Просмотр содержимого документа
«1 класс Русская грамота "Звуки и буквы" »
Русская грамота
1класс
Тема урока: Звуки и буквы.
Цели урока:
1.
Подготовить учащихся к восприятию в последующих классах темы «Произношение и написание безударных гласных»;
2.
первоначальное знакомство со способами проверки безударных гласных;
3.
подготовка детей к понятию «проверочные слова».
4.
Воспитывать и развивать нравственные понятия: дружба, взаимоуважение, взаимопомощь и др.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений;
Структура урока: модульная
Методы обучения: аналитико-синтетический метод, его современный вариант – слогофонемный.
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый;
Ход урока.
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2.
Проверка домашнего задания.
Во время проверки домашнего задания 4-5 учащихся работают по карточкам.
Чтение пословиц и объяснение смысла пословиц.
3.
Чистописание
Упр. 10 стр. 39
4.
Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
Актуализация известных учащимся знаний об ударных и безударных гласных звуках в словах.
К этому моменту учащиеся имеют знания и опыт работы над звуками и буквами:
различают звуки и буквы;
называют признаки гласных и согласных звуков;
умеют распознавать (слышать) йотированные гласные в начале слова и обозначать их на письме буквами е, ё, ю, я;
знакомы с особенностями звука [й’];
различают согласные твердые и мягкие;
знают способы обозначения мягкости на письме;
знакомы с традиционным (историческим) принципом русского правописания, т. е. с правописанием сочетанийжи, ши, ча, ща, чу, щу;
имеют представление о слогообразующей роли гласных, об односложных, двусложных, трехсложных словах;
умеют делить слова на слоги и для переноса;
знают об ударных и безударных гласных в слове.
Прежде чем перейти к непосредственному содержанию урока, необходимо восстановить в памяти учащихся некоторые, наиболее важные для решения основной цели урока знания. В связи с этим учитель может задать детям следующие вопросы:
— В каждом слове один гласный звук произносится сильнее других. Как называется этот звук?
— Как называются остальные гласные звуки?
— Расходится ли произношение ударного гласного звука с его обозначением на письме?
— Что вы можете сказать о произношении и обозначении на письме безударных гласных звуков?
После совместной беседы учителя и учащихся по этим вопросам учитель формулирует (ставит перед учащимися) конкретную цель данного урока.
Упр. 2 стр. 37.
Дети получают задание прочитать пары слов и назвать:
1) Согласный звук
2) гласные звуки
3) Звуки, обозначающиеся буквой Ё.
Затем дети сравнивают произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в конкретных словах. Это задание, как и многие другие, способствует формированию приемов лингвистического анализа: изменения и сравнения.
Это задание подводит детей к раскрытию понятия «проверочное слово» («проверочные слова»). Причем учитель в зависимости от уровня подготовленности класса может ввести термины «проверочное слово» или «сильная позиция» и «слабая позиция» гласных звуков в слове
Составление звуковых схем – упр. 3 – у доски.
Прочитайте задание упр.4. Какие слова можно дописать?
Словарная работа.
1. Слово ягода общеславянского происхождения.
2. Загадки.
Красна, сладка, душиста,
Растет низко, к земле близко.
(земляника)
На опушке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
(земляника)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Собирать в лукошко дети.
(малина)
В сенокос - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка?