Представлены разнообразные виды контрольных работ по русскому языку с 5 по 8 классы. Материал создан с целью проверки знаний по основным темам курса русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сами себя оцените. В тетради поставьте оценку, которую, на ваш взгляд, вы заслужили.
При оценке работы учителем учитывается правильность, убедительность ответов, грамотность написания.
Можете использовать графическое обозначение, схемы, стрелки.
Тема «Глагол». 5 класс.
Мы весело идём по узкой дорожке. Над высоким лесом медленно поднимается солнце. Озеро рябит и сверкает яркими переливами света. За ним широкой тёмной полосой тянется болото. Ноги тонут в жидкой грязи.
Мы подходим к сосновому бору. Ровными рядами стоят высокие сосны. Тишь и глушь в лесу. Полной грудью дышишь свежим смолистым воздухом, любуешься красотой леса. Золотые лучи солнца пробиваются через густую зелень леса, но под деревьями прохладно. Спешишь к широкой поляне. Она вся согрета солнцем.
Как хорошо в лесу летом!
Задания.
1 вариант
2 вариант
1. Указать части речи
в предложении 1.
1. Указать части речи
в предложении 3.
2. Выполнить морфемный разбор слова тянется.
2. Выполнить морфемный разбор слова подходим.
3. Найти грамматическую основу
в предложении 3.
3. Найти грамматическую основу
в предложении 9.
4. Найти сложное предложение и доказать, что он сложное.
4. Найти сложное предложение и доказать, что он сложное.
5. Выписать глаголы 2 лица ед. числа.
5. Выписать глаголы 2 лица ед. числа.
6. Определить количество букв и звуков в слове солнце.
6. Определить количество букв и звуков в слове глушь
Тема. «Наречие. Местоимение. Служебные части речи». 5 класс.
Поздняя осень.
Лес уже сбросил листву. Дни наступают пасмурные, но тихие. Редко выглянет солнечный луч. В такую погоду хорошо бы надеть тёплую куртку, взять ружьё и отправиться на охоту.
Идёшь по узкой лесной тропинке и любуешься молодыми берёзками, дубками, осинками. Как тихо кругом! Только иногда нарушается тишина в лесу. Вдруг видишь, как кто-то перепрыгнет с ели на ель, упадёт шишка. Это белка.
Природа ждёт зиму. Скоро пушистые хлопья укроют землю, она заснёт и не проснётся до весны.
Легко дышать осенней свежестью. Наступает хорошее время для охоты.
Задания.
1 вариант
2 вариант
1. Найти сложное предложение и доказать, что оно сложное.
1. Найти сложное предложение и доказать, что оно сложное.
2. Выполнить морфемный разбор слова берёзками.
2. Выполнить морфемный разбор слова осенний.
3. Определить количество букв и звуков в слове ружьё.
3. Определить количество букв и звуков в слове хлопья.
4. Выписать служебные части речи (по 2-3 примера), графически обозначая.
4. Выписать служебные части речи (по 2-3 примера), графически обозначая.
3. Основная мысль текста заключена в предложении с однородными членами
предложения. Подчеркнуть однородные члены.
4. Выписать ключевые слова данного текста.
5. Выделить обособленные члены предложения.
6. Определить разряд союзов.
7. Выделить производный предлог.
За что(бы) ни брался Микеланджело он всегда работал с горячностью увлечё..о с головой погружаясь в свои грандиозные замыслы.
Что(бы) ра..писать потолок Сикстинской капеллы (высота зала 18 метров) по указанию художника поставили леса. Работать на них он мог только лёжа. (В)
течени.. четырёх лет художник лёжа на спине ра..писывал плафон (потолок). Краски капали ему на лицо тело ныло но увлечё..ый работой он (ни)чего (не )замечал. Микеланджело работал с неистовством забывая о сне и еде.
Работая лёжа великий мастер и..портил себе зрение. Долгие годы спустя он мог ра..матривать предметы лишь подняв их над головой.
Это был труд титана это был подвиг художника.
Капелла – католическая часовня, небольшое отдельное помещение в храме для молитв одной семьи, хранения реликвий.
Сикстинская капелла – В Риме, бывшая домовая часовня в Ватикане, ныне музей, выдающийся памятник Возрождения.
3. Основная мысль текста заключена в предложении с однородными членами
предложения - антонимами. Подчеркнуть однородные члены.
4. Выписать ключевые слова данного текста.
5. Выделить обособленные члены предложения.
6. Определить разряд союзов.
7. Выделить производный предлог.
Я один стоял на носу пар..хода и смотрел на родную реку.
Нос парохода время от времени глубоко зарывался в воду что брызги долетали до меня. Я слизывал с губ капли и ругал себя за то что так долго (не)был на своей родине.
Пар..ход шёл по Енисею ра..резая как студень реку светлую ночь и тишину.
Утром я и увидел впереди (не)обыкнове..ый остров. Сочная зелень бывает здесь когда бушует всюду ра..нотравье. В середине лета это всё меркнет.
Везде по Сибири отцвели цветы а на острове была весна.
Я долго стоял на палубе отыскивая глазами такой же подобный остров. Встречалось много островов но весе..его больше (не)попадалось.
Вспоминая о весе..ем острове я думаю о людях. Ведь к каждому человеку (в) течени. . жизни поз..но или рано пр..ходит своя весна.
3. Подчеркнуть предложение, в котором заключена основная мысль.
4. Выписать ключевые слова данного текста.
5. Выделить обособленные члены предложения.
6. Распределить союзы по таблице.
Сочинительные
Подчинительные
7. Выделить производный предлог.
Плыли мы как(то) по реке на старой деревя..ой барже.
Вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. Глубокая и тихая вода лакирова..о бл..стела словно в реку вылили масло и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумч..вые ели тонкие берёзки тронутые желтизной.
Рабочие отл..жили карты а женщины перестали есть. (В)течени.. нескольких минут стояла тишина.
Вскоре мы вышли на середину реки и когда показался хуторок с убегающей в поле дорогой женщины тихо запели. А мужчины сдвинув брови и поджав губы то(же) уставились на хуторок и кто(то) даже тихо подпевал.
Что(то) заставило их почувствовать вечную красоту. Замечательно когда красота живёт в сердце каждого человека.
3. Подчеркнуть предложение, в котором заключена основная мысль.
4. Выписать ключевые слова данного текста.
5. Выделить обособленные члены предложения.
6. Распределить союзы по таблице.
Сочинительные
Подчинительные
7. В тексте есть производный предлог?
С (не)которых пор Чайковскому начало казат..ся что дом уже с утра ждёт когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.
Иногда ночью просыпаясь Чайковский слышал как потрескивая пропоёт то одна то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой когда оркестранты настра..вают инструменты. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию но проснувшись утром забывал её.
Пр..слушиваясь к ночным звукам он часто думал что вот пр..ходит жизнь а всё написа..ое – только (не)богатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Пушкину.
Он работал как вол и вдохновение рождалось в работе. Он без остатка отдал своё сердце России – её лесам и деревушкам тропинкам и песням.
6. Как называются эти слова? Об..шли места. Об..шли на дистанции.
7. Мутная вода. Мутный взгляд. Это омонимы или многозначные слова?
Трудно было остават..ся в первый зимний день. Мы ушли на л..сные озёра.
В лесах было торжественно светло и тихо.
День как будто др..мал. С пасмурного высокого неба падали од..нокие снеж..нки. Мы осторожно дышали на них и они пр..вращались в чистые капли воды потом мутнели смерзались и скатывались на землю как бисер.
Мы бр..дили по лесам до сумерек об..шли зн..комые места.
В лесах становилось всё сумрачнее всё тише и наконец пош..л густой снег. Он та..л в чёрной воде озера щекотал лицо порошил серым дымом леса.
6. Как называются эти слова? Пош..л снег. Пош..л ребёнок.
7. Светлое небо. Светлая душа. Это омонимы или многозначные слова?
Трудно было остават..ся в первый зимний день. Мы ушли на л..сные озёра.
В лесах было торжественно светло и тихо.
День как будто др..мал. С пасмурного высокого неба падали од..нокие снеж..нки. Мы осторожно дышали на них и они пр..вращались в чистые капли воды потом мутнели смерзались и скатывались на землю как бисер.
Мы бр..дили по лесам до сумерек об..шли зн..комые места.
В лесах становилось всё сумрачнее всё тише и наконец пош..л густой снег. Он та..л в чёрной воде озера щекотал лицо порошил серым дымом леса.
Зима начала хозяйничать над землёй.
Тема «Лексика». 5 класс.
1. Какие лексические единицы даны в этих предложениях? Почему?
Доказать.
Знание человека возвышает и невежество – унижает.
Врага уничтожить – большая заслуга, друга спасти – высшая честь.
Не отведав горького, не узнаешь сладкого.
2. К словам левой колонки подобрать антонимы из правой колонки.
коллективный
молчать
правдивый
густой
редкий
грядущее
былое
индивидуальный
говорить
ложный
3. Подобрать прилагательное из синонимичного ряда к существительному,
4. Омонимы или многозначные слова? Почему? Доказать.
птичий клин – город Клин
в гости пожаловал – перо пожаловал мне
5. Какое прилагательное можно подобрать к данным существительным?
Почему?
Мысль, краски, новость, силы, фрукты, номер газеты.
Мнение, порыв, долг, холм, честь.
6. Эти слова относятся к многозначным словам или омонимам? Почему?
Идём к цели. Идём против воли большинства.
Идёт весна. Идёт дождь. Идёт новая шляпа.
7. Эти слова относятся к многозначным словам или омонимам? Почему?
Водопроводный кран. Подъёмный кран.
8. О каких словах пойдёт речь?
сказать школа родной
читать учитель любимый
думать день солнечный
9. К какой группе вы отнесёте эти слова? Кто употребляет эти слова? Как они
называются?
пимы – валенки
буерак – овраги
10. Что вы скажете о данных словах? Отличаются ли они от предыдущих
слов?Объяснить их лексическое значение.
Лексика Морфология
Синтаксис Орфограмма
Тема «Частицы». 7 класс.
1. Диктант
Сто лет назад в Москве ещё не было ни одного почтового отделения, ни одного почтового ящика. Надо было отправить письмо, его несли не на почту, а просто в мелочную лавочку, где торговали всякой всячиной.
Почтовых марок не было тогда тоже. Чтобы отправить письмо, надо было уплатить хозяину двадцать копеек.
У почтальонов вид был очень внушительный. Если почтальон вёз почту в другой город, он надевал саблю, потому что почту небезопасно было возить.
2.
Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием. (Предложения записаны на доске или написаны на отдельном листе)
1 в. Мы радуемся успехам наших спортсменов.
2 в. Мы гордимся своим училищем.
3.
Определить роль частицы в предложении.
1) Он не читает и не слушает музыку.
2) Ни ветер, ни дождь не остановили спасательные работы.
3) У него не было ни одной двойки.
4) Что бы она ни придумала, всё вызывает интерес.
5) Мама не могла не улыбнуться.
6) Нельзя не пойти.
5.
Запишите 2 - 3 пословицы с частицами не и ни.
Возможные варианты.
Не копьём побивают, а умом.
Труд не кнут, а человека подгоняет.
Без пословицы не проживёшь.
Из пословицы слова не выкинешь.
Не спеши языком – торопись делом.
От доброго слова язык не отсохнет.
На деньги ума не купишь.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
Собака и хлеб не съест, не порычав.
На чужой стороне и весна не красна.
Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
Не было ни гроша, да вдруг алтын.
На словах города берёт, а на деле ни шагу вперёд.
Тема. Краткие причастия. 7 класс.
Задания.
1. Выполните орфографический и пунктуационный разбор. Найдите лишнее
предложение, обоснуйте свой выбор.
2. Обособляется ли краткое причастие, если даже имеет зависимые слова?
3. Докажите, что данный материал дан по теме «Краткие причастия».
1. Лодка была точно прикле . на к ч . рной воде густо украш . нной
ж . лтыми листьями.
2. Оконч . н мой труд мног . летний.
3. Все пр . готовления были оконч . ны.
4. Вот пройд . на половина пути.
5. Человек рождён для счастья как птица для полёта. (В.Короленко).
6. Вся комната янтарным блеском оз . р . на.
7. Я ехал по земле везде засе . нной хлебом.
8. Половина тёмно(синего) неба была густо засе . на звёздами.
Тема «Омонимы». 5 класс.
Можно предложить учащимся следующие виды работы.
1. На доске записаны или на карточке напечатаны предложения типа
Мы собрались в клубе любителей танцев.
Из трубы шёл клуб дыма.
Красивая кисть руки.
Я взяла кисть винограда.
Чем отличаются эти предложения друг от друга? Аргументировать свой ответ.
2. Найдите тайны в этом предложении.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали.
Мы играем в шашки.
3. По какой теме дана эта схема-опора?
ключ
слова одной звучание, написание
части речи одинаковое
разные слова лексическое значение
разное? одинаковое?
Тема. В мире имени прилагательного. Зачёт. 6 класс.
Найдите «родственные» слова, объедините их, расскажите о них, при этом учесть следующее: 1) теорию, 2) орфографию.
Обязательно найти 3 – 4 группы (на выбор).
Желательно своё выступление построить в форме рассказа, сказки.
Свеж…
Немец…ая песня
Сторож…вой пункт
Горняц…ий фонарь
Гуси..ое перо
(Железно)дорожная станция
Камыш…вые заросли
(Не)большая книга
Утре…ий туман
(Семи)летняя дочка
Уз…ий ремень
Космат
Кожа…ый пояс
(Не)яркое солнце
На чуж…й стороне
(Не)знакомый край
Хорош…
Богатырский сон
В колюч…м кустарнике
Таинстве…ая запись
Надме…ый вид
Це…ый дар
Ситц…вый платок
Похож…
Пахуч…
Туре…ий берег
Подветре…ая сторона
Стари…ые часы
(Не)затейливый узор
Изжелта(серое) лицо
Глянц…вой бумагой
Стар
(Не)близ…ий путь
(Северо)западный ветер
Свеж…го сена
Низ…ие потолки
Традицио…ая встреча
Кури…ый бульон
(Не)брежная запись
(Не)близок, а далёк
Полотня…ый костюм
(Плодово)ягодный питомник
Казац…ие станицы
Тощ…
В больш…м сарае
Тема. Союзы. Обобщение. 7 класс.
1. Запишите предложения, вставляя необходимые по смыслу союзы.
Определите их разряд.
Расставьте запятые. В каком предложении запятая не ставится? Почему?
За дождём не видно было .. моря .. неба.
Не жалко сил .. они дают такие результаты.
Надо поставить свою жизнь в такие условия .. труд был необходим.
Звёзды меркнут .. гаснут.
2. Составьте предложения по схеме. Отличаются ли они друг от друга?
4. Среди данных союзов определите уступительный и составьте с ним
предложение.
Вследствие того, что; чтобы; как будто; лишь; хотя.
5. Среди данных предложений найти предложение со сравнительным союзом.
Густой туман, точно вата, лежал по всему лесу.
В степи было тихо, пасмурно, хотя солнце ещё не поднялось.
Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.
Если бы люди умели слушать друг друга, жизнь была бы счастливой.
6. Что объединяет эти предложения?
Пожалуй, эта книга мне то(же) пригодится.
Мать, что(бы) успокоить ребёнка, тихо стала напевать ему песенку.
Отец то(же) пойдёт с нами.
7. Назовите автора этих поэтических строк. Найдите лишнее предложение.
Почему оно лишнее?
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
8. Чем привлекает вас это предложение? Раскройте все его «тайны».
Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдалённые
берёзы, и они вспыхивали одна за другой, как золотые факелы, но
тотчас гасли.
Тема. Стили речи.
1. Прочитайте тексты. Относятся ли они к официально-деловому стилю?
Аргументируйте свой ответ(письменно)
1.
Царизм, стоявший на страже крепостников-помещиков, душил свободу народов, проводил реакционную внутреннюю и внешнюю политику, тормозил развитие страны. Центральные органы власти в конце XYIII века находились в крайне расстроенном состоянии.
Петровские коллегии уже устарели, изжили себя и фактически перестали действовать, а новые учреждения ещё не были созданы. Назрела задача решительного преобразования государственного аппарата.
(И.Федосов)
2
18 марта 1965 года в 11 часов 30 минут по московскому времени при полёте космического корабля «Восход-2» впервые в истории осуществлён выход человека из корабля в космическое пространство.
На втором витке полёта лётчик-космонавт полковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до пяти метров, успешно провёл намеченные исследования и наблюдения и благополучно возвратился в корабль. Операциями по выходу Леонова в космос руководил командир корабля «Восход-2» лётчик-космонавт подполковник Беляев Павел Иванович. (Из газет.)
2. Прочитайте объявление. Правильно ли оно оформлено? Аргументируйте
свой ответ(устно)
Уважаемые жильцы дома!
С 1 по 2 декабря 2013 года в вашем доме будет отключена горячая вода
в связи с ремонтом.
Тема. Основные признаки текста. Способы связей предложений в тексте. 8 - 9 классы. Контрольная работа.
1. Прочитайте и сравните две записи. Являются ли они текстами. Почему?
Туман совершенно рассеялся, воздух стал прозрачнее и несколько мягче. На севере из-за гребня холмов, покрытых чёрною массой лесов, слабо мерцая, подымались какие-то белесоватые облака, быстро пробегающие по небу. Казалось, кто-то тихо вздыхал среди холодной ночи, и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и до края и затем тихо угасали в глубокой синеве. Это играло северное сияние.
(В.Г.Короленко)
Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.
Была осень. Берёзки и осинки стали сыпать на мокрые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.
Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнимаю одну веточку – здравствуйте!
(М. Пришвин)
2. Сопоставьте описание грозы в двух текстах. Определите их
стилистическую принадлежность.
1.
Вдруг рванул ветер и … со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. Он дул с чёрной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли…
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём; тотчас же опять загремел гром…
Вдруг над самой головой его (Егорушки) со страшным, оглушительным треском разломалось небо. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный…
Молния сверкнула в двух местах и осветила дорогу до самой дали. По дороге текли лужи и прыгали пузыри.
2
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми тучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и с сильным ветром.
Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более тёплую подстилающую поверхность.
Контрольные работы по русскому языку - форма контроля, способ проверки знаний обучающихся по разным разделам и темам, возможность оценить уровень подготовленности.