Изучить способ определения и выделения слов ещё одной группы (части речи) по вопросам «какой? какая? какое? какие?»
- актуализировать процесс использования в речи детьми выразительных слов – признаков;
- закрепить знания об изученных орфограммах.
Этап | Задачи | Содержание | Результат |
1. Организация учебного процесса | | Приветствие. Настрой на урок. – Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок? Постарайтесь все понять? Учитесь тайны открывать! Ответы полные давайте! И на уроке не зевайте! Слайд. | для детей: доброжелательный настрой, приподнятое настроение, интрига; для учителя: настрой аудитории на сотрудничество, творчество, стимулирование деятельности. |
2.Создание информационного поля | создать проблемную ситуацию, подготовить к изучению новой темы | Посмотрите на девиз нашего урока «Учитесь открывать!» - А что можно открыть для себя на уроке? - Какие есть предположения? Итак, запомните наш девиз.
Разминка пальцев | для детей: осознание темы и проблемы урока; для учителя: стимулирование процессов анализа, внимания, критического мышления |
3. Минутка чистописания | развитие моторики рук, повторить навыки каллиграфии | Слайд. - Какие буквы к нам приплыли на минутку чистописания?... - В алфавите она стоит после буквы «И» К к Кк Т т Тт (характеристика букв и звуков, их каких элементов состоит) Сто одёжек и все без застежек. Что это? К а п у с т а. от латинского КАПУТ-голова Слайд. - И похожа капуста на голову… Словарное слово… -Делим на слоги, ударение, орфограмма Проведем звуко-буквенный разбор этого слова. Однокоренные… Повторим словарное слово, которое узнали вчера… ПЕНАЛ - пенна, от латинского, перо. КороБочка, куда складывали перья. А сейчас в пенале мы не носим перья… | |
| | | |
4. Обозначение темы и содержания деятельности на уроке | создать условия для восприятия нового материала с помощью презентации, познакомить с темой и целями урока | Презентация. Объяснение. Какой? Кто? Что? страшный кузнечик …… тетрадь ………… облако -Что объединяет слова столбика? - ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС … ОБОЗНАЧАЮТ … - Дополни предметы признаками: волк какой? (большой, серый, страшный,…) и т.д. кот какой?(голодный, маленький, ласковый); кузнечик какой? (зелёный, маленький, …) Что их объединяет? Как назвать часть речи, которая отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета? ….. - ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ УРОКА Сегодня мы познакомимся со словами, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Будем учиться задавать вопросы к таким словам, подбирать к предмету слово-признак, понаблюдаем, Для чего они нужны?
| для детей: включение в рабочий ритм и организация внимания, знакомство с темой и целями урока для учителя: стимулирование процессов внимания и процесса восприятия с помощью ТСО, раскрытие общих целей урока |
5. Актуализация знаний и опыта учащихся, введение в тему | организовать деятельность учащихся по ликвидации пробелов в ранее полученных знаниях. | Устное упражнение. Фронтальная работа. Слайд. – Да здравствует, мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! - Из какого произведения эти строки. Какой признак у каждого предмета? Для чего эти слова нужны? (чтоб отличить один предмет от другого, точнее его описать, украсить нашу речь) Работа в тетрадях. Придумать предложение по картинке. Слайд. – Выслушиваются варианты предложений. Записать на доске и в тетради одно предложение, выделить карандашом опасные места в словах. | для детей: ликвидация пробелов в ранее полученных знаниях, орфографическая пропедевтика, развитие речи, расширение кругозора для учителя: контроль знаний, умений и навыков учащихся, выявление и устранение недостатков, развитие памяти, мышления, речи, кругозора, введение в тему |
6. Физминутка | дать возможность обучающимся отдохнуть и получить физическую и эмоциональную разрядку. | – Встаньте у своих мест. Сейчас Мурат приглашает нас на зарядку. А вы ему помогайте - «Кузнечики»
| для детей: физическая разрядка, эмоциональный подъём для учителя: развитие эмоционально-чувственной сферы |
7. Усвоение новых знаний | формировать у учащихся конкретные представления по новой теме, воспитывать чуткое и бережное отношение, чувства ответственности | Работа в группах с опорой на презентацию. – К слову-предмету можно подобрать много слов-признаков, – Приглашаю вас поработать в группах. Юля нарисовала цветок. Он получился ________. Строители построили дом. Дом оказался _______. Дима любит сказки, потому что они ___________. Летом мы отдыхали на море. Море было _______. Я решил задачу. Она оказалась _______________. Алиму подарили щенка. Щенок был ___________. | для детей: получение новых знаний с опорой на жизненный опыт и иллюстративный материал; для учителя: создание проблемной ситуации, развитие мышления, наблюдательности, стимулирование познавательной активности. |
8.Первичная проверка понимания | практическим путём установить роль слов-признаков в нашей речи; первичная рефлексия с целью корректировки | Сообщающая беседа.
– А зачем нужны слова-признаки? Оказывается, они украшают нашу речь, более точно описывают предметы. Я предлагаю вам в этом убедиться.
– Попробуйте украсить словами-признаками следующие предложения.
Был ____ день. Смотрю на _____ небо. Там кружат ___________ ласточки. Какой текст оказался более интересным, красивым? – Добавим в это предложение слова признаки: Прочитайте новый вариант этого же текста. Какой текст вам больше нравится, какой звучит интереснее? Работа в тетрадях. Учебно-трудовое упражнение. – Т.е. мы убедились, что слова-признаки украшают нашу речь. Запишите последнее предложение. Подчеркнём «красивые» слова красивой волнистой линией. | для детей: возможность проявить творческие способности на основе учебного материала; для учителя: развитие речи, практическое усвоение новых знаний. |
9. Физминутка | дать возможность отдохнуть и получить физическую и эмоцион. разрядку. | – А сейчас опять зарядка для глаз .
| для детей: физическая разрядка, эмоциональный подъём для учителя: развитие эмоционально-чувственной сферы |
10. Самостоятельная работа в парах. | Стимулировать интерес к учению через познавательную игру | Работа в парах. Буквенный диктант. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н Ы Е | для детей: творческое самовыражение, сотрудничество в малой группе, применение новых знаний в игре для учителя: развитие навыков сотрудничества, эмоциональный подъём, усвоение новых знаний через игру, позитивное отношение к учёбе, воспитание внимательности и доброжелательности к ответам других детей. |
11. Закрепление | развивать умение выделять признак предмета, задавать вопрос к слову-признаку | Учебно-тренировочные упражнения. Фронтальная работа. – Дорога- Дерево- Лес- Береза- Город- Школа- Рисунок- Рассказ- Ученик- | для детей: применение полученных знаний для учителя: контроль и корректировка новых знаний |
12. Рефлексия | подведение итогов урока | -Все ли тайны, знания русского языка мы смогли открыть? Вспомним наш девиз… Вернемся к вопросу: ДЛЯ ЧЕГО…? Где в жизни могут пригодиться? – Наш урок окончен. Что нового вы узнали? Чему научились? Кого из товарищей в группе вы бы поблагодарили?
– Какими словами-признаками можно описать наш урок? (интересный, познавательный, игровой и т.д.) Оценим свою работу на лесенке успеха… | для детей: открытость в самооценке, анализ деятельности; для учителя: получение информации о первичном понимании и усвоении темы урока, эмоциональный отклик на урок, развитие умения анализировать. |