kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольные измерители по русскому языку для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены контрольные диктанты с грамматическими заданиями, проверочные работы и тесты по всем темам учебника русского языка 5 класса по программе Баранова М.Т. и др. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольные измерители по русскому языку для 5 класса»


Входной контрольный диктант

5 класс


Цели:

  • проверить уровень усвоения обучающимися материала изученного в курсе начальной школы;

  • умение различать произношение и написание слов;

  • умение находить способ проверки слов;

  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.


Форма контроля знаний учащихся – диктант с грамматическим заданием.


Кончилось лето. Все ярче костры листопада. Березы и клёны осень покрасила в жёлтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие птицы и шлют прощальный привет родным местам.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пёстрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.

(71 слово)

Грамматическое задание.


1 вариант.

  1. Подчеркните главные члены 8 предложения.

  2. Разберите слова по составу: листопада, покрасила, холодным.

  3. Укажите части речи каждого слова в 3 предложении.


2 вариант.

  1. Подчеркните главные члены 6 предложения.

  2. Разберите слова по составу: разрумянила, осинок, ласковыми.

  3. Укажите части речи каждого слова в 9 предложении.




Промежуточные контрольные диктанты. Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».


Цели: проверить умение различать простые и сложные предложения, пунктуационные навыки; формировать навыки самоанализа и самоконтроля.


Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в глубоком просвете и исчезло.

Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисли в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

(88 слов)

(По В.П. Астафьеву)

Грамматическое задание.

1 вариант.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Сделайте морфемный разбор слов: далекого, проговорила.

  3. Сделайте синтаксический разбор предложения: Но вот ветер утих, снова показалось солнце.

  4. Во втором абзаце найдите предложение с прямой речью и нарисуйте его схему.


2 вариант.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Сделайте морфемный разбор слов: закричал, (в) глубоком.

  3. Сделайте синтаксический разбор предложения: Редкие капли дождя падали на землю.

  4. В третьем абзаце найдите предложение с прямой речью и нарисуйте его схему.




Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».


Цели: проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки фонетического и синтаксического разбора, формировать навыки самоанализа и самоконтроля.


Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.

Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес, землю.

Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, знакомая тропинка стала пропадать.

Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», - решили мы.

(91 слово).

Грамматическое задание.

1 вариант.

  1. Озаглавьте текст

  2. Сделайте синтаксический разбор предложения: Вот над елочкой появилась первая звездочка.

  3. Сделайте фонетический разбор слова: землю.


2 вариант.

  1. Озаглавьте текст

  2. Сделайте синтаксический разбор предложения: Мы долго бродили по лесу.

  3. Сделайте фонетический разбор слова: след.




Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография».


Цели: проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки морфемного и синтаксического разбора, формировать навыки самоконтроля и самоанализа.


В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

(100 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание.

1 вариант.

  1. Сделайте морфемный разбор слов: рассветом, лесную.

  2. Сделайте синтаксический разбор предложения: Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью.

  3. Из 1 абзаца выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Подберите к ним проверочные слова.


2 вариант.

  1. Сделайте морфемный разбор слов: бесчисленных, вершины..

  2. Сделайте синтаксический разбор предложения: Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

  3. Из 1 абзаца выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Подберите к ним проверочные слова.





Контрольный диктант по теме «Имя существительное».


Цели: проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки морфемного и синтаксического разбора, формировать навыки самоанализа.


Переполох в лесу.

На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка.

Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на поросят. Завизжали, захрюкали поросята и разбежались. Один бросился в кусты малины, а там медведь лакомится ягодами.

Он заревел и ринулся через лес к реке. Мчится медведь, только подошвы сверкают. Остановился на поляне, где раньше лисята играли. Поднял голову, замер.

На сосновой веточке белочка сидит, шишки срывает.

Не знал медведь, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

(105 слов)

Грамматическое задание.

1 вариант.

  1. Выполните фонетический разбор слова ветке.

  2. Выполните морфемный разбор слов лисенок, сосновой.

  3. Выполните морфологический разбор слова (в) траве.

  4. Выполните синтаксический разбор предложения - На сосновой ветке белочка сидит, шишки срывает.


2 вариант

  1. Выполните фонетический разбор слова лисята.

  2. Выполните морфемный разбор слов полянке, колючий.

  3. Выполните морфологический разбор слова (на) полянке.

  4. Выполните синтаксический разбор предложения - На большой лесной полянке играют лисята, радостно кувыркаются в траве.




Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».


Цели: проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки морфемного и синтаксического разбора, навыки лингвистического разбора, формировать навыки самоанализа.


Лунной ночью светло в берёзовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.

В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.

Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.

Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песня вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.

Март – последний месяц спячки лесного хозяина.

(108 слов)

(По Д. Зуеву)

Грамматическое задание.

1 вариант.

  1. Сделайте морфемный разбор слов: зимней, снежинки.

  2. Сделайте морфологический разбор прилагательного: (в) берёзовом.

  3. Сделайте синтаксический разбор предложения: Полна тайн тишина ясной зимней ночи.


2 вариант.

  1. Сделайте морфемный разбор слов: снежный, непогодушка.

  2. Сделайте морфологический разбор прилагательного: зимнего.

  3. Сделайте синтаксический разбор предложения: Убаюкает медведя колыбельная песня вьюги.




Контрольный диктант по теме «Глагол».


Цели: проверить орфографические и синтаксические навыки, навыки морфемного и синтаксического разбора, навыки лингвистического разбора, формировать навыки самоанализа.


Лесное половодье.

Снег стаял. Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и сидят там в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода.

Для спасения зверей снаряжается экспедиция. Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на острове суетятся зайцы, становятся столбиком, замирают.

Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила.

Появление лодки встречается со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.

(В. Песков)

(101 слово)

Грамматическое задание.

1 вариант.

  1. В 1 абзаце найдите глаголы и определите их спряжение.

  2. Выполните морфемный разбор слов: забираются, затопила.

  3. Выполните морфологический разбор слова: спасаются.

  4. Выполните синтаксический разбор предложения: Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.


2 вариант

  1. В 1 абзаце найдите глаголы и определите их спряжение.

  2. Выполните морфемный разбор слов: расстилается, замирает..

  3. Выполните морфологический разбор слова: плавают.

  4. Выполните синтаксический разбор предложения: Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.




Итоговый контрольный диктант.


Цели: проверить орфографические и синтаксические навыки; формировать навыки самоанализа, стремление к самосовершенствованию.


Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы.

(101 слово)

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание.

1 вариант.

  1. Выполните фонетический разбор слова: снег.

  2. Выполните морфемный разбор слов: лесными, подснежники.

  3. Выполните морфологический разбор слова: (в) весеннем (из 1 предложения последнего абзаца).

  4. Выполните синтаксический разбор предложения: На вершине высокой ели распевает дрозд.


2 вариант.

  1. Выполните фонетический разбор слова: тает.

  2. Выполните морфемный разбор слов: ранней, листочки.

  3. Выполните морфологический разбор слова: выйдешь (из 1 предложения второго абзаца).

  4. Выполните синтаксический разбор предложения: На кочках видишь крепкие листочки брусники.



Тест по теме «Морфемика. Орфография».
1 вариант.
  1. Какое из этих утверждений ошибочное?

  1. Морфема – наименьшая значимая часть слова.

  2. При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением.

  3. Значимые части слова: корень, приставка, суффикс.

  4. В слове квартал окончание нулевое.


  1. Отметьте ряды, в которых даны только однокоренные слова.

  1. диван, диванчик, диванный;

  2. письмо, писем, письмецо;

  3. буква, буковка, буквенный;

  4. синеть, синий, синего.


  1. Отметьте слова без приставок.

  1. отработать; 2) пористый;

3) подождать; 4) передний.


  1. Отметьте слова с суффиксом –ить.

  1. зайч..к; 2) цветоч..к;

3) листоч..к; 4) огурч..к.


  1. Отметьте словосочетания со словами, в которых есть уменьшительно-ласкательные суффиксы.

  1. спящий сурок; 2) тонкий голосок;

3) детская ножка; 4) нежный росток.


  1. Отметьте слова с нулевыми окончаниями.

  1. назад; 2) голубой;

3) замер; 4) полет.


  1. Отметьте слова с вариантами морфем.

  1. просить; 2) лес;

3) голубь; 4) глубокий.


  1. Отметьте слова с приставкой по-.

  1. полевой; 2) поехать;

3) поздно; 4) поход.


  1. Отметьте слова, в которых пишется с.

  1. во..никнуть; 2) и..чезнуть;

3) ра..мах; 4) …гонит.


  1. Отметьте слова, в которых пишется а.

  1. подр..сти; 2) предпол..жение;

  2. 3) р..сток; 4) предл..гать.


  1. Отметьте слова, в которых пишется о.

  1. реш..тка; 2) приш..л;

3) ш..лковый; 4) ш..фер.


  1. Отметьте слова, в которых пишется и.

  1. порц..я; 2) огурц…;

3) ц..ркуль; 4) куриц..н.


2 вариант.
  1. Какое из этих утверждений ошибочное?

  1. Морфема – это то же, что часть слова.

  2. При изменении слова изменяется только его грамматическое значение.

  3. В состав основы входят приставка, корень, суффикс.

  4. Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее грамматическое значение всех однокоренных слов.


  1. Отметьте ряд, в котором даны только формы слова.

  1. слово, словесный, словарь;

  2. имя, имени, именем;

  3. предлог, предлоги, предложный;

  4. готовить, приготовить, готовлю.


  1. Отметьте слова с приставками.

1) высота; 2) выбежать;

3) подойти; 4) уралец.

  1. Отметьте слова с суффиксом –ек-.

1) платоч..к; 2) костюч..к;

3) корешоч..к; 4) росточ..к.


  1. Отметьте слова с суффиксами, обозначающими занятия людей.

1) постель 2) наблюдатель;

3) стекольщик; 4) ватник.


  1. Отметьте слова, стоящие из одной основы.

1) ученик; 2) поставил;

3) поднялась; 4) зеленый.


  1. Отметьте слова с вариантами морфем.

1)полдень; 2) отец;

3) конь; 4) виноград.


  1. Отметьте слова с приставкой за-.

1) зайчонок; 2) заход;

3) замерять; 4) законный.


  1. Отметьте слова, в которых пишется з.

1) ..доровый; 2) бе..чувственный;

3) ..гибать; 4) бе..вкусный.


  1. Отметьте слова, в которых пишется о.

1)подр..сла; 2) прил..гательное;

3) изл…жение; 4) выр…щенный.


  1. Отметьте слова, в которых пишется ё.

1) ш..пот; 3) крыж..вник:

3) ш..коладный; 4) щ..тка.


  1. Отметьте слова , в которых пишется ы.

1) куриц..; 2) на ц..почках;

3)ц…фра; 4) нарц…сс.




Тест по теме «Морфология. Орфография» Имя существительное


Вариант 1.
  1. Какое из этих утверждений ошибочное?

  1. Имя существительное – один из главных членов предложения.

  2. К существительным собственным относятся географические названия.

  3. Существительные делятся на неодушевленные и одушевленные.

  4. В предложении имена существительные бывают дополнениями.


  1. Укажите ряд, в котором даны только имена существительные мужского рода.


  1. рояль, дождь, зеркало;

  2. картофель, ветошь, плащ;

  3. юноша, врач, шампунь;

  4. пирожки, тапки, стаканы.


  1. Укажите ряд, в котором все существительные имеют форму только мн. ч.


  1. джинсы, дверцы, грабли;

  2. очки, брюки, сливки;

  3. часы, ворота, створки;

  4. санки, чернила, туфли.


  1. Укажите имена существительные 2-го склонения.

  1. январь;

  2. судья;

  3. капель;

  4. оконце.


  1. Укажите словосочетания с именами существительными в Т. п.

  1. беседовать с другом;

  2. писать изложение;

  3. играть мячом;

  4. обещать сестре.


  1. Укажите имена существительные с окончанием –е.

  1. приблизились к дач..;

  2. написать Мари..;

  3. прогуливаться по алле..;

  4. слова из песн.. .


  1. Укажите имена существительные с ударением на первом слоге.

  1. столяр;

  2. пирог;

  3. начала;

  4. торты.


  1. Укажите варианты с нарушением речевых норм.

  1. много делов;

  2. килограмм апельсин;

  3. пара чулок;

  4. четыреста граммов.


  1. Укажите слова, в которых ставится ь.

  1. встреч..;

  2. гореч..;

  3. ветош..;

  4. брош.. .


  1. Укажите слова, в которых пропущена буква о.

  1. солнц,,м;

  2. сврач..м;

  3. абзац..м;

  4. карандаш..м.


Вариант 2.
  1. Какое из этих утверждений ошибочное?

  1. В предложении имена существительные бывают сказуемыми.

  2. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?

  3. Нарицательные существительные являются названиями единичных предметов.

  4. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет


  1. В каком ряду даны только имена существительные мужского рода?

  1. щавель, свирель, укол;

  2. кот, помощь, повидло;

  3. тюль, вторник, апрель;

  4. рельсы, туфли, яблоки.


  1. Укажите ряд, в котором все существительные имеют форму только ед. ч.

  1. доброта, простор, сметана;

  2. дождь, детство, шорох;

  3. здоровье, краснота, листва;

  4. растение, горизонт, погода.


  1. Укажите имена существительные 3-го склонения.

  1. молодежь;

  2. площадка;

  3. шинель;

  4. уголь.


  1. Укажите словосочетания с именами существительными в Д. п.

  1. определить склонение;

  2. позвонить другу;

  3. работать продавцом;

  4. благодаря помощи.


  1. Укажите имена существительные с окончанием –и.

  1. встретиться в музе..;

  2. средство от мол..;

  3. договориться о заняти..;

  4. телефон Юли.. .


  1. Укажите имена существительные с ударением на втором слоге.

  1. начала;

  2. ворота;

  3. звонит;

  4. квартал.

  1. Укажите варианты с нарушением речевых норм.

  1. две пары носков;

  2. пакет макарон;

  3. полкило мандаринов;

  4. несколько яблоков.


  1. Укажите слова, в которых ставится ь.

  1. плащ..;

  2. помощ..;

  3. овощ..;

  4. пять задач.. .


  1. Укажите слова, в которых пропущена буква е.

  1. марш..м;

  2. силач..м;

  3. рыльц..м;

  4. гараж..м.



Глагол


Вариант 1.
  1. Какое из этих утверждений ошибочное?

1) Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по родам и числам.

2) Неопределенная форма глагола имеет нулевое окончание в глаголах на –чь.

3) Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делала? что делаю? что буду делать?

4) Глаголы обычно являются в предложении сказуемыми.


  1. Укажите слитное написание не с глаголами.

1) (не)достает смелости;

2) (не)могу;

3) (не)понимаю ничего;

4) (не)навидеть войну.


  1. Укажите глаголы, в которых пишется ь.

1) ходиш..;

2) волнуют..ся;

3) сбереч..;

4) надеет..ся.


  1. Укажите глаголы несовершенного вида.

1) прилетел;

2) ленится;

3) зайду;

4) заблудиться.


  1. В каких глаголах пишется гласная е?

1) зап..рал;

2) бл..снул;

3) расст..лаешь;

4) змр..шь.


  1. Укажите глаголы прошедшего времени.

1) пишу;

2) нес;

3) прошлись;

4) брести.


  1. Укажите глаголы, от которых образуется форма 1-го лица ед.ч.

1) убедить;

2) везти;

3) примчаться;

4) ловить.


  1. Укажите глаголы 2 спряжения.

1) вырасти;

2) посмотреть;

3) занимать;

4) шуметь.


  1. Укажите глаголы, в которых ударение падает на третий слог.

1) облегчит;

2) позвонит;

3) положишь;

4) руководил.


  1. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Все надеются на победу нашей команды.

2) Не отпускайте руки в карманы.

3) Я очень соскучилась за тобой.

4) Положь тетрадь обратно.


Вариант 2.
  1. Какое из этих утверждений ошибочное?

  1. Глаголы изменяются по временам.

  2. В прошедшем времени глаголы изменяются по лицам и числам.

  3. Неопределенная форма глагола не показывает ни времени, ни числа, ни рода, ни лица.

  4. В предложении глагол обычно согласуется с существительным.


  1. Укажите слитное написание не с глаголами.

  1. (не)скажу;

  2. (не)годовать;

  3. (не)хватает ума;

  4. (не)изменяется.


  1. Укажите глаголы, в которых пишется ь.

  1. радует..ся;

  2. делает..ся;

  3. предостереч..;

  4. играеш.. .


  1. Укажите глаголы совершенного вида.

  1. умоется;

  2. выскакивает;

  3. выздоровел;

  4. гулял.


  1. Укажите, в каких глаголах пишется и.

  1. оп..реться;

  2. выб..рает;

  3. выж..гать;

  4. соб..ру.

  1. Укажите глаголы прошедшего времени.

  1. оделся;

  2. вести;

  3. борется;

  4. протек.


  1. Укажите глаголы, от которых не образуется форма 1-го лица ед.ч.

  1. вить;

  2. надеяться;

  3. победить;

  4. знать.


  1. Укажите глаголы 1 спряжения.

  1. растаять;

  2. постелить;

  3. брить;

  4. вертеть.


  1. Укажите глаголы, в которых ударение падает на первый слог.

  1. звонит;

  2. начал;

  3. создал;

  4. понял.


  1. Укажите предложения с речевыми ошибками.

  1. Через несколько дней я выздоровлю.

  2. Мы обрадовались неожиданному известию.

  3. Во время еды не кладите локти на стол.

  4. Наш район зовут Черемушками.



Итоговый тест по теме «Морфология».
Вариант 1.
  1. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

  1. тетрадь;

  2. яблоко;

  3. юла;

  4. полью.


  1. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог.

  1. понял;

  2. досуг;

  3. торты;

  4. километр.


  1. Укажите слово, в котором произносится [т'].

  1. антенна;

  2. тема;

  3. свитер;

  4. партер.


  1. Укажите слово без приставки.

  1. поезд;

  2. прибыть;

  3. избушка;

  4. надеть.


  1. Укажите слова, в которых пишется с.

  1. во..хищаться;

  2. и..мерить;

  3. ра..делить;

  4. ..бить.


  1. Укажите слова, в которых пишется а.

  1. подр..сти;

  2. прил..гательное;

  3. предл..жить;

  4. водор..сли.


  1. Укажите слова, в которых пишется о.

  1. чуж..й;

  2. плеч..;

  3. ш..лк;

  4. щ..тка.


  1. Укажите слова, в которых пишется и.

  1. ц..рк;

  2. голубц..;

  3. ц..нга;

  4. ц..ганский.


  1. Укажите имена существительные мужского рода.

  1. рельс;

  2. шампунь;

  3. тапки;

  4. картофель.


  1. Укажите имена существительные с окончанием –е.

  1. в тетрад..;

  2. шли по алле..;

  3. находиться в здани..;

  4. позвонить Юли.. .


  1. Укажите варианты с нарушением речевых норм.

  1. группа цыганов;

  2. много яблоков;

  3. пара носков;

  4. пять килограммов.


  1. Укажите слово, в котором пишется ь.

  1. под..езд;

  2. прыгуч..;

  3. пишеш..;

  4. с плеч.. .


  1. Укажите слово с гласной в корне, проверяемой ударением.

  1. пол..скать белье;

  2. расст..лить;

  3. х..ккей;

  4. отб..рать.


  1. Укажите предложения с речевыми ошибками.

  1. Лиса хитрит с вороной.

  2. Не ложите локти на стол.

  3. Мы болеем за наших спортсменов.

  4. Не опустите время.


  1. Укажите предложения, в которых знаки препинания поставлены неверно.

  1. Медленно выплыла полярная луна, и осветила утес.

  2. Ты, Саша увлекаешься футболом?

  3. Письменность память человечества.

  4. Капитан приказал: «Поднять паруса!»


Вариант 2.
  1. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

  1. ярость;

  2. пришьешь;

  3. племя;

  4. юрта.


  1. Укажите слова, в которых ударение падает на второй слог.

  1. столяр;

  2. звонишь;

  3. начал;

  4. свекла.


  1. Укажите слова, в которых произносится [ш].

  1. скучно;

  2. точно;

  3. скворечник;

  4. чтобы.


  1. Укажите слова с приставками.

  1. почерк;

  2. разница;

  3. налим;

  4. положение.


  1. Укажите слово, в котором пишется з.

  1. и..чезнуть;

  2. ..бить;

  3. ра..менять;

  4. в..крикнуть.


  1. Укажите слова, в которых пишется о.

  1. р..сток;

  2. сл..гаемое;

  3. больш..й;

  4. ..рена.


  1. Укажите слова, в которых пишется ё.

  1. ш..колад;

  2. ш..лка;

  3. ч..лка;

  4. щ..тка.


  1. Укажите слова, в которых пишется ы.

  1. улиц..;

  2. синиц..;

  3. ц..ркуль;

  4. ц..пленок.


  1. Укажите имена существительные женского рода.

  1. роскошь;

  2. рояль;

  3. тюль;

  4. туфли.


  1. Укажите имена существительные с окончанием –и.

  1. в музе..;

  2. о решени..;

  3. о компьютерной мыш..;

  4. о Юри.. Долгоруком .


  1. Укажите варианты с нарушением речевых норм.

  1. шесть апельсин;

  2. пара чулок;

  3. много местов;

  4. килограмм макарон.


  1. Укажите слова, в которыхне пишется ь.

  1. об..яснить;

  2. гореч..;

  3. дремуч..;

  4. старает..ся.


  1. Укажите слова с гласной в корне, не проверяемой ударением.

  1. бл..стеть;

  2. к..лючий;

  3. в..гон;

  4. выт..реть.


  1. Укажите предложения с речевыми ошибками.

  1. Будьте внимательные при переходе улицы.

  2. Когда я выздоровею, пойду на тренировку.

  3. В сообщении учеников заметил о речевых ошибках.

  4. После уроков кладем учебники в портфели.


  1. Укажите предложения, в которых пропущены знаки препинания.

  1. «Который час?» - спросил прохожий.

  2. Лукоморье – это извилистый морской берег или морской залив.

  3. Здравствуйте дорогие бабушка, дедушки и тетя Валя!

  4. Обе ласточки улетели и гнездо опустело.


Ответы

№/№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В1

4

3

2

1

1,4

1,2

1,2

1,3

1,2,4

2

1,2

3

1

2,4

1,2,3

В2

1,2,3

1,2

1,3,4

1,4

3

1,3

2,3

1,2,4

1,4

2,3,4

1,3

1,3,4

1,3,4

1,3

3,4




Индивидуальные карточки к теме «Синтаксис. Пунктуация».


  1. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните грамматическую основу.


Васютка обл..мал нижние сухие ветки у дерева ощ..пью с..рвалпуч..к сухо..го мха-б..родачаи..крошил мелко суч..кисл..жил всё в куч.. и подж..г.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, морфологический разбор слова бурь.


Первый утре(н,нн)икпредвес..ник зимних бурь.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор предложения.


После долгихпо..сковнаш..лподх..дящийуч..сток для п..сторойки ж..лищ.. .



  1. Составьте словосочетания из пар, графически обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словом.


Маленький, рыбка; осень, поздний; телефон, мобильный; спешить, школа; спелый, яблоко; направо, свернуть; прыгать, парашют; шишка, еловый; забраться, высоко; интересный, сказка; лиса, хитрый; работать, компь.тер.


  1. Запишите словосочетания, подчеркните орфограммы, графически обозначьте смысловые связи в словосочетаниях. Отдельно выпишите оставшиеся слова, объясните, почему они не являются словосочетаниями.


Высокая береза, плыть на лодке, развели костер, запечатать конверт, ряд цифр, осень щедра, одержит победу, новый фильм, тетради и учебники, купить газету, из-за горизонта, увлекается спортом, редко встречаемся, вернулись из похода, восходит луна, бурное море, повернуть направо.


  1. Выпишите из отрывка стихотворения Ф.М. Тютчева словосочетания с главным слово - глаголом, графически обозначьте смысловые связи между членами словосочетания. Выпишите олицетворения.


Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.


  1. Спишите предложения и, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните грамматические основы.


Конь пом..тал г..ловойп..думал потом ост..рожно выт..нул шею и взял наконец хле.. из рук Фильки мя..кими губами. С..ел один кусок обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся скво..ь слезы а конь ж..валхле.. фыркал.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор предложений, укажите средство связи предложений.


Тр..вога (з, с)б..жала с лица Тома. Он расп..хнул куртку.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте пунктуационный разбор предложения.


Алеша в первой комн..теувид..л всяко..го рода ст..ри(н, нн)ую мебель резные стул..я кресла столы и к..моды.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, начертите схему предложения.


Снежная к..ролева сказала ему Если ты слож(е, и)ш.. это слово ты буд(е, и)ш.. сам себе господин и я под..рю тебе весь свет и пару новых кон..ков.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, начертите схему предложения.


Почему ты охот(е,и)ш..ся только на м..дведяспр..сил Киша Клош-Кван.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор и начертите схему предложения.


В..сна давно пр..шлас..гнала снег зазв..нелаптич..ими г..лосами.

Неосложненное списывание.


  1. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Выпишите и разбейте по два именных и глагольных словосочетания. Подчеркните грамматические основы предложений 1-го абзаца. Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые. Объясните постановку знаков препинания. Объясните лексическое значение выделенных слов.


Как-то на обратном пути из Петровского в Михайловское я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага светились маленькие озёра. Солнце садилось. С лесной поляны я увидел высокую грозу. Она поднималась над Михайловским, росла и росла на вечернем небе¹. Глухой пушечный гром долетал от неё, и ветер вдруг прошумел на поляне. (54 слова)

(По К. Паустовскому)


Орфография: безударные проверяемые гласные в корне слова; непроизносимых согласные в корне; разделительный Ь; гласные в приставках; большая буква в именах собственных.

Пунктуация: запятая при однородных членах предложения; запятая в сложных предложениях.


  1. Допишите начало текста. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Выпишите и разбейте по два именных и глагольных словосочетания. Подчеркните грамматические основы предложений 1-го абзаца. Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые. Объясните постановку знаков препинания. Объясните лексическое значение выделенных слов.


Бледные розовые лепестки медленно отделялись от чашечек, плыли вниз, грациозно кружились в прозрачном воздухе. Они кружились и бесшумно ниспадали на нежную траву. Хмельной, жаркий, чистый воздух нежился в лучах¹ яркого солнца. Мохнатые, бархатные шмели с окраской в полоску беспрерывно гудели певучим баском. Суетливые пчелы сверкали брюшками, быстрыми точками таяли в бескрайней синеве хрустального воздуха.

(По А. Грину)


Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных.

Пунктуация: запятая при однородных членах предложения; запятая в сложных предложениях.



Осложненное списывание.


  1. Составьте схемы 1-го, 4-го, 5-го предложений. Объясните лексическое значение выделенных слов.


1.Ж..л-был на поле серен..кий Зайчик и ж..ла Л..сичка-Сестричка. 2. Вот п..шлизаморо..ки пол..нял Зайка. 3. Нат..скал Зайка лубочков построил себе избу³. 4. Пришла в..сна да согн..ла снег л..дянойдво..рец Лисы растаял да под гору сб..жал¹. 5. Вот з..плакал Зайчик и пошёл куда гл..загл..дятповстр..чал красного П..туха. 6. Л..са дверь приотворила и выскочила а П..тухпос..лился с Зайчиком в его избушке. 7. Зайка и г..ворит: «Вряд ли Петька ты Л..сувыг..нишь». (64 слова)

(По В. Далю)


Орфография: безударные проверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; гласные в приставках.

Пунктуация: запятая при однородных членах предложения; запятая в сложных предложениях; знаки препинания в предложениях с прямой речью; знаки препинания при обращении.


  1. Составьте схемы 1-го, 2-го, 5-го, 6-го предложений. Подчеркните грамматическую основу 4-го предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.


1. Сн..гурочка с дер..ва слезла Жучка подб..жала всё личико обл..зала и пов..ла девоч..ку домой. 2. Пришло лето поспелияг..ды з..вутподру..киСн..гурочку в лес по яго..ки. 3. Сн..гурочка сама просит..ся ягодок побрать и на лес посм..треть. 4. Отпустили ее ст..рики дали кузовок и пиро..ка кусок³. 5. Яго..кидевоч..кин..брали а Сн..гурочку в л..су пот..ряли. 6. День¹ прошёл и н..стал вечер. (54 слова)

(По В. Далю)

Орфография: безударные проверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; гласные в приставках.

Пунктуация: запятая при однородных членах предложения; запятая в сложных предложениях; знаки препинания в предложениях с прямой речью; знаки препинания при обращении.



Индивидуальные карточки к теме «Морфемика. Орфография».


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы.


Кусоч..к, карандаш..к, голосоч..к, лимонч..к, замоч..к, диванч..к, зубч..к, цветоч..к, комоч..к, переплетч..к.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки.


И..делие, во..ход, ..бор, в..махнуть, ни..ходящий, и..пугаться, бе..вкусный, в..крикнуть, ра..витие, и..чезнуть, ра..сориться.


  1. Подберите к данным словам однокоренные слова с чередованием согласных в корне.


Дыхание, спор, капать, блеск, любить, ходить, святой, гладить, ухо, доска, рост.


  1. Запишите в два столбика: 1) с приставкой; 2) с предлогами.


(Без)мятежный, (передо)мной, (при)ехать, (с)лева, (под)ставить, (из)мениться, (по)дереву, (без)зуба, (в)тетради, (по)лучше, (с)сориться, (в)глубине, (у)двери, (без)заботы, (у)нести, (при)школе, (пере)думать.


  1. Обозначьте в словах морфемы, образуйте от каждого слова какую-либо форму, подберите однокоренные слова.


Подводный, перевозят, журнальчик, чашечка, корзиночка, перегородить.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните морфемный разбор существительных.


Здравствуйте хмурые дни горное солнце прощай.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите из предложения слова с чередованием морфем, подберите к ним однокоренные слова.


Что ищ..т он в стр..не д..лекой что кинул он в краю р..дном.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм.


Подр..стать, дикц..я, ш..колад, ц..плята, выл..жить, огурц.., пч..лы, панц..рь, ш..тландский, р..сточек, ц..трусовый, прил..агательное, выр..щенный, ц..клон, сл..гаемое, предл..жение, нарц..сс.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Гласные в корнях, не проверяемые ударением, подчеркните. В остальных словах проверьте безударные гласные в корнях.


Отр..стить, уд..виться, отл..жить, к..пать, св..тает, зад..вать, пр..сить, изв..нить, пор..сль, к..рмить.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм.


Дру..¹, ги..кий, ше..ский, дер..кий, про..ьба, ро.., тру.., ко..ьба, хо..ьба, стри.., шала.., стол.., гвоз.., ре..кий, ре..кий.


Орфография: проверяемые согласные в корне.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм.


Л,,сной, м..розный, в..ршина, пог..сить, в,,сенний, бр,,вно, к..льцо, р..са, х..лмистый, в..ковой, ч..совой, св..тлеть, гл..деть¹, см..треть, хв..тать.


Орфография: безударные проверяемые гласные


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм.


Ч..совой, ж..вой¹, щ..вель, ш..пы, площ..дь, ж..знь, ч..десный, щ..ка, ж..раф, площ..дка, ч..хлый, ш..пот, ш..нель, добыч.., ч..вство.


Орфография: буквы И, У, А после шипящих.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм.


В..нок, обез..янка, об..езд¹, п..еса, сер..езный, друз..я, раз..яренный, руч..и, об..яснить, с..язвить, руж..ё, сем..я, пред..юбилейный, п..еса, с..ёмка.


Орфография: разделительные Ь и Ъ.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм.


Мыш.., кирпич..¹, (мног) луж.., полноч.., товарищ.., доч.., шалаш.., мощ.., дрож.., муж.., (тихий) плач.., чувствуеш.., стрич..ся, участвуеш.., несёш..ся.


Орфография: Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм.


Выспат..ся, сбивает..ся, закаляет..ся, топчет..ся, борот..ся, спускает..ся, напечатает..ся, добирает..ся, одевает..ся, бьёт..ся, рват..ся, дерёт..ся, в..ётся¹, засмеят..ся, разнесёт..ся.


Орфография: -тся, -ться в глаголах.



Неосложненное списывание.


  1. Подчеркните известные вам орфограммы.


Поляны светятся, дымясь.

Река¹ со стоном пронеслась.

Растаял снег¹, просохла грязь¹.

Пора сажать картошку.

Шумит трава. Пылит жара.

Над ухом – пенье комара.

Бескрайний день. Пришла пора

Окучивать картошку.

Туманная встает заря, настало вёдро сентября –

Пора копать картошку.

Метель. Мороз за дверью зол.

Декабрь рассерженный пришел.

Зима пришла. Садись за стол.

Мы будем есть картошку.

(57 слов)

(В. Казанцев)

Орфография: безударные гласные в корне слова, Ь разделительный, употребление Ь на конце существительных; проверяемые согласные в корне слова.

Пунктуация: запятая в сложном предложении.


  1. Подчеркните известные вам орфограммы.


1. Без рук, без ног¹, под окном стучит, в избу просится. (Ветер). 2. Согнута в дугу, летом на лугу, зимой¹ на крюку. (Коса). 3. Четыре брата бегут, друг¹ друга не нагонят. (Колеса). 4. Пойду в баню черным, из бани¹ выйду красным. (Рак). 5. Не зверь¹, не птица, а нос, как спица.(Комар). (43 слова)


Орфография: безударные гласные в корне слова; проверяемые согласные в корне слова; Ь для обозначения мягкости согласных.

Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.



Осложненное списывание.


  1. Обозначьте условия выбора орфограмм. Объясните лексическое значение выделенных слов.


Х..роши мои д..ла¹,

Вот что получается:

На цв..тке жужжит пч..ла,

А оса качается.

Ты взгл..ни¹ на н..беса

Сквозь ст..кло оконное

К ночи вып..дет р..са¹,

Сойка будет сонная.

(27 слов)

(И. Токмакова)


Орфография: безударные гласные в корне слова; буквы И, У, А после шипящих.

Пунктуация: запятая в сложном предложении.


  1. Обозначьте условия выбора орфограмм. Объясните лексическое значение выделенных слов.


Синие тучи быстро передв..гались. ст..новилось все св..тлее и св..тлее. ясно в..днелас.. курч..ваятра(в, ф)ка которая зас..дает всегда по проселочнымд..рогам. она была ещё мокрая от вч..рашнего д..ждя. м..крые в..сячие ветви¹ б..рё(с, з)¹ к..чалис.. от ветра и р..няли светлые капли. (37 слов)

(По Л. Толстому)


Орфография: безударные гласные в корне слова; проверяемы согласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных.

Пунктуация: запятая в сложном предложении.


Индивидуальные карточки к теме «Морфология. Орфография».


  1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте род имен существительных.


Ж..ть а роск..ш.., слыш..ш.. детский плач.., т..ж..лые рельсы, намаж..м п..видлом, игра(е, и)т на роял.., м..дельные туфли, суп из фасол.., домашни.. тапоч..ки, повес..литюль, выт..ра(е, и) полотенцем.


  1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте падеж имен существительных.


Прятат..ся в п..щере, с..рвать с яблон.., ж..вотные Австралии, покрыт..ся инеем, пут..шествовать по Сибир.., праз..новать на площад.., узко в тали.., спасти от гибел.. .


  1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте падеж имен существительных.


Застрян..шь в колее, в дли(н, нн)ой манти.., разб..рат..ся в оружи.., народ гордит..ся ру(с, сс)кими зо..чими, ехать на трамва.., пора вернут..ся из Дани.., на первой стади.., пис..мо от Анастаси.. .


  1. Спишите, раскрывая скобки.


Пачка (макароны), варенье из (яблоки), пара (чулки), пара (носки), пять (килограммы, апельсины), пятьсот (граммы, помидоры).


  1. Образуйте множественное число имен существительных, поставьте ударение. Сделайте фонетический разбор слова герб.


Договор, инженер, столяр, торт, профессор, герб, шофер.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Поставьте существительные в форму мн. числа. Подчеркните грамматическую основу.


Между двумя (ряд) (кол) я оставил (не)большой промежуток и заполнил его до самого верха (обрезок) (канат).


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложений; морфологический разбор слова сла(д, т)ка.


Близок локоть да (не)укус..ш.. . ры..ка м..лка да уха сла(д, т)ка.


  1. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.


(Не)правда, (не)брежность, (не)вольник, (не)былица, (не)приязнь, (не)урожай, в (не)решительности, (не)ряха, (не)аккуратность, в квартал.., о хвор.., о керамик.., на глин.., в киоск.., об открытк.., без бол.., о растен.., на веранд.., о сторож.., в санатори.. .


  1. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.


Разнос..ик, камен..ик, смаз..ик, фонар..ик, объед..ик, прицеп..ик, съём..ик, груз..ик, танцов..ик, дружоч..к, карандаш..к, кусоч..к, ларч..к, подароч..к, сыноч..к, звоноч.., кирпич..к, огонёч..к.


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите, какими частями речи выражены.

Меня этот плот отлич..новыдерж..вално для большо..о груза он был слишком легок и мал


  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите, какими частями речи выражены.


Напиток горяч.. и сладок ещ.. ар..мат похож.. на зап..х каких-тотр..пическихпл..дов.


  1. Обозначьте спряжение глаголов. Образуйте от них имена существительные, которые обозначают действие как предмет, явление.


Уметь, лазать, плавать, терпеть, сомневаться, воспитывать, вертеть.



Неосложненное списывание.


  1. Укажите морфологические признаки выделенных имен существительных: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленные, род, склонение.


Город чудный, город древний.

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

(33 слова)

(Ф. Глинка)


  1. Укажите морфологические признаки выделенных имен существительных: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленные, род, склонение.


Льют на город позолоту

Солнца рыжие лучи.

И шагают на работу

Молодые москвичи².

Смотрит парень из Вьетнама,

Как летит наискосок

Наш московский, добрый самый,

Чистый, сахарный снежок¹.

(27 слов)

(М. Пляцковский)


  1. Укажите род, число, падеж имен прилагательных. Подчеркните изученные орфограммы в словах из первого предложения. Объясните лексическое значение выделенного слова.


Мох колыхался под ногами, как пружинный матрас. Видно было, как подо мхом кругами расплывались волны. Покачались кривые и хилые сосенки, шевелились странные кочки с багульником.

Когда-то тут было небольшое озеро. Оно и сейчас тут, только сверху застелено моховым ковром. В ковре¹ тут и там неровные дыры – «окна». Вода в этих окнах будто черное стекло. Подойти к окнам почти невозможно: моховой² ковер прогибается даже под собачьими лапами. (66 слов).

(По Н. Сладкову)


  1. Образуйте возможные краткие формы прилагательных. Подчеркните изученные орфограммы в словах из первого предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.


Утром от широкого лона реки, от ее неоглядных берегов, от синих прибрежных лесов веяло такою свежестью, такой ароматною влагою – крепким запахом дубовой зелени, что с каждым вздохом чувствовалось, как прибавляется во всем организме молодости и крепости. Плавно и свободно шел пароход², а навстречу ему как бы двигалась вся эта ширь многоводной реки, проходили зеленые рощи островов, там и сям тяжело плыли огромные плоты, а на них суетились люди, раздавались бойкие крики, говор и песни¹. (75 слов)

(По И. Бунину)


  1. Определите род, число, падеж имен существительных. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Подчеркните изученные орфограммы в словах из последнего предложения.


День был ясный, летний. Сверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины слезки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника, на теплой земле, лежали полосатые³ цветка-граммофончики. В голубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, выставляли свои мохнатые зобы. Березовые листья блестели¹.

Леса на скалах стояли неподвижно, и железнодорожный³ мост в городе, который мы видели из села в ясную погоду, колыхался тонким кружевцем. (80 слов)

(По В. Астафьеву)


  1. Озаглавьте текст. Укажите вид глаголов, встречающихся в тексте. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из последнего предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов. Продолжите текст 2-3 предложениями.


Все утро я ловлю рыбу. Я проверяю с лодки перемёты, которые поставил поперек реки с вечера. Сначала идут пустые крючки. На них всю наживу съели¹ ерши. Но вот шнур натягивается, режет воду. В глубине возникает живой серебряный² блеск. Это ходит на крючке плоский лещ. За ней виден жирный окунь, потом – щурёнок с желтыми пронзительными глазами. Я вытаскиваю рыбу, она кажется ледяной. (60 слов)

(По К. Паустовскому)


  1. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Укажите вид глаголов, встречающихся в тексте. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения.


Ночью над пустыней всплывает луна, а пески становятся вдруг голубыми. Все словно погрузилось в прохладную тень. Заросли саксаула становятся кущами водорослей², а волны барханов кажутся волнами моря. Легко и прохладно после жаркого¹ дня. Я ухожу в барханы, оглядываюсь на светлое пятнышко своей палатки. Голубые пески. Удивительный мир! (46 слов)

(По Н. Сладкову)



  1. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Укажите вид глаголов, встречающихся в тексте. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения.


Нас в ущелье заманила вода. Она билась среди мертвых жгучих камней и напоминала живую жилку. Мы упали на колени, окунули головы в воду и жадно стали пить. В пустыне быстро узнаешь цену воды! Глубже в ущелье скалы становились угрюмей и выше. Скалы черные от загара. Они блестящие, похожи на стекло. Вычернило их на солнце, отполировали песком ветры. Голубое небо отражается в черных скалах, и они отливают синью¹. (66 слов)

(По Н. Сладкову)



Осложненное списывание.


  1. Укажите склонение выделенных имен существительных. Обозначьте условия орфограмм на месте пропусков букв.


Заросшаяд..рога ведет через старый с..сновый лес. Он р..стет на песчаных х..лмах, см..няющих друг друга с равномерност..ю ш..роких м..рскихв..лов. эти х..лмы – остатки л..дниковых наносов. Наверш..нах их цв..тет¹ много колокол..чиков, а н..зины сплошь зар..сли папоротником.

Потом начинается небол..шойуч..сток сырого березового² леса с бл..стящим мхом. Там всегда пахн..т палым л..стом, оставшимся на з..мле от прошлой осени. (57 слов)

(По К. Паустовскому)


  1. Подчеркните имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропуска букв.


1.На севере из-за гребня х..лмовподнималис.. белесоватыеобл..ка. 2. Клубы пара выл..тали из гиган..ской груди, бе..шумно прон..сились по небу³и тихо уг..сали в глубокой с..неве. 3. Ра..стояние уменьшало тол..ко силу, но нн яс..ность² звука. (В. Короленко) 4. Максим пел о горемыч..ной своей доле, о з..лотой волюшке, о матери сырой дуброве³. (А. Толстой) 5. Бледные розовые л..пестки медленно отд..лялисьот чашечек, плыли вниз¹, грациозно кружились в прозрач..ном воздухе. (А. Грин) 6. Власть ч..ловека над пр..родой стала р..стигиган..скими ш..гами. (И. Ефремов)


  1. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропуска букв.


1.В подледн..м мире сейчас т..мно – ч..рная там з..ма. 2. Свеж..му воздуху (не)прос..чит..ся под лед. 3. За з..мув..дав озере усохла, и лед навис над темн..й водой. 4. Я долго любовался бол..ш..й бабочкой. 5. В марте горят сн..га, все усыпано солнеч..нойпыл..ю. на мартовск..м со..нце даже дерев..я загорают. 6. У чуж..й птич..ки был совсем другой голосок. 7. В певуч..ейкапел..ке нельзя было увидеть старый след л..сы. 8. Все птиц.. сп..шат туда, где они впервые увид..ли син..е небо. (71 слово)

(По Н. Сладкову)


  1. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропуска букв.


1.Бегают по липк..й пашне скв..рцы и крич..т чуж..м голосом.2. все дал..ше и дал..шеотл..та..т от стога крапивница, пока однажды (не)дол..тит до первой больш..й проталины. Там и остается в..снувстр..чать. 3. Всю долгую зиму в л..сах и п..лях пахло свеж..м снегом. Сейчас отта..ли новые запахи. 4. Ч..рные пласты пашни пахнут свеж..ей землей и вол..н..м ветром. В лесу пахнет прел..м листом и березов..й корой. 5. Невидимой пахуч..й тропинкой торопя..ся к цв..там первые пч..лы. (По Н. Сладкову).


  1. Укажите спряжение глаголов. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропуска букв и на месте скобок. Объясните лексическое значение выделенного слова.


1.Что написано пером, (не)выруб..шь топором. 2. (Не)знаешь, где найдешь, где потеряешь². 3. Из песни слова (не)выкин..шь. 4. Хвастать – (не)косить, спина (не)болит. 5. Волков боят..ся – в лес (не)ходить. 6. Под лежачий камень вода (не)течет¹. 7. Одна ласточка весны (не) делает. 8. Плох тот солдат, который (не)надеется быть генералом. (48 слов).


  1. Обозначьте вид и спряжение глаголов. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте скобок. Объясните лексическое значение выделенных слов.


Прежде Ростов перед боем боялся. Теперь он (не)испытывал чувства страха. Не оттого он (не)боялся, что он привык к огню, а оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью². Сколько он ни старался, ни ненавидел себя¹ за трусость в первое время службы, он (не)мог этого достигнуть. С годами это сделалось само собой. (56 слов)

(По Л. Толстому)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Контрольные измерители по русскому языку для 5 класса

Автор: Белова Елена Николаевна

Дата: 16.08.2024

Номер свидетельства: 654971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Контрольные измерители по русскому языку для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(58) "kontrol-nyie-izmieritieli-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "143545"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418557830"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Контрольные измерители по русскому языку для 7 класса"
    ["seo_title"] => string(54) "kontrolnye_izmeriteli_po_russkomu_iazyku_dlia_7_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "611480"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1659544825"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Контрольные работы по предмету "Русский язык" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "kontrol-nyie-raboty-po-priedmietu-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "316271"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460045371"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Банк контрольных измерителей по русскому языку для начальной школы"
    ["seo_title"] => string(74) "bank_kontrol_nykh_izmieritieliei_po_russkomu_iazyku_dlia_nachal_noi_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "392887"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1487329065"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства