Просмотр содержимого документа
«Контрольные измерители по русскому языку для 7 класса»
Входная контрольная работа 7 класс Дельфинья дружба.
По неизвестным причинам дельфины иногда сами выбрасываются на берег. Рыбаки говорят, что они увлекаются погоней за рыбой и садятся на мель. Дельфины погибнут, если им не помогут люди.
Но помочь дельфинам трудно. Они тяжелые, сильно бьются. Многие из них так ослабевают, что тонут, если их отпустить в воду. Но самое тяжелое препятствие для спасения дельфина – это дружба. Если вы станете относить их в воду по одному, то у вас ничего не выйдет. Дельфин вернется и снова выбросится на мель, если услышит крики своих товарищей. Он беззаветно бросится к ним на помощь. Товарища в беде дельфин никогда не оставит.
(98 слов)
Грамматическое задание.
1 вариант.
Сделайте морфемный разбор слова: выбрасываются.
Сделайте морфологический разбор слова: погоней (из 2 предложения текста).
Сделайте синтаксический разбор предложения: Он беззаветно бросится к ним на помощь.
1 вариант.
Сделайте морфемный разбор слова: беззаветно.
Сделайте морфологический разбор слова: своих (из 7 предложения второго текста).
Сделайте синтаксический разбор предложения: Он беззаветно бросится к ним на помощь.
Промежуточный контроль. Административная контрольная работа (1 полугодие) 7 класс
Единственное украшение дома композитора – рояль. Белые и черные клавиши, убегавшие из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей. Потом еще долго звучала одна маленькая струна, будто плакала обиженная сестрами Золушка. Григ, откинувшийся на спинку кресла, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.
Вода, капающая из кухонного крана, монотонно твердила, что время не ждет. Нужно торопиться, чтобы исполнить все задуманное. Григ писал музыку для дочери лесника. Он писал о глубочайшей прелести юности и мысленно видел девушку с зелеными сияющими глазами, бегущую перед ним. Григ играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Это были страницы на дереве, загулявшие матросы из порта, снег, слетевший с нависшего неба…
(115 слов)
(По К. Паустовскому)
Грамматическое задание.
1 вариант.
Сделайте фонетический разбор слова: белые
Сделайте синтаксический разбор предложения: Белые и черные клавиши, убегавшие из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей.
В тексте найдите и выделите все причастные обороты.
2 вариант.
Сделайте фонетический разбор слова: черные
Сделайте синтаксический разбор предложения: Он писал о глубочайшей прелести юности и мысленно видел девушку с зелеными сияющими глазами, бегущую перед ним.
В тексте найдите и выделите все причастные обороты.
Итоговая контрольная работа. 7 класс
Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в течение короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окруженную со всех сторон березками. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костер.
Между тем облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилавшую все небо. Края ее были как будто посеребрены каким-то чудесным светом. Небо затянулось тяжелой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался не умолкающий ни на минуту ливень. Лишь к утру он прекратился. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля еще хранила следы непогоды. Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы.
(110 слов)
Грамматическое задание.
1 вариант.
Сделайте морфологический разбор слова: окруженную (из третьего предложения первого абзаца).
Сделайте синтаксический разбор предложения: Справа и слева от палаток, переливаясь в лучах солнца, блестели лужицы.
Контрольная работа по теме «Причастие». 7 класс
Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась окруженная лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.
Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных китайских фонарей. Но этого оказалось мало: площадка оставалась почти не освещенной. Вдруг с обоих концов вспыхнули ослепительным голубоватым светом два электрических солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Березы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперед. За ними слабо вырисовывались на совершенно черном небе круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зеленую мглу. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали так странно, громко и дружно, что казалось, будто кричит только один кузнечик, но кричит отовсюду: и справа, и слева, и сверху.
(116 слов)
Грамматическое задание.
1 вариант.
Сделайте морфологический разбор слова: (не)заглушаемые (из последнего предложения текста).
Сделайте синтаксический разбор предложения: Перед глазами гостей неожиданно открылась окруженная лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком.
В тексте найдите и выделите все причастные обороты.
2 вариант.
Сделайте морфологический разбор слова: разукрашенный (из третьего предложения текста).
Сделайте синтаксический разбор предложения: За ними слабо вырисовывались на совершенно черном небе круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зеленую мглу.
В тексте найдите и выделите все причастные обороты.
Контрольная работа по теме «Деепричастие». 7 класс
В стане в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, недоумевая и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, не разбирая дороги, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.
(128 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание.
1 вариант.
Сделайте морфологический разбор слова: свернувшись (из второго предложения первого абзаца).
Сделайте синтаксический разбор предложения: Старые волчихи, недоумевая и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
В тексте найдите и выделите все деепричастные обороты.
2 вариант.
Сделайте морфологический разбор слова: ломаясь (из первого предложения третьего абзаца).
Сделайте синтаксический разбор предложения: Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.
В тексте найдите и выделите все деепричастные обороты.
Контрольная работа по теме «Наречие». 7 класс Загадка первой молнии.
Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией ученым повезло меньше. Ее происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстает в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.
Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.
Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Он может парить над землей или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.
В чем загадка шаровой молнии? На этот вопрос ученым еще предстоит ответить.
(106 слов)
Грамматическое задание.
1 вариант.
Сделайте морфологический разбор слова: стремительно (из третьего предложения 1 абзаца).
Сделайте синтаксический разбор предложения: Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.
В тексте найдите наречия и подчеркните их как обстоятельство.
1 вариант.
Сделайте морфологический разбор слова: давным-давно (из первого предложения 1 абзаца).
Сделайте синтаксический разбор предложения: Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко.
В тексте найдите наречия и подчеркните их как обстоятельство.
Практическая работа по теме «Причастие» 7 класс
Озаглавьте текст и спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
(Не)забываемое, (не)изгладимое впечатление оставила в деревне. Началась она вечером. Светлая з..ря еще (не) затянутая черной приближающейся тучей озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна еще (не) закрытые на ночь, к..мнатан..полнилась уд..вительно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный гр..мовой удар потряс весь дом и полил дождь (не) прекращавшийся около часа. Окна были (не) занавешены. Сквозь них постоя…о видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. (Не) смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не)прекращающегося страха. К..залось, какая(то) сила снесет наш дом..к стоящий на высоком берегу и ничем (не)защищенный от ветров.
Когда мой испу.. прош..л, я тихо уснул в своей кроватке(не) постеленной на ночь из-за суматохи вызванной грозой.
Утром (ни)что (не)напоминало вчерашнюю (не)погоду. Ярко сияло солнце сверкала (не)просохшая после дождя трава заливались от избытка чу..ств птицы.
(136 слов)
Грамматическое задание
1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения.
2. Сделать морфологический разбор слов:
1-й вариант - не просохшая,
2-й вариант - не закрытые.
Практическая работа по теме «Деепричастие». 7 класс
Озаглавьте текст и спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Выпив чашку чая Наташа шумно взд..хнула, з..бросила косу за плечо и начала читать книгу в ж..лтойобло..ке. Мать стараясь не шуметь п..судой наливая чай вслуш..валась в плавную речь девушки. Но скоро утомившись следить за ра(с, сс)казом, стала ра(с, сс)матривать г..стей.
Павел с..дел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа ни..конаклонясь над книгой часто п..правляла сползавшие ей на виски вол..сы. Взмахивая г..л..вою и (не) понижая голоса г..в..рила что(то) от себя(не)глядя в книгу ласково скользя глазами по лицам слушателей.
Хохол навалился широкой грудью на угол ст..ла ксил глазами стараясь ра(с, сс)мотретьиздерга..ые концы своих усов. Весовщиков сидел прямо упираясь ладонями в колени…(Не)мигая гл..зами он упорно см..трел на свое лицоотраже..ое в блестящей меди сам..вара. Маленький Федя слушая чтение бе..звучно двигал губами точно повторяя про себя сл..ва книги. А его товарищ согнулся п..ставив локти на колени и з..думчиво улыбался. В комнате было как(то) особе..о хорошо.
(145 слов)
(А. М. Горький)
Грамматические задания
1. Подчеркните встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
2. Сделайте морфемный разбор слов:
1-й вариант - утомившись,
2-й вариант - наклонясь.
Сделайте морфологический разбор слов:
1-й вариант - взмахивая,
2-й вариант - упираясь.
Практическая работа по теме «Наречие» 7 класс
Озаглавьте текст и спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Мы продвигаемся медле(н, нн)о поперек лес(н, нн)ой речонки. Мне (не)много жутко, так как я (н..)чего, даже воды, (н..)вижу, но я все же (н..)чем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалёку от (не)большой полянки. Только теперь замечаю, что ночь (н..)сколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне (не)ясно вырисовываются ближайшие сосны. В их (не)подвижности среди (н..)кем (не)нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я (не) знаю, много ли проходит времени.
Внезапно мой слух поражается стра(н, нн)ыми звуками, так что я (не)вольно вздрагиваю от (не)ожиданности. Что бы это могло быть? Я (н…)как (не) могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес (не)медле(н, нн)о откликается на них звонким и чистым звуком.
«Это журавли(н, нн)ые стаи начали свою утре(н, нн)юю перекличку», - шёпотом говорит мне мой спутник.
Стихло. Всё вновь погружается в (н..)чем (не) возмутимую тишину.
(147 слов)
Грамматическое задание
Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант - неподалёку; 2-й вариант - внезапно.
Подчеркнуть наречия как члены предложения: 1-й вариант - первый абзац; 2-й вариант - остальные абзацы.
Выполнить синтаксический разбор: 1-й вариант - выделенное предложение первого абзаца; 2-й вариант - выделенное предложение второго абзаца
Практическая работа по темам «Предлог» и «Союз» 7 класс
Озаглавьте текст и спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Я (с,з)делал дли(н, нн)уюпр..гулку (по)обрывам (над)морем и лег (в)камышовое кресло (на)балконе.
Н..чнаябе..донность неба переполнена разноцветными в..сящими (в)нем звездами и среди них воздушно с..реетпр..зрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя (не)равными дымами скл..няющийся к южному г..ризонту, бе..звездному и поэтому почти ч..рному. Б..лкон выходит (в)сад, усыпа..ый галькой, ре..кий и ни..корослый. (С)балкона (от)крывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно (не)движно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом м..лчаливом н..чном мире, подобно какому(то) зв..нящему сну...
Особый, предра..ветный покой ц..рил еще и во всем том ..громном ч..ловеческомгн..зде которое называется городом. Молчаливо и как(то) (по)иному, чем днем, стояли многооконные дома сихмногочисле..ыми ..битателями.
(119 слов)
(По И. А. Бунину)
Грамматические задания
1. Озаглавьте текст.
2. Выполните морфологический разбор предлога и союза (по выбору).
Входной контрольный тест 7 класс 1 вариант.
I часть
Отметь ошибочное утверждение.
Пунктуация – это раздел лингвистики, в котором изучается постановка знаков препинания.
Морфология – раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи
Графика – раздел лингвистики, в котором изучаются правила обучения звуков речи на письме.
Орфоэпия – раздел лингвистики, который изучает правила написания слов.
В каком предложении глагол употреблен в будущем времени?
С грустью мы перечитывали старые письма.
На празднике я буду участвовать в конкурсах.
Это задание можно было бы сделать за полчаса.
Спартакиада проходит на стадионе «Труд».
В каком предложении глагол стоит в форме 2 лица единственного числа?
На собрании мы встретили старых знакомых.
Сегодня многие общаются через интернет.
За городом на автомобиле начинаешь набирать скорость.
Подумайте, прежде чем совершить тот или иной поступок.
В каком ряду в обоих словах пишется буква И?
трепещ..т, смотр..т;
светле..т, обид..т;
чист..т, корм..т;
проговарива..т, хоч..тся.
В каком ряду НЕ со словами пишется слитно?
(не)раздумывай, (не)радивый, (не)сёшься
(не)лепый, (не)смотрит, (не)рассказ, а повесть;
(не)строим, (не)ожиданный, (не)смешной,
(не)правда, (не)брежный, не)высокий.
Найдите ошибку в образовании формы слова.
нет двухсот человек;
положите на стол;
более быстрее;
менее удачный.
II часть
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
(1)Ночью на реку упал плотный туман. (2)С высокого холма, от старой полуразрушенной церкви, открылась удивительная картина. (3)Над спящей рекой и сбегающей к ней улицей клубилось серое вспененное море. (4) Блестящие крыши крайних изб усеяны серебряными каплями воды. (5)Рядом, дымясь, показались печные трубы, словно корабли, выстроившиеся в походном порядке. (6)Полузатопленным маяком торчала вершина старого развесистого тополя. (7)Первые лучи восходящего солнца коснулись макушки тополя. (8)С восходом солнца все это застывшее море начинает оживать. (9)Люди, пораженные этой картиной, благодарили прекрасную русскую природу за нечаянную радость, подаренную им.
Определите тему текста.
Определите тип речи.
повествование;
рассуждение;
описание;
повествование с элементами рассуждения.
В предложениях 8-9 найдите антоним к слову «печаль».
В предложениях 1-3 найдите синоним к слову «дремать».
Из второго предложения выпишите грамматическую основу.
2 вариант
I часть
Раздел науки о языке, изучающий части речи, называется
морфологией;
фонетикой;
орфографией;
лексикой.
Укажи слово, в котором количество звуков и букв совпадает.
апельсин; 2) сделаешь; 3) яма; 4) польет.
Найди слово с нулевым окончанием.
молодой; 2)блестяще; 3) мужественно; 4) картон.
Укажи слово, образованное бессуффиксным способом.
парковка; 2) выход; 3) автобус; 4) объезжать.
В каком ряду в обоих словах пишется буква И?
зал..зать в яму, доб..жать до финиша;
забытая д..ревня, д..ловой завтрак;
п..тлять по лесу, зал..зать рану;
разв..вается ребенок, ед..ничный случай.
В каком ряду в обоих словах пишется буква О?
пл..вчиха, оз..рение;
раств..рить, покл..нение;
ск..кать, выр..сти;
выр..щенный, прил..гать.
В каком ряду во всех словах в приставке пропущена одна и та же буква?
бе..крайний, ра..грузка, бе..нравственный;
бе..вкусный, ра..ведать, ра..полагаться;
бе..жизненный, бе..работный, бе..дарный;
ра..трепать, ра..узнать, ра..ходиться.
В каком ряду в обоих словах пишется буква Ё?
ш..оты, кумач..вый;
сильный ож..г, мяч..м;
ш..потом, сгущ..нка;
верблюж..нок, ж..лудь.
В каком ряду в обоих словах не пишется буква Ь?
среж.., успееш..;
обидиш.., вещ..;
умываеш..ся, много туч..;
плащ…, руч..ной.
Укажите существительное общего рода.
Тбилиси ; 2) соня; 3) мореплаватель; 4)крупа.
Укажите словосочетание с притяжательным прилагательным.
Какое из этих местоимений не имеет форму именительного падежа?
себя; 2) тебя; 3) вас; 4) моего.
В каком предложении глагол употреблен в настоящем времени?
С грустью мы перечитывали старые письма.
На празднике я буду участвовать в конкурсах.
Это задание можно было бы сделать за полчаса.
Спартакиада проходит на стадионе «Труд».
В каком предложении глагол стоит в форме 3 лица множественного числа?
На собрании мы встретили старых знакомых.
Сегодня многие общаются через интернет.
За городом на автомобиле начинаешь набирать скорость.
Подумайте, прежде чем совершить тот или иной поступок.
В каком ряду в обоих словах пишется буква У(Ю)?
звери слыш..т, люди дыш..т;
дети пиш..т, шипы кол..т;
они муч..т, педагоги уч..т;
рабочие стро..т, кроты ро..т.
В каком ряду НЕ со словами пишется слитно?
(не)спрашивай, (не)рад;
(не)исправный, (не)в школе;
писать (не)брежно, очень (не)красивый;
нисколько (не)интересный, (не)наш.
Найдите ошибку в образовании формы слова.
их паспорта;
более красивее;
к первому сентябрю;
трое прохожих.
II часть
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
(1)Неожиданно подул ветер. (2)Птицы, не успевшие улететь, исчезли бесследно. (3)Маленькие кроты, строившие подземные царства, спрятались. (4)Солнце зарылось в серую мглу. (5) Природа замерла в ожидании чего-то, и вот первая серебряная снежинка коснулась кленового листа. (6) Бесшумно пошел снег, засыпая все неровности на земле. (7)Снежный ковер опушил инеем раскидистые елочки. (8) Они покорно пригнулись к земле. (9) Не скованная ледяным панцирем лесная речонка покрыта большим снегом. (10) Он останавливает течение у берегов. (11) Снег поглотил все звуки и создал бесконечные вереницы белых фигур, очаровав все лесное царство.
Определите тему текста.
Определите тип речи.
повествование с элементами рассуждения.
повествование;
рассуждение;
описание;
В предложениях 4-6 найдите антоним к слову «ожить».
В предложениях 1-3 найдите синоним к слову «внезапно».
Из 11 предложения выпишите грамматическую основу.
Тест по теме «Причастие» 7 класс 1 вариант
I часть
В каком ряду в обеих словах на месте пропуска пишется буква Е?
О пропавш..й книге, рано состар..вшийся
С брызжущ..м весельем, заиндев..вший лес
О разбивш..ся чашке, нечаянно обид..вший
С заканчивабщ..ми школу, высвет..вший проблему
В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется А(Я)?
Отбира..щий, постриж..нный
Держ..щий, скош..нный
Занимаюющийся, спа..нный
Позор..щий, засе..нный
В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется Н?
Лома..ая линия, пути отреза..ы
Письмо получе..о, вяза..ая бабушкой
Покраше..ый забор, невида..ый успех
Девочка рассея..а, груже..ая машина
В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется Е?
Встеча..мый, потер..на
Отраже..ый, учт..на
Прекращ..на, невид..мый
Сберега..мый, выслуш..ны
В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?
(Не)поставленные на место книги.
(Не)выключенный утюг
(Не)прибранная, разбросанная одежда.
Огурцы (не)засолены.
6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1. Он пролез через частокол в сад, влез на дерево, раскинувшееся ветвями, упирающимися в самую крышу дома.
2. Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату.
3. Крик, двигавшейся в стороне, тучи диких гусей отдавался в дальнем озере.
4. Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор.
II часть
Прочитайте текст и выполните задания.
Лес на Земле вырубаются повсеместно, но особенно обеспокоены экологи зоной субтропиков. 2) За последние сто лет уничтожено около половины всех влажных лесов планеты. 3) «Облысение» обширных территорий увеличивает отражающую способность Земли. 4) Почвы нагреваются, изменяется циркуляция воздушных масс вблизи экватора, уменьшается количество выпавших осадков, что приводит к образованию пустынь.
В предложении (1) найдите причастие, укажите его вид и форму.
Укажите синтаксическую роль слова «уничтожено» из предложения (2).
Укажите вид причастия из предложения (3).
Укажите время причастия из предложения (4).
III часть***
Составьте 2 предложения с причастным оборотом так, чтобы в первом причастный оборот стоял перед определяемым словом, а во втором - после определяемого слова (выделите обороты и их синтаксическую роль). Укажите признаки глагола у причастий, выделите суффиксы.
2 вариант
I часть
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
О проливш..мся молоке, выгор..вший участок
О накаливш..ся обстановке, поспор..вший с приятелем
С ушедшим поездом, развес..вший фотографии
С прошедш..м праздником, выкат..вшийся клубок
В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется буква Е?
Управля..мый, заверш..на
Движ..мый, усе..ны
Завис..мый, сочт..ны
Выставля..мый, разве..на
В каком ряду на месте пропуска пишется буква А(Я)?
Вид..щий, сморщ..нный
Стел..щийся, потрач..нный
Кле..щий, рассе..нный
Проща..щийся, озадач..нный
В каком ряду на месте пропуска пишется буква Н?
Неча..ая встреча, просвеще..ое общество
Суше..ые фрукты, охваче..ы радостью
Решение найде..о, посаже..ый сад
Дети растеря..ы, моще..ая булыжником
В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?
Посуда (не)убрана в шкаф.
(Не)накормленная вовремя собака.
(Не)работающий, а сломанный телефон.
(Не)отправленное письмо
6. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1. В чем художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне?
2. Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе.
3. Д.С. Мережковский сравнивал стихи М. Лермонтова с «заученными с детства молитвами».
4. С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувство долга и чести.
II часть
Прочитайте текст и выполните задания
(1) У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистеперая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад. (2) Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря. (3) Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм.
Напишите, чем выражено сказуемое в предложении 1.
Из предложения (1) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите вид.
Из предложения (2) выпишите причастия. Укажите их вид.
Из предложения (3) выпишите причастный оборот.
III часть***
Составьте 2 предложения с причастным оборотом так, чтобы в первом причастный оборот стоял перед определяемым слово, а во втором после определяемого слова (выделите обороты, укажите их синтаксическую роль). Укажите признаки глагола у причастий, выделите суффиксы.
Тест по теме «Причастие» 7 класс 1 вариант
I часть
К заданиям 1-20 даны четыре варианта ответа, только один из них правильный.
Укажите причастие с окончанием –им.
о моросящ.. дожде
в запутанн.. клубке
к белеющ.. березе
за удаляющ..мся поездом.
Укажите словосочетание с причастием.
взлетающий в небо
объединяться по интересам
кожаный диван
утренняя роса.
Укажите словосочетание с действительным причастием.
колотый лед
гуляющая девочка
оберегаемая братом
прочитанная книга.
Укажите суффиксы действительных причастий прошедшего времени.
–вш-, -ш-
–ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-
–им-, -ем-, -ом-
–енн-, -нн-, -т-.
Укажите причастие с суффиксом –ющ-.
стро..щееся здание
колебл..щийся тростник
люб..щий природу
плещ..щие волны.
Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква и.
завис..мый от обстоятельств
поднима..мый краном
склоня..мое существительное
изуча..мый школьниками
Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква е.
объезд..вший полмира
услыш..вший шаги
стро..вший дом
вид..вший сияние
Укажите от какого глагола нельзя образовать страдательные страдательное причастие настоящего времени?
слышать
управлять
увлажнять
подтолкнуть
Укажите предложение с причастным оборотом.
В какой-нибудь полусотне метров от избушки протекает журчащий ручей.
После теплого дождя благодарно трепещет освеженная рожь.
На посветлевшем небе резко вырисовывалась плавно колышущаяся верхушка березы.
В какой-нибудь полусотне метров от избушки протекает журчащий ручей.
В каком слове НЕ со словом пишется раздельно?
(Не)распаханное поле
(Не)растраченные силы
(Не)выспавшийся ребенок
Никем (не)управляемая машина
II часть
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
(1) Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое место под террасой. (2) Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие звуки короткого дыхания. (3) Люди спали, и собака ревниво сторожила их. (4) Она спала чутко и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками глаз, фосфорически светящихся в темноте. (5) А тревожных звуков было много в чуткой весенней ночи. (6) В траве шуршало что-то невидимое и подбиралось к самому носу собаки.(7) Хрустела прошлогодняя ветка под заснувшей птицей. (8) На близком шоссе грохотала телега и скрипели нагруженные чем-то тяжелым возы.
Определите часть речи слова «заснувшей».
Найдите предложение с необособленным определением и напишите его номер.
Как образовано слово «огоньками» (предложение 4)? Напишите способ образования.
Из предложений 7,8 выпишите страдательное причастие.
Среди предложений 3-7 найдите предложение, которое соединяется с предыдущим с помощью личного местоимения.
2 вариант
I часть
К заданиям 1-10 даны четыре варианта ответа, только один из них правильный.
Укажите причастие с окончанием –ЕЙ.
По извивающ..йся тропинке
Бушующ.. океан
В прочитанн.. книге
За взбиравш..сяальпенистам
Укажите словосочетание с причастием.
Утренняя роса
Отсутствовать на уроке
Смотрящий в окно
Серебряный колокольчик
Укажите словосочетание со страдательным причастием.
Сломанные стулья
Лечащий врач
Разрушившийся дом
Белеющий парус
Укажите суффиксы действительных причастий настоящего времени.
–вш-, -ш-
–ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-
–им-, -ем-, -ом-
–енн-, -нн-, -т-.
Укажите причастие с суффиксом –ящ-.
стро..щийся стадион
на пестре…щем лугу
се..щий рожь
пиш..щий письмо
Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква е.
слыш..вший шорох
встрет..вший друга
отта..вшая земля
ненавид..вший врагов
Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква и.
отправля..мое письмо
реша..мые вопросы
слыш..мый голос
сооружа..мое здание
Укажите от какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?
Вдоль усеянного острыми камнями берега разведчики вышли к зеленому полю.
В безветренную погоду по извивающейся тропинке мы возвращались с охоты.
Студеная родниковая вода быстро подкрепила уставших бойцов.
В каком слове НЕ со словом пишется раздельно?
(Не)прекращающийся грохот
(Не)застекленное поле
(Не)скошенная трава
(Не)вспаханное еще поле
II часть
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
(1) Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грузным топотом людей, переносящих тяжести. (2) Приехали из города дачники, целая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом. (3) Кто-то кричал, кто-то пел и смеялся высоким женским голосом. (4) Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девочка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. (5) Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. (6) Потом так же внезапно вскочила и серьезно сказала: «Вот весело-то!» (7) Сказала и быстро закружилась.
Определите часть речи слова «выбежавшая».
Найдите предложения с обособленным определением и напишите их номера по порядку.
Как образовано слово «дачники» (предложение 4)? Напишите способ образования.
Из предложений 1-3 выпишите страдательное причастие.
Из 5 предложения выпишите все местоимения.
Тест по теме «Правописание Н и НН в разных частях речи» 7 класс.
В каком ряду во всех словах пропущены две буквы НН?
песча..ый, укоризне...ый, огне...ый,
деревя..ый, исти...ый, безукоризне…ый
клее...ый, берестя...ой, были...ый,
Вкаком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?
посаже...ый
зада...о
гуси...ый
В каком слове на месте пропуска пишутся одна буква Н
плетё..ое мастером лукошко
забинтова…ая рана
копчё…ая колбаса
В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?
мыши…ая возня
чище...ая картошка
раздробле...ое колено
В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?
веществе...ое доказательство, глиня…ый горшок, глаза заплака...ы
В каком варианте ответа указаны все слова, в которых на месте пропуска пишется НН?
полотня...ая рубаха, карти...ая галерея
подли...ое искусство, гружё...ая машина
стекля...ая посуда, осе...яя погода
Прочитайте и сравните выделенные слова. Объясните, какие буквы в них пропущены, и перепишите примеры.
1) На организова..ой летом встрече юных легкоатлетов установлено несколько рекордов. Соревнование было организова..о хорошо. Участники приехали и уехали очень организова..о.
2) Для расследования причин пожара образова..а комиссия. Комиссия, образова..ая для расследования причин пожара, приступила к работе. Ольга Ильинская была умна и образова..а.
3) Усадьба с двух сторон ограниче..а рекой. С двух сторон ограниче..ая рекой усадьба находилась в красивой лесистой местности. 4) На вопросы экзаменаторов экзаменующийся отвечал спокойно и продума..о. Проведение туристского похода было продума..о со всех точек зрения. 5) Девочка-сирота была воспита..а в детском доме. Многие из воспита..ых в детском доме детей затем поступили в высшие учебные заведения. Воспита..ики с глубокой признательностью вспоминали своих наставников.
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места на место, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему нет как будто никакого дела.
а) 3; б) 4; в) 2; г) 5.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, обозначьте деепричастия как члены предложения.
Сидя за компь..тером старайтесь спину держать прямо.
Художник(аниматор) созд..ваямультипл..кацио(н, нн)ый фильм словно ож..вляет р..сунки.
Тарантас в..ехал во двор шурша колесами по кр..пиве и ост..новился перед крыльцом.
Вода затопила бы все, если бы не заградительное сооружение.
Все расходились, потому что было поздно.
Денег ни гроша, зато слава хороша.
Он молчал, так как признавал себя виновным.
Отметьте временные подчинительные союзы:
едва;
как будто;
благодаря тому что;
лишь только.
Отметьте предложения, в которых выделенные слова пишутся слитно.
(По)этому вопросу обратитесь в справочное бюро.
(За)то задание получил «пять».
Что(бы) увидеть, надо вглядеться.
Промерз (по)тому и заболел.
Укажите пример, в котором союз и связывает простые предложения в составе сложного (знаки препинания не расставлены).
Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.
Зимним утром прилетают на березу тетерева и клюют ее бурые сережки.
Извозчик неутомимо погонял лошадей и во все горло распевал песни.
Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.
Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом и пишется слитно.
Он повернулся, что(бы) снова бежать в трюм.
(За)то я досыта надумалась во время болезни.
Что(бы) он ни говорил, что(бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, уже известно давно.
Я люблю Мещерский край за(то), что он прекрасен.
Тест по теме «Частица». 1 вариант.
Укажите неверное утверждение.
Частица – это служебная неизменяемая часть речи.
Частицы всегда пишутся раздельно.
Частицы бывают формообразующие и смыслоразличительные.
Частица вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
Укажите выражение с отрицательной частицей.
Служить бы рад прислуживаться тошно.
Не ветер бушует над морем.
Только человек украшает жизнь.
«Что за диковинка1» - приятель отвечал.
Укажите предложение с формообразующей частицей.
Закат давно угас.
Пусть на всей планете радуются дети.
Как прекрасна Земля!
За дождем не видно было ни моря, ни неба.
Отметьте дефисное написание частиц.
если(бы) оглянулся; 2) вряд(ли);
3) я(то) знаю; 4) неуже(ли).
Отметьте словосочетания с частицей не.
н..решается задача;
кто н.. придет, все остаются;
вокруг н.. души;
н.. о чем вспомнить.
Укажите случаи, когда не является частицей и пишется раздельно.
(не)забудем героев;
(не)ожиданный поворот;
стоять (не)подвижно;
ни с чем _не)сравнимое наслаждение.
Укажите частицу, которая может употребляться в побудительном предложении.
даже; 2) только;
3) пусть; 4) вряд ли.
Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу ни.
Нет н.. солнца, н.. света, н.. тени.
Н.. работа сушит, а забота.
Девочка н.. за что не хотела расстаться с куклой.
Час был н.. слишком поздний.
Укажите предложения с частицами.
Велосипед старый, зато надежный.
Луна как блин.
Именно ты мне можешь помочь.
В доме ни огня.
Укажите предложения, в которых выделенные слова являются частицами.
Пускай дежурные вытрут доску.
Пускай мы расстались, но в сердце остались приятные воспоминания.
Если Коля хочет яблоко, пускай возьмет.
Не пускай козла в огород.
2вариант.
Укажите неверное утверждение.
Частица – это самостоятельная неизменяемая часть речи.
Частицы не всегда пишутся раздельно.
Частицы бывают формообразующие и смыслоразличительные.
Частица вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
Укажите выражение с отрицательной частицей.
Разве ты написал домашнее сочинение?
Что за уха! Да как жирна!
Ты не веришь мне?
Вот уже кое-где мелькает еле заметная травка.
Укажите предложение с формообразующей частицей.
Как раз ты мне нужен.
Самый хороший день в моей жизни.
Закончишь ли ты его за полчаса?
Даже не знаю, что сказать..
Отметьте дефисное написание частиц.
все(таки); 2) ответь(ка);
3) (не)ходи туда; 4) найди(же).
Отметьте словосочетания с частицей не.
н.. бывать этому;
н.. мешай мне;
н.. минуты простоя;
нет н.. одного места.
Укажите случаи, когда не является частицей и пишется раздельно.
(не)обижайся на меня;
(не)когда они были товарищами… ;
(не)ожиданно послышалось тихое пение;
По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу (не)уютно, глухо и (не)людимо.
Укажите частицу, которая может употребляться в вопросительном предложении.
даже; 2) только;
3) пусть; 4) разве.
Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу ни.
На небе н.. облачка.
Н.. ветер бушует над морем, н.. с гор побежали ручьи.
Товарищ сегодня н.. может н.. приехать ко мне.
Тем, кто дружен н.. страшны тревоги
Нам любые дороги дороги.
Укажите предложения с частицами.
Чтобы уметь, надо учиться.
Нет ни желания, ни возможностей.
Куда ни глянешь – люди.
Не обижайся на меня.
Укажите предложение, в котором выделенное слово не является частицей.
Давай же помянем о нем с тобой вдвоем.
Давай-ка мне скорее эту книгу.
Давайте делать друг другу комплименты.
Давайте посидим вместе.
Итоговый тест за курс 7 класса 1 вариант
В каких словах пишется буква К?
а) дости...ший; б) во...зал;
в) рю...зак; г) попере...
В каких словах пишется буква З?
а) ра...цвет; б) во...торг;
в) ра...чет; г) карни...
Отметьте слова, в которых пишется буква Д:
а) баске…бол; б) силуэ...;
в) по...ковать; г) ре...кий
В каких словах пишется буква Е?
а) без им...ни; б) лед.. .ной;
в) ветр...ный день; г) недос...гаемый.
В каких словах пишется буква Я?
а) се...ть; б) потер...нная;
в) земл...проходец; г) песч...ный.
В каких словах пишется буква А?
а) оч...рование; б) заг...рать;
в) прик...снуться; г) развеш...нное белье.
В каких словах пишется буква И?
а) р...форма; б) пост...лить;
в) слыш...мый; г) пр...мудрый.
В каких словах пишется буква У(Ю)?
а) вер...щий; б) лепеч...щий;
в) ненавид...щий; г) грохоч...т шаги.
В каких словах пишется буква О?
а) ш...рох; б) ш...пот;
в) поч...т; г) стереж...т.
В каких словах пишется буква Ы?
а) калач...; б) роз...грыш;
в) ц...ганский; г) скворц... .
В каких словах пишется удвоенная согласная буква?
а) те(н, нн)ис; б) ма(с, сс)а;
в) коло(н, нн); г) пье(с, сс)а.
В каких словах пишется НН?
а) мороже...ое мясо; б) уроки сдела...ы;
в) вяза…ая крючком кофта; г) испуга...ый.
В каких словах есть пропуск буквы?
а) ор...ентироваться; б) ровес...ник;
в) уча...ствовать; г) следу...щий.
В каких словах пишется буква Ь?
а) сем...надцать; б) трудиш...ся;
в) отреж...те; г) из-за туч... .
В каких словах пишется дефис?
а) (кое)кто; б) (как)будто;
в) (пол)листа; г) чуть(чуть).
Какие слова пишутся слитно?
а) (не)решенная задача; б) (в)последствии;
в) (не)зная; г) (в)двое.
В каких предложениях знаки препинания поставлены правильно?
а) Хозяйка, стараясь не шуметь посудой наливала чай.
б) Взвейтесь, соколы, орлами!
в) Дождь приостановил барабанную дробь звучавшую в продолжение часа.
г) Как гласит русская пословица, обещанного три года ждут.
д) Ба! Знакомые всё лица!
е) Утки и гуси сбивались в стаи, и собирались в дальний путь.
ж) Вся античная культура построена на представлении о космосе, обладающем душой и разумом.
з) Ты кажется, обещал дать мне свой ножик?
и) Журнал «Домоводство» советует — «Оклеивать стены обоями можно только по вполне просохшей поверхности.
к) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
2 вариант
В каких словах пишется буква Г?
а) овра...; б) э...замен;
в) аквалан...; г) ле...кий.
В каких словах пишется буква З?
а) витя...ь; б) во...питание;
в) замер...ший; г) ...давать.
В каких словах пишется буква Д?
а) гиган...ский; б) препя...ствие;
в) пре...сказание; г) ре...кий.
В каких словах пишется буква Е?
а) у знам...ни; б) кост...ной;
в) ветр...ной; г) тысяч...летие.
В каких словах пишется буква Я?
а) ма...ться; б) земл...ника;
в) недос...гаемый; г) прощ...ние.
В каких словах пишется буква А?
а) замеш...нное тесто; б) слыш...щий;
в) з...ря; г) карик...тура.
В каких словах пишется буква И?
а) зам...рать; б) невид...мый:
в) замоч...к; г) пр...тензия.
В каких словах пишется буква У(Ю)?
а) терп...щий; б) се...щий;
в) завис...щий; г) рокоч...т моторы.
В каких словах пишется буква О?
а) капюш...н; б) ж...кей;
в) освеж...нный; г) береж...т.
В каких словах пишется буква Ы?
а) птенц...; б) с...грать;
в) акац...я; г) ц...кнуть.
В каких словах пишется удвоенная согласная буква?
а) дра(м, мм)а; б) кро(с, сс);
в) кла(с, сс)ик; г) ба(с, сс)ейн.
В каких словах пишется НН?
а) книга прочита...а; б) соле...ая в бочке капуста;
в) краше...ый пол; г) жёва...ый.
В каких словах есть пропуск буквы?
а) буду...щий; б) сверс...ник;
в) чу...ствовать; г) путеше...ствие.
В каких словах пишется буква Ь?
а) пят...десят; б) почтал...он;
в) пять задач...; г) настеж... .
В каких словах пишется дефис?
а) (видимо)невидимо; б) что(бы) мне сделать?;
в) (юго)восточный; г) опять(таки).
Какие слова пишутся слитно?
а) (по)двое; б) (не)растраченная энергия;
в) (на)совесть; г) стихотворение (не)выучено.
В каких предложениях знаки препинания поставлены правильно?
а) Спой нам ветер про дикие горы, про глубокие тайны морей.
б) Склонного к постоянной грусти человека, называют меланхоликом.
в) Нет, пожалуй, гриба лучше, чем боровик.
г) В ведерке у Петьки плескались лини, и уклейки, и окуни.
д) Договор подписанный обеими сторонами, вступит в силу с начала будущего года.
е) Убедившись в нашем миролюбии белка подбежала ближе, и быстро взяла угощение.
ж) «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют», — писал Ломоносов.
з) Ах, как холодно в дороге!
и) Ель — дерево особое.
к) Но вот с реки потянул ветер, содрал молодой снег с наста, и погнал к стенам монастыря.
Раздаточный материал по теме «Причастие».
Карточка № 1.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически укажите причастные обороты и слова, к которым они относятся.
Осень.
На пригорке стоит рябина покрасневшая от холода и от колючего осе...его ветра. Осе...яя ночь серая и тума...ая воет в проводах и сбрасывает последнюю одежонку с лип и тополей'. По осе...ей слякоти бредет путник укута...ый в плащ. Он усталый с трудом вытаскивает нож из (не) жидкого месива. Видимо встревоже...ые первыми заморозками воробьи забились на ночь под еще (не) покрытые снегом крыши. Лужи серебря. ..ые от инея отражают холодных зайчиков. На пороге зима.
Карточка № 2.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически укажите причастные обороты и слова, к которым они относятся.
Чу..кое ухо л..вит знакомые звуки в..сны. Вот вверху п..слышаласьбараба(н, нн)ая трель, звонкая, радос..ная. Нет, это не скри.. старого дерева, как обычно думают г..р..дские(не)опытные люди ок..завшиеся в л..сура(н, нн)ей в..сной. Это по-весе(н, нн)ему барабанит л..сной музыкант-дятел выбравший сухое д..рево. Всюду торжеств(н, енн)о звучат, как бы перекл..каясь, барабаны. Так дятлы приветствуют в..сну.
Вот, пригретая лучами мартовского со..нца, свалилась с макушки дерева ра(с, сс)ыпавшаяся снежной пылью т..жёлая белая шапка. И, точно ж..вая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, з..лёнаяветка освобождённая от зимних оков.
( По Соколову-Микитову)
Раздаточный материал по теме «Деепричастие»
Карточка № 1.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Обозначьте графически деепричастный оборот. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
1. Вд..ли сливаясь с небом громоздились льды. 2. Медведи прод..лжали идти гуськом не приб..вляя шагу и не изменяя напр..вления своего пути. 3. Черно-лиловые тучи п..лзли на запад задевая в..ршины горы. 4. Грохот не ум..лкая катится дальше. 5. Яков шел не тор..пясь. 6. Звери остан..вились и повернув к нам гол..вы замерли на месте.
Карточка № 2.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Обозначьте графически деепричастный оборот. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
1. Р..ка вымотавшись за день присмирела и отд..ленным шепотом перекатов нап..минала о своем бурном нраве. 2. Лай чуть слышался и все дальше уд..ляясь терялся в глубине лощины. 3. Мальчики шли полем громко перег..вариваясьно войдя в лес прит..хли. 4. Шум уд..ляясьзат..хал. 5. Они слушали его рассказ затаив дыхание. 6. Вд..ли увеличивалось и ун..сясь по ветру поднималось голубоватое облако дыма.