-3 ученика).
С. 85 упр. 172
- Прочитайте текст.
- О каких цветах вы прочитали в тексте?
- Видели ли вы их когда-нибудь? Какого они цвета?
- С чем сравнивает их автор текста?
- Выпишите выделенные глаголы с вопросами.
- Определите время, лицо, число и выделите окончания.
- Повторите правило.
- Настоящее время – что делаешь? – слушаешь, видишь.
Будущее время – что сделаешь? что будешь делать? – поздравишь, будешь писать.
- Все глаголы 2 лица, ед. числа.
- Глаголы настоящего и будущего времени во 2-ом лице единственного числа имеют личные окончания –ешь, -ёшь, -ишь. На конце глаголов 2-го лица пишется мягкий знак (ь): слушаешь, учишь.
Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас все равно не забудешь.
Увидишь голубое небо весной, - нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озерцо, - нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые, - опять нас вспомнишь. Мы ведь – незабудки.
- О незабудках.
- Голубые, розовые.
- С небом, с озером, с голубыми глазами.
- Что сделаешь? – не забудешь. Что сделаешь? – увидишь. Что сделаешь? – вспомнишь. Что сделаешь? – встретишь.
- Все глаголы 2 лица, будущего времени, единственного числа.
- В слове тишь мягкий знак указывает на то, что это существительное женского рода, а в слове молчишь – на то, что это глагол 2 лица единственного числа.
Самостоятельная работа с самопроверкой
С. 86 упр. 176
1 вариант списывает предложения под номерами 1, 2, 3.
2 вариант – 4, 5, 6.
- Определите время, лицо, число каждого глагола и выделите личные окончания.
Взаимопроверка.
Поспешишь (буд. время, 2 лицо, ед. число) – людей насмешишь (буд. время, 2 лицо, ед. число).
Поживём (буд. время, 1 лицо, мн. число) – увидим (буд. время, 1 лицо, мн. число).
Слезами горю не поможешь (буд. время, 2 лицо, ед. число).
Соловья баснями не кормят (наст. время, 3 лицо, мн. число).
Маслом кашу не испортишь (буд. время, 2 лицо, ед. число).
И сокол выше солнца летает (наст. время, 3 лицо, ед. число).
Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Образуйте от каждого глагола глагол в форме 2-го лица единственного числа. Выделите окончания.