Итоговый контроль по теме «Фонетика и орфоэпия» 5 класс.
Планируемый результат: овладеть основными понятиями фонетики; осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука; характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; проводить фонетический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава; наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их; членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую; использовать орфоэпический словарь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Итоговый контроль по теме "Фонетика" »
Итоговый контроль по теме «Фонетика и орфоэпия» 5 класс.
Планируемый результат: овладеть основными понятиями фонетики; осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука; характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; проводить фонетический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава; наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их; членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую; использовать орфоэпический словарь.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
- умение различать гласные и согласные звуки;
- умение различать твёрдые и мягкие согласные;
- умение различать звонкие и глухие согласные;
- умение проводить фонетический анализ слова;
- умение классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам;
- умение классифицировать и группировать слова по заданным параметрам их звукового состава;
- умение наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их;
- умение членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую;
- умение использовать орфоэпический словарь.
№
Раздел содержания
Объект оценивания
Уровень сложности
Тип задания
Время выполнения
Максимальный бал
1
Фонетика
Умение характеризовать заданный звук
Б
Выбор ответа
3 мин
1
2
Фонетика
Умение обозначатьзаданный звук
Б
Выбор ответа
1 мин
1
3
Фонетика
Умение различать согласные твёрдые и мягкие
Б
Выбор ответа
1 мин
1
4
Орфоэпия
Умение правильно ставить ударение в словах
Б
Выбор ответа
2 мин
1
5
Орфоэпия, фонетика
Умение правильно ставить ударение в словах, умение делить слова на слоги
Б
Выбор ответа
1 мин
1
6
Фонетика
Умение различать гласные и согласные звуки
П
Краткий ответ
4 мин
2
7
Фонетика
Умение классифицировать и группировать звуки
П
Выбор ответа
3 мин
2
8
Фонетика
Умение наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи
П
Выбор ответа
3 мин
2
Задания:
1.Охарактеризуйте следующие звуки:
[х] - __________________________
[д] - _________________________
[ж] - _________________________
[j'] - _________________________
[р'] - ________________________
Образец правильного ответа:
[х] –согласный, твёрдый, глухой
[д] - согласный, твёрдый, звонкий
[ж] - согласный,твёрдый, звонкий
[j'] –согласный, мягкий, звонкий_
[р'] – согласный, мягкий, звонкий
Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: вписаны все характеристики.
2. Обозначьте звуки на месте подчеркнутых букв:
принял
баловать
включит
красивее
Образец правильного ответа:
[р']
[т']
[у]
[с']
Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: правильно записаны все звуки.
3. В каком слове нет мягких согласных?
1) рожь
2) семья
3) восемь
4) моя
Образец правильного ответа: 1 (рожь)
Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: выбран правильный вариант ответа.
4. Ударение падает на один и тот же слог в словах группы:
1) капуста, улица
2) охотник, румяный
3) далёкий, весело
4) написать, построить
Образец правильного ответа: 2 (охотник, румяный)
Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: выбран правильный вариант ответа.
5. Найдите трехсложные слова с ударением на втором слоге:
1) карнавал;
2) виноград;
3) малина;
4) воробушек;
5) ежевика;
6) работа.
Образец правильного ответа: 3, 6 (малина, работа)
Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: выбран правильный вариант ответа.
6. Выпишите из текста все слова, начинающиеся с гласного звука:
Саше и Маше подарили хорошенького Ёжика. Он жил у них всё лето, очень привязался к ним, прибегал на их зов, брал из рук кусочки говядины и хлеба, разгуливал не только по всему дому.
Как ребята огорчились, когда ёжик вдруг исчез! Дети бегали по всему дому, звали ёжика, искали его.
Образец правильного ответа: он, у, очень, их, из, и, огорчились, искали.
Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: записано не менее 6 нужных слов, ненужные слова не записаны.
7. Даны звуки [й'], [ч'], [у], [с'], [р], [п], [а], [ы],[д]. Объедини эти звуки в группы. Постарайся предложить несколько способов группировки.
Первый способ группировки
Второй способ группировки
Третий способ группировки
Образец правильного ответа:
Первый способ группировки
[у]
[й']
[а]
[ч']
[ы]
[с']
[р]
[п]
[д]
Второй способ группировки
[у]
[й']
[р]
[а]
[ч']
[п]
[ы]
[с']
[д]
Третий способ группировки
[у]
[й']
[ч']
[а]
[р]
[с']
[ы]
[д]
[п]
Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: приведены любые два способа группировки.
8. Выберите поэтические строки, в которых использован приём звукописи.
1) Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром
Кружат, шуршат.
(В. Брюсов)
2) Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
(З. Александрова)
3) Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.
(Н. Некрасов)
4) Терялся луч больших полуден
В бескрайности сгущённых туч.
(В. Брюсов)
Образец правильного ответа: 1
Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием: выбран правильный вариант ответа.