Просмотр содержимого документа
«Комплекс заданий о теме "Причастие"»
Комплекс тренировочных упражнений по теме «Причастие»
Пояснительная записка
Предлагаемая система заданий дополняет материалы учебников по русскому языку, рекомендованных МО РФ для общеобразовательных учреждений. Актуальность подобного рода разработки очевидна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену. В настоящее время появилось множество пособий для подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ, однако в них в основном тиражируются типовые тестовые задания (многочисленные «клоны» тех, что включаются в состав ЕГЭ), не всегда направленные на осмысленное и действительно системное формирование определённых навыков. Опыт работы убедительно диктует необходимость изменения структуры уроков русского языка, а также методов и форм подачи учебного материала и проверки знаний учащихся. Материал школьных учебников, к сожалению, очень ограничен как в плане типологии предлагаемых заданий, так и в плане возможностей выбора не только групповых, но и индивидуальных траекторий формирования базовых компетенций.
Предлагаемые упражнения позволяют проверить языковую подготовку учащихся на уровне учебных умений или способов действия, на основе понятий и правил, применяемых не только в стандартных условиях, но и в работе со специально отобранным языковым материалом.
Комплекс упражнений содержит задания на дифференциацию языковых явлений, разграничение омонимичных форм и частей речи, задания на развитие гибкости мышления, что позволит осознанно подходить к анализу языковых явлений, избегая «натаскивания» при подготовке к ЕГЭ.
Предлагаемые материалы помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках, итоговых проверках, а также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в качестве повторения пройденного.
Комплекс упражнений
1. Подчеркните причастие, укажите в каждой строчке его отличительный признак.
4. Найдите в тексте все причастия, подчеркните их как члены предложения.
Я сидел в берёзовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием: была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел, глядел кругом и слушал.
5. Укажите, какой из названных глагольных признаков отсутствует у причастия.
Наклонение, время, значение действия, изменяемость по лицам.
6. Определите, какой из названных признаков отличает причастие от прилагательного.
Роль в предложении; изменяемость по падежам, числам и родам; наличие форм времени.
7. Письменно объясните, почему слово согревшийся можно назвать причастием.
8. В какой строке все выделенные слова являются причастиями?
14. Укажите строку, в которой все причастия действительные.
помытый, несомый, опрошенный, озябший;
значащий, молящийся, прогнувшийся, купавшийся;
зажмуренный, считающийся, рисовавший, вытирающий;
разбранившийся, забитый, нравящийся, везший.
15. Найдите в предложениях причастия. Укажите предложения, в которых есть страдательные причастия прошедшего времени.
У холоднокровных животных температура тела непостоянна и близка к температуре окружающей среды.
В палатке пусто и розово от солнца, прошедшего сквозь нарядный брезент.
У ног Ильи широкая пасть оврага была наполнена густой тьмой.
Туго согнутой веткой терновой мой венец на тебе заблестит.
Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её.
16. Выберите нужную гласную (а, е, и, я). Укажите суффикс причастия.
Закле_вший окно, замет_вший друга, завис_щий от других, засе_вший поле, ненавид_щий ложь, вер_вший в идеалы, помн_щий добро. Слыш_вший сообщение, вид_вший сон, законч_вший школу, зате_вший драку, поран_вший руку, вытерп_вший все испытания, измуч_вший всех.
17. Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Расставьте знаки препинания и графически обозначьте причастные обороты.
Сороки (состоять) с воронами в близком родстве заметили перекличку ворон и застрекотали. Я проснулся от (пробиться) в мутное стекло солнечного луча. Под полом одиноко и робко скреблась мышь (голодать) из-за кота.
18. Найдите и исправьте ошибку в одном из трёх словосочетаний каждого варианта.
а) прибывающий вовремя; б) сомневающийся во всём; в) борящимися за власть.
а) попадающийся на глаза; б) движащийся вперёд; в) стреляющий метко.
а) надеющийся на чудо; б) жарющийся на костре; в) распадающийся на части.
а) следущий за мной; б) верящий всем; в) ненавидящий меня.
а) режущий на части; б) тратющий слова; в) встречающийся часто.
19. Какой признак причастия обозначен неверно?
В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н.
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -ющ-, -ущ- (2-е спряжение) и -ащ-, -ящ- (1-е спряжение).
Приставка не влияет на количество Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.
20. В какой строке все причастия с НЕ пишутся слитно?
(Не)навидевший фальшь, (не)выполненное на уроке задание, (не)отправленное письмо.
(Не)замеченная оплошность, ошибка (не)исправлена, (не)защищённый от ветра.
(Не)продуманный план, (не)прояснившееся после дождя небо, (не)сыгранная роль.
21. Сформулируйте задание к данному упражнению. Выполните его. Продолжите упражнение своими примерами.
(Не)засеянное поле, (не)засеянное вовремя поле, поле (не) засеяно, (не)законченная мною работа, (не)законченная, а начатая работа, работа (не)закончена, (не)закрытый дневник, (не)закрытый учеником дневник, дневник (не)закрыт.
22. Раскройте скобки. Объясните устно правописание частицы НЕ с причастиями.
Здесь между холмами протекает (не) ведомая, (не) имеющая названия река. Вечер был июльский, ещё (не) остывший от зноя. Песни не останутся (не) спетыми. Во всём давала себя знать его (не) унывающая натура. В последний раз блеснули горы в (не) существующей дали.
23. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
(Не) опознанный объект продолжал свой полёт над городом.
(Не) остывшая печь продолжала согревать дом.
Никем (не) мытые овощи лежали беспорядочно на прилавке.
В этот день со всеми произошли загадочные, (не) объяснимые явления.
24. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1). (Не) проданная, а подаренная картина висела на самом видном месте.
2). (Не) политые садовником цветы быстро завяли.
3). (Не) выключенный факс продолжал работать и выдавать новые сообщения.
4). Отзыв написан вовсе (не) разборчивым почерком.
25. Укажите предложение с орфографической ошибкой:
1. Он бросил на меня не доумевающий взгляд.
2. За ненаписанное сочинение ученик получил «2».
3. Долина, ещё не освещённая солнцем, была подёрнута туманом.
4. На полях не скошена трава.
26. Буква Н пишется в слове:
А) жела…ые гости;
Б) плетё…ая корзина;
В) броше…ая верёвка;
Г) замасле…ый конверт.
27. Буквы НН пишутся в слове:
А) рассея…ый взгляд;
Б) гружё…ая баржа;
В) кипячё…ая вода;
Г) копчё…ый угорь.
28. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН»?
На высохшем болоте росли жиденькие клюкве…ые кустики.
Иней, перемеша…ый с землёй, лежал под каждым кустом и поблёскивал на солнце.
За это и гроша лома…ого не дадут.
Щенок во дворе радостно играл с дра…ым сапогом.
29. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?
Преступники оказались глупы, ограниче…ы.
Туристы отчая…о карабкались по скалам.
Девушка поступила ветре…о.
Бочка впрок наполне…а мёдом.
30. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Помните, каким шумным и оживлённым был лес весной и летом? (2)Теперь он стоит перед нами застывший в какой-то таинственной тиши. (3)Но даже в этой тишине есть своеобразная привлекательность. (4)Зеленеют ели, тяжело распустившие свои ветви, одетые пушистыми снежными гирляндами. (5)Кругом чернеют берёзы и осины, лишённые листвы. (6)Кое-где возвышаются старые сосны с яркими буро-красными стволами и раскидистой длинной хвоёй. (7)От деревьев, освещённых косыми холодными лучами, ложатся длинные серые тени, глаз слепит сверканье мягкого снега, и свежо дышится острым морозным воздухом.
(С.И.Огнев)
1). Определите тему и главную мысль текста.
2). Озаглавьте текст.
3). Определите стиль текста.
4) Выпишите из текста все причастия.
5). Из предложений 5 – 7 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Две буквы Н пишутся в суффиксах полных причастий, если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида»
6). В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте.