Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания Русский язык с методикой преподавания.»
Тестовые задания
Русский язык с методикой преподавания.
Методическая система обучения русскому языку включает следующие компоненты:
Цели, содержание, принципы, методы и приёмы средства.
Выберите правильный вариант ответа. Предметом обучения методики является
а) русский язык,
б) процесс обучения русскому языку,
в) исследование русского языка.
Дополните список дисциплинами, являющихся базовыми для методики преподавания русского языка: языкознание, дидактика, психология, философия.
Отметьте фамилию ученого-методиста, определившего закономерности усвоения родной речи:
1) Е.А. Баринова;
2) М.Т. Баранова;
3) А.В. Текучёв;
4) Л.П. Федоренко.
Назовите функции русского языка как предмета изучения в школе: обучающая, развивающая, воспитывающая.
Закончите фразу: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование следующих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной.
Отметьте общеметодические принципы обучения русскому языку:
1) связь теории с практикой;
2) взаимосвязь изучения языка и развития мышления;
3) преемственность и перспективность;
4) доступность;
5) внимание к языковому материалу;
6) развитие языкового чутья.
Отметьте определение, раскрывающее суть понятия «метод обучения»:
а) исходное положение науки, определяющее содержание процесса
обучения;
б) способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный
на овладение знаниями, умениями и навыками.
Принципы обучения делятся на общедидактические, частно методические и_специфические .
Назовите фамилию ученого-методиста, проклассифицировавшего методы обучения по источнику полученных знаний, по степени и характеру участия школьника, по характеру и методу выполнения заданий А.В.Текучев.
Отметьте методы проблемного обучения:
1) слово учителя;
2) беседа;
3) эвристическая беседа;
4) исследовательский;
5) репродуктивный,
6) объяснительно-иллюстративный;
7) частично-поисковый.
Отметьте средства обучения, позволяющие быстро осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:
1) перфокарты;
2) упражнения из учебника;
3) сигнальные карточки;
4) дидактические карточки;
5) тесты.
Отметьте комплекс учебников, где в одном учебном пособии содержатся теоретические сведения, практические упражнения, сведения и упражнения, по развитию речи учащихся:
1) под ред. В.В. Бабайцевой;
2) под ред. Н.М. Шанского;
3) под ред. П.А. Леканта и М.М. Разумовской.
Отметьте учебную программу, соответствующую учебному комплексу, в которой основной целью является овладение речевой деятельностью в устной и письменной форме:
1) под ред. Н.М. Шанского;
2) под ред. В.В. Бабайцевой;
3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
Отметьте учебный комплекс, где подача материала осуществляется линейным способом:
1) под ред. В.В. Бабайцевой;
2) под ред. Н.М. Шанского;
3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
Отметьте виды языкового разбора, не являющиеся грамматическими:
1) фонетический;
2) лексический;
3) морфологический;
4) стилистический;
5) словообразовательный.
Отметьте комплекс учебников с углублённым изучением русского языка, где изучаются сведения, характерные для вузовской программы:
1) Под ред. В.В. Бабайцевой;
2) Под ред. Н.М. Шанского;
3) Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Лекант;
4) С.И. Львова.
Отметьте типы уроков, выделяемых Б.Т. Пановым по ведущему методу обучения:
1. изучение нового материала;
2. контрольный урок;
3. лекция;
4. анализ письменных работ;
5. практикум;
6. закрепление изученного;
7. развитие речи;
8. семинар.
Определите структурные элементы, соответствующие уроку объяснения нового материала. Постройте их в последовательности, соответствующей структуре урока:
1) выполнение упражнений повышенной сложности;
2) подведение итогов урока и объяснение домашнего задания;
3) опрос учащихся;
4) проверка домашнего задания;
5) первичное закрепление изученного;
6) самостоятельная работа;
7) объяснение нового материала;
8) подготовка к восприятию нового материала.
4, 3, 8, 7, 5, 2
Какой из диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания:
1) «проверяю себя»;
2) объяснительный;
3) письмо по памяти;
4) комментированное письмо;
5) предупредительный.
Дополните вид диктанта, где требуется изменение дидактического материала: творческий, выборочный, свободный.
Пронумеруйте дифференцированные задания по степени сложности:
1) выборочно-распределительное списывание; 2
2) Списывание со вставкой; 1
3) Творческое списывание. 3
Определите тип урока в игровой форме, требующий обязательного использования занимательности:
1) деловая игра,
2) дидактическая игра.
Продолжите утверждение: «В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы изучения: общеобразовательная и углубленное ».
Углублённое изучение русского языка осуществляется по трём направлениям: факультативные курсы, элективные курсы, внеклассная работа.
Отметьте формы внеклассной работы, которые относятся к систематическим:
1) вечера русского языка;
2) олимпиады;
3) лингвистическая газета;
4) кружок;
5) радиопередача.
Уроки, на которых реализуются межпредметные связи с историей, географией, биологией и т.п., называются интегрированными.
Уроки, на которых совмещаются изучение русского языка и литературы,- это уроки словесности.
Программа под ред. Н.М. Шанского разработана в соавторстве с М. Т. Барановым и Т.А.Ладыженской.
В учебном процессе способами подачи изучаемого материала являются индуктивный и дедуктивный.
Отметьте путь, при котором презентация языкового материала осуществляется индуктивным способом:
1) от частного к общему,
2) от общего к частному.
Учебник, наряду с программой, выполняет следующие функции: познавательную, развивающую, воспитательную и систематизирующую.
Сведения о выдающихся лингвистах, их роли в развитии науки о языке формируют лингвистическую компетенцию.
Приём обучения является частью метода, так как определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы.
По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к теоретическим методам обучения.
По классификации Л.П. Федоренко, лингвистический анализ, комментирование текста, творческое задание относится к практическим методам обучения.
Отметьте наиболее продуктивную форму опроса учащихся:
1) индивидуальная;
2) групповая;
3) коллективная;
4) уплотнённая.
Эвристическая беседа предполагает пошаговое решение проблемной ситуации.
Дополните список уроков нетрадиционной вузовской формы обучения: лекция; семинар; практикум; самостоятельная работа.
Пропедевтический этап изучения материала – это предваряющий его изучение перед основным курсом.
Автором пособия «Русская речь» является Е.И.Никитина.
По Л.П. Федоренко, в систему упражнений, способствующих формированию речевых навыков учащихся, входят: рецептивные, репродуктивные, продуктивные.
Отметьте, чем отличаются уроки обобщающего повторения от уроков закрепления изученного:
1) структурой;
2) дидактическими целями;
3) большим количеством самостоятельных и творческих заданий.
На уроках развития речи осуществляется формирование коммуникативной компетенции.
Развернутый конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного процесса:
1) годовое (календарное),
2) тематическое
3) поурочное.
Определите вид самостоятельной деятельности учащихся по заданию: «Вставьте в исходный текст подходщее по смыслу слова»:
1) рецептивная,
2) репродуктивная,
3) продуктивная.
По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к теоретическим методам обучения.
Эвристическая беседа и исследовательские методы обучения предполагают создание и решения пошаговой ситуации.
Современным способом проверки знаний является тест.
Методика изучения разделов современного русского языка.
Методика обучения фонетике, графике, лексике и фразеологии.
Изучение фонетики является базой для осознанного усвоения звуковой системы языка, овладения орфоэпическими нормами, формирование орфографической зоркости учащихся.
Изучение фонетики неразрывно связано с изучением графики.
Выразительными средствами звуковой системы русского языка не являются:
а) многосоюзие;
б) ассонанс;
в) аллитерация;
г) благозвучие.
Задачами изучения лексики и фразеологии не являются:
а) расширение словарного запаса учащихся;
б) обучение работе с орфографическими словарями;
в) работа над толкованием смыслового значения слова;
г) расширение знаний учащихся и языке.
В школе изучается три группы лексических понятий, связанных с семантикой, происхождением и употреблением слова.
В толковом словаре нельзя определить значение слова:
а) лексическое значение слова,
б) антонимы;
в) омонимы;
г) прямое и переносное значение слова.
8.Основными способами толкования лексического значения слова являются описательный, подбор синонимов, контекстуальный.
9. Диалектные, профессиональные слова и жаргонизмы относятся к лексике ограниченной употребления или неупотребительной.
10.К выразительным средствам языка, построенным на основе переносного значения слова, не относятся:
а) метафора;
б) сравнение;
в) олицетворение;
г) эпитет.
11. В число лексических ошибок не входит:
непонимание лексического значения слова;
не различение слов паронимов;
употребление слова в разговорной форме;
Нарушение лексической сочетаемости слов.
12.Изучение фразеологизмов и лексических понятий способствует формированию не только языковой, но и коммуникативной_компетенции учащихся.
13.Постоянное употребление в речи изученных с лексической точки зрения слов способствует формированию словарного запаса:
а) Активного
б) Пассивного.
Методика обучения морфемике и словообразованию
14. На процесс морфемного анализа не влияет:
1) фонетическая структура,
2) морфологические признаки,
3) орфографическое написание,
4) лексическое значение.
15. Теория и практика составления словарей является предметом изучения лингвистической дисциплины:
1) лексикология,
2) этимология,
3) фразеология,
4) лексикография.
16. К упражнениям, формирующим лексические умения и навыки не относятся:
1) решение кроссвордов,
2) толкование лексического значения слова,
3) нахождение и исправление лексических ошибок,
4) составление текста по опорным словам.
17. Анализ и разграничение современного и этимологического морфемного состава слова опираются на принцип
1) синхронический,
2) экстралингвистический,
3) структурно-семантический,
4) системный.
Методика обучения морфологии и синтаксису
25. К частям речи с однозначной морфологической характеристикой не относятся:
1) причастия,
2) деепричастия,
3) глагол,
4) категория состояния.
Правильному орфографическому написанию производным предлогов способствует сопоставление их с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, и определение их относительной роли в предложении.
К осложняющим элементам простого предложения, не являющимися членами предложения, не относятся:
1) частицы,
2) обращения,
3) прямая речь,
4) вводные слова и словосочетания.
Методика овладения орфографией и пунктуацией
Овладение орфографическими и пунктуационными правилами в объёме, определённом школьной программой называется орфографическая и пунктуационная грамотностью.
Специфика орфографии заключается в том, что она не изучается как единый раздел, базовые знания рассредоточены по курсу 5-7 классов.
К небуквенному типу орфографии относятся дефис, черточка, пробел и знак ударения .
Умение видеть орфограммы в слове называется орфографической зоркостью.
Определение морфемы (место орфограммы в слове) и её окружения называется опознавательными признаками орфограммы.
Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания, называется пунктуацией.
Знаки препинания разделяются на две основные группы: отделяющие и выделяющие.
К принципам русской пунктуации не относится
1) смысловой,
2) грамматический,
3) экстралингвистический,
4) интонационный.
Ошибки по орфографии классифицируются как грубые, негрубые, повторяющиеся и однотипные.
Соотнесите оценку с количеством орфографических и пунктуационных ошибок:
39. Выделите разделы языка, с которыми орфография не изучается как сопутствующий курс:
1) фонетика;
2) морфемика;
3) морфология;
4) лексика;
5) синтаксис.
41. Исключение из правил относятся к негрубым ошибкам.
42. Методика графики, орфографии и пунктуации являются областью
методики преподавания русского языка, именуемой правописанием.
Методика развития речи учащихся.
43.Овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение видам речевой деятельности являются важнейшими аспектами (развития) речи учащихся.
44.Результатом связной речевой деятельности учащихся является текст или развернутый ответ в устной или письменной форме.
45.Признаками текста как речевой данности являются:
1) процесс овладения языковыми умениями и навыками,
2) изучение системы языковых разделов,
3) процесс формирования коммуникативной компетенции.
Овладение нормами русского литературного языка не включает изучение:
1) коммуникативно значимых норм,
2) присущей молодёжному слэнгу лексики,
3) норм, часто нарушаемых носителями родного языка,
4) норм, относящихся к безусловно принятым.
Какой вид упражнения не соответствует работе над речевыми нормами:
1) анализ художественного текста,
2) сопоставительный анализ нормы и её нарушений,
3) замена ошибочных вариантов.
Обучения разным видам речевой деятельности включает:
1) смысловое восприятие текста,
2) анализ текста, создание текста и редактирование написанного.
К источникам пополнения словарного запаса учащихся не относится:
а) речь учителя,
б) молодежный слэнг,
в) чтение книг,
г) СМИ.
К какому из типов речи подходит определение – «изображение картины мира в причинно-следственных связях»:
1) описание,
2) повествование,
3) рассуждение.
В каком типе изложения требуется краткая передача содеожания исходного текста:
1) выборочное,
2) близкое к тексту,
3) сжатое,
4) с языковым анализом.
52.Какой аспект изучения стилистики является основным в школьном курсе русского языка:
1) функциональная стилистика,
2) практическая стилистика,
3) язык художественной литературы.
Учет следующих положений: с кем, где и о чём говоришь – соответствует понятию речевой ситуации.
Распределите очередность изучения стилей речи в школьном курсе
а) русского языка:
б) художественный,-2
в) разговорный,-1
г) публицистический,-5
д) научный,-3
е) официально-деловой.-4
Основной целью овладения эстетической функцией языка является
изучение художественно-изобразительных средств языка.
В область преподавания русского языка, изучающую языковую систему включаются следующие разделы: методика фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса.
Углублённое изучение русского языка.
Внеклассная работа прежде всего направлена на формирование познавательного интереса учащихся к предмету.
Урок-лекция по дидактическим целям соответствует следующим традиционным урокам: объяснения и применения, обобщения.
Содержание урока-лекции может быть зафиксировано в тетради в виде: сложного плана, тезисов, схем, таблиц.
Проблемная задача, поставленная на уроке исследования, традиционно строится на основе лингвистического эксперимента.
Основу урока-семинара составляют доклады учащихся.
Игровыми разновидностями урока-семинара являются заседания, конференция, конгресс, суд.
Разновидностью урока-практикума, направленной на активизацию познавательной деятельности школьников, является деловая игра.
Урок-зачёт совмещает функции уроков обобщения и контроля.
Формированию умения вести научный спор способствует урок – дискуссия.
Одной из важнейших составляющих овладения культурой речи учащихся является речевой этикет.
Школа с малым количеством учащихся, где процесс обучения требует особых форм его организации, называется малокомплектной.
Новые педагогические технологии в преподавании русского языка включают модульное обучение дистанционное обучение и метод технологии проектов.