ВАРИАНТ 12
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-7.
(1)Елена Михайловна всегда с удовольствием ждала встречи с седьмым «А», потому что они были её любимцами и уроки в этом классе становились ежедневным праздником. (2)Но улыбка погасла на её лице, едва она открыла дверь в класс. (3)Ребята, словно не заметив её прихода, поднимались вяло и неохотно, а Вовка Нефёдов был единственным, кто не встал совсем. (4)Это было непохоже на него, потому что мальчик был так запуган своим строгим отцом, что он по привычке боялся всех и вся и никогда не позволил бы себе малейшего нарушения дисциплины. (5)Учёба давалась ему с трудом, но он был прилежен и исполнителен.
– (6)Садитесь... (7)Ребята, что произошло? (8)Володя, что с тобой? – встревожилась Елена Михайловна.
(9)Не ответив, этот рослый мальчик, выше всех в классе, почти юноша, вдруг заплакал навзрыд, как маленький. (10)Димка Усов вяло произнёс:
– (11)От англичанки попало... (12)Отца вызывают... (13)Как будто мы маленькие! (14)Тут словно плотину прорвало:
– (15)Да ну её! (16)Чуть что – отца да отца! (17)У Вовки, знаете, какой отец?
– (18)К произношению придирается!
– (19)Отец с Вовки шкуру спустит!
(20)Глаза ребят горели откровенной ненавистью к молодой учительнице.
(21)Елена Михайловна, вспомнив о педагогической этике, начала заступаться за коллегу:
– (22)Погодите, ребята, нельзя ничего делать сгоряча, так можно и дров наломать. (23)Но, раз уж зашла речь, скажу: Серафима Кузьминична отлично знает свой предмет...
(24)Словно забыв об уважении к Елене Михайловне, ребята невежливо перебили её:
– (25)Ну и что?
– (26)А зачем она людей оскорбляет?
– (27)Мы и лодыри, и бестолочь, и бить нас некому... (28)Елена Михайловна продолжила:
– (29)Верно, она строга и требовательна, и это хорошо: лучше будете знать английский.
(30)Но унять возбуждённых ребят было, конечно, уже невозможно.
– (31)А мы не хотим привыкать!
– (32)Другие учителя тоже строгие, а мы их любим!
– (33)Пусть нам дадут другого преподавателя!
– (34)Хватит! (35)Всё ясно. (36)Продолжим урок!
(37)Урок русского языка, хотя и начался с большим опозданием, но прошёл организованно, в обычной деловой обстановке.
(38)Елена Михайловна про себя решила предложить коллеге обсудить ситуацию, но, войдя после занятий в учительскую, она увидела, как англичанка распекала бледного до синевы Вовку Нефёдова. (39)Рядом стоял его отец, такой же высокий, худой, как его сын, и так же покорно слушал Серафиму Кузьминичну, иногда бросая на сына взгляд, ясно говоривший: «Ну подожди, будет тебе дома!»
(40)Вечером, наедине с собой, Елена Михайловна долго обдумывала случившееся.
(41)«Они же просили меня помочь им!!! (42)Просили как старшего товарища, как друга, которому доверяют! (43)Я виновата перед ними! (44)3автра же поговорю с ребятами!»
(По Л. Захаровой)*
* Л. Захарова – современная российская писательница.
Ответами к заданиям 1-7 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы. |
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Елена Михайловна не смогла вовремя начать урок?»
1) Ученики седьмого «А» не заметили, что урок уже начался и в класс вошла учительница.
2) Вовку Нефёдова пришлось долго утешать.
3) Елена Михайловна решила рассказать ребятам, каким хорошим учителем является англичанка Серафима Кузьминична.
4) Одноклассники возбуждённо обсуждали проблемную ситуацию.
Ответ____________________
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Но улыбка погасла на её лице, едва она открыла дверь в класс.
2) Учёба давалась ему с трудом, но он был прилежен и исполнителен.
3) – Погодите, ребята, нельзя ничего делать сгоряча, так можно и дров наломать.
4) Не ответив, этот рослый мальчик, выше всех в классе, почти юноша, вдруг заплакал навзрыд, как маленький.
Ответ____________________
3 Из предложений 19-23 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Ответ____________________
4. Из предложений 29-37 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
Ответ____________________
5. Замените разговорное слово «распекала» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ____________________
6. Замените словосочетание «просили помочь», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ____________________
7. Выпишите грамматическую основу предложения 33.
Ответ____________________
8.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
дОсуха мозАичный приручЁнный бралА исчЕрпать
Ответ____________________
9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пачка МАКАРОНОВ с ОБЕИХ позиций
ПЯТЬЮСТАМИ книгами ИСПЕКИ пирог
более ВСПЫЛЬЧИВЫЙ
Ответ____________________
10. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
П..лисадник заб…раться
Пок..сившийся изм…рение
М..теорология
Ответ____________________
11. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра..гон, и..печь
роз..ск, с..змала
вз…скать, по..грать
пр…рвать, пр…людно
пр..дедушка, д…бавил
Ответ____________________
12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
организу..мый
стро..мый (город)
(полезные) ископа..мые
удво..нный
колебл..шься
Ответ____________________
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Ещё (НЕ)ЗНАЯ ничего о микробиологии, древние люди заботились о том, чтобы земля была плодородной.
Вследствие (НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩИХСЯ из года в год пожаров лес на горах был совершенно уничтожен.
Я предпочитаю не отрицать ничего того, что (НЕ)ПРОВЕРЕНО на собственном опыте.
Представители конкурентной стороны (НЕ)ГОДОВАЛИ: был упущен такой выгодный долгосрочный контракт.
Очередной ответ студента на дополнительный вопрос экзаменатора был далеко (НЕ)ТОЧЕН.
Ответ____________________
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НА)ЗЛО иногда и добром отвечают: а (НА)ВСТРЕЧУ добру и другое добро родится. (С)ЛЕВА, за барьером, (КАК)БУДТО в гигантском провале, пустынный зал, где происходят все почтовые операции, а над ним возносится стеклянный купол. Лейтенант, построив весь взвод (ПО)ДВОЕ, повёл нас через лес, (НЕ)СМОТРЯ на наступавшие сумерки.
Я думал, ЧТО(БЫ) мне сказать отцу (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нашего вчерашнего разговора.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ, когда мне привелось (С)НОВА побывать в тургеневском парке, я обратил внимание на большое количество молодых деревьев.
Ответ____________________
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
По городу расположе(1)ы на каналах дровя(2)ые биржи. Привезё(3)ые по воде дрова лежат сложе(4)ыми на набережных, откуда их грузят на телеги и развозят по домам.
Ответ____________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского философа П. Рикёра: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами П. Рикёра.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете слова учительницы Елены Михайловны: «Они же просили меня помочь им!!! Просили как старшего товарища, как друга, которому доверяют! Я виновата перед ними!»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Каким должен быть учитель», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
№ | 12 вариант |
1 | 4 |
2 | 3 |
3 | вспомнив |
4 | возбуждённых |
5 | бранила// выговаривала //упрекала//ругала //отчитывала |
6 | просили о помощи// просили помощи |
7 | пусть дадут |
8 | мозаичный |
9 | макарон |
10 | забираться |
11 | Розыск сызмала сызмала розыск |
12 | строимый |
13 | негодовали |
14 | Впоследствии снова снова впоследствии |
15 | 12 21 |