Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 3.класс.»
Анализ
результатов тестирования
учащихся 4-х классов по русскому языку
и математике в 2013/2014 учебном году
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года,долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования и науки в Новгородской области на 2011 – 2015 годы», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривают разработку и внедрение системы оценки качества образования, мониторинговых исследований в образовании, формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных организаций.
На основании приказа департамента образования и молодёжной политики области в апреле 2014 года в образовательных организациях проведен мониторинг качества освоения образовательных программ начального общего образования учащимися четвертых классов в форме тестирования по русскому языку и математике.
В целях дальнейшего совершенствования независимой системы измерения качества образования,тестирование впервые проводилось в электронном виде с использованием электронной оболочки для тестирования в информационно - телекоммуникационной сети Интернет.
Ежегодный мониторинг качества освоения образовательных программ проводится с целью получения полной и объективной информации об учебных достижениях четвероклассников, для сравнения уровня их учебных достижений с требованиями, заложенными в государственном образовательном стандарте, для оценки эффективности профессиональной деятельности отдельных преподавателей и определения дальнейших точек роста по совершенствованию системы начального общего образования в области.
В 2014 году в тестировании приняли участие четвероклассники из всех районов области. Задания по русскому языку выполняли 4667 учащихся, по математике – 4717 учащихся.
Особенностью проверочной работы по итогам прошедшего учебного году по русскому языку и математике является её ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами учебных действий. Основная цель проверочной работы – оценить способность выпускников начальной школы решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи по данным предметам. Для этого в проверочную работу были включены две группы заданий (базового и повышенного уровня), при выполнении которых учащиеся должны были не только воспроизводить освоенные знания, но и показать умение применять их при решении учебно - познавательных и учебно – практических задач. В заданиях базового уровня способ решения очевиден, а в заданиях повышенного уровня ученик должен был самостоятельно сконструировать или выбрать способ решения из известных ему, продемонстрировать не дополнительный объём знаний по предмету, а уровень самостоятельности в использовании изученного материала.
Среднеобластной показатель выполнения тестовых заданий по русскому языку и математике за три года:
Русский язык Математика
99,8% 99,9 % 98,4% 99,7% 99,9 % 99, 5%
2012 2013 2014 2012 2013 2014
Приведенные статистические данные по области показывают, что процент учащихся, справляющихся с предложенными тестовыми заданиями по русскому языку и математике достаточно высокий.
По итогам прошедшего учебного года с тестовыми заданиями успешно справились все учащиеся по русскому языку в 12 районах, по математике - в 16 районах области. Неудовлетворительные отметки по русскому языку и математике получили обучающиеся в образовательных организациях Великого Новгорода, Маревского, Холмского и Шимского районов. Только по русскому языку не справились с тестовыми заданиями учащиеся в Крестецком, Любытинском, Мошенском, Окуловском, Старорусском, Хвойнинском, только по математике – в Маловишерском и Новгородском районах.
По сравнению с предыдущим годом количество неудовлетворительных отметок по русскому языку увеличилось с 9 до 77, а по математике с 13 до 25, то есть в образовательных организациях области 1,65% учащихся по русскому языку и 0,53% по математике не справились с заданиями даже на базовом уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема обеспечения качества освоения образовательных программ по русскому языку и математике на ступени начального общего образования в условиях реализации ФГОС по-прежнему остается актуальной.
Средний процент выполнения тестового задания (доля правильных ответов) за последние три года:
Русский язык Математика
86,0% 85,1% 86,4 83,5% 88,6% 90, 2%
2012 2013 2014 2012 2013 2014
Согласно статистическим данным средний процент выполнения тестовых заданий по русскому языку и математике можно считать стабильно высоким.
Выше или на уровне среднеобластного данный показатель по русскому языку в 9 районах области (Боровичском, Валдайском, Волотовском, Новгородском, Пестовском, Солецком, Старорусском, Хвойнинском, Чудовском), по математике в 7 районах (Боровичском, Валдайском, Новгородском, Солецком, Старорусском, Чудовском и в Великом Новгороде). Самые высокие результаты по русскому языку в Валдайском районе – 89,1%, Боровичском – 92,1%, Старорусском – 90,4%; Чудовском – 88,4%, по математике - в Боровичском районе– 94,9%, Старорусском – 92,5%, Чудовском – 92,8%. Подавляющее большинство четвероклассников (86% учащихся по русскому языку и 93% учащихся по математике), принимавших участие в тестировании, выполнили от 15 до 20 заданий из 20 предложенных. Если учесть, что при разработке тестов по этим предметам 2/3 заданий соответствуют базовому уровню стандарта начального общего образования, можно сделать вывод, что большинство учащихся, закончивших начальную школу, не только овладели суммой предметных знаний, но и универсальными учебными действиями, позволяющими использовать полученные предметные знания в практической деятельности и нестандартных ситуациях.
Анализ данных по степени обученности учащихся (СОУ) показал, что по сравнению с предыдущим годом количество районов с низкими показателями сократилось по математике с 9 до 4 районов, по русскому языку - с 15 до 10 районов. В целом по области степень обученности по русскому языку составляет 0,67балла, по математике - 0,72 балла, что соответствует уровню сформированности элементарных умений и навыков. Следовательно, большинство четвероклассников подготовлены к продолжению образования на следующей ступени обучения.
Если рассматривать степень обученности учащихся по русскому языку и математике в разрезе районов, то можно констатировать, что в 4 районах области (Маревском, Парфинском, Поддорском, Шимском) по математике и в 10 районах (Демянском, Крестецком, Любытинском, Маловишерском, Марёвском, Мошенском, Окуловском, Парфинском, Поддорском, Холмском) по русскому языку уровень сформированности элементарных умений и навыков ещё не достигнут, что свидетельствует о преобладании репродуктивного характера обучения, о его направленности только на запоминание и воспроизведение полученных знаний. Особенно низкие результаты по данному показателю по русскому языку и математике в Маревском районе (0,58 и 0,56), по русскому языку – в Холмском (0,49), Мошенском (0,52) и Окуловском (0,56) районах. Фактически в вышеназванных районах учащиеся, закончившие начальную школу, имеют посредственный уровень подготовки к продолжению обучения в основной школе.
Следовательно, проблема формирования универсальных учебных действий, освоение продуктивных технологий и методов, в том числе системно - деятельностного, выбор учебно – методических комплектов (УМК), способствующих достижению оптимальных результатов, по – прежнему, остаются актуальными и требуют решения.
Анализируя качество усвоения содержания программ по русскому языку и математике можно констатировать, что четвероклассники показали достаточно высокий уровень выполнения (от 70 % до 98,8%) по абсолютному большинству предложенных заданий.
Если считать, что при доле правильных ответов в 67 % (2/3 учеников справились с заданием) та или иная тема усвоена, то по области в целом стандартом начального общего образования четвероклассники овладели. В заданиях, проверяющих базовый уровень усвоения учебного материала, доля правильных ответов достаточно высока.
В то же время проблемы в преподавании и освоении выше названных предметов остаются.
Анализ выполнения заданий по разделам содержания курса русского языка на уровне области показал, что четвероклассники достаточно успешно справились с заданиями базового уровня. Учащиеся знают алфавит и умеют его применять при выполнении практических заданий (95%), без ошибок выделяют значимые части слова (91%), умеют находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы (84 – 89%), определять заданные грамматические признаки частей речи. Большинство (87 – 97 %) учащихся умеют применять изученные правила правописания безударных гласных, парных и непроизносимых согласных, мягкого и твёрдого знаков.
Сравнивая эти результаты в разрезе районов, можно сделать вывод о том, что в Любытинском, Холмском Волотовском, Марёвском, Мошенском районах они значительно ниже, чем по области.
В заданиях повышенного уровня по русскому языку (№ 4,9,10,11,12,14) кроме предметных умений:
- задавать падежные вопросы;
- определять падеж имени существительного;
-определять в форме какого падежа отсутствуют имена существительные в предложении;
- находить общие грамматические признаки группы слов;
- -характеризовать звуковой, буквенный состав слова;
- находить подлежащее в простом двусоставном предложении;
- правильно определять проверочное слово,
учащиеся должны были показать определённый уровень достижения таких метапредметных результатов, как овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разновидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Анализ выполнения заданий повышенного уровня (№ 9,10,11,12) показал, что 25 – 30 % учащихся не смогли с ними справиться, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности познавательных универсальных действий.
Наибольшее затруднение по русскому языку вызвало задание № 14, практической направленности, проверяющее умение правильно находить проверочное слово для определения безударных окончаний имён существительных. С данным заданием не справился каждый четвёртый ученик в области. Особенно низкие результаты выполнения этого задания в Парфинском (32%), Волотовском (40%), Окуловском (40%), Поддорском (42%) районах. Учащиеся не смогли понять принцип проверки: проверочное слово должно быть с ударным окончанием и принадлежать к тому же склонению, что и проверяемое. Использование данного принципа позволяет ученику находить выход в нестандартной ситуации, избегать грамматических ошибок, снижает нагрузку на память, однако учителями этот подход практически не используется.
В тест по математике включено 20 заданий, которые охватывают все разделы программы. Каждый раздел так же, как и по русскому языку, представлен заданиями базового и повышенного уровня.
Разделу « Числа и величины» соответствуют задания № 1, № 2, № 4, № 8 и № 9. Средний процент выполнения этих заданий по области составляет 90% - 94%.Следовательно, можно сделать вывод, что четвероклассники успешно справились с заданиями из этого раздела как базового, так и повышенного уровня сложности. Выпускники начальной школы понимают смысл десятичного состава числа и значимость цифры в его записи, умеют характеризовать число (четность/нечетность), сравнивать его с другими числами, устанавливать последовательность чисел и величин в пределах 100 000, увеличивать или уменьшать число в несколько раз.
Однако, при выполнении задания № 8 повышенного уровня сложности 32% учащихся Парфинского района, 22% учащихся Маревского района и 20% учащихся Волотовского района не смогли выполнить группировку чисел по заданному основанию, значит, четвероклассники не умеют самостоятельно правильно конструировать или выбрать способ решения на основе ранее изученного материала. Очевидна проблема с уровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Средний показатель выполнения заданий из блока «Арифметические действия" по области составляет от 75% до 96%, поэтому можно считать, что учащиеся начальной школы понимают смысл арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления), без ошибок выполняют арифметические действия с использованием изученных алгоритмов, знают и используют на практике порядок арифметических действий, т.е., успешно справляются с заданиями базового уровня сложности.Однако, при выполнении задания №13 повышенного уровня сложности, не смогли выполнить сравнение числовых выражений на основе математических правил и закономерностей 42% четвероклассников в Холмском районе, 40% - в Шимском районе, 54% - в Поддорском, 49% - в Парфинском, 46% - в Мошенском, 37% - в Маревском и 30% - в Крестецком районе. Возможно, учащиеся знают формулировки математических правил, но применить их на практике не смогли. Значит, в дальнейшем учителям необходимо уделять больше времени и внимания практической направленности в преподавании предмета.
Особое место в итоговой работ уделялось оценке умения осознанно работать с условием задачи. В текстовых задачах описывалась учебная или практическая ситуация. Выбранная форма задания отражала направленность стандарта на формирование обобщенных способов действий, позволяющих учащимся успешно решать не только учебных задачи, но и задачи, приближенные к реальным жизненным ситуациям. На основе анализа заданий по этому разделу можно сделать вывод, что 89% четвероклассников умеют решать задачи в 1 – 2 действия, анализировать с точки зрения реальности ответ к задаче. Без ошибок 95% учащихся умеют устанавливать зависимость и находить неизвестную величину в ситуации, описывающей процесс движения. Умеют вести расчет стоимости и использовать смысл отношений «больше/меньше на..(в)» 91% учащихся, анализировать готовые решения к задаче, соотносить их с условием и выбирать верное – 87% учащихся, умеют применять полученные знания при решении практических задач 89% учащихся начальной школы, принимавших участие в тестировании. Следует отметить, что позитивные изменения по работе с текстовыми задачами, наметившиеся еще в 2011году, сохраняются и в этом учебном году. В 2014 году процент учащихся, справившихся с решением текстовых задач, как простых, так и составных, тоже достаточно высокий – от 85% до 92 %. Высокие результаты показали учащиеся Боровичского, Новгородского, Пестовского, Старорусского, Хвойнинского и Чудовского районов.
Умение распознавать геометрические фигуры на плоскости сформировано у 92% четвероклассников области, умение устанавливать соответствие между реальным объектом и моделью геометрической фигуры продемонстрировали 97% учащихся. Вместе с тем, значительно ниже процент учащихся, которые научились использовать представления о длине, ширине, площади и периметре геометрических фигур для решения практических задач. В задании № 12 не смогли правильно выполнить расчеты 80% учащихся Поддорского района, 78% учащихся Маревского района, 73% учащихся Парфинского района, 60% учащихся Батецкого района, 52% Демянского района. В целом по области это самый низкий показатель: только 64% учащихся справились с этим заданием или чуть больше половины четвероклассников.
Блок «Работа с данными» впервые включен в программу начальной школы. Важность изучения предметного содержания этого раздела уже неоднократно подтверждалась международными и отечественными исследованиями в области оценки качества математического образования.
Учащиеся четвертых классов, участвующие в тестировании, показали по данному разделу программы хорошие результаты. Средний процент выполнения таких заданий составляет по области от 91% до 95%. Все учащиеся Маревского района успешно справились с этими заданиями. Четвероклассники остальных районов области тоже показали высокие результаты. Школьники умеют читать готовые несложные таблицы, понимают смысл информации, представленной в каждом столбце и в каждой строке таблицы, умеют извлекать необходимую информацию и выполнять соответствующие действия. Впервые в тест по математике была включена информация в виде диаграммы. Анализ выполнения заданий показал, что школьники понимают смысл и умеют извлекать информацию, представленную в каждом столбце диаграммы. 95% учащихся области справились с этим заданием. Успешность выполнения заданий этого блока позволяет охарактеризовать способность и готовность учеников начальной школы ориентироваться в мире информационных технологий.
Не смотря на то, что подавляющее большинство четвероклассников, участвовавших в тестировании, показали хорошие результаты по русскому языку и математике, как на уровне области, так и на уровне района, в разрезе школ есть классы, в которых качество преподавания предметов оставляет желать лучшего. Так у учащихся МАОУ СОШ д. Перелучи Боровичского района, МАОУ СОШ № 4 с. Яжелбицы (Любница), МАОУ СОШ №4(4-Б), МАОУ СОШ №8(4-Б), МАОУ СОШ №9(4-Г), МАОУ СОШ № 15, МАОУ СОШ № 34(4-Г) Великого Новгорода, МАОУ СОШ п.Волот (Городцы), МАОУ СОШ п. Юбилейный (Минцы), МАОУ ООШ д. Новое Рахино Крестецкого района, МАОУ ООШ с. Зарубино Любытинского района, МАОУ СОШ № 1 (4-Б) г. Окуловка, МБОУ ООШ д. Лаптево Пестовского района среднее количество выполненных заданий по классу менее 15.Учащиеся этих школ с трудом преодолели порог выполнения базовых заданий, а об уровне сформированности универсальных учебных действий и говорить не приходится.
Осуществляя переход на электронный вариант проведения тестирования, предполагалось, что данная форма тестирования позволит обеспечить доступность, объективность, независимость, открытость, мобильность проведения и подведения результатов тестирования. Часть ожидаемых прогнозов оправдалась, однако объективной картины по качеству освоения учащимися основной образовательной программы в процессе тестирования не получилось. Так в Боровичском районе из 651 учащегося в процедуре тестирования принимало участие только 427 четвероклассников по математике и 429 – по русскому языку, то есть одна треть учащихся (224чел.) участия в тестировании не принимала. Поэтому, несмотря на то, что результаты по району высокие, истинной картины по району они не отражают. Аналогичная картина имеет место и в других районах, но в меньших размерах, потому что из 5745 четвероклассников в области более тысячи по разным причинам участия в тестировании не принимали. Следующий момент, на который нельзя не обратить внимания, что наряду с высоким процентом количества «4» и «5» по итогам тестирования, возросло количество троек и неудовлетворительных отметок. Низкий уровень выполнения некоторых заданий по русскому языку и математике можно связать с отсутствием системы работы в деятельности отдельных учителей по формированию функциональной грамотности учащихся, с неэффективным структурированием учебного материала и формами организации учебной деятельности учащихся, составной часть которой является контрольно-оценочная деятельность. Именно от уровня сформированности контрольно-оценочной деятельности зависит развивающий эффект деятельности ученика и его рефлексивных навыков. Однако учителя начальных классов только к исходу четвертого года реализации ФГОС НОО начали это осознавать.
В целях повышения качества подготовки младших школьников в 2014/2015 учебном году целесообразно:
1.Изученить опыт работы образовательных организаций области по подведению итогов реализации ФГОС НОО и осуществлению преемственности с основной ступенью.
2.Создать команды из специалистов Департамента и НИРО для осуществления контроля за процедурой проведения тестирования четвероклассников в 2015 году с целью получения объективной информации по результатам тестирования.
Рекомендовать:
3.ОАОУ «Новгородский институт развития образования»:
3.1.Довести аналитическую информацию до руководителей МОУО и методических служб через размещение на сайте ОАОУ «НИРО».
3.2.Включить в УТП курсов повышения квалификации учителей начальных классов лекционно-практические занятия, способствующие повышению качества подготовки младших школьников.
3.3.Провести в 2015году областную конференцию по итогам реализации ФГОС НОО и осуществлению преемственности с основной ступенью.
3.4.Провести организационно-методический семинар с руководителями РМО по анализу качества обучения на ступени начального общего образования.
4.Руководителям методических объединений:
4.1.Включить в план работы обсуждение обозначенных проблем и рассмотреть пути их решения, проследив обратную связь.
5.Учителям начальных классов:
5.1.Руководствоваться в организации учебного процесса Требованиями, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373.
5.2.Направить организацию учебного процесса на формирование универсальных учебных действий обучающихся, обратив особое внимание на контрольно-оценочную деятельность, в соответствии с требованиями стандарта начального общего образования.