kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплекс заданий о теме "Причастие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс заданий о теме "Причастие"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс заданий о теме "Причастие"»



Комплекс тренировочных упражнений по теме «Причастие»


Пояснительная записка

Предлагаемая система заданий дополняет материалы учебников по русскому языку, рекомендованных МО РФ для общеобразовательных учреждений. Актуальность подобного рода разработки очевидна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. В настоящее время появилось множество пособий для подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ, однако в них в основном тиражируются типовые тестовые задания (многочисленные «клоны» тех, что включаются в состав ЕГЭ), не всегда направленные на осмысленное и действительно системное формирование определённых навыков. Опыт работы убедительно диктует необходимость изменения структуры уроков русского языка, а также методов и форм подачи учебного материала и проверки знаний учащихся. Материал школьных учебников, к сожалению, очень ограничен как в плане типологии предлагаемых заданий, так и в плане возможностей выбора не только групповых, но и индивидуальных траекторий формирования базовых компетенций.

Предлагаемые упражнения позволяют проверить языковую подготовку учащихся на уровне учебных умений или способов действия, на основе понятий и правил, применяемых не только в стандартных условиях, но и в работе со специально отобранным языковым материалом.

Комплекс упражнений содержит задания на дифференциацию языковых явлений, разграничение омонимичных форм и частей речи, задания на развитие гибкости мышления, что позволит осознанно подходить к анализу языковых явлений, избегая «натаскивания» при подготовке к ЕГЭ.

Предлагаемые материалы помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, итоговых проверках, а также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в качестве повторения пройденного.

Комплекс упражнений


1. Подчеркните причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак.

Горячий, горелый, горящий, горя.___________________________

Зрячий, зримый, зрелый, зреющий.__________________________

Играючи, играем, игривый, играющий.______________________

Лежачий, лежащий, лежалый, лежим.________________________

Певучий, певчий, певший, напевая._________________________

2. Выделите причастие, образованное от данного глагола. Определите, от каких глаголов образованы другие причастия.

Обучать – обучавший, обучивший, обучившийся, обучавшийся.

Убедиться – убедивший, убеждавший, убеждавшийся, убедившийся.

Завершить – завершающий, завершивший, завершаемый, завершённый.

Пропускать – пропускающий, пропустивший, пропущенный, пропускающийся.

Вырасти – выращиваемый, выросший, вырастивший, выращивающий.


3. Выделите глагол, от которого образовано данное причастие. Образуйте формы причастий от остальных глаголов.

Сложивший – сложить, сложиться, складывать, складываться.

Обломленный – обломать, обломить, обломаться, обломиться.

Изучаемый – изучить, изучать, изучаться.

Решивший – решать, решаться, решить, решиться.

Смешивающийся – смешаться, смешать, смешивать, смешиваться.


4. Найдите в тексте все причастия, подчеркните их как члены предложения.

Я сидел в берёзовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием: была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел, глядел кругом и слушал.


5. Укажите, какой из названных глагольных признаков отсутствует у причастия.

Наклонение, время, значение действия, изменяемость по лицам.


6. Определите, какой из названных признаков отличает причастие от прилагательного.

Роль в предложении; изменяемость по падежам, числам и родам; наличие форм времени.


7. Письменно объясните, почему слово согревшийся можно назвать причастием.


8. В какой строке все выделенные слова являются причастиями?

  1. Могучий соперник, огнедышащий дракон, заклеенное окно.

  2. Строящееся здание, недоумевающий ученик, собрание окончено.

  3. Сыпучее вещество, распоротый шов, расплескавшаяся жидкость.

  4. Выровненная поверхность, опавшие листья, ненастная погода


5. Составьте предложения, включив в них данные причастные обороты до и после главного слова.

- разрисованный художником

- давно изученный

- размокший от дождя

- сломанный во время бури.


6. В каком варианте оба сочетания слов являются причастным оборотом?

  1. построенный вовремя, дом построен

  2. замешанный в деле, замешенное тесто

  3. убегающий вдаль, быстро убегающий

  4. закрытый на время, закрытая дверь


7. В каком варианте нет причастного оборота?

  1. выросший на воле

  2. вдумчиво читающий текст

  3. размытая дождём

  4. высохший асфальт


8. В каком варианте причастный оборот нужно выделить запятыми?

  1. Тучи поспешно сбегали с синего свода унизанного ярко мерцавшими звёздами.

  2. Между обросшими мхом древесными стволами царит полумрак.

  3. Северная холодная ночь раскинулась над глухо рокотавшим морем.

  4. Вокруг неуклюже надвигавшейся глыбы пенилась вода.


9. В каком варианте причастный оборот не выделяется запятыми?

  1. Неподвижно глядит побелевший мороз неслышно проникающий в стынущее тело.

  2. Тиха и извилиста речка протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах.

  3. С бьющимся сердцем ходил я по земле украшенной зеленью и цветами.


10. От глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени. Верить, держать, ценить, полоть, пахать, звать, класть, стелить, зависеть, чтить, молчать, скрипеть, ползти, брить, опаздывать.


11. От глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени. Хранить, зависеть, таять, засеять, сидеть, смотреть, клеить, уходить, вертеть, лечить, молоть, ограничивать, стоять, распороть, лелеять.


12. У какого причастия неверно определены морфологические признаки?

  1. расколотые (дрова) – страдательное причастие прошедшего времени.

  2. увядший (цветок) – действительное причастие прошедшего времени.

  3. построенный (дом) – страдательное причастие прошедшего времени.

  4. задуманный (план) – действительное причастие прошедшего времени.


13. Образуйте от данных глаголов страдательные причастия прошедшего времени с Н или НН.

Варить, сварить, жарить, ранить, изранить, ломать, поломать, фаршировать, линовать, ковать, подковать, рвать, золотить, посеребрить, мостить, вымостить, сказать, печь.


14. Укажите строку, в которой все причастия действительные.

  1. помытый, несомый, опрошенный, озябший;

  2. значащий, молящийся, прогнувшийся, купавшийся;

  3. зажмуренный, считающийся, рисовавший, вытирающий;

  4. разбранившийся, забитый, нравящийся, везший.


15. Найдите в предложениях причастия. Укажите предложения, в которых есть страдательные причастия прошедшего времени.

  1. У холоднокровных животных температура тела непостоянна и близка к температуре окружающей среды.

  2. В палатке пусто и розово от солнца, прошедшего сквозь нарядный брезент.

  3. У ног Ильи широкая пасть оврага была наполнена густой тьмой.

  4. Туго согнутой веткой терновой мой венец на тебе заблестит.

  5. Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её.


16. Выберите нужную гласную (а, е, и, я). Укажите суффикс причастия.

Закле_вший окно, замет_вший друга, завис_щий от других, засе_вший поле, ненавид_щий ложь, вер_вший в идеалы, помн_щий добро. Слыш_вший сообщение, вид_вший сон, законч_вший школу, зате_вший драку, поран_вший руку, вытерп_вший все испытания, измуч_вший всех.


17. Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Расставьте знаки препинания и графически обозначьте причастные обороты.

Сороки (состоять) с воронами в близком родстве заметили перекличку ворон и застрекотали. Я проснулся от (пробиться) в мутное стекло солнечного луча. Под полом одиноко и робко скреблась мышь (голодать) из-за кота.

18. Найдите и исправьте ошибку в одном из трёх словосочетаний каждого варианта.

  1. а) прибывающий вовремя; б) сомневающийся во всём; в) борящимися за власть.

  2. а) попадающийся на глаза; б) движащийся вперёд; в) стреляющий метко.

  3. а) надеющийся на чудо; б) жарющийся на костре; в) распадающийся на части.

  4. а) следущий за мной; б) верящий всем; в) ненавидящий меня.

  5. а) режущий на части; б) тратющий слова; в) встречающийся часто.


19. Какой признак причастия обозначен неверно?

  1. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н.

  2. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -ющ-, -ущ- (2-е спряжение) и -ащ-, -ящ- (1-е спряжение).

  3. Приставка не влияет на количество Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

  4. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.


20. В какой строке все причастия с НЕ пишутся слитно?

  1. (Не)навидевший фальшь, (не)выполненное на уроке задание, (не)отправленное письмо.

  2. (Не)замеченная оплошность, ошибка (не)исправлена, (не)защищённый от ветра.

  3. (Не)закрытое окно, (не)прекращающийся дождь, (не)годующий критик.

  4. (Не)продуманный план, (не)прояснившееся после дождя небо, (не)сыгранная роль.


21. Сформулируйте задание к данному упражнению. Выполните его. Продолжите упражнение своими примерами.

(Не)засеянное поле, (не)засеянное вовремя поле, поле (не) засеяно, (не)законченная мною работа, (не)законченная, а начатая работа, работа (не)закончена, (не)закрытый дневник, (не)закрытый учеником дневник, дневник (не)закрыт.


22. Раскройте скобки. Объясните устно правописание частицы НЕ с причастиями.

Здесь между холмами протекает (не) ведомая, (не) имеющая названия река. Вечер был июльский, ещё (не) остывший от зноя. Песни не останутся (не) спетыми. Во всём давала себя знать его (не) унывающая натура. В последний раз блеснули горы в (не) существующей дали.


23. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. (Не) опознанный объект продолжал свой полёт над городом.

  2. (Не) остывшая печь продолжала согревать дом.

  3. Никем (не) мытые овощи лежали беспорядочно на прилавке.

  4. В этот день со всеми произошли загадочные, (не) объяснимые явления.


24. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1). (Не) проданная, а подаренная картина висела на самом видном месте.

2). (Не) политые садовником цветы быстро завяли.

3). (Не) выключенный факс продолжал работать и выдавать новые сообщения.

4). Отзыв написан вовсе (не) разборчивым почерком.


25. Укажите предложение с орфографической ошибкой:

1. Он бросил на меня не доумевающий взгляд.

2. За ненаписанное сочинение ученик получил «2».

3. Долина, ещё не освещённая солнцем, была подёрнута туманом.

4. На полях не скошена трава.


26. Буква Н пишется в слове:

А) жела…ые гости;

Б) плетё…ая корзина;

В) броше…ая верёвка;

Г) замасле…ый конверт.


27. Буквы НН пишутся в слове:

А) рассея…ый взгляд;

Б) гружё…ая баржа;

В) кипячё…ая вода;

Г) копчё…ый угорь.


28. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН»?

  1. На высохшем болоте росли жиденькие клюкве…ые кустики.

  2. Иней, перемеша…ый с землёй, лежал под каждым кустом и поблёскивал на солнце.

  3. За это и гроша лома…ого не дадут.

  4. Щенок во дворе радостно играл с дра…ым сапогом.


29. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?

  1. Преступники оказались глупы, ограниче…ы.

  2. Туристы отчая…о карабкались по скалам.

  3. Девушка поступила ветре…о.

  4. Бочка впрок наполне…а мёдом.

30. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Помните, каким шумным и оживлённым был лес весной и летом? (2)Теперь он стоит перед нами застывший в какой-то таинственной тиши. (3)Но даже в этой тишине есть своеобразная привлекательность. (4)Зеленеют ели, тяжело распустившие свои ветви, одетые пушистыми снежными гирляндами. (5)Кругом чернеют берёзы и осины, лишённые листвы. (6)Кое-где возвышаются старые сосны с яркими буро-красными стволами и раскидистой длинной хвоёй. (7)От деревьев, освещённых косыми холодными лучами, ложатся длинные серые тени, глаз слепит сверканье мягкого снега, и свежо дышится острым морозным воздухом.

(С.И.Огнев)

1). Определите тему и главную мысль текста.

2). Озаглавьте текст.

3). Определите стиль текста.

4) Выпишите из текста все причастия.

5). Из предложений 5 – 7 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Две буквы Н пишутся в суффиксах полных причастий, если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида»

6). В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте.

От деревьев,(1) освещённых косыми холодными лучами,(2) ложатся длинные серые тени,(3) глаз слепит сверканье мягкого снега,(4) и свежо дышится острым морозным воздухом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Комплекс заданий о теме "Причастие"

Автор: Казакова Людмила Александровна

Дата: 25.12.2023

Номер свидетельства: 643283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Комплекс тренировочных и проверочных работ по теме "Причастие""
    ["seo_title"] => string(71) "komplieks_trienirovochnykh_i_provierochnykh_rabot_po_tiemie_prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "373817"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482828086"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "280610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393910"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia1"
    ["file_id"] => string(6) "280611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393917"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia2"
    ["file_id"] => string(6) "280612"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "«Причастие»"
    ["seo_title"] => string(13) "prichastiie_1"
    ["file_id"] => string(6) "390891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486903083"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства